Игры и упражнения с дидактической "Черепахой"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Представление пособия. Цель занятий с "черепахой". Игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

  Дидактическое пособие "Черепаха"

 

1.Представление игрушки.

Древняя китайская легенда гласит, что за две с половиной тысячи лет до н. э. некто У из племени Ся, ставший в последствии первым императором Поднебесной, руководил ирригационными работами на Желтой реке. Он сидел на берегу реки, наблюдая, как роют канал для орошения рисовых полей. Немилосердно пекло южное солнце. Казалось, воды могучей реки сейчас закипят. Над желтой рекой стояло неподвижное марево. Не по себе, вероятно, стало и некоторым обитателям реки. На песчаный берег набежала волна, потом над поверхностью воды показался черепаший панцирь. Словно не природа, а высшее существо начертило на нем какие то таинственные знаки. У принялся разглядывать панцирь и к своему удивлению, обнаружил на нем то, что впоследствии было названо магическим квадратом. С тех пор человек считает черепаху символом мудрости, гармонии с природой. У детей моей группы есть такая мудрая черепаха – игрушка, которая предполагает развитие навыков и умений в различных видах деятельности и способствует эмоциональному развитию детей, является помощником на любом занятии, в любой деятельности, при индивидуальной работе, может быть использована для развития и обучения детей разных возрастов. Дидактическая игрушка «Черепашка» выполнена из легко моющегося материала. В игрушке при необходимости легко можно заменить голову, поменяв образ, а так же панцирь, для разнообразия заданий. Эта игрушка универсальна, сшита из подручных материалов.

2. Цель занятий

Ученными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и что не менее важно. Мощным средством, повышающим развитие мышления ребенка. Представленная дидактическая игрушка «Черепашка» предполагает занятия – упражнения на развития мелкой моторики и координации движений пальцев с детьми разного возраста, с усложненными по необходимости содержанием и методическими приемами. Эта игрушка формирует дидактику обучения и способствует развитию: сенсорного воспитания ребенка, ориентировки в пространстве.

Ребенку или подгруппе детей предлагаются задания:

 3. Играем с «Дидактической черепахой»

 

Чехол  «Укрась полянку» разделен на пять секторов (полянок): красный, зеленый, белый, желтый, синий. В каждом секторе имеются «липучки» для прикрепления фигур. В середине чехла расположен карман с молнией, в котором хранятся комплекты фигур: плоскостные изображения цветов, грибов, листьев, бабочек. Цвета фигур соответствуют цветам секторов чехла.

Игры с материалом чехла  «Укрась полянку» позволяют изучать, формировать и развивать у детей произвольность и осознанность выполняемых действий, внимание, память воображение в процессе моделирования различных ситуаций с помощью плоскостных изображений ориентировку в двухмерном пространстве способность к точному управлению движениями в пространстве (чувство пространства) представления о цвете, форме и величине. Навыки невербальной классификации по цвету ,доступные границы пересчета плоскостных изображений предметов, расположенных на плоскости чехла прямой, обратный и порядковый счет с использованием наглядного материала навык решения и составления арифметических задач в ходе символико-моделирующей деятельности (символическое изображение объектов задачи: бабочки, цветочки, листики, грибки) способность к словесной регуляции движений (выполнение действий по словесной инструкции и умение рассказать о выполненном задании) навык программирования своей деятельности.

В играх и упражнениях с детьми можно использовать каждый сектор в отдельности, а также несколько секторов одновременно.  

Игры с «Дидактической черепахой» с использованием чехла «Укрась полянку».

1.«Сорви-ка

Сорвите цветок и предложите ребенку сделать то же самое. Когда ребенок выполнит действие, обратите его внимание на то, что он сорвал. Спросите его: «Что ты сорвал? Посмотри! Это цветочек! Он красный!» и т.п. В процессе общения с ребенком выдерживайте паузы, слушайте его ответы, поощряйте его активную речь. Например: «Сорви бабочку! Молодец! Что это у тебя?.. Бабочка?.. Правильно, это бабочка!»

