ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Сильнягина Валентина Павловна

ИНДИВИДУАЛЬНО - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, УЧИТЫВАЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ МОДАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ  ВОСПРИЯТИЯ,  ИСПОЛЬЗУЯ РАЗНЫЕ ПРИЕМЫ К РАЗНЫМ ДЕТЯМ, С ОПОРОЙ НА ВЕДУЩУЮ МОДАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospriyatie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути реализации дифференцированной коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР по развитию восприятия у детей с ЗПР.

К семилетнему возрасту у ребёнка должны быть полноценно развиты, прежде всего, функции правого полушария и межполушарное взаимодействие.  "Обучая правое полушарие, мы обучаем весь мозг. Обучая левое полушарие, мы обучаем только левое полушарие". Функции левого полушария будут развиваться в полном и максимальном объеме непосредственно в школе. Следует отметить, что работа, направленная на развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребёнка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу.
    Школьное обучение сразу же предъявляет большие требования к умению внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока, и пр.

Я работаю с детьми, имеющие отклонения в психическом развитии. Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Выготского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно. Руководствуясь этими убеждениями, я работала в течение последних лет над развитием восприятия и его свойств по теме "Диагностика и коррекция различных видов восприятия у детей с ЗПР посредством сенсорного обучения. Результаты у 70% детей были видны: у детей расширился практический опыт и знания об окружающем, повысилась речевая активность, сформированы познавательные интересы и элементы учебной деятельности, что обеспечило детям хорошую успеваемость в школе.  А вот  у 30% детей   трудности длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей, тормозимости и медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания.                                                                                                                            Набрав новую группу детей с ЗПР, мы столкнулись с большими трудностями. Это было связано с тем, что сейчас  группа гетерогенная (разнородная по преобладающим дефектам): дети с различными формами задержки психического развития, с различными заболеваниями (ДЦП, порезами, онкологические, аутоподобным поведением, нарушением интеллекта и т.д., 10 детей диагноз F 83, 4-  F 90, СДВГ - 5, ОНР-2- 8 детей, ОНР-3 -2, дизартрия -10детей). Динамика в развитии была не значительная, и мы стали искать пути улучшения результативности в обучения. Решили попробовать индивидуально-дифференцированное обучение и развитие детей, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности детей с учётом модальной структуры восприятия, используя разные приемы к различным детям. Обучение эффективно тогда, когда ведётся с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка. Если способ подачи информации выбранный педагогом совпадает с модальностью ребёнка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо запоминает. Если же педагог переключает с ведущей модальности, что требует, от ребёнка времени отключится от реальности.    

   Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя. "Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания".  Б. Прейер                                                                                         Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает полимодальное восприятие. Полимодальное восприятие – это целостная система представлений индивида об окружающей действительности (о предметном мире и социальной среде), о себе, собственной активности и деятельности. Это психологическое образование, отражающее структурность восприятия во всех модальностях сенсорно-перцептивного опыта. Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная модальность), на слух (аудиальная модальность) и в ощущениях (кинестетическая модальность). Остальные сенсорные каналы – обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире. Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью.                                                                                                                                    Отечественные и зарубежные исследования подтверждают тот факт, что любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка. Для обучения важно не только преобладание в восприятии, памяти, мышлении той или иной модальности, но и уровень её организации. Это выдвигает задачу развития у детей ресурсных модальностей и полимодальности с учетом доминирующего типа восприятия, т.к. для успешной учебной деятельности часто бывает, важен не только или не столько применяемый тип восприятия, но и уровень владения им, обусловленный, прежде всего, уровнем общего умственного развития ребенка.

       Таким образом,  я решила при обучении использовать не один сенсорный анализатор, а все анализаторы в равной степени с опорой на анализатор, представляющий доминантную модальность того или иного ребенка.

     Необходимость полимодального обучения очевидна, так как, например, ребенок-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание свое он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале  я проговаривала несколько громче. Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх. В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно дала ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога. Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть четкие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать ее. В результате - быстрое забывание, пробел в знаниях. Ребенок - аудиал помнит то, что обсуждалось в группе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалы - самые отвлекаемые дети на занятиях, гак как реагируют на любой звук. Но в этом есть и свои плюсы – мне легко было привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шепотом. С ребенком - кинестетиком желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко. Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками. Внимание кинестетика  могла привлечь прикосновением или движением по комнате.

      Фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения, перегружающие память, систематический, напрягающий ребенка контроль за усвоением знаний и умений и др. Детям приходится неподвижно сидеть в течение 20-30 минут и запоминать скучную и непонятную информацию, которую им рассказывает, в лучшем случаи с опорой на наглядность педагог. При таком визуально-аудиальном обучении в преимущественном положении оказываются визуалы и те дети, у которых хорошо развит аудиальный канал. Кинестетики на таких занятиях остаются не удел, они часто отвлекаются, начинают вертеться, мешать педагогу и другим детям. Потому что, чтобы запомнить новую информацию им надо ее в буквальном смысле пощупать, пережить

   Повышению результативности коррекционно-развивающей работы способствовали активное использование различных видов деятельности, разнообразные упражнения, а также использование  метода - коррекция проблем обучения методами кинезиологии (лечение через движения).

     Цель коррекционно-образовательного процесса: обеспечение комплексной квалифицированной коррекционно-развивающей работы, осуществляемой на основе принципа индивидуального подхода к ребёнку.

Задачи обучения: 

  • развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
  • развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
  • повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
  • повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

    Разработала методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, рекомендации по организации предметно-развивающей среды на полисенсорной основе: развитие всех видов восприятия, создала условия для реализации сенсорноперцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними, где организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей). Важным условием для полноценного сенсорного воспитания детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды (организация сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и пособиями).    Осуществляя личностноориентированный подход в обучении,  учитывала способы восприятия информации: например, ребенка"зрителя" (визуала) обучала с помощью большого количества наглядного материала; ребенок"слушатель" (аудиал) нуждался в подробных словесных инструкциях и устном поощрении; с ребенком"деятелем" (кинестетиком)  чаще входила в телесный контакт: обнимала, гладила.  Полисенсорность – использование одновременно двух или более органов чувств.                                                                                                                                                                                                             Специальные задачи:
- развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени);
- формирование системы перцептивных действий;
- формирование зрительно-моторной координации, межсенсорных связей и перцептивных операции;
- развитие скорости и дифференцированного восприятия явлений и объектов,
- развитие устойчивости, целостности и обобщенность восприятия;
- формирование умений обозначить сенсорные признаки и перцептивные действия словом;          - действенно-образное восприятие (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, эмоции, интуиция);    - согласование, перенос, замещение сенсорных образов;                                                             активация отдельных модальностей;                                                                                                     целостное (полимодальное) восприятие.

     Задачи сенсорного воспитания реализовывались практически во всех видах деятельности. В связи с этим возникла  необходимость соблюдения определенной последовательности и этапности при реализации педагогических задач: на начальном этапе детей обучаю восприятию простой нерасчлененной формы. Затем перехожу к обучению и тренировке восприятия формы, не вполне совпадающей с геометрической. Далее детей учу выделять в предмете главные детали, существенные и характерные признаки предметов. На следующем этапе детей учу составлять объекты из отдельных частей. Учу анализировать пространственные отношения отдельных элементов предмета. Формирую представления о пространственных отношениях.
    Задачи по коррекции и развитию восприятия и сенсорно-перцептивной деятельности  распределяем между специалистами и воспитателями, а также создаю условия для осуществления преемственности деятельности педагогов и родителей воспитанников. Эти задачи решаются в процессе изобразительной, конструктивной и трудовой деятельностью, занятий математикой, музыкой, при ознакомлении с окружающим миром и др., посредствам дидактических игр и упражнений.
Большое значение для ее формирования имеет уровень развития сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, образной сферы, пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, развития памяти, внимания, мышления. Но этого недостаточно. Дети должны овладеть комплексом движений, которые позволят им передать в изображении форму предмета (формообразующие движения), его метрические характеристики и другие особенности

      В своей работе придерживалась принципам дифференцированного подхода:

  • Принцип учёта актуального уровня развития ребёнка, опора на сильные звенья психической деятельности, вовлечение в работу новых афферентаций (поток нервных импульсов, поступающих в цнс от органов чувств) и новых мозговых структур, использование разных модальностей (зрительно (визуальная модальность), на слух (аудиальная модальность) и в ощущениях (кинестетическая модальность)).
  • Принцип определения роли базовых предпосылок в становлении психических функций
  • Принцип индивидуализации темпов обучения и выбора методов обучения (максимальное использование игровых методов обучения).
  • Принцип создания функционального базиса (минимальный набор функций и их переключаемость, отношения между объектами, когда изменение одного из них ведет к изменению другого.)
  • Принцип интегрированного использования различных видов деятельности

   

  Анализируя результаты диагностики: психолого-педагогическое обследование, методы определения сенсорной модальности, наблюдение за детьми в различных видах деятельности, тесты родителей, определили детей с разными индивидуальными психофизиологическими особенностями детей с учётом модальной структуры восприятия.

