Главные вкладки

    Развитие межличностных отношений у детей с особенностями развития
    статья по коррекционной педагогике по теме

    Иванова Любовь Анатольевна

    развитие межличностных отношений у дошкольников с ОВЗ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_mezhlichnostnyh_otnosheniy.doc163.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие межличностных отношений, РМО
    (Relationship Development Intervention, RDI)

    Цели первого уровня

    Уровень 1: Новичок

    Стадия 1: Стремление делиться эмоциями

    Критерии освоения

    Партнеры: родители и первичный тренер(ы)

    Обстановка: занятия РМО

    Функция 1. Смотрит в лицо, чтобы усилить свою радость и восторг, чтобы успокоиться, когда расстроен, и чтобы внимательнее слушать, что хочет сказать тренер.

    Ф1А. Обменивается радостными взглядами с тренером во время интересных / приятных занятий.
    Ф1В. Предпринимает взгляд лицо в лицо именно для того, чтобы поделиться радостным выражением лица.

    Ф1D. Выражает предвкушение, ожидание (поворачивается всем телом и поворачивает лицо к партнеру по общению) в течение не менее чем 20 секунд, если взрослый делает паузу во время или после занятий, которые были интересны для обоих.

    Ф1E. Предпринимает попытку поделиться радостными эмоциями перед началом тех видов деятельности, которые в прошлом оказались приятными.

    Ф1F. Смотрит в лицо для того, чтобы успокоиться, когда расстроен.

    Навыки стадии 1

    Н1А. Ориентация на коммуникацию: может переключать взгляд и удерживать его на лице взрослого, когда тот выражает желание сообщеть что-то вербально и / или невербально. Удерживает взгляд на лице взрослого до тех пор, пока тот не закончит сообщение.

    Н2В. Переключение взгляда между двумя партнерами: переключает взгляд с одного взрослого на другого, чтобы понять и разделить их эмоции во время занятий чем-то приятным.

    Н2С. Ориентация в ожидании: переключает взгляд и удерживает внимание на лице тренера во время кратких пауз или колебаний во время совместных занятий, чтобы определить, когда начнется или продолжится интересная часть.

    Н2D. Выполнение простых ролей: помнит и успешно выполняет простые ролевые действия (напр., переходит с одного места на другое), синхронизуя эти действия с действиями тренера.

    Н2E. Приглашение ко взаимодействию: в позитивной форме передает свое желание начать и / или продолжать совместные действия. Использует позитивную мимику (выражение лица) в качестве основного элемента  приглашения к совместным действиям.

    Н2F. Позитивная настойчивость: продолжает в позитивной форме приглашать к сотрудничеству, когда тренер не сразу отвечает да или нет.

    Н2G. Забота об удовольствии другого: предпринимает специальные шаги к тому, чтобы тренеру тоже было весело (надевает маски, строит смешные гримасы и издает смешные звуки). Следит за эмоциональной реакцией тренера. Продолжает те действия, от которых тренеру весело.

    Н2H. Переключение взгляда в поисках утешения: когда расстроен (но не сильно), переключает взгляд на лицо тренера с целью найти утешение.

    Стадия 2: Поиск невербальной информации

    Критерии освоения

    Партнеры: все тренеры, члены семьи и учитель (если учитель тоже вовлечен в занятия РМО)

    Обстановка: знакомые, не очень отвлекающие места дома и на улице. В школе: классы, где ребенок занимается один на один со взрослым.

    Функция 2. Выражение лица и жесты тренера – главные факторы для определения того, какие действия предпринимать дальше, когда сам ребенок не уверен или запутался.

    Ф2А. Переключает внимание на тренера и внимательно смотрит на его мимику и невербальные действия, когда не уверен, что делать дальше.

    Ф2В. Использует эмоциональную информацию, выясненную по выражению лица тренера, чтобы регулировать свои действия, приводя их в соответствие с полученной информацией.

    Ф2С. Смотрит на выражение лица и жесты тренера, желая получить информацию о действиях, которые он сам только что предпринял под руководством тренера, чтобы определить, одобряет ли тренер то, что сделано.

