ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Трунова Наталья Михайловна

Примерная коррекционная программа для детей 2-3 лет .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih2.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 66 «Родничок»

г. Прокопьевск

                                                     ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ  С ДЕТЬМИ 2-3  ЛЕТ

                                                           

         

                                                                                                           Выполнила Трунова Н.М

 

Актуальность     программы.
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой – то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующие для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно именно с раннего возраста создавать благоприятные условия для развития психики  в соответствии с возрастными особенностями. Именно в раннем возрасте начинают активно формироваться такие познавательные психические процессы как ощущение. Непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Благодаря этим достижениям дети  начинают активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие активно развивается под влиянием разнообразной деятельности ребенка, лепке, рисования, конструирования, чтения книг, подвижных игр, музыки. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразна и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и будут наблюдаться пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Примерно 25% детей поступающих в дошкольное учреждение имеют сенсорный голод, у ребят сниженные показатели процессов восприятия, речи, недостаточно развита мелкая моторика. Помочь ребенку скорректировать  психические процессы возможно при условии последовательной реализации коррекционно – развивающей работы. В этой связи была разработана предлагаемая программа.

Теоретической основой  программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.

 Адресат: Дети 2-3 лет («группы риска» показавшие результаты по методике Е.А. Стребелевой — II группы, дети III группы с пограничными результатами близкими ко II группе).

Исполнители: педагоги ОУ , дети ,родители.

 Цель программы:  коррекция и развитие психических процессов и функций у детей раннего возраста.
 Задачи:
 
 Развивать  зрительное восприятие цвета,  умение выделять нужный цвет, сличать,    называть основные цвета, классифицировать предметы по цвету.
 
 — Развивать умения практической ориентировки на величину предмета, учить  сравнивать по величине предметы между собой.
  — Развивать умение ориентироваться на форму предмета.
  — Развивать координацию движений, общую  и мелкую моторку.
  — Обогащать словарный запас детей, повышение речевой активности.
 - Развивать  память, внимание, восприятие, наглядно-образное и наглядно – действенное мышление через развивающие игры и упражнения.
 
 
  
  Продолжительность курса:  16  занятий по 10-15 минут  периодичностью 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты реализации программы

 Промежуточный  результат: 
 -  повышение речевой активности детей, обогащение словаря.
  — повышение уровня развития мелкой и крупной моторики у детей.
  — повышение уровня восприятия формы предмета.
  — развитие психических процессов:  памяти, мышления.
  

Итоговый результат
  — повышения уровня развития восприятия цвета, умения выделять цвет как признак предмета, сличать цвета  на 30 % (от стартовых данных)
  — повышения умения узнавать и называть   основные цвета на 25 % (от стартовых данных).
  — повышение уровня практической ориентации в величине предмета на  30%.
 -  повышение уровня  развития целостного восприятия предметной картинки, анализ образца на 20% восприятия, речи

 Материально-техническое оснащение
 

 *помещение предназначенное  для проведения  занятий с использованием разных видов деятельности детей: рисования, развивающих игр, двигательной активность детей
* аудиотехника 
*канцелярские принадлежности (краски, кисточки, штампы, карандаши,  листы формата А 4., А 2) по количеству участников.
*развивающие игры, игрушки, пособия, фланелеграф, мольберт.
 
 
 

 

Коррекционно-развивающая программа включает в себя четыре блока:

  1. Диагностический.
  2. Установочный.
  3. Коррекционно-развивающий
  4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
  5. Диагностический блок

1. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ Е. А. СТРЕБЕЛЕВОЙ.

Задачи для обследования дете 2-3 лет

|/п

Наименование

задания

Возраст детей

2—2,5

года

2,5—3

года

1

  Поймай шарик

+

+

2

Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки

+

+

3

Разбери и сложи матрешку:

двусоставную

трехсоставную

+

+

4

Разбери и сложи пирамидки: из трех колец из четырех колец

+

+

5

Найди парные картинки: две

четыре

+

+

6

Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый или белый) с четырьмя (красный, желтый или белый, зеленый, синий)

+

+

7

Сложи разрезные картинки: из двух частей из трех частей

+

+

8

Построй из палочек: молоточек (из двух палочек) домик (из трех палочек)

+

+

9

Достань тележку:

скользящая тесемка

скользящая и одна ложная тесемка

+

+

10

Нарисуй:

дорожку

домик

+

+

2.Результаты психолого-педагогического обследования по методике Е.А. Стребелевой.
Результаты заполнения карт нервно-психического развития детей 
(Н.М Аксарина, К.Л. Печера, Г.В. Пантюхиной)
(Анкеты  родителей и воспитателей)

                                       ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

УСТАНОВОЧНЫЙ БЛОК

 

0.25 часа

 Занятие 1. Вводное 
 «Знакомство» 

15 минут

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК

3ч.45 мин.

Занятие 2.Развитие практической ориентации на цвет предмета

1.»Петушок»

2. «Аленушкины сапожки»

3. «Полянка»

4. «Домик для рыбок»

5. «Елочка»

1.15 часа

Занятие 3.  Развитие практической ориентации на величину.

 1.«Разноцветные следы»
 

2. «Кораблики»
 

3. «Паровозик»
 

 4.«Машины»
 

 5.«Поможем зайчику»
 

1.15 часа

Занятие 4. Развитие целостного восприятия предметной картинки.

1
 

 «Петрушка»
 

2
 

 «Строим дом»
 

 3
 

 «Неваляшка»
 

4
 

 «Божья коровка»
 

 5
 

 «Чайник и чашки»
 

1.15 часа

БЛОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

0.25 час

5. Заключительное занятие. Рефлексия тренинговых занятий

15 мин.

 

                                     Список используемой литературы:
 
 
1. Н.Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / — М.: 1990.  
2. Т.В. Башева. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук/ — Ярославль. Академия развития, 1997..
3. Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. Ранний возраст планирование работы с детьми/ — М.: Воспитание дошкольника, 2007.. 
4. Е.А. Косинова. Гимнастика для пальчиков, развиваем моторику/ -М.: Эксмо, 2005.
5. В.С Мухина. Детская психология/ — М. 1985. 
6.  Н.В. Макарычева. Проблемы раннего детства/ -М.: Аркти, 2005.
.Ф. Обухова. Детская психология/ — М., 1995.
7. А.С. Роньжина. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению/ — М.: Книголюб, 2004.
.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления/ М.: Мозайка-Синтез, 2008.
8. Н. Н.Палагина, Л. В. Ахромеева. Ребенок в раннем и дошкольном детстве/ — Фрунзе, 1982. 
.Г Сорокова. Система М.Монтессори теория и практика 2-е издание / – М.: Академия, 2005. 
9. В. Стерн.Психология раннего детства/ — Минск: Харвест, 2003.
10. Е.А. Стренбелева. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет., — М.: Петит .
11.  В.Л. Шарохина. Коррекционные – развивающие  занятия в младшей группе/ — М.: Книголюб, 2003 год.

12. Е.А. Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста/ — М.: Мозайка-синтез, 2009.

                                                          Приложение

Коррекционно-развивающее занятие для детей 2–3 лет «Аленушкины сапожки»

Цель: Формирование у детей ориентировочные навыки на цвет предмета.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Продолжать развивать умение называть и сличать основные цвета, раскладывать предметы, ориентируясь на цвет.

2. Познакомить с содержанием стихотворения Т. Цыганок «У Аленушки сапожки», обогащать и активизировать речь детей.

3. Способствовать развитию крупной моторики у детей, чувства ритм, координации движений.

Материал и оборудование: Кукла в красных сапожках. Небольшие сапожки из картона красного, желтого, синего и зеленого цвета по количеству детей. Разноцветное панно с нарисованными дорожками основных цветов. (См. приложение №1 и №2) .

Ход занятия

Психолог: Здравствуйте ребята, я рада вас сегодня видеть. Вы когда ко мне шли никого не видели? К нам в гости должна прийти кукла Аленушка, но что - то она задерживается.

Стук в дверь. Психолог открывает дверь и достает куклу, которая называет свое имя и здоровается с ребятами.

Дети: Здравствуй, Аленушка!

Психолог: (Детям рассказывается стихотворение, куклой имитируются движения соответствующие тексту) .

У Алёнушки сапожки

Меховые, на застёжке.