       Для достижения максимальной эффективности, при проведении психо-коррекционной и образовательной работы с детьми с ЗПР, мы используем приёмы и упражнения, необходимые для психического развития детей в разных видах деятельности. Диагностика служит отправным пунктом проводимой работы и обеспечивает наблюдение за процессом обучения. Этот этап включает следующие виды деятельности:                                      

1.Комплексную психолого-педагогическую диагностику;                                                                      2. Разработку конкретных целей, задач, стратегий развивающее- формирующей работы с детьми;                    3. Разработку рекомендаций для родителей по работе с детьми в домашних условиях

     С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников было проведено анкетирование. В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома": практикумы, консультации, информационные листы, тематические выставки, Дни открытых дверей.

   До начала деятельности проводится диагностика ведущей сенсорной модальности и наиболее слабо развитых модальностей восприятия, что способствует индивидуальному подходу в организации групповых занятий.                                                                                                                               Определение целей и задач развивающее-формирующей работы проводится коллегиально педагогами и психологом, также коллегиально решаются вопросы о стратегиях развития каждого ребенка. Поскольку участниками развивающе-формирующего процесса в нашей модели является все ближайшее микросоциальное окружение ребенка, а одним из условий эффективности работы мы рассматриваем включение в процесс развития полимодального восприятия ближайшего микросоциального окружения ребенка, то работе с родителями и с семьей в целом нами придается большое значение. На подготовительном этапе проводится вводная беседа с родителями детей, на которой им разъясняются особенности восприятия и переработки информации их детей, с чем могут быть связаны трудности при обучении в школе, каковы задачи предстоящей развивающей работы, какой мы видим роль родителей в этой работе. Ознакомление родителей с целями и задачами работы, методами ее реализации, ожидаемыми результатами способствует лучшему представлению о характере и мере своего участия в данном процессе, мотивирует родителей на совместную деятельность. Итогом совместной работы с родителями становится выработка конкретных рекомендаций по психологическому сопровождению детей с разной модальной структурой восприятия.

Развивающе-формирующий блок представляет организацию природосообразного процесса познания, обусловливает осмысление содержания и закладывает полимодальные опоры для восприятия учебной информации.  Каждое занятие по программе подготовки к школьному обучению предполагает подачу материала в трех разных сенсорных модальностях: аудиальной, визуальной и кинестетической.                                                                                                      Кроме этого, один раз в неделю психолог проводит занятие по программе “Развитие полимодального восприятия”. Основная задача данных занятий - развитие полимодального восприятия с опорой на доминантную модальность.

Блок контроля предусматривает заключительную диагностику по результатам развивающе-формирующего блока, отслеживание динамики развития модальной структуры восприятия. Анализ полученных результатов

Подведение итогов совместной деятельности по развитию полимодального восприятия психологом, педагогами и родителями осуществляется на итоговом родительском собрании и заседании “круглого стола. На итоговом родительском собрании проводим специальную беседу -консультацию с родителями, в ходе которой обсуждаются итоги проведенной работы, разъясняем сущность достигнутых результатов, формулируем индивидуальные рекомендации, обеспечивающие перенос достижений ребенка в возможности плодотворного обучения в школе. 

Отслеживание результатов работы 

Для отслеживания результатов работы по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников проводится контроль педагогического процесса, который включает в себя следующие задачи:

  • оценка эффективности методов и приемов, применяемых педагогами при развитии разных видов восприятия у детей;
  • определение перспективы работы коллектива по сенсорному воспитанию и развитию дошкольников;
  • определение соответствия предметно-развивающей среды задачам сенсорного воспитания детей.

Контроль осуществляется по заранее составленному плану. С этой же целью организуется регулярный мониторинг сенсорного развития детей по следующим критериям:

  • показатель готовности ребенка к школе по результатам социо-психологического мониторинга;
  • результаты успеваемости выпускников детского сада;
  • уровень сенсорного развития детей, который оценивается в начале и конце учебного года диагностикой по разделу программы "Детство" "Предметный мир" (М.В. Крулехт);
  • уровень технологической готовности педагогов (полученные знания являются необходимой и достаточной базой для дальнейшего решения задач сенсорного воспитания и развития детей);
  • мнение родителей воспитанников детского сада о качестве проведения работы с детьми по сенсорному воспитанию;
  • соответствие предметно-развивающей среды и материальной базы детского сада успешному решению задач сенсорного воспитания детей.

    Таким образом, благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе (при профессиональной компетентности педагогов и достаточном уровне педагогической культуры родителей воспитанников) осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира. Таким образом, в условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию.                                                                                   Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.

Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей  работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...

«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми с задержкой психического развития»

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоциональн...

"Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими дисфункции речевого развития"

В век современных технологий взрослые уделяют мало внимания своим детям в плане общения. Тем  самым снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи. Угроза  языковой катастрофы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития с 6 до 7 лет» на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год по усвоению программных требований воспитанниками детского сада разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возрас...