2.Что у нас в кармашке

Вместе с ребенком расстегните молнию и посмотрите, что лежит в кармашке. Если ребенок сам не решается достать фигуры, то достаньте одну и скажите: «А теперь твоя очередь!» Перед занятием выньте из кармашка все фигурки, оставив фигуры только одной формы, например цветы. Ребенок выполняет задание, достает фигуры, раскладывает их вокруг себя. В процессе его деятельности называйте фигурки: «Это цветок, и это цветок, это тоже цветок и т.д. Смотри, сколько ты цветочков достал! Что это?.. Это цветы!»

Обращайте внимание ребенка на то, что все фигуры, например цветочки, разного цвета. Когда ребенок достает фигуру из кармашка, говорите: «Этот цветок красный» и т.д.

3.Покажи, где цветок (любая другая фигура)

Если ребенок уже знаком с какой-либо фигурой, то попросите его найти ее среди других фигур, разложенных на ковре, и прикрепить ее на черепашку или, наоборот, снять эту фигуру с черепашки. С помощью этого задания можно проверить, какие фигуры ребенок уже знает.

4.Найди среди цветочков красный (желтый, белый)

После выполнения предыдущего задания попросите ребенка найти среди цветочков, например, красный. Задания этого типа можно использовать для уточнения представлений ребенка о цветах. Вы узнаете, какой цвет ребенок уже усвоил, а на какой стоит обратить внимание в процессе дальнейших занятий.

5.«Собери грибы»

На черепахе прикреплены разные фигуры. Попросите ребенка обойти черепаху вокруг и собрать все грибы (или другие фигуры). Если ребенок ошибается, предложите ему сравнить выбранную им фигуру с грибом и исправить ошибку.

6.«Сделай, как я"

Выложите в одном из секторов какую-либо композицию из фигур, а ребенок, запомнив ее, пусть выложит такую же композицию в секторе на противоположной стороне чехла.

7.Составь картинку

После распределения по секторам вокруг чехла, дети украшают каждый свой сектор (составляют картинку). Игра повторяется несколько раз таким образом, чтобы каждый ребенок украсил два-три сектора чехла. Для того чтобы ребенок мог быстрее решить, какую фигурку выбрать для украшения сектора чехла, ему предлагается достать игрушку из «Чудесного мешочка». Игрушки должны соответствовать фигурам, прилагающимся к чехлу «Дидактической черепахи»: грибок, бабочка, цветок, листок (кленовый, березовый).

Вариант 1. Ребенок тактильно определяет игрушку в «Чудесном мешочке», называет ее, достает из мешочка и подбирает соответствующие плоскостные изображения, затем распределяет их по сектору чехла, ориентируясь на цвет сектора.

Вариант 2. Ребенок тактильно определяет игрушку в «Чудесном мешочке», называет ее. Не доставая игрушку из мешочка, подбирает соответствующие плоскостные изображения и распределяет их в секторе, ориентируясь на его цвет. Потом он достает из мешочка игрушку и проверяет правильность своего выбора.

Игры с математическим содержанием

8.Давай посчитаем

В каком-либо секторе прикрепляйте по одной фигуре, сопровождая свои действия словами: «Один цветок (бабочка, грибок), два цветка, три цветка…» Попросите ребенка повторять за вами. Предложите ему самостоятельно выполнить те же действия, считая и называя фигуры. Затем вместе с ребенком выполните те действия в обратном порядке (обратный счет).

9.Сравни, где больше (меньше)

В двух секторах прикреплено разное количество цветочков и грибков. Спросите у ребенка, чего больше (меньше) — цветочков или грибков. В этом случае можно использовать прием приложения объектов друг к другу.

10.Выше — ниже — рядом

Предложите ребенку выполнять действия по вашей инструкции: «Прикрепи красный цветок рядом с синим. Выше синего цветка прикрепи белую бабочку. Ниже красного цветка — желтый листик».

11.Реши задачу

Предложите ребенку решить задачу: «На полянке сидели две бабочки. Прилетела еще одна. Сколько бабочек стало на полянке?» Проговаривание текста задачи сопровождайте наглядными действиями.

Аналогично решаются задачи на вычитание. Можно попросить ребенка самого составить и «показать» задачу, а затем и решить ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ

«Зоопарк» (5 мин.)Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)Вс...

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"...

Картотека игр и упражнений для родителей и детей «Игры и упражнения для развития ребенка 3 - 4 лет»

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления пр...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...