Главные вкладки

    Методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему:
    Психокоррекционная программа графических навыков и умений у детей 5-6л с ЗПР

    Забабурина Юлия Владимировна

    Психокоррекционная программа графических навыков и умений

    у детей 5-6л с ЗПР

    Пояснительная записка

    Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения.

    К сожалению, в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном и психическом развитии. Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире. В ряде исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.А. Екжанова и др.), посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР (особенно церебрально-органического генеза), отмечаются специфические особенности развития, которые затрудняют формирование изобразительной деятельности и письма. Среди таких особенностей можно выделить:

     - специфические особенности гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и нарушение зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;

     - специфические особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);

     - нарушение сенсорного восприятия и координации в пространстве затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных частей предмета в единое целое, отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

     - отставание в моторном развитии из-за нарушений мышечного тонуса, несформированности техники движений, нарушения регуляции произвольных движений;

     - снижение объема кратковременной и долговременной памяти, зрительного и слухового внимания, моторной памяти;

     - специфические особенности  произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания, удержания задания, работы по образцу и инструкции);

     - снижение мотивации деятельности.

    Именно поэтому работа по формированию графических навыков и умений является одной из важнейших задач коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР, так как графические умения являются важной составляющей при обучении ребенка рисованию и письму. Именно поэтому и была разработан данный психокоррекционный маршрут формирования графических навыков. При формировании графических умений по данной программе была поставлена следующая цель и решались следующие задачи.

    Цель: Формирование графических навыков и умений у детей 5-6 лет с ЗПР.

    1)    Коррекционные задачи:

    ·        Формирование познавательной активности и создание мотивации к рисованию;

    ·        Формирование сенсорных эталонов (восприятия формы, величины и цвета);

    ·        Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и речи);

    ·        Формирование понятий «цифры», «буквы», «символы».

    ·        Развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

    2)    Специфические задачи:

    ·        Развитие мелкой моторики;

    ·        Развитие зрительно-двигательной координации;

    ·        Формирование оптико-пространственного восприятия.

    Форма работы: индивидуальная.

    При составлении данного психокоррекционного маршрута учитывались следующие принципы:

    1)Принцип единства диагностики и коррекции.

    2)Принцип коррекции «снизу – вверх».

    3)Принцип системности развития психической деятельности.

    4)Деятельностный принцип коррекции.

    Данный психокоррекционный маршрут проводится в три этапа:

    -подготовительный,

    -основной,

    -заключительный.

    На подготовительном этапе решаются следующие задачи:

    -изучить теоретическую литературу по проблеме.

    - подобрать методики для проведения изучения графических навыков у детей с ЗПР.

    -изучить уровень развития графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    -разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    На основном этапе  апробируется система коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков у детей 5-6л с ЗПР. И решаются следующие задачи:

    1)    Формирование базы предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.

    2)    Развитие навыка рисования вертикальных и горизонтальных линий.

    3)    Развитие навыка рисования прямых линий в разных направлениях.

    4)    Развитие навыка рисования кривых и спиралеобразных линий.

    5)    Развитие навыка рисования ритмичных циклических линий: ломаных, волнистых, дугообразных и петлевидных линий.

    6)    Развитие навыка рисования параллельных линий.

    7)    Формирование умения наносить штриховку в разных направлениях.

    8)    Развитие ориентирования на листе бумаги.

    9)    Развитие тонкой моторики кисти руки и зрительно-двигательной координации.

    10)           Формирование у детей интереса к рисованию.

    11)           Развитие творческих способностей.

    12)           Воспитание усидчивости, желание доводить дело до логического конца.

    На заключительном этапе  проводится повторное диагностическое обследование с целью выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей 5-6л с ЗПР.

    Психокоррекционная программа графических умений и навыков состоит из трех блоков:

    1)    Специально организованные коррекционные занятия по развитию графических навыков и умений.

    2)    Комплекс графических упражнений, используемых воспитателями на общеразвивающих занятиях и в свободной деятельности.

    3)    Комплекс графических упражнений для родителей.

    В первый блок вошел комплекс занятий (32 занятия), включающий в себя игры и упражнения на формирование графических навыков. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 20 до 25 минут. Форма работы: индивидуальная. Все игры и упражнения подобраны так, чтобы формировать у детей графические навыки и психические процессы. Занятия проводились в первой половине дня в 900. Каждое занятие состоит из вводной части, основной и заключительной части. При проведении занятий учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей, рекомендации к организации рабочего места Л.А.Григорян и Б.К.Тупоногова: мебель была подобрана по росту и размерам детей; общая освещенность рабочего места составляла 1000 Лк.

    В связи с тем, что у наших детей среди сопутствующих диагнозов наблюдаются нарушения зрения (гиперметропический астигматизм, ангиопатия сетчатки и др.), то при подборе графических заданий учитывались следующие требования к проведению занятий:

    -допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки при проведении занятия должна составлять не более 10 минут.

    -при организации занятия необходима частая смена видов деятельности.

    -иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.

    -после проведения занятий необходимо провести зрительную гимнастику.

    Данный блок состоит из 5 этапов:

    I этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА ПРЯМИЛКИ».

    Задачи:

    ·        Учить рисовать вертикальные линии.

    ·        Учить рисовать горизонтальные линии.

    ·        Учить рисовать прямые линии в разных направлениях.

    ·        Учить тонировать лист, нанося размашистые линии во взаимообратном направлении с легким продвижением вниз или в сторону.

    ·        Учить рисовать прямые линии необходимой длины и направления.

    II этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА КРИВИЛКИ».

    Задачи:

    ·        Учить рисовать кривые линии.

    ·        Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.

    III этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА СПИРАЛЬКИ».

    Задачи:

    ·        Учить изображать круглую и овальную форму.

    ·        Учить изображать спиралеобразную линию.

    ·        Продолжать учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.

    ·        Развивать творчество и воображение, применяя изобразительные умения.

    IV этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА ЦИКЛИКА».

    Задачи:

    ·        Учить проводить ритмичные циклические линии: ломаные, волнистые, дугообразные, петлевидные в направлении письма.

    ·        Синхронизировать словесную инструкцию и изображение, развивать пространственные представления.

    V этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА ШИТРИКА».

    Задачи:

    ·        Учить рисовать параллельные линии, стараясь как можно ближе проводить их друг к другу.

    ·        Учить наносить штриховку в разных направлениях.

    Во второй блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия), созданный для воспитателей. Данный комплекс состоит из трех этапов. На первом этапе дети учились:

    -проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам.

    -рисовать уголков и квадратов по опорным точкам.

    -штриховать прямыми и косыми линиями.

    -рисовать дуг, кругов, овалов по опорным точкам.

    На втором этапе дети учились:

    -рисовать узоры из горизонтальных и вертикальных линий.

    -штриховать.

    -обводить.

    -ориентироваться на листе бумаги.

    На третьем этапе дети учились:

    -рисовать круги, полуовалы, овалы, петли, спирали.

    В третий блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия), разработанный для родителей. В данный комплекс вошли следующие графические задания:

    -рисование горизонтальных и вертикальных линий.

    -рисование пересеченных линий.

    -рисование наклонных линий.

    -рисование волнистых линий.

    -рисование петлевидных, параллельных и спиралеобразных линий.

    -рисование ломаных линий.

    -рисование кругов и овалов.

    -рисование треугольников, квадратов, прямоугольников и ромбов.

    -обведение по контуру, штрихование.

    -рисование по точкам и цифрам.

    Перед началом работы по данному маршруту была организована специальная предметно-развивающая среда (в дефектологический кабинет были приобретены пазлы, кубики, мозаика, наборы бус, деревянный конструктор, шнуровки, были также сделаны своими руками дидактические игры, штриховки и обводки и т.д.). Так как, в специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях. Занятия данного маршрута состоят из графических упражнений и дидактических игр, направленных на формирование графических навыков и умений и развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и речи), ориентирование на листе бумаги.

     

    Месяц

    № занятия

    №  игры, упражнения

             Структура занятия

             Цель

    Оборудование

    Октябрь

    1

    1

    Граф. упр. «Возвращение с прогулки»

    Продемонстрировать изобразительные возможности разных инструментов.

    Чистый лист бумаги, мелки, фломастеры, простые карандаши разной жесткости, цветные карандаши, краски, кисть.

    2

    Игра «Раскрась предметы»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

    Картинка, цветные карандаши.

    3

    Лото «Цвет и форма»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, восприятие формы.

    Картинки, геометрические фигуры.

    2

    1

    Граф. упр. «Ниточки»

    Учить рисовать «каляки-маляки», видеть в них линии.

    Альбом, фломастер.

    2

    Лабиринт «Кому звонит мальчик?»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

    Картинка, простой карандаш.

     

     

    3

    Игра «Найди пару»

    Развивать внимание, память, мышление, логику.

    Парные картинки.

    3

    1

    Граф. упр. «Тонкие и толстые нитки»

    Учить изображать линии разной толщины, изменяя нажим на карандаш; учить ориентироваться на листе бумаги (верх-низ); учить слушать и запоминать инструкцию.

    Альбом, простой карандаш.

    2

    Игра «Найди половинку»

    Учить узнавать предмет по одному из его изображений, развивать внимание, память, мышление.

    Наборы парных изображений предметов.

    3

    Игра «Найди пару каждой рукавичке»

    Развивать внимание, память, мышление.

    Картинка, простой карандаш, цветные карандаши.

    4

    1

    Граф. упр. «Раскрасим игрушки»

    Учить закрашивать лист без ограничения поверхности. Закреплять представления о сенсорных признаках предметов (цвете). Расширять словарь по теме «Игрушки». Учить отделять игрушки от других предметов. Создавать эмоционально-положительное настроение от результатов своей работы.

    Чистый лист бумаги; листы с прорезными изображениями игрушек; игрушки (пирамидка, мяч, юла), яблоко (натуральное или муляж), мелки, фломастеры и цветные карандаши.

    2

    Игра «Аквариум»

    Закрепить основные цвета спектра, количественный счет, развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику.

    Карточки с аквариумом, фломастеры или цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди точно такой же самолет»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    Ноябрь

    1

    1

    Граф. упр. «Украсим одежду»

    Продолжать учить закрашивать лист без ограничения поверхности. Закреплять представления о сенсорных признаков предметов (цвете). Расширять словарь по теме «Одежда». Развивать внимание, память.

    Чистый лист бумаги; листы с прорезными изображениями одежды; мелки, фломастеры и цветные карандаши.

     

     

    2

    Игра «Собери бусы»

    Закрепить основные цвета спектра, геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие формы, память внимание, мелкую моторику.

    Наборы бус, нитки.

    3

    Игра «Флажки»

    Формировать зрительную ориентировку на величину без учета других свойств предмета. Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

    Флажки разного цвета, формы, величины для каждого ребенка.

    2

    1

    Граф. упр. «Звезды на небе»

    Познакомить детей на практике с графическим термином «точка». Учить наносить точки равномерно по поверхности листа. Учить понимать вопрос «Сколько…?», закреплять математические понятия «по одному», «один-много».

    Рисунок, синий карандаш.

    2

    Игра «Найди всех бабочек и сосчитай»

    Развивать внимание, память, мышление.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди выделенные фрагменты и обведи их»

    Развивать зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию, память, мышление.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    1

    Граф. упр. «Покормим птиц»

    Учить наносить точки необходимой яркости, изображая размер. Закреплять представления о размере в слове: «большой», «маленький». Развивать способность устанавливать простые причинно-следственные связи. Расширять представления об окружающем мире. Воспитывать отзывчивость.

    Рисунок, черный карандаш.

     

     

    2

    Игра «Найди лишний предмет»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное и цветовое восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй предметы»

    Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    1

    Граф. упр. «Чайный сервиз»

    Учить наносить точки на поверхность, ограниченную контуром предмета. Расширить словарь по теме «Посуда»: чайный сервиз, чашка, блюдце, чайник, сахарница; части предметов: крышка, носик, ручка, донышко. Учить сравнивать предметы. Развивать психические процессы.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Найди закономерность и дорисуй картинки»

    Развитие внимания, памяти, мышления, логики, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Перенеси рисунки в нижнюю таблицу в таком же порядке»

    Развивать психические процессы, зрительное восприятие.

    Рисунок, фломастеры или цветные карандаши.

    Декабрь

    1

    1

    Граф. упр. «Дождик»

    Учить проводить вертикальные линии (рисование по зрительным опорам в виде точек). Расширять представления о природных явлениях (жара, дождь).

    Рисунок, синий карандаш.

    2

    Игра «Найди фрагмент рисунка»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Рисунок, фломастеры, цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди отличия»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику.

    Рисунок, простой карандаш.

     

    2

    1

    Граф. упр. «Поможем зайчикам»

    Продолжать учить проводить вертикальные линии (изображение линий по зрительным опорам). Развивать ориентировку на листе бумаги (Изображение линий сверху вниз). Расширять глагольный словарь: лететь, бросать, плыть, грызть. Воспитывать отзывчивость, стремление помочь.

    Рисунок, цветные карандаши

    2

    Игра «Раскрась картинку»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди предмет на картинке»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    1

    Граф. упр. «Праздничные шары»

    Учить проводить вертикальные линии снизу вверх (рисование по зрительным опорам в виде точек). Закреплять представления о форме и величине предмета.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «На каких карточках части этих фигур складываются в целое?»

    Развивать внимание, память, мышление, логику.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Нарисуй по клеточкам»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, простой карандаш.

    4

    1

    Граф. упр. «Запуск ракет»

    Продолжать учить проводить вертикальные линии снизу вверх (изображение линий на ограниченной поверхности).

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Обведи по точкам предметы, которые спрятаны на этих картинках»

    Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди на полках такие же горшочки, как на столе»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, простой карандаш.

    Январь

    2

    1

    Граф. упр. «Игра в кегли»

    Учить проводить горизонтальные линии слева направо (рисование по опорам).

    Рисунок, цветной карандаш.

     

     

    2

    Игра «Дорисуй картинки так, чтобы они стали одинаковыми»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши

    3

    Игра «Раскрась цветы одинаково»

    Развивать психические процессы, зрительное восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    1

    Граф. упр. «Соревнование»

    Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева направо (изображение линий на ограниченной поверхности).

    Рисунок, карандаши красного, синего и желтого цвета, игрушки: гоночная и грузовая машина, трактор.

    2

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Лабиринт «Какой из электроприборов включен в розетку»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    1

    Граф. упр. «Полянка»

    Учить тонировать лист, нанося размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях с легким продвижением руки вниз. Закрепить представления о верхней и нижней части листа.

    Чистый лист, зеленая гуашь, кисть.

    2

    Игра «Дорисуй картинку»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Раскрась одинаковые фигурки одним цветом»

    Развивать внимание, память, мышление, зрит.-двиг. координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    Февраль

    1

    1

    Граф. упр. «Игра в мяч»

    Тренировать в изображении горизонтальных линий слева направо и справа налево (рисование на ограниченной поверхности). Расширять глагольный словарь.

    Рисунок, фломастеры.

    2

    Игра «Найди одинаковые воздушные шары»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй картинки так, чтобы они были одинаковыми»

    Развитие психических процессов, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

    2

    1

    Граф. упр. «Тренировка»

    Тренировать в умении рисовать вертикальные и горизонтальные прямые. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

    Рисунок, простой и три цветных карандаша (красный и синий, желтый).

    2

    Граф. упр. «Купание гнома»

    Продолжать учить проводить прямые линии в разных направлениях.

    Рисунок, простой карандаш.

    3

    Игра «Какие предметы спрятались на картинке?»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, простой карандаш.

    3

    1

    Граф. упр. «Стрельба из лука»

    Учить рисовать прямые линии в разных направлениях.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Граф. упр. «На озере»

    Продолжать учить рисовать прямые линии в разных направлениях. Тренировать в раскрашивании.

    Рисунок, простой карандаш.

    3

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    1

    Граф. упр. «Угостим мышек зерном»

    Учить рисовать кривые линии по опорам.

    Рисунок, простой карандаш.

    2

    Граф. упр. «Отважный водитель»

    Продолжать учить рисовать кривые линии на ограниченной поверхности. Расширять  пассивный словарь.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй елочке ствол, а солнышку лучики»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    Март

    1

    1

    Граф. упр. «Веселый щенок»

    Продолжать учить рисовать кривые линии на ограниченной поверхности. Развивать мышление, расширять объем слухового внимания и памяти.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Какие предметы есть на обеих картинках?»

    Развивать внимание, память мышление, логику.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    1

    Граф. упр. «В лес за грибами»

    Закреплять навык решения практических задач графическим способом. Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром, регулируя нажим на карандаш. Развивать восприятие и наблюдательность.

    Рисунок, простой и зеленый карандаши.

     

     

    2

    Игра «Раскрась листочки в соответствии с образцом»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Лабиринт

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, простой карандаш.

    3

    1

    Граф. упр. «Апельсины»

    Учить рисовать круги. Учить группировать предметы. Учить соотносить предметы по цвету (оранжевый апельсин – оранжевый карандаш). Учить обследовать и сравнивать предметы. Закреплять представления о рядах (верхний ряд, средний ряд, нижний ряд).

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Зачеркни все буквы А»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, простой карандаш.

    4

    1

    Граф. упр. «Мыльные пузыри»

    Продолжать учить изображать круги. Учить закрашивать круглую поверхность круговыми движениями. Закрепить умение изображать прямые линии в разных направлениях. Закрепить понятия «большой» и «маленький».

    Рисунок, голубой и желтый карандаши.

    2

    Игра «Найди одинаковые предметы и раскрась их одним цветом»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развитие внимания, памяти, воображения, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    Апрель

    1

    1

    Граф. упр. «Воздушное путешествие»

    Учить рисовать овальную форму. Закрепить умение изображать прямую линию, ограниченную по длине. Закрепить представление о правой стороне листа.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Из каких цветов составлен букет?»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй недостающие детали»

    Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления, зрительно-двигательной координации.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    1

    Граф. упр. «Бусы»

    Закрепить навык изображения круглых и овальных форм. Закрепить умение сравнивать предметы по количеству методом их попарного соединения. Развивать мышление, память, внимание.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди подходящие по форме части»

    Развитие внимания, мышления, памяти, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    1

    Граф. упр. «Подарок»

    Закрепить умение рисовать круги и овалы. Продолжать учить раскрашивать предметы. Развивать внимание, воображение.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Дорисуй картинку»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Раскрась домик желтым цветом, а листочки – зеленым»

    Развитие внимания, памяти, зрительного и цветового восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    1

    Граф. упр. «Прогулка в лесу»

    Закрепить умение проводить вертикальные и горизонтальные линии необходимой длины, изменять направление линии. Закрепить представление о мире природы. Расширять словарь по теме «Лесные животные». Тренировать в словоизменении существительных.

    Рисунок, простой карандаш.

     

     

    2

    Игра «Сколько на рисунке треугольников, кругов и квадратов?»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    Май

    1

    1

    Граф. упр. «Домой в норку»

    Закрепить умение изображать точки и прямые.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Дорисуй недостающие детали»

    Развитие внимания, памяти восприятия, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Какие из выделенных предметов есть на полках?»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    1

    Граф. упр. «Две болтливые рыбки»

    Закрепить умение изображать круги и раскрашивать предметы.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Дорисуй недостающие детали»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди в таблице выделенные фигурки»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    1

    Граф. упр. «Гномики заблудились»

    Закреплять умение обводить кривые линии. Развивать мышление, память.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развитие внимания, памяти, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Нарисуй справа в пустых клеточках мячики в зеркальном отражении»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    1

    Граф. упр. «Поиграем»

    Закрепить умение рисовать прямые линии в необходимом направлении. Развивать слуховое внимание, память.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Выполни задание по образцу»

    Развитие внимание, памяти, мышления, зрительного восприятия. Закрепить знания цифр.

    Рисунок, простой карандаш.

     

     

    3

    Игра «Раскрась мячики красным цветом, цветы – желтым, а яблоки – зеленым».

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

    Перспективы развития:

    На следующий год я планирую продолжать работу по данному направлению. И в связи с тем, что в наших группах появились дети с другими диагнозами, обучающиеся у нас инклюзивно, я планирую включить их в данную систему работы. Поэтому мною были разработаны методические рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов по обучению графическим умениям и навыкам детей 5-6л с ЗПР на следующий год:

    -перед выполнением графического задания у детей необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности.

    -перед выполнением графического задания необходимо провести пальчиковую гимнастику и дидактические игры для активизации внимания.

    - при выполнении графических заданий необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали правильную позу, сидя за столами, положение рук, правильный захват карандаша.

    -при выполнении графического задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев.

    -длительность графического упражнения не должна превышать 4-5 минут.

    -при формировании нового графического навыка нужно соблюдать определенную последовательность действий (мотивация, пассивные движения, имитационные движения в воздухе, самостоятельное выполнение графического упражнения, беседа по результатам работы).

    -после выполнения графического упражнения необходимо провести физминутку, дыхательную гимнастику и релаксационное упражнение.

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 3-5л с ЗПР

          Психокоррекционная программа по формированию психических процессову детей 3-5л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и...

    Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 5-6л с ЗПР

    Психокоррекционная программа по формированию психических процессову детей 5-6л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей...

    Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 6-7л с ЗПР

               Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 6-7л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом...

    Психокоррекционная программа графических навыков и умений у детей 3-5л с ЗПР

    Психокоррекционная программа графических навыков и уменийу детей 3-5л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно ...

    Психокоррекционная программа графических навыков и умений у детей 6-7л с ЗПР

    Психокоррекционная программа графических навыков и уменийу детей 6-7л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно ...

    Искусствоведческая и педагогическая литература о формировании графических навыков и умений у детей дошкольного возраста

    Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон...

    Формирование изобразительных навыков и умений у детей 2-4 лет с ограниченными возможностями с использованием нетрадиционных художественно-графических техник

    Формирование изобразительных навыков и умений  у детей 2-4 лет с ограниченными возможностямис использованием нетрадиционных художественно-графических техник....