    Навыки стадии 2

    Н2А. Поиск невербальной информации для разрешения неуверенности: переключает взгляд и смотрит на выражение лица тренера чтобы определить эмоциональный контекст и регулировать свои дальнейшие действия в ситуации неуверенности или замешательства.

    Н2В. Поиск невербальной информации для проявления бдительности: в ситуации, когда занят умеренно интересной деятельностью, периодически переключает взгляд, чтобы проверить, где находится и чем занят тренер (не проводите оценку этого навыка в ситуации, когда ребенок поглощен одним из своих навязчивых интересов).

    Н2С. Поиск невербальной информации для получения информации: смотрит на выражение лица тренера в тех ситуациях, когда это может помочь разрешить затруднение или указать на правильное решение задачи.

    Н2D. Поиск невербальной информации для получения инструкций: удерживает внимание на тренере и тщательно замечает , что тот делает, для того, чтобы понять свою роль в участии в параллельных играх (например, когда он и тренер рядом играют в кубики) или в дополняющих друг друга играх (например, когда один подает кубики, а другой строит).

    Н2Е. Поиск невербальной информации для понимания границ: смотрит на тренера (насколько это естественно в данном возрасте), чтобы получить информацию, где границы, за которые не нужно заходить, или каковы ограничения допустимости поведения.  Делает паузу в веселых занятиях, когда тренер говорит, что пора отдохнуть. Не протестует во время перерыва и позволяет тренеру определять, когда продолжить. Соглашается, когда тренер хочет закончить занятие, потому что ребенок устал. Соглашается, когда тренер говорит, что задача выполнена в достаточной степени, даже если можно было бы выполнить ее еще лучше.

    Н2F. Поиск невербальной информации для понимания, насколько хорошо выполняется задача: смотрит на выражение лица тренера для того, чтобы выяснить, насколько хорошо он сам справляется с материалами для выполнением задачи.

    Н2G. Поиск невербальной информации для получения обратной связи: смотрит на выражение лица и жесты тренера, чтобы выяснить, одобряет ли тот действия, которые только что были предприняты. Останавливается или меняет свои действия в ответ на отрицательное или неодобрительное выражение лица / жесты.

    Н2Н. Поиск невербальной информации для получения одобрения: останавливает / прерывает свою деятельность для того, чтобы передать свои намерения предпринять действие, которое может быть одобрено или неодобрено тренером. Передача намерений может происходить  вербально или невербально (например, показывая пальцем и глядя на определенный предмет). Регулирует свои действия, базируясь на информации, полученной из мимики и жестов тренера.

    Уровень 1: Новичок

    Стадия 1: Внимание

    Упражнение 1: Мои слова важны

    Цели

    • Развивает внимание к разговору
    • Учит ценить ваши слова
    • Как говорить, чтобы вас слушали

    Краткий обзор. Сколько раз вы впадали в отчаяние, потому что приходилось повторять одно и то же? Многие новички с заболеваниями из группы аутизма не умеют слушать. Они легко отвлекаются, а тому, кто с ними говорит, приходится повторять много раз, и брать на себя работу по проверке того, услышано ли сказанное. В этом упражнении мы помогаем ребенку понять, что в процессе коммуникации обязанности есть не только у говорящего, но и у слушающего.

    В этом упражнении новички учатся использовать косвенные сигналы, чтобы направлять внимания на говорящего. Важно, чтобы они не полагались на подсказки (“Внимание”, “Смотри на меня”, “Ты слушаешь?”), определяя, на что они должны направить свое внимание. Такого рода прямые подсказки ведут к усилению “зависимости от подсказки”, когда ребенок ждет, чтобы кто-нибудь подал сигнал к слушанию, и только после этого переключает внимание на говорящего. Косвенные же сигналы, которые мы используем здесь, не создают такой зависимости. Новичок воспринимает себя как человека, добровольно решившего переключить внимания на говорящего, а не человека, которого попросили или заставили это сделать. Восприятие своего действия как добровольного делает его менее зависимым от подсказки, а также повышает вероятность того, что в будущем он будет обращать внимание на говорящего сам, без всяких подсказок или сигналов. Акцент на добровольности действия – это мотив, повторяющийся во всех наших упражнениях.

    Первые упражнения на этой стадии, собственно, не являются упражнениями. Они скорее дают вам повод к измению вашего стиля общения с ребенком. Считайте эти упражнения новыми навыками, которые вам стоит развить.

    Участники. Это упражнение требует участия всех в семье.

    Подготовка. Помните, что это – не такое упражнение, которое надо делать только в определенное время или в определенном месте. Это метод общения, который вы будете употреблять до тех пор, пока новичок не станет обращать внимание на то, что вы говорите, без специальных сигналов.

    Указания для тренера. Не давайте никаких инструкций. Вы сами будете следить за своими действиями и корректировать их в зависимости от того, насколько новичок слушает и смотрит на вас, когда вы говорите. В этом упражнении имеется три последовательных ступени:

    1.      Медленная речь. На этой ступени требуется, чтобы каждый, кто разговаривает с новичком, замедлил темп речи и оставлял более долгие, утрированные паузы между словами и предложениями. Это потребует большой тренировки. Попросите других, чтобы они понаблюдали за тем, как вы говорите. Не стоит недооценивать важность такого изменения в стиле вашей речи даже если новичок, с которым вы имеете дело, очень хорошо владеет языком. Говоря медленнее и с более отчетливой артикуляцией, вы увеличиваете ценность каждого слова, которое вы произносите, а кроме того, облегчаете новичку процесс усвоения информации.

    2.      Равновесие. Следующий шаг – это поддерживать равновесие в коммуникации. Это равновесие состоит из двух компонентов. Во-первых, старайтесь использовать в каждом предложении не больше слов, чем использует новичок. Если он говорит двух- или трехсловными предложениями, старайтесь тоже говорить предложениями той же длины. Если новичок не говорит совсем, используйте совсем короткие предложения. Второй компонент равновесия – не начинайте нового предложения, пока новичок не отреагирует на то, что вы уже сказали. Не повторяйте уже сказанного, и не давайте новой информации, если предыдущая информация была проигнорирована. Если мы хотим показать, что наши слова имеют какую-то ценность, важно не предлагать новых высказываний, если предыдущим не было оказано внимания. Если в такой ситуации мы продолжаем говорить, мы обесцениваем свои слова.

    3.      Выделение. Третий шаг – внести элемент подчеркивания в свою речь. Это должны быть косвенные, но достаточно сильные указания на то, что сейчас прозвучит важная информация, требующая внимания. Это поможет новичку воспринять слова, которые вы выделите. Выделение лучше, чем использование подсказок. Оно более эффективно помогает обобщать (догадываться, как использовать выученное в новой ситуации), и вообще удобнее для новичка, поскольку оставляет у него ощущение, что он сам решил обратить внимание на слова говорящего. Вам надо будет поэкспериментировать, чтобы понять, какие изменения в вашей речи производят наибольший эффект и будут наиболее действенны для привлечения внимания новичка. Когда вы приближаетесь к критическому моменту в речи, можно внезапно глубоко вздохнуть, или начать заикаться: застрять на одном слове, повторять его секунд пять подряд. Внезапно начавшееся заикание обычно вызывает переключение взгляда и резкое обострение внимания. Если одно только заикание не производит такого эффекта, мы часто сопровождаем его резким изменением силы звука.

    Вариации. Другие возможные косвенные сигналы: изменение высоты голоса, замедление речи, паузы, кашель и прочищение горла.

    Препятствия / другие возможности. Бывает, что тот или иной ребенок с аутизмом игнорирует описанные выше методы. Такой ребенок, видимо, обращает так мало внимания на то, что его окружает, что не замечает даже ваших утрированных косвенных сигналов. В начале такому ребенку будут нужны занятия по методике прикладного анализа поведения, чтобы он научился реагировать на прямые сигналы. После этого можно использовать это упражнение.

    Разные упражнения с бобовыми пуфами, часть 1

    Уровень 1: Новичок

    Стадия 1: Внимание

    Это упражнение предназначено для  детей младше 8 лет.

    Цели

    • Ребенок сам обращает внимание на человека, который начинает с ним общаться.
    • Удерживает внимание на действиях и выражении лица собеседника.
    • Часто инициализирует совместное переживание эмоции, глядя на собеседника.
    • выражает одобрение новых действий социальных партнеров.
    • выражает желание продолжать интересные действия.
    • С удовольствием участвует в интересных действиях, начатых и контролируемых взрослым.

    Начало

    Число участников: 2

    Роли участников: Ребенок и Тренер

    Реквизит: Бобовые пуфы (крепкие)

    Установка: Все, что вам понадобится – большое количество энергии и приблизительно 8 крепких бобовых  пуфов. Не забудьте часто делать перерывы, чтобы вы не истощили свои силы!

    Описание

    Вы, наверное, уже поняли, что мы любим использовать в упражнениях большие и долговечные бобовые пуфы. Они похожи на круглые мешки, не имеют собственной формы.  Дети всех возрастов любят их, мы находим для них много разных употреблений. Для младших учеников в Монархе, нашей школе, утро начинается с того, что они все вместе прыгают на огромной куче из 45 бобовых  пуфов, которые мы положили в одной из комнат. Это очень эффективно помогает им проснуться перед первым уроком. Ниже представлен типичный набор из пяти простых упражнений с пуфами. Эти упражнения связаны в одну последовательность, переходы от одного упражнения к другому происходят быстро, и большинство  детей считают все это очень захватывающим.

    Инструкции по проведению

    Это упражнение состоит из пяти отдельных действий, которые выполняются одно за другим в быстром темпе:

    1.      Горячие пуфики. В этой версии игры “горячая  картошка”[2] мы притворяемся, что бобовые пуфы, в которых мы сидим,  горячие, поэтому мы должны часто вставать и пересаживаться на другой пуф. Мы поем ” Горячий пуфик. Караул! ” Это служит сигналом для тренера и ребенка, чтобы быстро пересесть в другой пуф. Мы начинаем игру с двух пуфов и пересаживаемся из одного в другой. Потом мы прибавляем третий, и затем четвертый, и начинаем пересаживаться сначала по часовой стрелке, а потом против, продолжая вместе петь ” Горячий пуфик. Караул! ”

    2.      Сендвич из пуфов. Это отличное упражнение для отдыха, когда и тренер и ребенок немного устали от горячих пуфов. В конце первого действия и вы и ребенок будете обычно лежать на бобовых пуфах. После отдыха в течение минуты, встаньте и подойдите к ребенку. Радостно сообщите ему, что вы собираетесь делать из него сендвич. Он – мясо, а хлебом будет пуфик.  Накройте его бобовым пуфом, сначала убедясь, что он лежит на другом пуфе. Если хотите, можно положить на него большой лист цветной бумаги красного цвета до того, как накрывать его пуфом, и сообщить ему, ” Это – помидор”.  Из зеленого листа бумаги можно сделать ломтик соленого огурца. Вы можете похлопать верхний пуфик и сказать, что вы делаете сендвич и размазываете горчицу. Если Новичок хочет, он может после этого сделать сендвич из вас.

    3.      Накрываем. Когда Новичок лежит под пуфом, вы можете начинать складывать пуфы на него с песней: ” где – ___? Я его не вижу! Куда он ушел? Ты там? Выходи! Выходи!”  Пока вы поете, продолжайте держать на нем кучу пуфов, но только в том случае, если ребенок не боится.  Когда ребенок вылезет из-под кучи, поздравьте его: “Молодец! ” Потом ложитесь сами, и пусть ребенок складывает  пуфики на вас.

    4.      Барьер из пуфов. Поиграйте в игру ” Поймаем Новичка”. Какое-то время играйте в догонялки с ребенком, пока вы не “запрете” его в углу комнаты. Начните складывать бобовые пуфы вокруг ребенка, делая барьер вокруг него. В то время как вы делаете это, улыбайтесь и пойте, ” Я строю стену! Я тебя поймал! ” Притворитесь, что вы пробуете не дать Новичку убежать из этой “тюрьмы”. Позвольте ребенку начать подниматься по барьеру. Сделайте “слабую” (но не слишком очевидно слабую!) попытку не дать ему убежать. Когда он убежит, поздравьте его  с тем, что он такой сильный, что “нанес поражение” вам. Если он захочет, он может сделать барьер и поймать вас. На этот раз вы не сможете убежать, пока он не решит освободить вас. Ребенок получает от  этого ощущение собственной силы.

    5.      Строим гору. В заключительном действии вы сложите все бобовые пуфы в одном углу комнаты в процессе подготовки к строительству “горы” в противоположном углу. На этой стадии вы будете делать всю работу по координации. Выберите пуф, возьмите руки ребенка и положите их на одну сторону выбранного пуфа. Схватите другую сторону и быстро несите пуф к тому месту, где будет гора. В то время как вы несете пуф, вы должны петь, ” Мы строим гору, гору из пуфов”. Когда вы дойдете до угла комнаты, выбранного для горы, положите бобовый пуф на пол, и посмотрите, удастся ли вам сделать так, чтобы ребенок присоединился к вам, когда вы хлопаете по пуфику, уминая его. Первоначально, вам, вероятно, придется не давать ребенку убежать. Одной рукой держа ребенка, возьмите его другую руку в вашу и прихлопывайте пуфик вместе. Когда достаточно пуфов будут сложено в кучу и получится маленькая башня, наступит время для ребенка подняться на гору и стать королем горы. Удостоверитесь, что вы хорошо подстраховываете ребенка, крепко его держа, пока он поднимается. В этой части вам может понадобиться второй тренер, в целях безопасности. Когда ребенок поднимется на вершину, позвольте ему посидеть на самом верхнем пуфе в течение короткого времени, наслаждаясь тем, что он король, и затем помогите  ему осторожно слезть или скатиться вниз.

    Препятствия / возможности

    У нас не было ни единого несчастного случая за более чем 12 лет этой игры с пуфами. Ключ к этому – осторожность и тщательная подстраховка ребенка. Упражнения с пуфами практически всегда бывают захватывающими для Новичков. Следите внимательно, чтобы Новичок не перевозбудился. Не забудьте замедлять темп, когда вы замечаете перевозбуждение. Часто делайте перерывы и отдыхайте, чтобы вы оба не переутомились.

    Вариации

    Если у вас есть два тренера, вы можете заканчивать ” строительство горы ” катанием на аттракционе. Когда ребенок прочно сидит на самом верхнем пуфе, тренеры с двух сторон  крепко берутся одной рукой за свою сторону пуфа, на котором ребенок сидит, а другой рукой крепко подхватывают руку ребенка подмышкой. На счет три тренеры начинают двигать самый верхний пуфик с ребенком, сидящим на нем. Они стягивают пуфик по склону горы на пол, при этом надежно держа ребенка.

    Области, которые развиваются в этом упражнении

    • Переходы, транзиция и адаптация
    • Координирование действий
    • Невербальное общение
    • Социальное наблюдение и поиск социальной (невербальной) информации

    Это упражнение есть в обеих книгах: и в “Развитии межличностных отношений для младших детей”, и в “Развитии межличностных отношений для детей, подростков и взрослых”.

    Упражнения с бобовыми пуфами, часть 2

    Уровень 1: Новичок

    Стадия 1: Внимание

    Это упражнение предназначено для  детей моложе 8 лет.

    Цели

    • Ребенок сам обращает внимание на человека, который начинает с ним общаться.
    • Удерживает внимание на действиях и выражении лица собеседника.
    • Выражает желание продолжать интересные действия.
    • С удовольствием участвует в интересных действиях, начатых и контролируемых взрослым

    Начало

    Число участников:     2

    Роли участников:       Ребенок и тренер

    Оборудование:           Бобовые пуфы (8) и мягкие мячи (12)

    Установка:      Все, что вам понадобится – это приблизительно 8 бобовых пуфов и дюжина очень мягких мячей, настолько мягких, что, попадая, они не причиняют боли  и не могут ничего повредить. Вам нужно будет убрать из комнаты всю мебель, чтобы играть в “Увернись от пуфа” и “Войну с пуфами”.

    Описание

    Мы опять используем бобовые пуфы, на сей раз для того, чтобы закреплять умение быстро обращаться за невербальной информацией и переключать внимание. Здесь представлены четыре действия, чередующиеся в быстром темпе. Почти всем  детям нравится повторять их снова и снова. Единственное  предостережение – вы должны быть внимательными, если ребенок, с которым вы играете, имеет тенденцию  к агрессии.

