Формирование изобразительных навыков и умений у детей 2-4 лет с ограниченными возможностями с использованием нетрадиционных художественно-графических техник
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (младшая группа)

Грыгораш Антонина Васильевна

Формирование изобразительных навыков и умений  у детей 2-4 лет с ограниченными возможностями

с использованием нетрадиционных художественно-графических техник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_grygorash_a.v.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 26»

        

Формирование изобразительных навыков и умений

у детей 2-4 лет с ограниченными возможностями

с использованием нетрадиционных

художественно-графических техник

                                                       Составитель:

                                                                                 воспитатель Грыгораш А.В.

Снежинск - 2019

Введение

        Младший дошкольный возраст – важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывшего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, в процессе которой создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом от простого к сложному.  

        Изобразительная деятельность приносит много радости малышам. Потребность в рисовании заложена  у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Но изобразительная деятельность детей с различными нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У них нарушено внимание, восприятие, память, пальцы рук не ловки, движения не точны. Им трудно нарисовать элементарные предметы, дети боятся, отказываются рисовать.

        Как правило, занятия в детских учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи  полученной информации.

        Многие педагоги, работающие с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, задумываются над тем, как сформировать интерес к рисованию, уверенность в себе, навыки рисования.

        Изобразительная деятельность детей с различными нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов, мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

        Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу, не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисти ватные палочки), происходит развитие наглядно-действенного мышления, развивается мелкая моторика, речь.

        За последние годы издается много методических пособий по обучению нетрадиционными техниками рисования детей дошкольного возраста, но для воспитателя, работающего с детьми раннего и младшего дошкольного возраста методической литературы по данному направлению недостаточно. Не раскрыта система работы по обучению детей с 2-х до 4-х лет рисованию. Не описан и опыт коррекционной помощи детям данного возраста с нарушениями в развитии в изобразительной деятельности.

        Имея большой опыт работы с детьми раннего возраста и их родителями, получив хорошую подготовку по вопросам коррекционной педагогики и практику эффективного взаимодействия с учителями-дефектологами, учителями-логопедами мы задались целью разработать систему обучения детей с 2-х до 4-х лет с проблемами в развитии изобразительной деятельности. Были определены основные задачи и методы проведения исследования и обобщения опыта работы воспитателя  по данной проблеме.         

        Задачи исследования:

  1. Провести анализ методической литературы по формированию изобразительной деятельности детей.
  2. Изучить особенности психофизического развития детей с двух до четырех лет.
  3. Определить основные нетрадиционные техники рисования с детьми с 2-х до 4-х лет.
  4. Изучить уровень изобразительных навыков и умений у детей диагностической группы.
  5. Разработать перспективные планы по обучению детей рисованию, используя нетрадиционные техники рисования с детьми диагностической группы.
  6. Подготовить рекомендации для родителей по использованию нетрадиционных методик рисования для детей с 2-х до 4-х лет.

        Методы исследования:

  • Изучение методической литературы
  • Анализ программного обеспечения
  • Изучение опыта коллег
  • Наблюдение
  • Анализ результатов диагностики
  • ПМП консилиум
  • Беседы с родителями
  • Взаимодействие с врачом, педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом.

        Предполагается, что данное исследование обогатит опыт педагогов работающих с детьми с 2-х до 4-х лет с нарушениями в развитии в условиях диагностических групп ДОУ компенсирующего вида.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. Анализ методической литературы по формированию изобразительных навыков и умений у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

        Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительно, а иногда отрицательное отношение.

        Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Известный русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: "Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования".

        Е.Ю. Кихтева считает, что рисование - вид изобразительной деятельности, в которой ребенок учится различными материалами и приемами, разными изобразительными средствами изображать окружающий мир, выражать свое отношение к нему.

        Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты.

        Великий чешский педагог Я.А. Коменский, утверждая важность рисования для формирования всесторонне развитого человека, предлагал внести этот предмет в материнские школы как необходимое занятие для развития наблюдательности, ощущений ребенка: "Позволяйте им также срисовывать рисунки, если они захотят. Мало того, подстрекайте их к тому, чтобы они этого захотели. Во-первых, это также заостряет их внимание к вещам. Во-вторых, они станут наблюдать взаимные пропорции между отдаленными деталями вещей. Наконец, будут развивать ловкость рук, что полезно во многих отношениях". Он считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувство прекрасного, учат "подмечать правильность и стройность в предметах", формируют способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.

        О важном значении рисования для всестороннего воспитания и образования ребенка писал известный немецкий педагог Ф. Фребель, создатель учреждения для воспитания детей дошкольного возраста - детского сада, разработавший уникальную по тем временам систему воспитания малышей, в которой большое место отводилось ручным занятиям, включающим рисование и лепку: "Развитие способности к рисованию в ребенке, - утверждал он, - составляет одну из существеннейших задач развивающее - воспитывающего обучения человека, существенных оснований давно предполагаемого человечеством и теперь с вожделением ожидаемого общего воспитания человечества, воспитания человеческого рода, для всеобщего единения жизни. Благодаря тому, что сила рисования была познана не вполне и на ее укрепление и дальнейшее упражнение не обращалось общего внимания как на неразрывное звено истинно человеческого образования, и оно не рассматривалось как существенное воспитательное  средство образования человечества, человечество, и прежде всего дети  и юношество, было до сих пор лишены одного из самых сильных средств обучения".  

        Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для умственного воспитания детей. Они основываются на сенсорном опыте, непосредственном восприятии и выделении свойств и качеств воспринимаемых объектов действительности.

        Возможность интеллектуального развития детей в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в изобразительном творчестве они передают впечатления, полученные из окружающей жизни или прочитанных им книг. Без отчетливых представлений создать изображение невозможно. Вместе с тем в процессе создания образа действительности или литературного персонажа, картины уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления у детей, являющиеся своеобразным материалом для работы мышления, воображения.

        Большую познавательную роль рисования отмечал К.Д. Ушинский: "Так все проникающее в человеческий разум идет туда путем чувства, то первая стадия в развитии разума - это разумение чувственное, оно служит основанием для разумения умственного, первые наши учителя философии - это наши ноги, руки, глаза". "Дитя... мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще". Рисование, по мнению К.Д. Ушинского, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

        Включение в процесс восприятия и последующее изображение операций анализа, сравнения, уподобления, установления сходства и различия предметов, а также обобщения, как показывают современные психологические исследования (Н.И. Чуприкова, Т.Д. Ратанова и др.), способствуют интеллектуальному развитию через развитие когнитивных структур мозга. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующий запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразных оттенков цветов.  При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок, взрослый), цветов (спелый - неспелый, цвета времен года), разное пространственное положение предметов и их частей (птица сидит, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

        Характеризуя детское творчество и те психические процессы, которые включаются в художественную деятельность, педагог А.А. Волкова писала: "Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что  в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать у него творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям более ярко воспроизводить в своем творчестве виденное ими".

        Отечественные педагоги (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.Н. Игнатьев, И.Я. Лернер и другие) подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить. Из определяемого нами детского художественного творчества становится очевидно, что для развития творчества в любых видах художественной деятельности детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства (изобразительного, музыкального, литературного, архитектуры, народного искусства), приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности; необходимо освоение детьми богатого художественного опыта, как на занятиях, так и в повседневной жизни (на прогулках, в разнообразных играх, при знакомстве с произведениями искусства).  

        Умственное воспитание, осуществляемое в процессе обучения изобразительной деятельности, тесно связано с эстетическим воспитанием. Об этом писали Н.П. Сакулина, А.И. Сорокина и др. «Развитие художественно-творческой деятельности детей в реалистическом направлении, - пишет Н.П. Сакулина, - невозможно без эстетического освоения действительности (под освоением мы разумеем восприятие, переживание, а также оценку). При таком освоении действительности у человека накапливается запас представлений и (образов), который кладется в основу художественного творчества». Подобные представления, как считает ряд исследователей – психологов и педагогов (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина и др.), образуются в процессе непосредственного чувственного познания – восприятия.

        Т.С. Комарова считает, что занятия рисованием способствуют решению задач речевого развития детей: накопления и обогащения словарного запаса, развития связной речи, правильного произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении. Процесс создания изображения у ребенка тесно связан с речью. Психолого-педагогические наблюдения за процессом детского художественного творчества (в большей степени это касается изобразительного творчества и игры) показывают, что процесс создания изображения, как правило, сопровождается речью.

Подчеркивая значение речевого сопровождения процесса изображения, Е.И. Игнатьев пишет: «Такие рассуждения помогают ребенку в упорядочении всего процесса изобразительной деятельности. Словесное обозначение помогает дошкольнику выделять в предметах их признаки».

        Т.С. Комарова советует не пресекать разговоры детей, их высказывания в процессе изобразительной деятельности, но, наоборот, поощрять их общение, стимулировать его, спрашивая о том, как они будут создавать изображение, в какой последовательности, какие материалы могут им понадобиться дополнительно и т.п.

        Е.Ю. Кихтева отмечает, что важную роль в приобщении ребенка к изобразительной деятельности играет художественная речевая деятельность. Развивая у малыша интерес и желание заниматься художественной деятельностью, нельзя забывать, что стихи и песенки помогают намного ярче воспринимать и глубже запоминать изучаемый предмет или материал.

        По мнению Т.С. Комаровой в процессе подготовки на занятиях рисованием у детей развивается мелкая мускулатура рук, координация движений руки и глаза, ручная умелость; это облегчает в дальнейшем овладение письмом в школе.

        О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, П.П. Чистяков, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.). Значение изобразительной деятельности, творчества детей а их воспитании и различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт (США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер, подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелой личности.  

        Т.С. Комарова отмечает, что наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. В процессе занятий рисованием у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившихся образных представлений.

        Итак, в процессе изобразительной деятельности в детском саду осуществляется всестороннее воспитание и развитие ребенка.

        Таким образом, анализ методической литературы позволил определить разнообразные способы обучения детей рисованию, в том числе и нетрадиционные методы.

1.2. Основные методы и приемы обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста.

        В основе всей системы обучения изобразительному искусству лежит метод наблюдения. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

        Косминская В.Б. предлагает на занятиях по изобразительной деятельности использовать наглядные, словесные и игровые методы и приемы.

        Метод обучения характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.

        К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при и их оценке.  

        К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

        Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

        Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки.

        Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов.

        Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:

  • от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
  • от возраста детей и их развития;
  • от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

        На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.

        Отдельные методы и приемы – наглядные и словесные – совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.

        Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.

        Авторы А.В. Никитина, И.А. Лыкова, Р.Г. Казакова предлагают использовать нетрадиционные методы рисования, которые позволяют достичь детям желаемого результата.

        А.В. Никитина рекомендует в работе с детьми младшего дошкольного возраста использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошкой;
  • рисование ватными палочками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • оттиск ластиком карандаша;
  • тычок жесткой полусухой кистью.

Р.Г. Казакова советует следующие нетрадиционные художественно-графические техники:

  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошкой;
  • оттиск пробкой;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • обрывание бумаги;
  • скатывание бумаги.

И.А. Лыкова предлагает:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошкой;
  • рисование ватными палочками.

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с 2-х до 4-х лет.

        В методической литературе описаны закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей третьего и четвёртого года жизни и детей с нарушениями в развитии. Возрастные особенности детей раскрыты в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. В книге «Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическими поражениями центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания» под редакцией Е.А.Стребелевой представлена характеристика детей с проблемами в развитии.

        Третий год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка – к концу года малыши становятся младшими дошкольниками. Предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. С каждым днем малыш становиться все более самостоятельным и умелым. Нормально развивающийся ребенок особенно восприимчив к педагогическим воздействиям. Именно в этот период жизни малыш продолжает активно общаться.

В соответствии с положениями современной концепции воспитания детей раннего возраста развитие ребенка происходит в деятельности по основным линиям развития: социальное, физическое, познавательное и эстетическое.

Третий год жизни – это период интенсивного физического развития. Если основные движения ребенка были не совершены, что объясняется слабостью мышц, недостаточностью координаций движений, то движения становятся более целенаправленными. Значительно улучшается двигательная координация – развивается  согласованность движений рук и ног. Особенно важно на этом возрастном этапе совершенствовать движения кистей и пальцев рук ребенка. Это стимулирует речевой центр и артикуляционный аппарат.

                 Социальное развитие происходит в результате взаимодействия и общения ребенка с взрослыми и сверстниками. В этом возрасте ребенок пользуется следующими средствами общения:

- экспрессивно - мимическими (улыбкой, взглядом, мимикой);

- выразительными движениями рук и тела, вокализациями;

-предметно-действенным - произвольно употребляемым усвоенными   движениями (позы, удаления, вручения, отталкивания и др.);

- речевыми средствами общения – высказываниями, вопросами, ответами.

На этом этапе резко возрастает стремление к самостоятельности.

Под руководством взрослого ребенок постоянно осваивает культурно-гигиенические навыки (прием пищи, умывание, одевание).

Познавательное развитие ребенка связано с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем мире. Под влияние предметной деятельности и  общения развиваются все психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, речь; но центральное место занимает восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего познавательного развития ребенка, с другой стороны – имеет самостоятельное значение.

На третьем году жизни интенсивно развивается речь ребенка. Слово является регулятором поведения. Его действия начинают подчиняться словесному выраженному запрету, просьбе. Освоение правил и требований, выраженных словами, имеет большое значение для развития воли ребенка, выдержки и настойчивости.

Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт со сверстниками, играть с ними. Для ребенка становиться важным не только процесс действия, но и результат, именно в этом возрасте ребенок в игровой деятельности начинает использовать предметы-заместители. Это является предпосылкой к игре. Используя, предметы-заместители, ребенок в определенной последовательности называет взаимосвязанные между собой действия.

Изобразительная деятельность детей четвертого года жизни  отличается тем, что благодаря формообразующим движениям в рисунке возникают отчетливые изображения предметов. В созданном ребенком образе находят отражение наиболее существенное, характерное для данного персонажа.

Малыши осваивают технические навыки: учатся правильно держать в правой руке карандаш, кисть, не сжимая их сильно пальцами, лист бумаги придерживать левой рукой. Важно обращать внимание  на положение корпуса во время рисования.

Изобразительная деятельность ребенка 3-4 лет зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей  в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвета.

В 3-4 года дети пользуются зрительным соотнесением. Учатся выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче). Находят в окружающей обстановке много предметов и один. Понимают слова: слева, справа, верхняя, нижняя. Определяют цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Разбирают и складывает четырехсоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструируют из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 3-4 частей путем проб.

Мышление ребенка к четырем года становится наглядно – образным. Это значит, что некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, главным средством решения задачи становится образ.

Возраст с 3-х до 4-х лет связан с интенсивным  развитием речи.  Активный словарь малышей  растет буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новый  слов за месяц. Если в 3 года ребенку для общения достаточно нескольких сотен слов, то в четыре года эта цифра достигает 1,5 – 2 тысяч слов за месяц.  

Появление и развитие речи у детей 3-4-х лет делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка с взрослым, который существенно отличается от  предыдущего.   Содержание следующей формы общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным. Для этой формы общения характерны:

•        хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;

•         познавательные мотивы общения, любознательность, стремление объяснить мир;

•        потребность в уважении взрослого.

Появляется сюжетно-ролевая игра в небольшой группе детей (2-3 человека) с продолжительностью 10-30 минут. В игре он выполняет несколько взаимосвязанных действий, взаимодействует в сюжетах с двумя действующими лицами (мама – дочка, врач – больной), исполняет роль за себя и за игрушку, использует в играх строительный материал. Устойчивый интерес к играм (любимые игры). Может заниматься конструированием, строить разнообразные постройки, обыгрывать их.

На четвертом году жизни  ребенок не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении. В этом возрасте необходимо учитывать разнообразность движений. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное становление. Сила, ловкость, быстрота, скоординированность – показатели правильного нервно – психического развития в  возрасте с 3-х до 4-х лет.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно проявляется в игре. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают по поводу игрушек. Начинает развиваться самооценка. При это дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

Е.А. Стребелева даёт характеристику детей с проблемами в развитии.

В раннем и младшем дошкольном возрасте у детей, имеющих нарушения в развитии затруднен контакт со взрослыми. Они не проявляют желания сотрудничать с близкими взрослыми, не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интерес к сверстникам. Многие из них не могут назвать свое имя по просьбе взрослого, показать части тела и лица. У этих детей своевременно не формируются представления о себе и о своем «я». Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения, они упрямы, плаксивы. У них задерживается формирование навыков опрятности и навыков самообслуживания.

Физическое развитие по сравнению с их нормально развивающимися ровесниками имеет ряд особенностей. У них овладение прямохождением происходит позже, чем у сверстников. Их движения отмечаются неустойчивостью, неуклюжестью походки, у них отсутствует стремление научиться бегать, играть. Также отмечается недоразвитие ручной моторики: движения обеих рук не согласованы, мелкие и точные движения кистей и пальцев рук не развиты, не ловки, малоподвижны, движения их неточны, несогласованные. Они захватывают мелкие предметы всей ладонью. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, недоразвитие мелкой моторики влияет на формирование изобразительных навыков.

Как отмечает Ю.В. Захарова, техника рисования у них весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу. Однако при активной помощи со стороны взрослого они способны повторить простой мотив.

Исследователи отмечают, что при всем несовершенстве изобразительной деятельности детей рассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развивается зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации и т.д.

Познавательное развитие значительно отстает от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития: внимания, памятки, восприятия, мышления и речи. Многие из них не проявляют интереса к окружающему миру. Подражательная способность без коррекционной помощи не формируется. Поэтому они своевременно не научаются специфическим предметным действиям. У них не формируется ориентировочная реакция не только типа: «Что с этим можно делать?», но и более простая реакция: «Что это?». Отсутствие целенаправленных действий, равнодушие к результату своих действий, неадекватные действия – все это отличает их от нормально развивающихся сверстников.

К сожалению, у этих детей не формируются предпосылки для развития других видов деятельности. В речевом развитии они также отстают, речь у них настолько слабо развита, что не может осуществлять и функцию общения. Недоразвитие же коммуникативной функции речи, к сожалению, не компенсируется другими средствами общения, в частности невербальными (мимикой, жестами) У некоторых детей лицо лишено мимики, они плохо понимают жесты. Такие дети нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медицинское, так и коррекционно-педагогическое.

Е.А. Стребелева, Ю.Ю. Белякова отмечают особую роль педагога в руководстве изобразительной деятельностью детей раннего возраста. Именно в совместной деятельности с взрослыми дети учатся взаимодействовать друг с другом. Игровые умения весьма индивидуальны и у многих детей  самые простые игровые действия только начинают формироваться. Именно в раннем возрасте важно научить детей наблюдать за природными явлениями, предметами. Показать, как пользоваться различными средствами и материалами «поставить руку».

Глава 2. Практическая часть

2.1. Результаты изучения навыков рисования детей диагностической группы МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №26»

Воспитанниками диагностической группы являются дети с двух до четырёх лет с нарушениями в развитии. Данная группа предназначена для проведения дифференциальной диагностики различных состояний, характерных для задержки речевого развития (ЗРР), задержки психического развития (ЗПР), общего недоразвития речи (ОНР), общего психического недоразвития (ОПН) и других. Основным методом педагогической диагностики детей в ходе различных видов деятельности является наблюдение. Использовался опыт педагогической диагностики коллег, теоретические и практические  материалы, разработанные в ходе экспериментальной работы по теме: «Индивидуализация и дифференциация коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии». Наблюдение за развитием детей осуществляется в ходе корекционно - развивающего обучения и воспитания. В начале года в группе была проведена первичная диагностика. Методика изучения навыков рисования детей разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Использовалось методическое пособие «Экспресс-диагностика развития детей» под редакцией Микняева Н.В., Гладких Л.П.  Воспитатель совместно с учителем – дефектологом создавали специальную игровую обстановку и предлагали детям  с помощью карандаша (фломастера, кисти) определенного цвета нарисовать дорожку, солнышко, мячик по слову, по образцу и совместно с взрослым.

               Оценка сформированности изобразительных навыков у детей 2-4 лет проводилась по следующим показателям:

                Было выделено три уровня оценки сформированности изобразительных навыков в ходе обследования детей 2-4 лет:

Низкий уровень. (1 балл):

  • Ребенок не проявляет интереса или отказывается от деятельности;
  • Изобразительные навыки  и умения отсутствуют, формируются не по возрасту, соответствуют возрасту ребенка на 1-3 года меньше;
  • Пальцы слабые, вялые, напряжены, движения не скоординированы. Может быть отказ от заданий, связанных с выполнением тонких движений;
  • Не сличает, отказывается от игровых заданий, либо выполняет их механически не осознано. Воспринимает почти все сенсорные эталоны как более младший ребенок (на 2-3-года);
  • Равнодушен, выбор осуществляет, не осознано, отказывается от общения либо агрессивен;
  • Помощь принимает частично, на образец не ориентируется, работу выполняет только под руководством взрослого. Способ действия практически не усваивает, применить не может. В лучшем случае, механически копирует образец.

Средний  уровень. (2 балла):

  • Проявляет кратковременную заинтересованность;
  • Некоторые изобразительные умения формируются как у ребенка как на один год младше;
  • Пальцы недостаточно сильны. Координация мелких движений недостаточна;
  • Сличает по некоторым признакам, но по слову находит не все предметы, названия вспомнить не может (сенсорные эталоны). Воспринимает большинство эталонов как более младший ребенок (на 1 – 2 года);
  • Выбирает яркое, находит красивое, отвергает безобразное, но объяснить свой выбор не может;
  • Помощь принимает и использует её в другой ситуации; затрудняется начать работу; чаще работает с помощью взрослого; действует методом проб и ошибок; работы однообразны, в редких случаях могут быть дополнения или включения творческих элементов.

Высокий  уровень. (3 балла):

  • Проявляет заинтересованность, внимательно рассматривает, задает вопросы;
  • Большинство изобразительных умений сформировано в соответствии с возрастными нормами;
  • Мелкие движения пальцев рук скоординированы и точны;
  • Правильно называет, сравнивает предметы по некоторым признакам, воспринимает большинство эталонов в соответствии с возрастными нормами;
  • Замечает выразительность формы, сочетание красок, расположение предметов. С радостью находит элементы, которые нравятся, пытается объяснить свой выбор.
  • Изобразительная деятельность может быть не целенаправленной, ребенок может отвлекаться или быстро уставать, но все виды помощи принимает. Осуществляет перенос показанного способа на  аналогичные задания.   Может работать самостоятельно.  Работы бывают оригинальными по сюжету, цветовой гамме. Рисует необычные предметы и пытается объяснить рисунок.

        Анализ результатов педагогической диагностики показал:

2.2. Система работы по обучению рисованию с использованием нетрадиционных способов детей с нарушениями в развитии с 2-х до 4-х лет.

        На основе результатов комплексной медико-психолого-педагогической диагностики, в том числе изучения уровня сформированности изобразительных навыков, мы спланировали коррекционно-развивающую работу по формированию навыков рисования. Поставили задачи:

Общеобразовательные задачи:

  1. Вызывать у детей интерес к действиям с бумагой и карандашами, фломастерами, красками, кистью.
  2. Учить детей находить сходства получившихся штрихов и линий с окружающими предметами.
  3. Сформировать технические навыки: научить ребенка правильно держать карандаш и кисть (в пальцах, а не в кулаке).
  4. Учить изобразительным навыкам:

        - проводить вертикальные и горизонтальные линии;

        - проводить округлые линии;

        - создавать несложные сюжетные композиции.

Коррекционные задачи:

  1. Развивать мелкую моторику.
  2. Развивать сенсорные основы изобразительной деятельности:

        - восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное и тактильное);

        - восприятие цвета;

        - восприятие величины;

        - восприятие целого и части.

  1. Развивать у детей понимание простой речевой инструкции, простых потешек, песенок, стихов.
  2. Развивать диалогическую речь, умение отвечать на простые вопросы.

        Исходя из результатов комплексной диагностики и поставленных задач составили перспективные планы по рисованию, планирование по рисованию составлено по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру и развитию речи, по лепке, аппликации и рисованию) в течение недели.

             Обучение детей рисованию проводилось индивидуально с каждым ребенком с учетом его навыков и умений – эта форма является более удобной и эффективной для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, 1 раз в неделю, продолжительность занятий не были регламентированы. Главное для нас, что каждое занятие должно доставлять детям радость и вызывать интерес. На всех занятиях по обучению детей рисованию использовались упражнения на развитие мелкой моторики. Рисовали «дождь» - пальчиками стучали по столу, по полу, по ладошке одним пальчиком и всеми пальчиками; «Яблоко» - катали яблоко в ладони, «захватывали яблоко большое и маленькое в ладонях; пальчиками показывали большое и маленькое яблочко.  

              В обучении детей изобразительным навыкам использовались традиционные и нетрадиционные методы и приемы.

        Опыт работы показывает, что применение в рисовании нетрадиционных техник вызывает у детей раннего и младшего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования. Развивается мелкая моторика, восприятие ребенка, появляется мотивация в изобразительной деятельности, формируются навыки рисования.  

        Необычность нетрадиционных техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

        При обучении детей нетрадиционными техниками мы использовали опыт работы А.В. Никитиной, Г.Н. Давыдовой, Р.Г. Казаковой, И.А. Лыковой и некоторые техники использовались из собственного опыта работы.

        Считаем, что наиболее доступными для детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья являются следующие нетрадиционные техники рисования:

  1. Рисование пальчиком (ладошкой) по крупе;
  2. Рисование пальчиком (ладошкой) на песке, на снегу;
  3. Рисование пальчиком краской;
  4. Оттиск печатками из картофеля;
  5. Оттиск печатками из поролона;
  6. Оттиск при помощи ластика на кончике карандаша и краски;
  7. Тычок жесткой полусухой кистью.

        Достоинство перечисленных художественных техник является простата исполнений, яркость, фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изображаемых средств.

        На первом этапе знакомили детей с изобразительными материалами, развивали  у детей положительный эмоциональный интерес к деятельности и результатам рисования. Дети только наблюдали за нашими действиями и радовались полученным выразительным образам.

        На первом этапе выделили три цикла занятий:

        Подготовительный цикл, он включает в себя обучение детей видеть природный мир, природа «вкладывает в руки малышу предметы, которые он стремиться использовать».

        Сколько восторга вызвало у детей рисование простой палочкой (веточкой) по земле, на песке. Дети видели (узнавали), что надавив на камешек (шишку), они могут получить  на земле (песке) пятнышко. Камешки в ручейке, следы маленьких ножек куклы на песке, следы игрушечной машинки на песке; наблюдали с детьми как маленькие ножки, пробежав по луже, оставляли следы на асфальте, а зимой дети видели на снегу свои следы, следы кошки, собаки, птичек и т.д.  – именно эти первые уроки помогли нашим малышам познать форму, цвет, увидеть многообразие. Манипулируя с предметами, играя, малыши осваивают, изобразительны мир.  