- Посмотрите тёти, дяди

Сбоку, спереди и сзади.

И бегут в сапожках ножки

По заснеженной дорожке.

Ножки словно сговорились,

Друг за друга зацепились.

И тут БУХ.

- Я посижу.

На прохожих погляжу.

Не пугайтесь тёти. дяди.

Обходите меня сзади.

Уж Алёнка улыбалась,

И с прохожими общалась.

Только хватит ей сидеть,

Так ведь можно заболеть.

Отдохнули уже ножки.

Вновь помчались по дорожке.

Хоть на улице мороз,

Но бежать-то надо кросс.

Татьяна Цыганок

Психолог: Ребята, посмотрите, какого цвета сапожки у нашей Аленки?

Дети: Красные сапожки.

Психолог: У Аленушки, красные сапожки, но она с собой принесла много сапожек и для ребят.

(Психолог достает из сумочки куклы разноцветные сапожки) .

Психолог: Какого цвета сапожки принесла на Аленушка?

Дети: Называют цвета, которые они узнали, красные, синие, желтые, зеленые.

Психолог: А сейчас немного отдохнем и вместе с Аленушкой погуляем.

Физкультминутка

Дождик, дождик кап-кап-кап, (дети кружатся, подняв руки вверх)

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять - (идут по кругу, маршируют)

Наденем мы сапожки. (имитируют движение, одевают сапожки)

Психолог: Давайте поможем Аленушке, разложить сапожки по дорожкам.

(Психолог раскладывает сапожки по цвету, комментируя свои действия словами) .

Психолог: По красной дорожке побегут красные сапожки. Ребята, возьмите красные сапожки и положите их на красную дорожку.

Дети: (Выбирают сапожки красного цвета, кладут на красную дорожку, повторяя фразу: «красные сапожки») .

Психолог: А желтые сапожки побегут по желтой дорожке.

Дети: (Выбирают сапожки желтого цвета, кладут на желтую дорожку, повторяя фразу: «желтые сапожки») .

Психолог: Синие сапожки побегут по синей дорожке.

Дети: (Выбирают сапожки синего цвета, кладут на синюю дорожку, повторяя фразу: «синие сапожки») .

Психолог: Зеленые сапожки побегут по зеленой дорожке.

Дети: (Выбирают сапожки зеленого цвета, кладут на зеленую дорожку, повторяя фразу: «зеленые сапожки») .

Психолог: Молодцы ребята, теперь у нас все сапожки будут гулять по своей дорожке.

Психолог: Аленушке очень понравилось с вами играть, но ей пора идти к другим ребяткам. Давайте с ней попрощаемся.

Дети: До свидания, Аленушка!

Коррекционное занятие по сенсорному воспитанию «Домик для рыбок» для детей 2-3 лет.

Программное содержание;

1. Обогащать сенсорный опыт детей выделять цвет, форму, величину предмета. Закреплять качества предмета (твердый, мягкий) .

2. Развивать тактильные ощущения путем ощупывания предметов, формировать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать интерес к совершаемым действиям, внимание, доброту.

Формируемые умения:

-Отвечать на вопросы.

-Отгадывать загадки.

-Закрепление основных цветов.

Материалы и оборудование:

-Макет речки, рыбки (изготовленные совместно с детьми, ведерки, мостик, аудиозапись песни «Загудел паровоз… ».

Предварительная работа:

Просмотр документального фильма о рыбах.

Беседа о свойстве песка и камня.

Лепка и рисование: «Разные рыбки».

Загадка про речку.

В:- Ребята, а вы хотите увидеть речку?

Д:- Да.

В:- Давайте ребята сядем в паровоз и отправимся к реке!

Дети выстраиваются друг за другом, поют песенку «Загудел паровоз и вагончики повез».

В:- Посмотрите, дети, а вот и быстрая река, широка и глубока! Мы по мостику пойдем, через реку перейдем! (Дети осторожно идут друг за другом по мостику). В реке плавают красивые рыбки, все они сильно перепуганы, потому что недавно был сильный ураган и всех их сильно напугал, а еще этот ураган сломал все домики этих прекрасных рыбок. Может быть, мы поможем рыбкам.

