Диагностика сформированности предпосылок универсальных учебных действий как средство выявления детей с трудностями в обучении
статья по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Иванова Татьяна Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chistovik.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика сформированности предпосылок универсальных учебных действий как средство выявления детей с трудностями в обучении.

Роговенко Т.Н.,

педагог-психолог ЦДиК № 9, магистрант КГПУ ИСГТ,

Научный руководитель: Уфимцева Л.П.,

д.псх.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2011 года утверждена новая структура государственного образовательного стандарта второго поколения. Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». [3]

Важнейшей задачей современного государственного стандарта образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [1]

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные (включая саморегуляцию); 3) познавательные (включая логические, познавательные и знаково-символические); 4) коммуникативные действия. [1]

Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. К концу первого класса  ребенок должен уметь соблюдать правила и нормы поведения в школе и на уроке; реально оценивать себя, свои достижения и возможности; выделять моральное содержание ситуации (рассказа), при осуществлении морального выбора давать адекватную нравственную оценку действий её участников, сопереживать и стремиться сразу оказать помощь другим. [2]

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. К концу первого года обучения ребенок должен самостоятельно ориентироваться в практических заданиях; удерживать инструкцию педагога; совместно с взрослым планировать последовательность выполнения задания и успешно самостоятельно работать по плану; находить, исправлять и объяснять ошибки после решения задачи. [2]

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. К концу первого года обучения школьник должен овладеть способностью при незначительной поддержке педагога сделать выводы по результатам работы; самостоятельно выделять существенные признаки сравниваемых объектов; самостоятельно определять причинно-следственные  связи на доступном учебном материале; самостоятельно выявлять аналогии на предметном материале. [2]
        Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. К концу первого года обучения ребенок должен уметь согласовывать свой способ действия с другими; оформлять свою мысль в устной речи на уровне небольшого текста; в групповой работе успешно выполнять любую заданную  роль.[2]

Следует отметить, что на данный момент отсутствует диагностический инструментарий, который позволяет спрогнозировать успешность обучения ребенка на начало года, чтобы как можно раньше выявить возможные трудности в усвоении программного материала.

Нами составлен диагностический комплекс, позволяющий оценить исходный уровень сформированности универсальных учебных действий на основании которого, можно будет выделить детей группы риска. Согласно структуре, универсальные учебные действия, включают в себя четыре характеристики, соответственно, диагностический комплекс также состоит из четырех блоков.

Личностные УУД включают в себя диагностику самооценки и уровня учебной мотивации. Самооценка диагностируется по методике Дембо-Рубинштейн, данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Оценка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов. Наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. При низком уровне учебной мотивации, как правило, наблюдается снижение школьной успеваемости. [4]

С целью изучения сформированности регулятивных УУД используется методика "рисование палочек", заключающаяся в умении ребенка принимать задание взрослого и подчинять ему свою деятельность в определенном временном интервале. Ребенку предлагается на тетрадном листе в одну линейку в течении 7 минут писать палочки и черточки, пользуясь правилами, которые педагог озвучил ранее. Успешности выполнения задания оценивается по следующим критериям: полнота принятия правил; полнота удержание правил; степень самоконтроля по ходу работы; степень самоконтроля после окончания работы. [4]

Познавательные УУД включают в себя диагностику мнемической (способность к запоминанию и воспроизведению информации), перцептивной функций (умение анализировать и сравнивать зрительную информацию, обобщать на наглядном уровне). Сформированность перцептивной функции можно выявить с помощью методики "Сложи из частей целое". Ребенку предлагается из разрезанных на части геометрических фигур составить целые изображения. При оценке результатов выполнения данного задания используются следующие критерии: время, затраченное на выполнение задания; способ, которым пользуется ребенок; характер оказанной помощи.  [4] Методика "опосредованное запоминание" направлена на исследование способности пользования вспомогательными средствами (предметными картинками). Ребенку называют слово, он выбирает подходящую картинку и объясняет связь между словом и картинкой. После окончания работы с ребенком, ему показывают одну за другой картинки и просят вспомнить слово. При оценке результатов учитываются следующие факторы: адекватность выбора картинки-опоры и содержательность его объяснения; точность воспроизведения; характер оказанной помощи.  [4]

Сформированность мнемической функции можно выявить с помощью методики "10 слов", которая позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Ребенку требуется запомнить  10 несвязанных между собой слов, а затем их воспроизвести. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. При оценке результатов за основу принимаются следующие критерии: объем воспроизводимых слов; характер воспроизведения; динамика количества воспроизводимых слов. [4]

С целью изучения сформированности коммуникативных УУД используется методика "рукавички". Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят раскрасить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. При оценке результатов за основу принимаются следующие критерии: продуктивность совместной деятельности; умение детей договариваться; взаимопомощь по ходу рисования; эмоциональное отношение к совместной деятельности. [4]

Таким образом, можно предположить, что проводя диагностику сформированности универсальных учебных действий, на начало обучения, мы можем сделать прогноз успешности обучения школьника по новым образовательным стандартам и организовать коррекционно-развивающую работу, чтобы избежать трудностей в усвоении программного материала. Однако данный вопрос, по профилактике трудностей в обучении, в условиях нового образовательного стандарта, остается на сегодняшний день открытым и будет ждать своего решения в будущем.

Список литературы:

1) Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

2) Формирование УУД/ Под ред. Воровщикова С.Г.- Москва, 2013г.

3) Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. — Издание 2-е, дополненное. — М.: Мариос, 2011. — 456 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-7897-0241-2

4) Уфимцева, Людмила Петровна. Диагностика риска школьной дезадаптации учащихся начальных классов : методическое пособие / Л. П. Уфимцева. - Красноярск : КК ИПК РО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Использование техники изонити для формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий.

Использование техники изонити в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)...

Выступление на РМЦ тема :Шахматы, как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий дошкольников

Опыт работы по формированию предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста через шахматы...

МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Шахматы – одно из средств формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения решают сложные задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Успехи современного школьного обучения в немалой степени ...

МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Шахматы – одно из средств формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения решают сложные задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Успехи современного школьного обучения в немалой степени ...