Главные вкладки

    КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СКАЗКО ТЕРАПИИ.
    статья по коррекционной педагогике ( группа) на тему

    Сказкотерапия – это старейший и в тоже время инновационный метод развития и коррекции личности ребенка. Появление сказки связано с различными источниками: мифы, легенды, басни, притчи, которые влияют на позитивные изменения в отношении ребенка к окружающему миру. Сказка помогает наладить контакт с ребенком дошкольного возраста. Проведенный мною анализ научной литературы в области педагогики и психологии позволили мне сформулировать трехкомпонентные механизмы развития познавательных процессов таких как: 1.Эмоциональный – отвечает за развитие эмоционального отношения, чувств к миру, к людям, к самому себе. 2.Познавательный - отвечает за развитие представлений знаний о мире, людях, о себе. 3.Поведенческий – также отвечает за развитие межличностных отношений. С помощью выделенных мной трехкомпонентных механизмов, предполагается коррекционная работа по формированию и развитию поведению и личности детей дошкольного возраста, в ходе которой ребенок стоит перед выбором различных направлений поведения, способов отношений, нахождения образов своего «Я». При прослушивании сказки ребенок распознает свои переживания, ощущает их смысл и важность, пытается ассоциировать себя с сюжетами и героями, проектируя свое поведение на внутренний мир своего «Я», что и является целью коррекционной работы педагога, психолога. Основной целью и задачей сказкотерапии в коррекционной работе с детьми является снижение агрессивности, устранение тревожности и страхов и позитивное взаимоотношения с другими людьми. Сказкотерапия использует методы и приемы в сказочной форме, так как она интересна, проста и доступна в понимании детей. При условии учета психолого-возрастных особенностей детей, сказкотерапия эффективно увеличивает коррекционную работу. Чтобы показать эффективность такой работы перейдем к рассмотрению психокоррекционной сказки. Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Коррекционной работой предполагается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, разъяснение ребенку смысла происходящего. Психокоррекционные сказки имеют возрастные ограничения (примерно до 13 лет) и с проблемой неадекватного поведения. В психокоррекционной сказке используются следующие алгоритмы работы: 1. Подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру. 2. Описывается жизнь героя в сказочной стране для того, чтобы ребенок увидел сходства со своей жизнью. 3. Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем ему все переживания ребенка. 4. Поиск героем выхода из создавшегося положения. Если герой встречает на пути препятствие, то оно подталкивает к изменениям его жизни, приводит к логическому концу. Он может встретить подобных себе, оказавших в таком же положении, и посмотреть, как они выходят из создавшейся ситуации. Герой повстречал на своем жизненном пути мудрого наставника в роли психолога, педагога, который наставил на путь осознания происходящих событий. Задача педагога, психолога – через прохождения сказочных ситуаций показать различные схемы поведения и найти позитивный подход к происходящему. Все то, что произошло в сказке является мудростью и благом в правильном свете. 5.Герой осознает неправильность своих поступков и становиться на путь исправления. Для коррекции поведения с помощью сказкотерапии необходимо учитывать причины «плохого» поведения: 1. Привлечение к себе внимания. Коррекционная сказка содержит модель социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания. Сказка о ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание. Направленность: гипперрактивность, агрессивность и деструктивное поведение, вызванное нехваткой внимания. 2.Жажда власти над ситуацией и людьми (взрослыми и сверстниками). Н.Никитина «Слоненок с шариками». 3. Он желает отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения. « Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму». Направленность: Конфликтные отношения с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение. 4.Исбегание неудач, страхов и тревоги. Коррекционная сказка направлена на оказание помощи другими, в преодолении страха. «Сказка про ежика Витю» направлена на трудности в общении со сверстниками, чувство неполноценности. 5. Отсутствует чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним. А. Смирнова «Тайна». Прослушав сказку ребенок осмысливает свою жизненную позицию, устанавливает приоритеты поведения. Литература 1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПБ : Речь,2006.- 101, 118 с. 2. Хухлаева О. В. Лабиринт Души. - Издательство: Академический проект, 2014 г. – 30, 44,

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СКАЗКО ТЕРАПИИ.

     Егорова А.А., воспитатель

    ГБОУ СОШ №439 г. Москвы

    Сказкотерапия – это старейший и в тоже время инновационный метод  развития и коррекции личности ребенка.