        Первый цикл включает в себя рисование пальчиком по крупе, песку эта работа предполагала формирование у детей интереса к процессу рисования и развитие мелкой моторики пальчиков. Такие занятия проводили с детьми, у которых не было интереса, которые боялись испачкать руки и с детьми, у которых руки были не послушные, не ловкие. Такие занятия превращали в увлекательную игру. На занятии «Покормим петушка» обратили внимание детей на игрушку Петушка и приговаривали :

- Ой, слышишь, запел кто-то: « Ку-ка-ре-ку» Да это Петя – Петушок! Посмотри, какой Петя у нас красивый да важный. У Пети масляна головушка, шелкова бородушка, хвост с узорами, сапоги со шпорами. Спой Пете песенку. Пусть послушает. Сначала спой Петину песенку, а потом свою – какую знаешь. А теперь давай покормим Петушка.

        А затем предлагали нарисовать пальчиками на крупе зернышки для петушка

         С игрушкой зайчика провели серию занятий, рисовали:

 - дорожку,

 - пенек,

 - травку,

 - елочку,

 - солнышко,

 - домик для зайчика,

 - «прятали» зайку от лисички.

        Проводили интегрированное занятие по теме «Домашнее животное кошка» с учителем- дефектологом, который  рассматривал внешний вид кошки и рассказал про неё: «Вот она кошечка. Зовут её Муся. У Муси  зеленые глаза, розовый носик и красный язычок. Муся  очень веселая кошечка. Целыми днями бегает, прыгает и играет. Самая любимая игрушка у Муси – мячик. Он круглый. А ещё Муся любит играть клубочками».

        А воспитатель рисовал  с детьми  дорожки, длинную и короткую, по которым бегала кошечка.  

        Затем была проведена серия занятий, в ходе которых малыши рисовали для игрушки кошки:

- клубочки, мячики,

- большие и маленькие клубочки и мячики.

- «Спрячь цыплёнка от кошки»

- «Дождик-дождик, не шуми»

        Второй цикл включает 2 серии: рисование пальчиками (пальцеграфия) и рисование ладонями (цветные ладошки). Цель этого цикла – развитие интереса к пальчиковым краскам и обучение рисованию пальцами и ладонью.

        Пальчиковые краски привлекали малышей своей яркостью и красочностью. Они помогали детям лучше чувствовать и познавать предметы руками (краски – это тоже предмет). Пальчиковые краски дали большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью.

        Первые занятия проводили в форме игр – экспериментов с пальчиковыми красками. Цель этих игр учить рисовать пальчиками и ладошкой. Обучение проводили по следующей методике: перед началом занятия ребенку надевали фартук, объясняли его назначение, показывали одну – две краски, объясняли, что это краски, их не едят, ими рисуют. Показывали, как достать краску пальчиком или руками из баночки; как оставить небольшое количество краски на листе бумаги. Предлагали малышам потрогать ее пальчиками и порисовать на листе бумаги.

        После этого давали детям листы белой бумаги и предлагали пошлепать ладошкой, пальчиками (оставить след на бумаги). Обязательно учили называть цвет краски: синяя – это облачко, лужица; зелёная – травка, кустик, деревце; жёлтая – солнышко, цыплёнок, цветочек – одуванчик.

        Дети работали как правой, так и левой рукой. В ходе занятия учили их воспроизводить разнообразные движения пальцами (размазывание, примакивание, проведение полосок), ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание). Первое занятие провели на тему «Ладушки – ладошки», рассмотрели ладошки малыша.

Посмотри, какие у тебя красивые ладоши! Ну-ка, похлопай в ладоши! Молодец!

Давай нарисуем твои ладошки. Вот ладошка, и вот ладошка – получилась парочка.

А затем учили рисовать ладошками «Разноцветные узоры», образ птички, дерева, лучики солнышка. Все занятия проводили в форме игры. Перед занятием разогревали пальчики рук, проводили пальчиковую гимнастику.

        Знакомство с техникой пальцеграфия проводили после освоения техники рисование ладошками, она сложнее и требует более целенаправленных движений. После нескольких игр - тренировок у детей на бумаге возникает двигательный ритм. Этот ритм привлекает детей и является дополнительным стимулом для действий с краской. Рисовали на темы: "Листья на дорожке", "Листопад, листопад...", "Осеннее дерево", "Дождик-дождик, кап-кап-кап", "Огоньки зажглись", "Украсим елочку фонариками" и т.д. Затем привлекали внимание детей к тому, как можно раскрасить пальчиками картинку: цветочек, помидор, яблоко, груша, платье и т.д. Во время работы следили  за тем, чтобы малыши рисовали подушечкой пальца,  при этом не размазывая краску по листу,  не выходя за контуры рисунка. Обращали внимание малышей на образец, говорили, что их рисунок получится таким же красивым, как на картинке.

        Для закрепления  усвоенных ребенком  навыков использовали знакомые малышам сюжеты и придумывали новые. Рисовали конкретные, хорошо знакомые малышам предметы и явления.  Рисовали на крупе «Дождик-дождик, не шуми», «Спрячь зайку», а затем рисовали пальчиком красками. Придумывали сюжеты рисунков и обыгрывали их на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на музыкальных занятиях, а затем рисовали.

