Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха на индивидуальных занятиях.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Суханова Наталья Ивановна

Коммуникативные навыки формируются у детей с нарушением слуха в процессе всей коррекционно-образовательной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. При выборе коммуникативных ситуаций учитывается их необходимость для общения, соответствие жизненному и эмоциональному опыту детей, содействие их личностному развитию, расширению и обогащению познавательных интересов. Виды работ, используемые на индивидуальных занятиях, могут быть самые разнообразные: игры и игровые приемы, выполнение поручений, отгадывание картинок, схематическая зарисовка, ответы на вопросы, работа с макетом или конструктивной картиной, работа по открытой или закрытой картине, работа с текстом, организация диалога и т.д.   В работе представлены виды работ, которые в большей мере способствуют активизации устной коммуникации детей с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Суханова Наталья Ивановна,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

МБОУ СШ № 5 г. Архангельска

Методическая разработка для учителей-дефектологов (сурдопедагогов)

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

с нарушением слуха на индивидуальных занятиях»

Одним из важнейших показателей психологической готовности детей с нарушением слуха к коммуникации является уровень слухоречевого развития ребенка, т. к. слух и речь являются не только средством приема и переработки информации, но и средством совершенствования процесса мышления. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем лучше развит его физиологический и фонематический слух, тем шире возможности его коммуникативной деятельности.

Коммуникативные навыки формируются у детей с нарушением слуха в процессе всей коррекционно-образовательной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. При выборе коммуникативных ситуаций учитывается их необходимость для общения, соответствие жизненному и эмоциональному опыту детей, содействие их личностному развитию, расширению и обогащению познавательных интересов.

Виды работ, используемые на индивидуальных занятиях, могут быть самые разнообразные: игры и игровые приемы, выполнение поручений, отгадывание картинок, схематическая зарисовка, ответы на вопросы, работа с макетом или конструктивной картиной, работа по открытой или закрытой картине, работа с текстом, организация диалога и т.д.

Несомненно, что игры являются одним из эффективных средств активизации речевой коммуникации и пробуждения живого интереса ребенка к занятиям. Ниже мы предлагаем виды работ, которые в большей мере способствуют активизации устной коммуникации детей с нарушением слуха.

-  Игра «Угадай, что у меня?»

Перед ребенком лежат игрушки: чашка, собака, мяч, перед педагогом - перевернутые картинки. Педагог наугад берет картинку, и произносит без экрана начало фразы: «Послушай, у меня...», а затем с экраном заканчивает: «собака». Ребенок воспринимает слово на слух, проговаривает его, показывает игрушку. При правильном ответе педагог показывает картинку.

  • Игра «Что я спрятала?»

Перед ребенком лежат игрушки: собака, кошка, дом, машина. Педагог предлагает ребенку закрыть глаза, а сам в это время прячет в коробочку (в мешочек, под салфетку) одну из игрушек. Затем педагог зовет ребенка по имени. Ребенок открывает глаза и осматривает оставшиеся игрушки, педагог за экраном называет спрятанную игрушку, а ребенок воспринимает на слух и называет ее. Если назвал неверно, то педагог повторяет еще раз. После этого педагог достает из коробочки спрятанный предмет, и ребенок снова называет его. В дальнейшем предметы можно заменить картинками с их изображением.

- Игра «Поезд»

На картоне изображен игрушечный пассажирский поезд из двух вагонов. Ребенку даются картинки. Педагог предлагает на слух слово, ребенок воспринимает слово, проговаривает его, показывает картинку. Если ребенок правильно воспримет слово, он вставляет картинку в окошко поезда. Постепенно пассажиры занимают все места в вагонах, и поезд трогается.

- Игра «Верно - неверно»

В нее можно играть разными способами:

  • ребенку показывается игрушка, например, мишка. Педагог за экраном спрашивает: «Это кошка?» Ребенок должен дать утвердительный или отрицательный ответ. В данном случае: «Нет, не кошка». И так несколько предметов. Чтобы подвести итог игры, на каждый правильный ответ ребенку дается фишка и в конце игры подсчитывается количество фишек, т. е. количество правильных ответов;

• аналогичную работу можно проводить с картинкой. Например, на картинке изображен читающий мальчик. Педагог спрашивает: «Мальчик рисует?» Ребенок отвечает: «Мальчик рисует - неверно. Мальчик читает».

  • «Вертолина»

На дощечке или картоне закреплена стрелка. Вокруг стрелки разложены вырезанные из цветной бумаги фигурки (зонтик, помидор, гриб, мяч и т. д.), на обратной стороне которых написаны фразы для восприятия. Ребенок не должен видеть, что написано. Он крутит стрелку и берет фигурку, на которую показывает стрелка. Педагог предлагает ребенку послушать фразу, написанную на табличке, прикрепленной к фигурке, которую подал ребенок.

Фигурки можно менять в зависимости от возраста и интересов детей.

  • «Что перепутал художник?»

