Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему

Альфимова Наталия Викторовна

Существует множество форм и методов взаимодействия с родителями в рамках ФГОС. Для решения задач обучающего плана нужно знать, что хотят родители в общении с педагогом.  Родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя  к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо выработать «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Создать ситуацию психологического комфорта и  доверия. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личных качеств (заботливость, доброта, чуткость).

Формы работы с родителями разнообразны: педагогические беседы, тематические консультации, конференции, родительские собрания. Эффективна форма работы - «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с участием специалистов с родителями обсуждаются не только актуальные проблемы воспитания, но решаются педагогические  задачи. Родители делятся на группы по4-5 человек (варианты задач). После решения задачи предоставляется возможность проверить правильный ответ. В процессе работы возможны решения задач, сформулированные  родителями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вариант 1. Задача 1 1.Находясь на прогулке с детьми 4 лет, воспитатель обращает их внимание на цветы: -Кто скажет, как они называются? -Это ромашки. -Верно, это ромашки. Их нельзя спутать с другими цветами. Скажите, почему мы их легко узнаем? -У ромашки середина желтая. -А какие лепесточки у ромашки? -Они белые и длинные. 1.Отметьте особенности восприятия детей данного возраста. 2.Какие качества восприятия формировал воспитатель у детей? 3.Проанализируйте действия воспитателя.

Слайд 2

Задача 1. Ответ 1.Детям среднего дошкольного возраста свойственна слитность образа воспринимаемого предмета. Они обычно не видят даже основных частей, составляющих целый предмет, и их отличительных признаков. Поэтому воспитатель не только спрашивает детей «Что это?», но и обращает их внимание на основные части ромашки. Если взрослые не руководят восприятием детей, то дошкольники часто обращают внимание на совершенно случайные и не существенные признаки.

Слайд 3

Задача 2 Таня (6лет 4мес.) учится в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение. Дома мама ее усаживает за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква…?», «Что здесь написано?» Девочка молчит. -Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама!- И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. -Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать! 1.Дайте психологическое обоснование характеру общения мамы с дочкой. 2.Как построить общение родителей с детьми, начавшими обучение в школе и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?

Слайд 4

Задача 2. Ответ В общении с Таней мама не учитывает особенностей личности дочери. В приведенном примере с Таней необходимо исходить не из результата деятельности, а из прилежания девочки. Успехи в учении могут быть достигнуты, если мама будет не только проверять самостоятельную работу Тани, но и будет учить ее учиться. Вначале вместе с ребенком будет выполнять учебные задания. (Если рядом с ребенком нет взрослого, то ему трудно добиться успехов.) То, что дочь выполнит сегодня с мамой, завтра она сможет выполнить самостоятельно. Самостоятельность ученика может быть развита лишь на базе освоенной деятельности.

Слайд 5

Задача 3 Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана. -Товарищ капитан,- обратился Клим к товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля? Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!» Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания. 1.Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

Слайд 6

Задача 3. Ответ. В игре «Моряки» формировались такие качества личности, как коллективизм, умение согласованно действовать и при необходимости подчиняться. Воспитатель напомнил Климу, что в игре самый главный - капитан и все должны ему подчиняться. Действия педагога были направленны на формирование правильных ролевых отношений, развивающих общение детей.

Слайд 7

Задача 4 Мама предложила дочке Нине (4г. 5 мес.) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села 1 птичка. Сколько было деревьев?» Нина задачу не решила. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила дочке решить задачу. Девочка решила задачу правильно. 1.Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример? 2.Как развивать мышление детей этого возраста?

Слайд 8

Задача 4. Ответ У Нины преобладает наглядно - действенное мышление: ей легче оперировать конкретными предметами, а не их образами. Совершенствование мыслительных действий составляет основу развития мышления. Развивая мышление ребенка, следует предоставлять ему возможность действовать самому активно, постепенно подводя его к оперированию образами и понятиями.

Слайд 9

Вариант 2. Задача 1 « Не хочу кашу!», - кричит Коля и отталкивает от себя тарелку. «Может быть, картошки поешь?»- услужливо спрашивает бабушка. «Хочу картошки»,- кричит Коля. Бабушка подает ему картошку, но внук снова отталкивает тарелку, кричит и не ест. 1.Проанализируйте поведение бабушки. 2.Назовите причину такого поведения Коли. 3.Как предотвратить такое поведение у детей раннего возраста.