        Так проводилось занятие «Спрячь зайку». Учитель-дефектолог на занятии по ознакомлению   с окружающим миром обыграл сюжет сказки: « Зимой выпало много белого пушистого снега. Прибежал на  снежную поляну  маленький зайчик. Прыгает по полянке, а за ним следы остаются. Вдруг появилась лиса. Испугался зайчишка, спрятался за ёлку, весь дрожит от страха….»

        А воспитатель предлагал помочь зайке, нарисовать много следов, чтобы запутать лису. После того, как дети нарисовали много следов, воспитатель обыграл ситуацию и детские работы: «Как много следов получилось! Походила-походила лиса по полянке и ушла прочь!»

        Интересно прошло интегрированное занятие на тему «Земляничная поляна». Учитель-дефектолог провёл дидактическую игру  «Что любит есть заяц, а что медведь», а воспитатель разыграл сценку: «Летом пришёл на лесную полянку медведь. Мишка – большой сладкоежка, он любит мёд и ягоды. Стал он искать в траве спелые вкусные ягодки, да не нашёл ни одной…. Не созрела ещё земляника. Давай угостим  мишку – нарисуем для него спелые ягоды!»

И стали рисовать с ребёнком ягоды пальчиком техникой примакивания.

        Третий цикл предусматривал ознакомление детей с техникой оттиска печатками, штампами из картофеля (поролона, ластика). Обучение проводили в такой последовательности: на глазах у детей брали штамп, показывали его детям, обмакивали штамп в краске и прикладывали к листу бумаги, а потом слегка прижимали. Дети видели, что от штампа остается изображенный предмет (листик, грибок, зайчик, мячик, яблочко, груша), это вызывало у малышей интерес, восторг им захотелось самим нарисовать. Рисовали на темы: «Подарки осени», «Ваза с фруктами», «Гирлянда шаров», «Украшаем платье», «Украсим полотенце» и т.д.

        Соблюдали этапность в обучении. В начале детей учили рисовать штампами из картофеля, он твердый,  т.к. у малышей не сформировано чувство силы нажима. Затем ввели штампы из поролона. Более сложным в обучении малышей рисованию было печатание ластиком на карандаше. Учили правильно держать карандаш, регулировать силу давления ластика с краской на бумагу, аккуратно обращаться с красами, ориентироваться на листе бумаги и ставить оттиски в нужных местах картинки.

        Для обучения использовали методику Е.А. Янушко, представленную в  художественном альбоме "Маленький художник. Крошки и горошки". Эта методика помогла нам познакомить детей с многими явлениями окружающей жизни, развивать мелкую моторику рук, способствовала развитию речи, стимулировала активность ребенка и проводить занятия в игровой форме.

        Занятия с ластиком на карандаше были подготовительным этапом к переходу для обучения детей рисованию техникой "тычок жесткой кистью".

        На втором этапе обучали технике "тычок жесткой кисти" эта техника схожа с техникой рисование кистью, но имеет некоторое отличие в удержании инструмента и в нанесении им точек, мазков, пятен.

        При традиционном рисовании кистью инструмент удерживается тремя пальцами, а в технике "тычок жесткой кистью" кисть удерживается перпендикулярно поверхности листа бумаги и удерживается большим пальцем и двумя сомкнутыми (указательным и средним).

        В начале каждого занятия катали кисточку между ладошками, учились держать её, затем показывали, как кисточка оставляет следы на бумаге, после чего использовали метод совместных действий "сотворчество", который помогал вызвать у детей желание, участвовать в совместном рисовании. Умением действовать кистью дети овладевали не сразу, в процессе  работы с неуверенными детьми, с плохо развитой мелкой моторикой использовали метод "пассивных движений". Малыши чувствуют движение кисти и направление. После того как дети почувствуют уверенность в рисовании кистью рисуют самостоятельно. Рисовали "пушистую кошечку", "перышки уточке", "зима пришла много снега нанесла".  

        Техники рисования карандашом с ластиком и "тычок жесткой кистью" помогли подготовить руку ребенка к рисованию кистью, фломастером, карандашом.

        Таким образом, опыт работы позволяет сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения раскрывают перед нашими воспитанниками большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию у детей предпосылок изобразительной деятельности и игры, проявлений в деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения, общения, речи, мелкой моторики, восприятия цвета, формы и величины.

        Можно с уверенностью сказать,  что рисование яркими красками не просто доставляет удовольствие - одновременно дети учатся различать цвета, у них развиваются крупные мышцы плечевого пояса и мелкая моторика рук, что, как известно, важно для формирования речи.  Помимо этого в ходе "рисования" пальчиковыми красками проявляется стремление к общению: интерес к педагогу и желание привлечь его внимание к себе, эмоциональное отношение к его обращениям и заинтересованность в его одобрении.

 

2.3.Работа с родителями по формированию изобразительных навыков  и умений у детей 2-4 лет с ограниченными возможностями с использованием  нетрадиционных художественно-графических техник.

           Формирование навыков и умений изобразительной деятельности не может формироваться без участия семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Наша главная задача привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным  

           В начале учебного года мы продумали систему взаимодействия семьями воспитанников.

           На одном из собраний рассказали об использовании в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественно – графических техник. Эти техники не требуют от ребёнка точного владением карандашом, кистью содействуют развитию у детей интереса, как к самой деятельности, так и её результату. Обратили внимание на то что в процессе обучения рисованию развиваются психические процессы, мелкая моторика (кисть и пальчики рук), зрительно – двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья.

            Провели консультацию-практикум на тему «Умение рисовать – это умение видеть». На первом занятии рассказали родителям о значимости рисования для детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. И обратили внимание родителей на то, что создание ситуации успеха в творчестве ребёнка и уважительное отношение взрослых членов семьи к детским работам по рисованию играет главную роль.

           На следующем занятии провели мастер-класс «Опускаем руки в краску», на котором учили родителей нетрадиционной художественно-графической технике рисования:

-  рисование по крупе

- рисование ладошкой

- рисование пальчиком

- оттиск печатками картофеля, пробками

- оттиск ластика на кончике простого карандаша.

           Выпустили сборник для родителей «Играя, обучаем ребёнка рисованию пальчиками по крупе». В сборнике представлены 11 увлекательных игр, помогающих  родителям проводить обучение малышей в форме путешествия, сопровождающегося практическими игровыми заданиями, которые дети выполняют с помощью взрослого.

           В течение года оформляли стенд «Маленький живописец», где размещали статьи: «Рисуем пальчиками», «Рисуем ладошкой», «Рисуем по крупе», «Рисуем ластиком на кончике карандаша», «Нарисуй меня», «Искусство дождя», «Краска-размазка», «Живопись ватными шариками», «Отпечатки формами для печенья».

           В середине года организовали выставку методической литературы «Это может ваш малыш». На выставке представляли родителям ярко оформленные книги по обучению детей нетрадиционной художественно-графической технике рисования. Обратили внимание родителей на то, что данные книги через увлекательную игру помогут научить малышей простейшим навыкам и приёмам рисования.

           Совместные мероприятия педагогов с родителями:

- «Школа для родителей»;

- Выставка детских работ по изодеятельности;

- Индивидуальные консультации с практическим показом;

- Оформление стенгазет «Мама узнай мою ладошку», «Пусть всегда будет мама» помогли заинтересовать родителей, привлечь внимание к данной теме, развить интерес у детей к процессу рисования.

           Таким образом, планомерная и целенаправленная работа с семьёй позволила нам достичь хороших результатов в работе с детьми, расширить кругозор и внутренний мир родителей. Родители стали интересоваться, как занимался ребёнок, что у него получилось, что не получилось, чему научить ребёнка дома. Таким образом, дети с помощью взрослых – родителей и педагогов – постепенно знакомятся с миром красоты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Проблема формирования изобразительных навыков и умений у детей 2-4 лет с ограниченными возможностями с использованием нетрадиционных художественно-графических техник остаётся актуальной до сих пор.

           Провели анализ методической литературы, который позволил отобрать необходимые нетрадиционные художественно-графические техники для обучения рисованию детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Технологии А.В. Никитиной, Е.Ю. Кихтевой, И.А. Лыковой, Г.Н. Давыдовой, Р.Г. Казаковой, Е.А. Янушко заинтересовали нас, и были адаптированы к условиям диагностической группы детей 2 – 4 лет с ограниченными возможностями здоровья.

           Изучив особенности психофизического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, а также уровень развития изобразительных навыков своих воспитанников определили основные задачи работы с детьми и родителями.

           Результаты коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей показали, что использование нетрадиционных художественно - графических техник позволяет детям быстро достигать желаемого результата, дети чувствуют уверенность в себе, у них развивается мелкая моторика, цветовосприятие и развивается интерес к изображению окружающего мира.

           Выработана система обучения детей 2 – 4 лет изобразительным навыкам и умениям с использованием нетрадиционных художественно-графических техник.

           Описан опыт коррекционно-образовательной работы с детьми 2 – 4 лет с ограниченными возможностями здоровья.

           Таким образом, в ходе исследования решены все поставленные задачи.

  1. Проведен анализ методической литературы по формированию изобразительных навыков и умений у детей 2 – 4 лет с ограниченными возможностями с использованием нетрадиционных художественно-графических техник.
  2. Изучены особенности психофизического развития детей 2 – 4 лет.
  3. Определены основные методы формирования изобразительных навыков и умений с использованием нетрадиционных художественно-графических техник.
  4. Разработан перспективный план совместной изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественно-графических техник воспитателя с детьми диагностической группы.
  5. Подготовлены рекомендации для родителей по использованию нетрадиционных художественно-графических техник в рисовании.

        Материалы по теме «Формирование изобразительных навыков и умений у детей 2 – 4 лет с ограниченными возможностями с использованием нетрадиционных художественно-графических техник» разработаны в рамках экспериментальной работы детского сада по проблеме: «Индивидуализация и дифференциация коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии».

 

Литература:

  1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Занятия по рисованию с дошкольниками/под ред. Казаковой Р.Г. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
  2. Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  4. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
  7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование изобразительных навыков у детей раннего возраста с использованием нетрадиционных технологий .Конспекты занятий.

Материал предназначен для творческих воспитателей ясельных групп. Прилагаются конспекты занятий по рисованию, с использованием нетрадиционных техник рисования....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Нетрадиционные техники рисования у детей с нарушением речи...

«Игровые методы и приемы как средство формирования изобразительных навыков детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми  к личности человека, ребенка.Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошк...

Особености формирования изобразительных навыков и умений у детей с нарушением речи

Особенности формирования изобразительных навыков и умений у детей с нарушением речи....

Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Процесс формирования использования изобразительных умений и навыков для всесторонне развитой личности детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования....

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

«Авторская картотека игр, направленных на формирование навыков общения у детей 6-7 лет с Ограниченными Возможностями Здоровья» Информационно-методическое пособие

Аннотация к Информационно-методическому пособию. «Авторская картотека игр, направленных на формирование навыков общения у детей 6-7 лет с Ограниченными Возможностями Здоровья (ОВЗ)» Автор ...