Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой.
картотека по коррекционной педагогике на тему

По показателю обучаемости, отражающему потенциальные возможности ребенка к усвоению нового материала с помощью взрослого, т. е. "зону ближайшего развития", детей можно раз­бить на три прогностически значимые группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_ivanova_a.ya_.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой.

Процедура   проведения   исследования

1.        Предварительная   ориентировка

Экспериментатор издали показывает ребенку карточки, сложенные в колоду, и говорит: "Эти карточки тебе надо разложить на группы - подходящие с подходящими. Но сначала посмотри на эту таблицу - тут они все нарисованы - и подумай, как ты будешь это делать". С этими словами перед ребенком раскладывается таблица и показывается ему для свободной ориентировки в течение 30 секунд. В это время экспериментатор никаких пояснений больше не дает, только фиксирует в протоколе слова и действия ребенка. После этого таблица убирается и больше никак в эксперименте не используется.

2   ЭТАП.   Основное   задание

Его выполнение начинается с того, что ребенок получает в руки набор карточек, собранных в колоду в случайном порядке.

ПЕРВАЯ ЗАДАЧА

Экспериментатор еще раз повторяет инструкцию: "Разложи эти карточки подходящие с подходящими, можешь сделать три или четыре группы". После этого в течении 30 секунд регистрируются самостоятельные действия и высказывания ребенка.

Если ребенок пассивен и не приступает к работе или, напротив, действует чрезмерно поспешно и хаотично, экспериментатор может оказать ему организующую помощь, сказав: "Выложи несколько карточек на стол", или "Не спеши, выкладывай аккуратнее, по одной". В протоколе это отмечается.

В этот период времени ребенок может начать правильную группировку карточек по цвету, т. е. на три группы. Если он начинает с вычленения формы как признака группировки, то его не следует поправлять. Тогда задача вычленения цвета стано- ' вится второй. Однако, если ребенок не выделяет самостоятельно никакого признака и экспериментатор вынужден начать обучение, то делать это надо с выделения цвета. Если ребенок в течение 30 секунд не начал группировать карточки,  ему дается первый "урок-подсказка".

Первый "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор выбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся только одним признаком (например, большой желтый треугольник и большой красный треугольник) и спрашивает: "Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?" Если ребенок сам не отвечает, экспериментатор заканчивает: "Они отличаются цветом - одна зеленая, другая красная". Это и есть содержание первого "урока-подсказки" - указание на различие двух карточек по цвету. Далее экспериментатор фиксирует высказывания и действия ребенка в течение 30 секунд. Если ребенок не начинает правильную группировку карточек, обучение продолжается, т. е. дается второй "урок-подсказка".

Второй     "УРОК-ПОДСКАЗКА".    Из    других,    лежащих    на столе   карточек,   выбирается  третья,   сходная  с  одной   из  двух первых (выбранных в первом уроке) по цвету (например, большой красный ромб). Экспериментатор показывает ее ребенку со словами:    "Куда    мы    положим    эту    карточку    -    сюда    или сюда?..",  и если ребенок не может уловить мысль, продолжает: "Мы   положим   ее   сюда,   к   красному,    потому   что   она   тоже красная".   Это   и   есть  содержание  второго   "урока-подсказки"   -указание на сходство двух карточек по цвету.  После этого экспериментатор протоколирует дальнейшие высказывания и действия ребенка в течение 30 секунд. Если ребенок по-прежнему но может уловить способа группировки, следует третий "урок-подсказка".

Третий "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими еще одну карточку желтого цвета и, начав таким образом все три группы, говорит: "Сюда будем класть все красные, сюда - синие, а сюда - желтые". Следовательно, содержанием третьего "урока" является наглядный показ и объяснение способа действия. Затем следует протоколирование самостоятельных действий ребенка. В тех случаях, когда этой помощи оказывается недостаточно, экспериментатор продолжает обучение с интервалами в 30 сек.

Четвертый, пятый и т. д. "УРОКИ-ПОДСКАЗКИ". В ходе; каждого из последующих уроков экспериментатор укладываем еще одну карточку в соответствующую группу, сопровождая это словесными пояснениями. В протоколе каждый раз отмечаются номер "урока" и дальнейшие действия ребенка.

После окончания группировки регистрируется общее время, затраченное на выполнение первой задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую "словесную формулировку" выделенного признака классификации, экспериментатор может сказать: "Ты хорошо разложил карточки на группы, но скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?" Если ребенок не сможет ответить на этот вопрос, то экспериментатор должен сам сформулировать принцип группировки карточек: "Значит, мы разложили карточки по цвету: синие, красные и желтые". Но в протокол заносятся слова ребенка.

ВТОРАЯ ЗАДАЧА

Экспериментатор собирает все карточки, перемешивает их и снова подает ребенку со словами: "Теперь разложи их по-другому, тоже подходящие с подходящими, но уже иначе - на четыре группы". (Если ребенок в первой задаче раскладывал карточки на четыре группы, то конец инструкции звучит - "на три группы"). После этого в течение 30 секунд экспериментатор регистрирует в протоколе самостоятельные поиски ребенка.

Здесь также возможна организующая помощь экспериментатора: "Не спеши, выкладывай по одной", или "Выложи несколько карточек на стол". В протоколе это отмечается.

Если в это время ребенок делает попытки использовать для группировки тот признак, который уже применялся в первой задаче, то это фиксируется в протоколе как "проявление инертности".

Схема обучения такая же, как в первой задаче. Если за 30 секунд ребенок не приступает к правильной группировке карточек, ему дается первый "урок-подсказка".

Первый "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор отбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся только одним признаком (например, большой синий круг и большой синий квадрат), показывает их ребенку и спрашивает: "Чем отличаются эти карточки? Чем они не похожи?" Если ребенок не отвечает на вопрос, экспериментатор после паузы продолжает: "На одной - квадрат (кубик), на другой - кружок". Содержание первого "урока-подсказки" - указание на различие двух карточек по форме. Далее экспериментатор фиксирует высказывания и действия ребенка в течение 30 секунд. Если ребенок не начинает правильную группировку карточек, обучение продолжается.

Второй "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор выбирает третью карточку, сходную с одной из первых двух (выбранных им в первом уроке) по форме (например, большой желтый квадрат), и показывает ее ребенку со словами: "Эту карточку куда положим - сюда или сюда?.." И, если ребенок не может уловить мысль, продолжает: "Положим ее к этому квадрату (кубику), потому что на ней тоже квадрат (кубик)". Далее регистрируются действия ребенка в течение 30 секунд. Таким образом, содержание второго урока - указание на сходство двух карточек по форме.

Третий "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими еще две карточки разной формы и, начав таким образом все четыре группы, говорит: "Сюда будем класть все квадраты, здесь будут лежать все треугольники, здесь - все кружки, а тут - ромбы ("конфетки")". Содержание третьего "урока" - наглядный показ и объяснение способа группировки. Затем следует протоколирование самостоятельных действий ребенка. В тех случаях, когда и этой помощи оказывается недостаточно, экспериментатор продолжает обучение с интервалами в 30 секунд.

Четвертый, пятый и т. д. "УРОКИ-ПОДСКАЗКИ". В ходе каждого из последующих "уроков" экспериментатор укладывает еще одну карточку в соответствующую группу, сопровождая это словесными пояснениями. В протоколе каждый раз отмечаются номер "урока" и дальнейшие действия ребенка.

После окончания группировки карточек отмечается общее время, затраченное на выполнение второй задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую "словесную формулировку" выделенного признака классификации, экспериментатор может сказать: "Ты молодец, правильно разложил все карточки, а теперь скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?" Если ребенок не называет признака, то экспериментатор формулирует его сам: "Сейчас мы разложили карточки по форме: все кружки вместе, все квадраты, все треугольники и все ромбы". Но в протокол заносятся слова ребенка.

ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА

Экспериментатор вновь собирает все карточки со стола, перемешивает их и дает в руки ребенку со словами: "Снова, в последний раз, разложи их на группы, подходящие с подходящими, но иначе - так, чтобы получилось всего две группы". Затем в течение 30 секунд регистрируются высказывания и самостоятельные поиски ребенка.

Если ребенок пытается использовать для группировки признаки, применявшиеся при решении предыдущих задач, то в протоколе это фиксируется как "проявление инертности", с указанием, каким именно признаком пытался воспользоваться обследуемый. При необходимости ребенку оказывается организующая помощь: "Не спеши, выкладывай по одной", или "Выложи несколько карточек на стол". Если ребенок не может найти признака группировки, то экспериментатор спустя 30 секунд начинает обучение.

Первый "УРОК-ПОДСКАЗКА". Из карточек, лежащих на столе, экспериментатор отбирает две, отличающиеся только одним признаком - размером (например, большой красный круг и маленький красный круг) и показывает их ребенку со словами: "Чем они отличаются, чем они не похожи?" Если ребенок не отвечает, экспериментатор после паузы продолжает: "Они отличаются размером: одна фигурка - большая, другая - маленькая". Это содержание первого "урока-подсказки" - указание на различие двух фигур по величине. Затем регистрируются высказывания и самостоятельные действия ребенка в течение 30 секунд. В случае необходимости обучение продолжается.

Второй "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор выбирает третью карточку, сходную с одной из первых двух (выбранных им в первом "уроке") по величине (например, маленький синий квадрат) и показывает ее ребенку со словами; "Куда эту карточку положим?.." Если ребенок не улавливает мысль, экспериментатор после паузы продолжает: "Положим ее к маленькому кружку, потому что она тоже маленькая". Затем в течение 30 секунд регистрируются самостоятельные действия ребенка.

Третий "УРОК-ПОДСКАЗКА". Экспериментатор берет четвертую карточку, сходную с одной из предыдущих по величине (например, большой желтый квадрат), укладывает ее на место (к большому красному кругу) и говорит: "Все большие фигуры будем собирать вместе, и все маленькие тоже вместе". Таким образом, экспериментатор объясняет и наглядно показывает принцип группировки по величине. Затем регистрируются самостоятельные действия. Если и этой помощи оказывается недостаточно для того чтобы ребенок самостоятельно продолжил работу, обучение продолжается с интервалами в 30 секунд.

Четвертый, пятый и т. д. "УРОКИ-ПОДСКАЗКИ". В ходе каждого из последующих "уроков" экспериментатор укладывает еще одну карточку в соответствующую группу по величине, сопровождая это словесными пояснениями.

Отмечается общее время, затраченное на выполнение третьей задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую "словесную формулировку" выделенного признака, экспериментатор задает вопрос: "Назови, какие карточки ты собрал вместе, чем похожи карточки одной группы?" Если ребенок не сможет назвать признак классификации, то экспериментатор делает это сам: "Мы разложили фигурки по величине - большие в одну группу, маленькие - в другую". В протокол заносятся слова ребенка. После этого все карточки первого набора убираются.

3   ЭТАП.   Аналогичное   задание

Экспериментатор дает ребенку второй набор карточек, собранных в колоду в случайном порядке, со словами: "Ты уже научился складывать карточки. Эти - другие, но их тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как можно сделать".

Не следует ни называть признаки, ни оговаривать количество групп. Участие экспериментатора может проявиться лишь в том случае, когда ребенок, выделив один признак, проявляет некоторую пассивность. Тогда можно, смешав карточки, задать ребенку вопрос: "А как еще можно собрать их?", стимулируя тем самым продолжение работы. В протоколе фиксируются общее время выполнения и результат самостоятельных действий ребенка.

Свободное перечисление всех трех признаков группировки оценивается как полный логический перенос в словесной форме. Это наилучший результат. Выделение ребенком только двух признаков группировки оценивается как частичный перенос в словесной форме. Если ребенок совершает все три правильные группировки, не умея сформулировать принцип классификации на словах, это оценивается как полный перенос в наглядно-действенной форме. Совершение только двух правильных группировок без соответствующего словесного оформления расценивается как частичный перенос в наглядно-действенной, форме. При выделении ребенком менее двух (т. е. одного или ни одного) признаков классификации фигур аналогичного набора считается, что логический перенос отсутствует.

Процедура   обработки результатов   исследования

Как уже отмечалось, в основу числового показателя обучаемости было положено количество дозированной помощи экспериментатора, которое необходимо ребенку для достижения определенного результата. В серии предварительных исследований были подобраны в правильном соотношении числовые показатели и для других параметров обучаемости: активности собственной ориентировки и способности к логическому переносу.

В целом система количественной оценки построена так, что чем хуже обучаемость ребенка, тем большее количество помощи он получает, и соответственно возрастает количество баллов, в которых оценивается его обучаемость.

Выделенные показатели обучаемости численно оцениваются (в баллах) следующим образом:

1.        Ориентировка - "ОР":

активная      - О,

пассивная   - 1.

2.        Восприимчивость к помощи - "ВП":

за каждый урок в каждом задании - 1,

за каждое проявление инертности - 1.

3.        Способность к логическому переносу - "Л/7":

-        отсутствие обобщающей формулировки в конце каждой классификации        - 1,

полный перенос в словесной форме        - 0,

частичный перенос в словесной форме        - 1,

полный перенос в наглядно-действенной форме        - 2,

-        частичный перенос в наглядно-действенной форме        - 3,

-        отсутствие переноса        - 4.

Общий   числовой   показатель   обучаемости   -   "ПО":

ПО   =   ОР   +   ВП   +   ЛП.

По показателю обучаемости, отражающему потенциальные возможности ребенка к усвоению нового материала с помощью взрослого, т. е. "зону ближайшего развития", детей можно разбить на три прогностически значимые группы.

Первую группу, составляют дети с ПО = 3 + 2. Высокая обучаемость детей дайной группы проявляется и в активной предварительной, ориентировке, направленной на знакомство с новым материалом и составление замысла предстоящей работы; и в хорошей восприимчивости к помощи взрослого; и в способности самостоятельно решать аналогичные задачи. Высокая обучаемость как основной показатель умственного развития позволяет прогнозировать успешность школьного обучения данной группы детей.

Во вторую, промежуточную, группу попадают дети с ПО=[5-9].

В третью, крайнюю группу входят дети с ПО = 13 ± 4. Слабая обучаемость этих детей проявляется в познавательной пассивности, плохой восприимчивости к помощи взрослых при решении трудных задач, слабой способности использовать усвоенный способ действия при решении аналогичных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования состояния словоизменения существительных у дошкольников

В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизмене...

Методика исследования состояния лексического строя у дошкольников

Методика исследования состояния лексического строя, которая включает следующие разделы: 1) Исследование пассивного словаря; 2) Исследование активного словаря; 3) Исследование антонимии; 4) Исследовани...

Методика исследования развития детей 4-5 года жизни

Эта методика позволяет быстро отметить особенности развития ребенка, включая все основные аспекты: познавательное, сенсорное, коммуникативное развитие, моторику, игровую деятельность....

Методика исследования развития детей 6-7 года жизни

Данная методика позволяет быстро оценить всестроннее развитие ребенка: социальное развитие, особенности эмоционально - волевой сферы, речь и общение, моторика, познавательное и эстетическое развитие....

Методика исследования обучаемости А.Я.Ивановой

Методика позволяет исследовать обучаемость ребёнка, определяет его потенциальную способность к овладению новыми знаниями. на сновном этапе работе оценивается самостоятельная работа ребёнка и восприимч...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...