Д: -Да.

В: Для начала, мы выложим наших рыбок и сложим в ведра с чистой водой, а потом построим им домики. Вот, я нашла и подходящие ведерки – красное, желтое, синее, зеленое. Ребята, а рыбки наши тоже разноцветные! Нам нужно поймать рыбок и найти, в какое ведро их поместить по цвету.

- Сколько рыбок в реке? (Много).

- А сколько у нас ведерок красного цвета? (Одно) Рыбок какого цвета мы будем сюда ловить? (красные) .

- А сколько рыбок в сине ведре? (Много) .

- Ребята, а это ведро какого цвета? А рыбки в нем какого цвета? А ведра у нас по величине какие? (Большие)

А рыбки по величине какие? (Маленькие) .

- Молодцы, ребята, всех рыбок разместили по ведрам!

А теперь, давайте отдохнем.

Хотите поиграть? Игра называется «Дождик и солнышко». Когда заиграет веселая музыка, будет светить солнышко, вы будете бегать и веселиться, но как толь зазвучит грустная музыка, начнется дождик, и вам нужно будет быстро собраться под зонтом. Будьте внимательны.

-Молодцы ребята!

Что же мы еще не, сделали для наших рыбок? Конечно! Давайте построим нашим рыбкам новые домики. (На столе находятся разные предметы: камушки. Вата)

Предлагаю Кире взять в руку вату. Она какая? (Мягкая, легкая, воздушная) Подуть на вату. Что произошло? Она легко сдувается. И в воде намокнет и волной снесет.

- Опустите вату в таз с водой. Что с ней произошло? Она намокла.

-Можно из ваты построить прочный дом? (Нет) .

- А что еще у нас есть? (Камушки) .Что можно сказать про них, какие они? (Стучу камень о камень) .

Д: Они прочные, твердые.

В:- Андрей, возьми камень? Какой он? Легкий или тяжелый? (Тяжелый) .

В: Получится из камня прочный дом? (Да) .

Предлагаю взять по камешку.

В руки камешки мы взяли.

Друг о друга постучали,

Наши камешки стучат,

Вот так, вот так,

Не разбить их нам никак!

Показ нарисованного дома. Предлагаю выложить дом на песке.

- Какие есть у нас камни? (Большие и маленькие) .

- Женя, из каких камней выложим дом? (Из больших). А окна? (Из маленьких).

Что есть у дома? (Окна) .

- Какие окна? (Круглые, разного цвета) .

Предлагаю выложить окна такого же цвета как на картине.

- Вера, какого цвета ты взяла камушки? (Желтого) .

_ Настя, какие у тебя были камушки по величине? (Маленькие)

В: Ребята, сколько в домике получилось окон? (Много) .

Рыбок тоже много.

А что еще мы не достроили? (Крышу) .

В: - Где находится крыша у дома? (Наверху) .

Показываю готовый силуэт и подставляю к домику.

Вот и построили новый дом для рыбок. Помещаем дом и рыбок в речку. Вместе мы справились с трудным делом и пришла пора повеселиться.

Беритесь дружно за руки.

Логоритмическая игра:

Мы построили для рыбок

Наших добрых рыбок,

Прочный домик из камней,

Чтобы было им теплей,

Камни эти непростые,

Все красивые, цветные!

Вы живите в нем много лет

Без печали и без бед!

Рыбки:- Спасибо вам, ребята, за новый дом! А за ваше старание мы хотим вас всех угостить морскими камушками.

(Угощает конфетами «морскими камушками

Коррекционное занятие «Полянка» для детей 2-3 лет.

Цель: развитие сенсорных творческих способностей детей.

Задачи: Продолжать закреплять основные цвета.

Побуждать у детей желание отвечать на вопросы.

Развивать интерес к занятию.

Материалы, оборудование: 2 домика (красного и желтого цвета) ; поляна из ткани, сказочный лес (деревья, цветы из ткани красного, желтого, синего и зеленого цвета, массажные дорожки для динамической паузы, музыкальное сопровождение.

Игрушки: лиса и зайчик.

Организационный момент: игра «Мы проснулись? »

Ход занятия:

В группе на столе 2 домика красного и желтого цвета, за ними находятся лиса и зайчик. Между домов поляна из ткани, зеленого цвета.