Слайд 10

Задача 1. Ответ Бабушка своим действием способствует развитию у внука негативизма (стремления все делать наоборот). При общении с трехлетним ребенком взрослые часто испытывают трудности из-за упрямства малыша (кризис трех лет). Проявление упрямства, негативизма в основном направлены против тех взрослых, которые за ним ухаживают. К другим взрослым или к своим сверстникам негативное отношение малыш проявляет редко. Необходимо изменить способы общения взрослого с ребенком. Тактичное поведение, предоставление ребенку разумной самостоятельности может смягчить поведение малыша.

Слайд 11

Задача 2. Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Дошкольникам разных групп детского сада было предложено обследовать разными способами натуру. Дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке и т.д. Дети старшей группы изучали белку с опорой на зрительное ощущение. 1.Будут ли отличаться рисунки детей разных групп? 2.Дайте психологическое обоснование своим выводам.

Слайд 12

Задача 2. Ответ Различия в рисунках будут. Дети средней группы могут упустить многие детали строения тела зверька, но максимальное внимание уделят изображению шерсти белочки. Дети старшей группы передадут общий вид белки, но нарисуют ее без достаточной прорисовки шерсти и других отдельных особенностей. Характер изображения определяется влиянием тех или иных анализаторных систем. Способом обследования и тем, что выделяет для себя ребенок в процессе обследования.

Слайд 13

Задача 3 Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните причину подобного поведения.

Слайд 14

Задача 3. Ответ У ребенка не сформирована учебная деятельность: умение отличить задачу от жизненной ситуации. Чтобы овладеть элементами учебной деятельности, дошкольник должен уметь: 1.понимать цель и содержание учебной задачи; 2.использовать средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д .); 3.контролировать себя в процессе выполнения задания ; 4.достигать результатов; 5.контролировать результаты своей деятельности.

Слайд 15

Задача 4 Объясните, почему, оценивая поведение и результат деятельности, дети более объективны в оценке деятельности.

Слайд 16

Задача 4. Ответ Результат деятельности виден наглядно, поэтому он оценивается более объективно.

Слайд 17

Вариант 3. Задача 1 Существует мнение, что воображение у дошкольников развито лучше, чем у взрослого. 1.Правильно ли данное утверждение? 2.Дайте психологический анализ воображению дошкольника.

Слайд 18

Задача 1. Ответ Данное утверждение неверное. У ребенка ограничен жизненный опыт, поэтому менее разнообразны комбинации образов, которые он выстраивает. Но воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает более легкий отход от действительности. С помощью воображения ребенок познает окружающий мир, выходит за пределы узкого личного опыта. Воображение требует контроля со стороны взрослых, под руководством которых он овладевает умением отличать воображаемое от действительного.

Слайд 19

Задача 2 Витя впервые пришел в детский сад. Он как бы не замечал других детей. Если ему нужна была какая-нибудь игрушка, он брал ее, никого не спрашивая, ни с кем не считаясь. Витя вел себя так, как будто был один. О каких особенностях развития психики ребенка свидетельствует такое поведение?

Слайд 20

Задача 2. Ответ У Вити преобладает эгоцентризм, отсутствует умение считаться с другими детьми.

Слайд 21

Задача 3 Назовите основные особенности психического развития ребенка 6 лет, начинающего обучение в школе.

Слайд 22

Задача 3. Ответ Основные особенности психического развития ребенка 6 лет, начинающего обучение в школе: -постепенное формирование произвольности психических процессов; -процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка значительно лучше, чем мышление; -мышление наглядно-образное с элементами абстрактного (вербально-логического). Мыслительные процессы сформированы недостаточно.

Слайд 23

Задача 4 Родители не должны обрушивать на ребенка реплик типа: «Ты не можешь этого сделать», «Ты не знаешь этого», «У тебя ничего не получится», «Не мешай мне пустыми вопросами» и т. д. 1.Почему родители не должны так поступать? 2.Дайте психологическое обоснование.