После правильного воспринятой фразы ребенок получает картинку, изображающую кошку, петуха, собаку или другое животное, хорошо известное ребенку. На картинке одна деталь обязательно перепутана, например, у кошки нарисован хвост петуха, а у петуха - хвост собаки и т. п. Ребенок должен внимательно посмотреть картинки и обнаружить, что перепутал художник.

  •  «Какой предмет лишний?»

Ребенок слушает фразы, воспроизводит их. Для подкрепления правильного ответа ребенок получает картинку по одной из тем: «Овощи», «Мебель», «Одежда» и т. д. К концу занятия у него оказывается набор картинок. В каждом из комплектов обязательно есть картинка, изображающая фрукты или игрушки. Получив картинки по определенной теме, ребенок раскладывает их перед собой. Он обнаруживает картинку, изображающую предмет, не соответствующий данной теме, и возвращает ее педагогу.

  • «Затопи печь»

Перед ребенком находится картонное полотно, на котором нарисованы ступеньки, печь с трубой. Пособие следует изготовить, чтобы трубу можно было заменить. Из картона сделана плоская фигура (мишка, зайчик, кукла). Услышав правильно фразу, ребенок переставляет фигурку на одну ступеньку. Когда фигурка поднимается до самого верха, ребенок рисует дым, который идет из трубы. Печь затоплена.

  • «Кто первым добежит?»

На листе бумаги изображены лес, дорожка и домик вдали. В лесу стоят фигурки волка и зайца. Каждый из них хочет первым добежать до домика. Зайчик должен убегать из леса в домик, а волк - догонять его. (Фигурку зайчика, например, двигает ребенок, волка - педагог). Педагог произносит фразу. Если ребенок воспринял ее на слух правильно, зайчик делает прыжок по дорожке. Если ребенок не услышал, то прыгает волк. Если ребенок хорошо слышал, то зайчик первым добежит до домика.

  • «Светофор»

Перед ребенком лежат, нарисованные полоски, изображающие переход через улицу. На одной стороне перехода стоят игрушечные фигурки: кошка, мальчик, собака и т. д. В руках педагога - красный и зеленый круги. Педагог предлагает на слух ребенку фразу. Если ребенок воспринял фразу правильно, педагог поднимает зеленый круг. Ребенок переводит фигурку на другую «сторону улицы» по переходу. Если фраза воспринята неправильно, педагог поднимает красный круг, а фигурки остаются на месте. Ребенок вновь слушает эту фразу.

Выполнение поручений

Ребенку предлагается на слух выполнить поручение типа: «Нарисуй самолет». Он выполняет поручение и отчитывается: «Я нарисовал самолет».

Если после 2-3 повторений ребенок не воспринимает поручение, оно предлагается слухо-зрительно.

Игра «Сложи картинку»

Когда идет работа над восприятием на слух какого-либо текста по фразам, в подтверждение правильных ответов ребенку предлагаются части разрезанной картинки, которая отражает содержание текста. В конце работы над текстом ребенок из отдельных частей картинки составляет целую.

Каждое занятие по развитию слухового восприятия, каждое упражнение должны убеждать ребенка в его слуховых возможностях. Поэтому обязательно заканчивать занятие нужно на том материале, на тех упражнениях, где тот или иной ребенок будет успешен [5].

Немецкий сурдопедагог А. Лёве отмечает: «Слуховое развитие глухих детей требует много времени, терпения, выдержки и любви; эта работа требует также знаний, обосновывающих избранный путь развития слухового восприятия ребенка»[2].

При целенаправленной творческой работе педагогов, соблюдении методических принципов может быть успешно выполнена основная задача по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха. На основе развивающей слуховой функции, развивающегося речевого слуха улучшатся навыки восприятия устной речи и произношения. Это, в конечном счете, повысит эффективность образовательного процесса, будет способствовать овладению дошкольниками с нарушенным слухом устной речью как средством общения.


Список использованной литературы

  1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Лёве А. Развитие слуха в игре / Пер. с нем. канд. пед. наук Н.М. Назаровой. - М.: «Коррекция», 1992.
  3. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  4. Уратадзе Э.В. Виды работ, используемые на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия // Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха / Ред.-сост. Е.П.Кузьмичева, Н.Ф.Слезина. - М.: Просвещение, 1986.
  5. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… . - М.: Просвещение, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности детских видов деятельности в развитии коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями развития

В данной статье анализируются детские виды деятельности, эффективно встраевыемые в современный коррекционно - образовательный и воспитательный процесс ДОУ и их возможности для развития коммуникат...

Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи

Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и усп...

проект - "Логосказски, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у дошкольников».

Сборник представляет материалы реализованного проекта «Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у дошкольников». Данный сборник может быть по...

"Весна пришла" Конспект совместной деятельности по развитию речевых коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста

Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны. Развитие устной речи и коммуникативных навыков....

Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

МАСТЕР-КЛАССЦель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяж...

Методическая разработка "Специальные методы и приёмы развития коммуникативной стороны общения обучающихся с нарушением слуха"

В настоящее время очень актуальна работа с детьми с ОВЗ не только в детском саду, но и в школе. Количество таких детей увеличивается с каждым годом. Возникает необходимость использования инновационных...