Воспитатель подводит детей к столу и рассматривает с детьми дома.

Воспитатель: Ребята, какие красивые дома.

Давайте подойдем к домам.

Какого цвета этот дом? (желтый).

Правильно, этот дом желтого цвета.

Кто живет в доме? (показывается зайка) .

Ответы детей: зайка.

Воспитатель: правильно, зайка.

Комочек пуха

Длинное ухо

Прыгает ловко

Любит морковку.

Давайте познакомимся с зайчиком. Его зовут Степа (дети повторяют)

Воспитатель: Скажи, Виталя, а этот дом какого цвета? (красного) .

Правильно, этот дом красного цвета.

В этом доме кто живет? (показывается лисичка)

Ответы детей: лисичка.

Воспитатель:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее. (Лиса)

Воспитатель: Нашу лису зовут Алиса. Алиса живет в красном доме, погладьте Алису. Как зовут лисичку, Полина, Вика?

Ребята зайка и лисичка грустные. Возле домов поляна, а на поляне нет цветов, поэтому они грустные. Поможем Алисе и Степе?

Ответы детей.

Воспитатель: Я знаю, где растут красивые цветы, но к ним ведет очень трудная дорога (под песню «Раскрасил кто-то песенку» ходьба по массажной дорожке в лес). Дети берут понравившиеся цветы (воспитатель обращает внимание, что цветы рвать не нужно, мы их пересадим) Складывают цветы в корзинку и возвращаются назад, к домикам.

(Пока дети идут за цветочками, на полянку насыпают крупную мозаику желтого и красного цвета)

Воспитатель: посмотрите ребята, а на нашу полянку кто-то насыпал мозаику. Давайте мы с вами разберем их по ведеркам. В красное – красную мозаику, в желтое – желтые. Дети расчищают полянку.

Воспитатель: Ну вот. Теперь можно высаживать цветы. Цветы на поляне будут разного цвета.

Даша, подай мне цветок синего цвета. Какого цвета у тебя цветок? (синего). Правильно, это синий цвет. Даша будет высаживать синий цветок.

Дёма, дай мне цветок красного цвета. Какого цвета у тебя цветок? (красного). Правильно, Дёма будет высаживать красный цветок. (То же с остальными цветами).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это прилетел на поляну к Алисе и Степе? (божья коровка). Правильно, это божья коровка.

А какого цвета божья коровка? (желтого или красного) .

Божьей коровке понравилась полянка и она хочет остаться.

Сажу божью коровку на полянку.

Ребята, а еще на поляну прилетела бабочка. Какого цвета бабочка (зеленого). Правильно, бабочка зеленого цвета. Бабочке понравилась поляна и она хочет остаться.

Воспитатель: Ребята, какая красивая получилась поляна. Вам нравится?

Ответы детей.

Воспитатель: Тихо звучит песенка «Есть на свете цветок алый-алый»

И Алисе и Степе поляна очень нравится.

На лугу – лужочке

Выросли цветочки.

Вот какие, вот какие

Выросли цветочки.

Алиса и Степа рады и вас благодарят, больше они грустить не будут.

А еще Алиса и Степа приготовили угощение (показываю детям конфеты) .

Воспитатель: что это? (конфеты). Угощайтесь.

Какого цвета у тебя, Вика, конфета? (ответ) .

А у тебя, Саша? Ответ. Правильно.

Какого цвета у тебя, Даша? Ответ.

А у Витали какого цвета? Ответ.

Правильно, молодцы. Алиса со Степой рады, они говорят вам спасибо и до свидания.

Дети прощаются с Алисой и Степой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы

Рабочая программа является настольной книгой учителя-логопеда в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи 4-5 лет....

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа, обеспечивающая полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие с...

Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.

Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей  работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...

Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми 6 – 7 лет с по развитию познавательной деятельности

Предлагаемая программа представляет собой комплекс занятий с четко выделенными целями и структурой. Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В тоже время в пределах одного за...

Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"

Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями речи в соответствии с ФГОС

Программа направлена на достижение целей целенаправленного обновления и систематизации речевой работы в дошкольном учреждении. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, содержит четкую структу...