Слайд 24

Задача 4. Ответ При подобном общении с родителями у ребенка может выработаться комплекс неполноценности, ощущение своей несостоятельности. Комплекс неполноценности - один из труднейших моральных недостатков человека, затрудняющих его общение с другими людьми и создающих тяжелое внутреннее самочувствие.

Слайд 25

Вариант 4. Задача 1 В дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности ребенка. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание. 1.Что составляет основное содержание сюжетно - ролевой игры в старшем дошкольном возрасте? Из возможных ответов выберите главный: А) освоение свойств предметов и действий с ними; Б) подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли; В) воспроизведений отношений между людьми; Г) высвобождение лишней энергии ребенка; Д) получения удовольствия.

Слайд 26

Задача 1. Ответ Подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

Слайд 27

Задача 2 В группе детского сада стоял аквариум. В нем плавали рыбки. Дети (3г.5мес.) вместе с воспитателем ухаживали за ними: кормили, чистили аквариум и т. д. Дети могли хорошо видеть рыбок. Однако на специальном занятии, посвященном рассматриванию рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы о них. 1.Чем объяснить неумение детей рассказывать о рыбках? 2.Можно ли утверждать, что дети младшего дошкольного возраста не наблюдательны? 3.Как следует организовать наблюдение детей?

Слайд 28

Задача 2. Ответ Неумение детей рассказать, можно объяснить тем, что ранее с ними не проводилось целенаправленное рассматривание рыбок. Знания детей приобретались бессистемно, не выявлялись общие связи и зависимости. Утверждать, что младшие школьники не наблюдательны, нельзя. Воспитатель не развивал у детей наблюдательность. Взрослый, организуя активную деятельность детей во время наблюдения, направляет их внимание на: 1 обследование предмета ; 2 планирование действий; 3 использование меры; 4 выявление общих связей и закономерностей явлений; 5.обобщенные формы рассуждений; 6.решение практических и познавательных задач .

Слайд 29

Задача 3 Дети 6 лет играли в « моряков». Большинство мальчиков хотели быть капитанами, и никто не хотел быть водолазами. Назревал конфликт, игра могла не состояться. 1.Как должен повести себя воспитатель, чтобы игра состоялась? 2.Как должен поступить педагог, чтобы у детей появилось желание взять на себя роль водолаза.

Слайд 30

Задача 3. Ответ Воспитатель должен так построить игру детей, чтобы значимость роли водолаза увеличилась. Если эта роль станет главной в игре, то у многих детей появится желание выполнить ее.

Слайд 31

Задача 4 Среди родителей бытует мнение, что дошкольников надо ограждать от сложных переживаний, связанных с болезнью близких, жестокостью, несправедливостью и другими жизненными трудностями. Ребенок не должен переживать чувство страха. 1.Правы ли родители, которые приходят в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребенку?

Слайд 32

Задача 4. Ответ Зарождение страха у ребенка часто является следствием неразумного поведения взрослых. Описанное поведение родителей приводит ребенка в состояние напряженной тревоги и страха. Родители должны создавать условия, при которых ребенок мог бы проявить себя как активный, деятельный человек, не боящийся трудностей и не испытывающий тревожности. Положительные действия родителей должны подкрепляться положительными эмоциями. Если младших дошкольников в какой-то мере можно оградить от сильных переживаний, то у старших дошкольников надо воспитывать сопереживание, сочувствие, сострадание. Иначе ребенок может стать равнодушным, эгоистичным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»

Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закрепле...

Педсовет"Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Психолого-педагогическое сопровождениедетей дошкольного возрастав условиях введения ФГОС ДОВ системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон...

Презентация " Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"

Презентация "Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на детей дошкольного возраста

Характеристика на ребенка детского сада – это документ, в котором указывается подробная информация о дошкольнике. Педагоги, составляющие ее, должны очень внимательно заполнять каждый пункт. Роди...

Инклюзивное образование как психолого-педагогическая проблема для детей дошкольного возраста с РАС

В статье рассказываются  проблемы и способы их преодоления при включении ребенка с расстройством аутистического спектра в общеобразовательную среду детского сада....