    Появление сказки связано с различными источниками: мифы, легенды, басни, притчи, которые  влияют на позитивные изменения в отношении ребенка к окружающему миру.

    Сказка помогает наладить контакт с ребенком дошкольного возраста.

    Проведенный мною анализ научной  литературы в области педагогики и психологии позволили мне сформулировать трехкомпонентные механизмы развития познавательных  процессов таких как:

    1.Эмоциональный – отвечает за развитие эмоционального отношения, чувств к миру, к людям, к самому себе.

    2.Познавательный - отвечает за развитие представлений знаний о мире, людях, о себе.

    3.Поведенческий – также отвечает за развитие межличностных отношений.

    С помощью выделенных мной  трехкомпонентных механизмов, предполагается коррекционная работа  по формированию и развитию  поведению и личности детей дошкольного возраста, в ходе которой ребенок стоит перед выбором различных направлений поведения, способов отношений, нахождения образов своего «Я».

    При прослушивании сказки ребенок распознает свои переживания, ощущает их смысл и важность, пытается ассоциировать себя с сюжетами и героями, проектируя свое поведение на внутренний мир своего «Я», что и  является целью коррекционной работы педагога, психолога.

    Основной целью и задачей сказкотерапии в коррекционной работе с детьми является снижение агрессивности, устранение тревожности и страхов и позитивное взаимоотношения с другими людьми.

    Сказкотерапия использует методы и приемы в сказочной форме, так как она интересна, проста и доступна в понимании детей.

    При условии учета психолого-возрастных особенностей детей, сказкотерапия  эффективно увеличивает коррекционную работу.

    Чтобы показать эффективность такой работы перейдем к рассмотрению психокоррекционной сказки.

    Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Коррекционной работой предполагается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, разъяснение ребенку смысла происходящего.

    Психокоррекционные сказки  имеют возрастные ограничения (примерно до 13 лет) и с проблемой неадекватного поведения.

    В психокоррекционной сказке используются следующие алгоритмы работы:

    1. Подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру.
    2. Описывается  жизнь героя в сказочной стране  для того, чтобы ребенок увидел сходства со своей жизнью.
    3. Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем ему все переживания ребенка.
    4. Поиск  героем выхода из создавшегося положения. Если герой встречает на пути препятствие, то оно подталкивает к изменениям его жизни, приводит к логическому концу. Он может встретить подобных себе, оказавших в таком же положении, и посмотреть, как они выходят из создавшейся ситуации. Герой повстречал на своем жизненном пути мудрого наставника в роли психолога, педагога, который наставил на путь осознания происходящих событий.

    Задача педагога, психолога – через прохождения сказочных ситуаций показать различные схемы поведения и найти позитивный подход к происходящему. Все то, что произошло в сказке является мудростью и благом в правильном свете.

    5.Герой осознает неправильность своих поступков и становиться  на путь исправления.

    Для коррекции поведения с помощью сказкотерапии  необходимо учитывать причины «плохого» поведения:

    1.  Привлечение к себе внимания. Коррекционная сказка содержит                модель социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания. Сказка  о ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание. Направленность: гипперрактивность, агрессивность и деструктивное поведение, вызванное нехваткой внимания.

     2.Жажда власти над ситуацией и людьми (взрослыми и сверстниками). Н.Никитина «Слоненок с шариками».

    3. Он желает отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения. « Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму».  Направленность: Конфликтные отношения с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение.

    4.Исбегание неудач, страхов и тревоги. Коррекционная сказка направлена на оказание помощи другими, в преодолении страха. «Сказка про ежика Витю» направлена на трудности в общении со сверстниками, чувство неполноценности.

    5. Отсутствует чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним. А. Смирнова «Тайна».

    Прослушав сказку ребенок осмысливает свою жизненную позицию, устанавливает  приоритеты поведения.

    Литература

    1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПБ : Речь,2006.- 101, 118 с.  
    2.      Хухлаева О. В. Лабиринт Души. - Издательство:  Академический проект, 2014 г. – 30, 44,

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

    Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

    Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

    Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

    Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

    Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе...

    Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста методами арт-терапии

    Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного о...

    песочная терапия,как метод профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

    Профилактика агрессии у детей подготовительных к школе групп ДОУ с помощью песочной терапии...

    Особенности коррекционной работы по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста

    Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

    Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

    Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью...