Главные вкладки

    Психокоррекционная программа графических навыков и умений у детей 6-7л с ЗПР
    методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Забабурина Юлия Владимировна

    Психокоррекционная программа графических навыков и умений

    у детей 6-7л с ЗПР

    Пояснительная записка

    Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения.

    К сожалению, в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном и психическом развитии. Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире. В ряде исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.А. Екжанова и др.), посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР (особенно церебрально-органического генеза), отмечаются специфические особенности развития, которые затрудняют формирование изобразительной деятельности и письма. Среди таких особенностей можно выделить:

     - специфические особенности гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и нарушение зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;

     - специфические особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);

     - нарушение сенсорного восприятия и координации в пространстве затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных частей предмета в единое целое, отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

     - отставание в моторном развитии из-за нарушений мышечного тонуса, несформированности техники движений, нарушения регуляции произвольных движений;

     - снижение объема кратковременной и долговременной памяти, зрительного и слухового внимания, моторной памяти;

     - специфические особенности  произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания, удержания задания, работы по образцу и инструкции);

     - снижение мотивации деятельности.

    Именно поэтому работа по формированию графических навыков и умений является одной из важнейших задач коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР, так как графические умения являются важной составляющей при обучении ребенка рисованию и письму. Именно поэтому и была разработан данный психокоррекционный маршрут формирования графических навыков. При формировании графических умений по данной программе была поставлена следующая цель и решались следующие задачи.

    Цель: Формирование графических навыков и умений у детей 6-7 лет с ЗПР.

    1)    Коррекционные задачи:

    ·        Формирование познавательной активности и создание мотивации к рисованию;

    ·        Формирование сенсорных эталонов (восприятия формы, величины и цвета);

    ·        Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и речи);

    ·        Формирование понятий «цифры», «буквы», «символы».

    ·        Развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

    2)    Специфические задачи:

    ·        Развитие мелкой моторики;

    ·        Развитие зрительно-двигательной координации;

    ·        Формирование оптико-пространственного восприятия.

    Форма работы: индивидуальная.

    При составлении данного психокоррекционного маршрута учитывались следующие принципы:

    1)Принцип единства диагностики и коррекции.

    2)Принцип коррекции «снизу – вверх».

    3)Принцип системности развития психической деятельности.

    4)Деятельностный принцип коррекции.

    Данный психокоррекционный маршрут проводится в три этапа:

    -подготовительный,

    -основной,

    -заключительный.

    На подготовительном этапе решаются следующие задачи:

    -изучить теоретическую литературу по проблеме.

    - подобрать методики для проведения изучения графических навыков у детей с ЗПР.

    -изучить уровень развития графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    -разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    На основном этапе  апробируется система коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков у детей 6-7л с ЗПР. И решаются следующие задачи:

    1)    Формирование базы предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.

    2)    Развитие навыка рисования вертикальных и горизонтальных линий.

    3)    Развитие навыка рисования прямых линий в разных направлениях.

    4)    Развитие навыка рисования кривых и спиралеобразных линий.

    5)    Развитие навыка рисования ритмичных циклических линий: ломаных, волнистых, дугообразных и петлевидных линий.

    6)    Развитие навыка рисования параллельных линий.

    7)    Формирование умения наносить штриховку в разных направлениях.

    8)    Развитие ориентирования на листе бумаги.

    9)    Развитие тонкой моторики кисти руки и зрительно-двигательной координации.

    10)           Формирование у детей интереса к рисованию.

    11)           Развитие творческих способностей.

    12)           Воспитание усидчивости, желание доводить дело до логического конца.

    На заключительном этапе  проводится повторное диагностическое обследование с целью выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей 6-7л с ЗПР.

    Психокоррекционная программа графических умений и навыков состоит из трех блоков:

    1)    Специально организованные коррекционные занятия по развитию графических навыков и умений.

    2)    Комплекс графических упражнений, используемых воспитателями на общеразвивающих занятиях и в свободной деятельности.

    3)    Комплекс графических упражнений для родителей.

    В первый блок вошел комплекс занятий (32 занятия), включающий в себя игры и упражнения на формирование графических навыков. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 25 до 30 минут. Форма работы: индивидуальная. Все игры и упражнения подобраны так, чтобы формировать у детей графические навыки и психические процессы. Занятия проводились в первой половине дня в 900. Каждое занятие состоит из вводной части, основной и заключительной части. При проведении занятий учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей, рекомендации к организации рабочего места Л.А.Григорян и Б.К.Тупоногова: мебель была подобрана по росту и размерам детей; общая освещенность рабочего места составляла 1000 Лк.

    В связи с тем, что у наших детей среди сопутствующих диагнозов наблюдаются нарушения зрения (гиперметропический астигматизм, ангиопатия сетчатки и др.), то при подборе графических заданий учитывались следующие требования к проведению занятий:

    -допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки при проведении занятия должна составлять не более 10 минут.

    -при организации занятия необходима частая смена видов деятельности.

    -иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.

    -после проведения занятий необходимо провести зрительную гимнастику.

    Данный блок состоит из 5 этапов:

    I этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА ПРЯМИЛКИ».

    Задачи:

    ·        Учить рисовать вертикальные линии.

    ·        Учить рисовать горизонтальные линии.

    ·        Учить рисовать прямые линии в разных направлениях.

    ·        Учить тонировать лист, нанося размашистые линии во взаимообратном направлении с легким продвижением вниз или в сторону.

    ·        Учить рисовать прямые линии необходимой длины и направления.

    II этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА КРИВИЛКИ».

    Задачи:

    ·        Учить рисовать кривые линии.

    ·        Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.

    III этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА СПИРАЛЬКИ».

    Задачи:

    ·        Учить изображать круглую и овальную форму.

    ·        Учить изображать спиралеобразную линию.

    ·        Продолжать учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.

    ·        Развивать творчество и воображение, применяя изобразительные умения.

    IV этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА ЦИКЛИКА».

    Задачи:

    ·        Учить проводить ритмичные циклические линии: ломаные, волнистые, дугообразные, петлевидные в направлении письма.

    ·        Синхронизировать словесную инструкцию и изображение, развивать пространственные представления.

    V этап «УРОКИ ПРОФЕССОРА ШИТРИКА».

    Задачи:

    ·        Учить рисовать параллельные линии, стараясь как можно ближе проводить их друг к другу.

    ·        Учить наносить штриховку в разных направлениях.

    Во второй блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия), созданный для воспитателей. Данный комплекс состоит из трех этапов. На первом этапе дети учились:

    -проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам.

    -рисовать уголков и квадратов по опорным точкам.

    -штриховать прямыми и косыми линиями.

    -рисовать дуг, кругов, овалов по опорным точкам.

    На втором этапе дети учились:

    -рисовать узоры из горизонтальных и вертикальных линий.

    -штриховать.

    -обводить.

    -ориентироваться на листе бумаги.

    На третьем этапе дети учились:

    -рисовать круги, полуовалы, овалы, петли, спирали.

    В третий блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия), разработанный для родителей. В данный комплекс вошли следующие графические задания:

    -рисование горизонтальных и вертикальных линий.

    -рисование пересеченных линий.

    -рисование наклонных линий.

    -рисование волнистых линий.

    -рисование петлевидных, параллельных и спиралеобразных линий.

    -рисование ломаных линий.

    -рисование кругов и овалов.

    -рисование треугольников, квадратов, прямоугольников и ромбов.

    -обведение по контуру, штрихование.

    -рисование по точкам и цифрам.

    Перед началом работы по данному маршруту была организована специальная предметно-развивающая среда (в дефектологический кабинет были приобретены пазлы, кубики, мозаика, наборы бус, деревянный конструктор, шнуровки, были также сделаны своими руками дидактические игры, штриховки и обводки и т.д.). Так как, в специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях. Занятия данного маршрута состоят из графических упражнений и дидактических игр, направленных на формирование графических навыков и умений и развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и речи), ориентирование на листе бумаги.

    Предмет коррекции: Графические навыки детей с ЗПР.

    Объем образовательного маршрута: Всего 32 занятия при частоте встреч – один раз в неделю. Продолжительность одного занятия – от 25 до 30 минут.

    Месяц

    № занятия

    №  игры, упражнения

             Структура занятия

             Цель

    Оборудование

    Октябрь

    1

    1

    Граф. упр. «Возвращение с прогулки»

    Восстановить навык изображения прямых линий на ограниченной поверхности.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Раскрась предметы»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

    Картинка, цветные карандаши.

    3

    Лото «Цвет и форма»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, восприятие формы.

    Картинки, геометрические фигуры.

    4

    «Обведи и раскрась»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

    Рисунок, цветные карандаши.

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

    Рисунок, цветные карандаши.

    6

    «Рисуем по клеточкам «Кораблик»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, тонкую моторику.

    Цветные карандаши, тетрадь.

    7

    Графический диктант «Зайчик»

    Развивать зрительно-двигательную координацию, психические процессы, мелкую моторику руки.

    Простые карандаши, тетрадь.

    2

    1

    Граф. упр. «Футбол»

    Тренировать в тонировании бумаги, нанося свободными размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях с легким продвижением руки слева направо. Закреплять представление о левой и правой стороне листа.

    Чистый альбомный лист, зеленая гуашь, кисточка.

    2

    Лабиринт «Кому звонит мальчик?»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

    Картинка, простой карандаш.

     

     

    3

    Игра «Найди пару»

    Развивать внимание, память, мышление, логику.

    Парные картинки.

    4

    Рисуем по клеточкам «Елочка»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

    Цветные карандаши, тетрадь.

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

    Рисунок, цветные карандаши.

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    1

    Граф. упр. «Футбол»

    Закреплять навык изображения прямых линий, определяя их направление на основе анализа расположения изображений на рисунке; учить слушать и запоминать инструкцию.

    Рисунок, фломастеры.

    2

    Игра «Найди половинку»

    Учить узнавать предмет по одному из его изображений, развивать внимание, память, мышление.

    Наборы парных изображений предметов.

    3

    Игра «Найди пару каждой рукавичке»

    Развивать внимание, память, мышление.

    Картинка, простой карандаш, цветные карандаши.

    4

    Графический диктант «Медведь»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

    Простой карандаш, тетрадь.

     

    5

    «Обведи и раскрась»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

    Рисунок, цветные фломастеры.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать внимание, память, мышление.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    Рисуем по клеточкам «Чайная чашка»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

    Простой карандаш, тетрадь.

    4

    1

    Граф. упр. «Ягода»

    Закреплять навык изображения кругов. Закреплять представление о правой и левой стороне листа. Учить выполнять задание по словесной инструкции. Создавать эмоционально-положительное настроение от результатов своей работы.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Аквариум»

    Закрепить основные цвета спектра, количественный счет, развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику.

    Карточки с аквариумом, фломастеры или цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди точно такой же самолет»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

    4

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

    Рисунок, цветные карандаши.

    5

    «Обведи и раскрась»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    Рисуем по клеточкам «Олененок»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

    Простой карандаш, тетрадь.

    Ноябрь

    1

    1

    Граф. упр. «Сороконожки»

    Продолжать закреплять навык изображения кругов. Развивать творческое воображение (видеть за изображениями кругов реальные объекты).

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Собери бусы»

    Закрепить основные цвета спектра, геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие формы, память внимание, мелкую моторику.

    Наборы бус, нитки.

    3

    Игра «Флажки»

    Формировать зрительную ориентировку на величину без учета других свойств предмета. Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

    Флажки разного цвета, формы, величины для каждого ребенка.

    4

    Графический диктант «Лиса»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

    Рисунок, цветные карандаши.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

    Рисунок, цветные карандаши.

    8

    Рисуем по клеточкам «Цветочный узор»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

    Простой карандаш, тетрадь.

    2

    1

    Граф. упр. «Собери урожай»

    Продолжать закреплять навык изображения кругов и овалов. Развивать творческое воображение (видеть за геометрическими формами изображения реальных предметов).

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Найди всех бабочек и сосчитай»

    Развивать внимание, память, мышление.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди выделенные фрагменты и обведи их»

    Развивать зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию, память, мышление.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

    4

    Рисуем по клеточкам «Человечек»

    Развивать зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию, память, мышление.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию, память, мышление.

    Рисунок, цветные карандаши.

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развивать зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию, память, мышление.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию, память, мышление.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    1

    Граф. упр. «Вертолет»

    Продолжать тренироваться в умении изображать прямые и кривые линии. Учить слушать и запоминать речевую инструкцию. Закреплять представления о пространственном расположении предметов. Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром, регулировать нажим карандаша.

    Рисунок, простой карандаш, синий и желтый карандаши.

     

     

    2

    Игра «Найди лишний предмет»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное и цветовое восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй предметы»

    Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Графический диктант «Белка»

    Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

    Рисунок, простой карандаш.

    5

    Рисуем по клеточкам «Птичка»

    Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

    Рисунок, простой карандаш.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    8

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    1

    Граф. упр. «Улиточки»

    Учить изображать раскручивающиеся и закручивающиеся спирали.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Найди закономерность и дорисуй картинки»

    Развитие внимания, памяти, мышления, логики, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Перенеси рисунки в нижнюю таблицу в таком же порядке»

    Развивать психические процессы, зрительное восприятие.

    Рисунок, фломастеры или цветные карандаши.

    4

    Рисуем по клеточкам «Собака»

    Развивать психические процессы, зрительное восприятие.

    Рисунок, простой карандаш.

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать психические процессы, зрительное восприятие.

    Рисунок, фломастеры или цветные карандаши.

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развивать психические процессы, зрительное восприятие.

    Рисунок, фломастеры или цветные карандаши.

    7

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать психические процессы, зрительное восприятие.

    Рисунок, фломастеры или цветные карандаши.

    Декабрь

    1

    1

    Граф. упр. «Любопытная мышка»

    Продолжать учить рисовать раскручивающиеся и закручивающиеся спирали.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Найди фрагмент рисунка»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Рисунок, фломастеры, цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди отличия»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику.

    Рисунок, простой карандаш.

    4

    Графический диктант «Слон»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику.

    Рисунок, простой карандаш.

    5

    Рисуем по клеточкам «Цветы»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику.

    Рисунок, простой карандаш.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику.

    Рисунок, фломастеры, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику.

    Рисунок, фломастеры, цветные карандаши.

    8

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику.

    Рисунок, фломастеры, цветные карандаши.

     

    2

    1

    Граф. упр. «Храбрый пилот»

    Продолжать учить изображать спирали.

    Рисунок, цветные карандаши

    2

    Игра «Раскрась картинку»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди предмет на картинке»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Рисуем по клеточкам «Кошка»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши

     

    7

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши

    3

    1

    Граф. упр. «Поле»

    Продолжать учить тонировать лист, нанося свободными размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях с легким продвижением руки сверху вниз.

    Чистый лист бумаги, коричневая краска, кисточки.

    2

    Игра «На каких карточках части этих фигур складываются в целое?»

    Развивать внимание, память, мышление, логику.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Нарисуй по клеточкам»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, простой карандаш.

    4

    Графический диктант «Ёжик»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    Рисуем по клеточкам «Узор»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    8

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    1

    Граф. упр. «Кроты»

    Учить проводить ритмичные ломаные линии. Расширять представления о мире животных.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Обведи по точкам предметы, которые спрятаны на этих картинках»

    Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди на полках такие же горшочки, как на столе»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, простой карандаш.

     

    4

    Рисуем по клеточкам «Кораблик»

    Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

     

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать внимание, память, зрительно-двигательную координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    Январь

    2

    1

    Граф. упр. «Кто чем питается?»

    Продолжать учить проводить ломаные линии. Расширять представления об окружающем мире.

    Рисунок, цветной карандаш.

    2

    Игра «Дорисуй картинки так, чтобы они стали одинаковыми»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши

    3

    Игра «Раскрась цветы одинаково»

    Развивать психические процессы, зрительное восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Графический диктант «Лягушка»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    Рисуем по клеточкам «Волк»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Простой карандаш, тетрадь.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    8

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    1

    Граф. упр. «Птицы»

    Учить рисовать дугообразную линию. Закрепить умение рисовать ломаную и вертикальную линии.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Лабиринт «Какой из электроприборов включен в розетку»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Рисуем по клеточкам «Орнамент»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики.

    Простой карандаш, тетрадь.

     

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    1

    Граф. упр. «Кузнечик Кузя»

    Продолжать учить рисовать дугообразные линии.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Дорисуй картинку»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Раскрась одинаковые фигурки одним цветом»

    Развивать внимание, память, мышление, зрит.-двиг. координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

    4

    Графический диктант «Волк»

    Развивать внимание, память, мышление, зрит.-двиг. координацию.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    Рисуем по клеточкам «Вертолет»

    Развивать внимание, память, мышление, зрит.-двиг. координацию.

    Простой карандаш, тетрадь.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать внимание, память, мышление, зрит.-двиг. координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развивать внимание, память, мышление, зрит.-двиг. координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    8

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать внимание, память, мышление, зрит.-двиг. координацию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    Февраль

    1

    1

    Граф. упр. «Веселый мячик»

    Закрепить умение изображать дугообразные линии с продвижением вниз.

    Рисунок, фломастеры.

    2

    Игра «Найди одинаковые воздушные шары»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй картинки так, чтобы они были одинаковыми»

    Развитие психических процессов, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Графический диктант «Кенгуру»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    Рисуем по клеточкам «Петушок»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

     

     

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    8

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    1

    Граф. упр. «Ужи на прогулке»

    Учить рисовать волнистые линии. Расширять представления об окружающем мире.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Граф. упр. «Аквариум»

    Продолжать учить проводить волнистые линии.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Какие предметы спрятались на картинке?»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, простой карандаш.

    4

    Рисуем по клеточкам «Домик»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, простой карандаш.

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    1

    Граф. упр. «Лодочка»

    Закрепить умение рисовать волнистую линию.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Граф. упр. «Черепашья бухта»

    Закрепить умение рисовать спирали и дугообразные линии.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Графический диктант «Олень»

    Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    Рисуем по клеточкам «Слоник»

    Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

    Простой карандаш, тетрадь.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

    Рисунок, цветные карандаши.

    8

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    1

    Граф. упр. «Игрушки»

    Учить рисовать цикличные петлевидные линии.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Граф. упр. «Дорога»

    Продолжать учить рисовать кривые линии на ограниченной поверхности. Расширять  пассивный словарь.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй елочке ствол, а солнышку лучики»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

     

    4

    Рисуем по клеточкам «Рыбка»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    Март

    1

    1

    Граф. упр. «Волшебные ролики»

    Продолжать учить рисовать цикличные петлевидные линии, дорисовывать предметы.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Какие предметы есть на обеих картинках?»

    Развивать внимание, память мышление, логику.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Графический диктант «Жираф»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    Рисуем по клеточкам «Ключ к замку»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Простой карандаш, тетрадь.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    8

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    1

    Граф. упр. «Ветер дует»

    Продолжать учить рисовать цикличные петлевидные линии.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Раскрась листочки в соответствии с образцом»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Лабиринт

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, простой карандаш.

    4

    Рисуем по клеточкам «Машина»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, простой карандаш.

     

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    1

    Граф. упр. «Волшебный поезд»

    Учить штриховать. Развивать психические процессы.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Зачеркни все буквы А»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, простой карандаш.

    4

    Графический диктант «Лев»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, простой карандаш.

    5

    Рисуем по клеточкам «Бабочка», «Кувшин»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, простой карандаш.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    8

    «Заштрихуй изображение»

    Развивать внимание, память, мышление, восприятие.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    1

    Граф. упр. «Домик»

    Продолжать учить штриховать изображения предметов. Закрепить полученные ранее графические навыки и умения. Закрепить представления о длине предметов. Развивать мышление, память, внимание.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Найди одинаковые предметы и раскрась их одним цветом»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развитие внимания, памяти, воображения, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

    4

    Рисуем по клеточкам «Танк», «Ракета»

    Развитие внимания, памяти, воображения, восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимания, памяти, воображения, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

     

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимания, памяти, воображения, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимания, памяти, воображения, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    Апрель

    1

    1

    Граф. упр. «Домик»

    Продолжать учить штриховать изображения предметов. Закрепить полученные ранее графические навыки и умения. Закрепить представления о длине предметов. Развивать мышление, память, внимание.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Из каких цветов составлен букет?»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй недостающие детали»

    Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления, зрительно-двигательной координации.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Графический диктант «Крокодил»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    Рисуем по клеточкам «Страус», «Кенгуру»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    8

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    1

    Граф. упр. «Вспаханное поле»

    Закрепить умение изображать прямые, дугообразные и волнистые линии.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди подходящие по форме части»

    Развитие внимания, мышления, памяти, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Рисуем по клеточкам «Чайник», «Кастрюля»

    Развитие внимания, мышления, памяти, восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

     

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимания, мышления, памяти, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимания, мышления, памяти, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимания, мышления, памяти, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    1

    Граф. упр. «Игрушки из соломы»

    Закрепить умение наносить прямые линии.

    Рисунок, простой карандаш.

    2

    Игра «Дорисуй картинку»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Раскрась домик желтым цветом, а листочки – зеленым»

    Развитие внимания, памяти, зрительного и цветового восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Графический диктант «Зебра»

    Развитие внимания, памяти, зрительного и цветового восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    Рисуем по клеточкам «Дерево»

    Развитие внимания, памяти, зрительного и цветового восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимания, памяти, зрительного и цветового восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимания, памяти, зрительного и цветового восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    8

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимания, памяти, зрительного и цветового восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    1

    Граф. упр. «Бумажные игрушки»

    Закрепить умение рисовать прямые и спиральные линии. Развивать мышление, внимание, память.

    Рисунок, простой карандаш.

     

    2

    Игра «Сколько на рисунке треугольников, кругов и квадратов?»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Рисуем по клеточкам «Грузовик»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

     

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    Май

    1

    1

    Граф. упр. «Прогулка»

    Закрепить графические навыки и умения.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Дорисуй недостающие детали»

    Развитие внимания, памяти восприятия, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Какие из выделенных предметов есть на полках?»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Графический диктант «Черепаха»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

     

    5

    Рисуем по клеточкам «Бегущий человек»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

     

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    8

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    1

    Граф. упр. «Хвастунишки»

    Закрепить графические навыки и умения рисовать циклические линии.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Дорисуй недостающие детали»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Найди в таблице выделенные фигурки»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Рисуем по клеточкам «Змея»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши.

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    1

    Граф. упр. «Рыбалка»

    Закреплять графические навыки и умения. Развивать мышление, память.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Дорисуй картинки»

    Развитие внимания, памяти, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    3

    Игра «Нарисуй справа в пустых клеточках мячики в зеркальном отражении»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    Графический диктант «Ящерица»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

    5

    Рисуем по клеточкам «Бусы»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

    6

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    7

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    8

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

    4

    1

    Граф. упр. «Веселый улов»

    Закрепить графические навыки и умения. Развивать слуховое внимание, память.

    Рисунок, цветные карандаши.

    2

    Игра «Выполни задание по образцу»

    Развитие внимание, памяти, мышления, зрительного восприятия. Закрепить знания цифр.

    Рисунок, простой карандаш.

     

    3

    Игра «Раскрась мячики красным цветом, цветы – желтым, а яблоки – зеленым».

    Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

    4

    Рисуем по клеточкам «Паровоз»

    Развитие внимание, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Простой карандаш, тетрадь.

     

    5

    «Раскрась по цифрам»

    Развитие внимание, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

    6

    «Обведи и раскрась»

    Развитие внимание, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

    7

    «Заштрихуй изображение»

    Развитие внимание, памяти, мышления, зрительного восприятия.

    Рисунок, цветные карандаши.

     

    Перспективы развития:

    На следующий год я планирую продолжать работу по данному направлению. И в связи с тем, что в наших группах появились дети с другими диагнозами, обучающиеся у нас инклюзивно, я планирую включить их в данную систему работы. Поэтому мною были разработаны методические рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов по обучению графическим умениям и навыкам детей 6-7л с ЗПР на следующий год:

    -перед выполнением графического задания у детей необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности.

    -перед выполнением графического задания необходимо провести пальчиковую гимнастику и дидактические игры для активизации внимания.

    - при выполнении графических заданий необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали правильную позу, сидя за столами, положение рук, правильный захват карандаша.

    -при выполнении графического задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев.

    -длительность графического упражнения не должна превышать 4-5 минут.

    -при формировании нового графического навыка нужно соблюдать определенную последовательность действий (мотивация, пассивные движения, имитационные движения в воздухе, самостоятельное выполнение графического упражнения, беседа по результатам работы).

    -после выполнения графического упражнения необходимо провести физминутку, дыхательную гимнастику и релаксационное упражнение.

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 3-5л с ЗПР

          Психокоррекционная программа по формированию психических процессову детей 3-5л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и...

    Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 5-6л с ЗПР

    Психокоррекционная программа по формированию психических процессову детей 5-6л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей...

    Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 6-7л с ЗПР

               Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 6-7л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом...

    Психокоррекционная программа графических навыков и умений у детей 3-5л с ЗПР

    Психокоррекционная программа графических навыков и уменийу детей 3-5л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно ...

    Психокоррекционная программа графических навыков и умений у детей 5-6л с ЗПР

    Психокоррекционная программа графических навыков и уменийу детей 5-6л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно ...

    Искусствоведческая и педагогическая литература о формировании графических навыков и умений у детей дошкольного возраста

    Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон...

    Формирование изобразительных навыков и умений у детей 2-4 лет с ограниченными возможностями с использованием нетрадиционных художественно-графических техник

    Формирование изобразительных навыков и умений  у детей 2-4 лет с ограниченными возможностямис использованием нетрадиционных художественно-графических техник....