    Инструкции для тренера

    В этом упражнении четыре действия:

    1.      Острова из пуфов.  Разложите пуфы на неодинаковые  расстояния друг от друга. Действие состоит в том, чтобы, переходя от острова к острову, достигать безопасного места. Это может даже включать в себя залезание на стол или возвышение. Сделайте игру более захватывающей – скажите испуганным голосом, что в воде есть акулы, которые нас съедят, если мы сойдем с пуфов. Объясните ребенку, что акулы невидимы, но что у вас есть специальные очки, которые позволяют вам увидеть акул, если те подплывут близко. Начните игру и через несколько минут внезапно потеряйте голос. Драматично объясните, что вы не можете говорить, показывая на горло и открывая рот. Теперь ребенок может понять, когда появляются акулы, только если он увидит испуганное выражение на вашем лице. Начинайте игру на любом пуфе, помните только, что вы и ребенок должны всегда  держаться вместе, даже если это означает все время держаться за руки.

    2. Форт из пуфов. В эту игру можно играть двумя способами. В первом варианте каждый из вас выбирает один пуф, который будет чем-то вроде подвижного щита. Во втором варианте вы оба строите большие форты из пуфов. В обоих вариантах, когда вы готовы, вы начинаете “бомбардировать” друг друга мягкими мячиками. Периодически выглядывайте из вашего форта, и старайтесь подвинуть его ближе и ближе к ребенку, ни слова не говоря. Когда вы выглядываете, делайте на лице очень хитрое выражение.

    3.      Увернись от пуфа. Это – наш эквивалент игры “Увернись от мяча”[3]. Начните,  кинув в ребенка пуфом (не забывайте бросать мягко). Ребенок должен ” увернуться”, чтобы в него не попали. Он не может бросать пуфы сам. В игре можно использовать любое количество пуфов. Основной элемент – это использовать много ложных маневров, когда вы притворяетесь, что сейчас бросите пуф, но потом не делаете этого. Пробуйте застать ребенка врасплох. Только ваше лицо должно показывать, собираетесь ли вы бросать пуф или нет. Удостоверитесь, что  ребенок знает, что он должен все время бегать и уворачиваться, если он не хочет быть “выбит”.

    4.      Падаем вместе.  Тренер и ребенок стоят непосредственно перед кучей пуфов, лицом друг к другу и боком к пуфам. Если вы намного выше ребенка, встаньте на колени или нагнитесь, чтобы стать одного роста с ним. Держитесь за руки, если это не неприятно для ребенка. Сосчитайте хором до трех и на счет три падайте вместе на пуфы. Скорость счета должны контролировать вы. Когда вы упадете, не пожалейте несколько секунд, чтобы вместе посмеяться и, в зависимости от того, что ребенок любит, пощекотать его или сделать что-нибудь еще приятное для него. Старшим детям можно дать хлопнуть вас по ладони (“Молодец!”) после приземления вместе.

    Препятствия / возможности

    Не делайте никакие из этих действий с целью выиграть или получить очки. Это – только забава, а не соревнование. Если ребенок настаивает на том, чтобы превратить эту игру в соревнование, немедленно прекращайте ее.

    Вариации

    Если ребенок не перевозбудится, вы можете убрать все границы, обычно наносимые на пол с помощью липкой ленты, и поиграть в вариант без правил, который мы называем

    “война с пуфами”. К этому времени вы, наверное, уже можете начинать придумывать ваши собственные упражнения с пуфами.

    Области, которые развиваются при выполнении этого упражнения

    • Приглашение к совместным действиям
    • Ориентация на собеседника для предвосхищения действий
    • Положительная настойчивость
    • Обеспечение радостных эмоций для партнера  по игре
    • Участие в несложных ролях

    Это упражнение есть в книге “Развитии межличностных отношений для младших детей”.

    Упражнения в быстром темпе

    Уровень 1: Новичок

    Стадия 1: Совместное переживание эмоций

    Это упражнение предназначено для детей младше 8 лет.

    Цели

    Функция 1 – совместное переживание эмоций

    Ребенок заглядывает взрослому в лицо, потому что совместное переживание эмоции усиливает его радость и успокаивает  расстройство, а, кроме того,  для того, чтобы внимательнее слушать то, что взрослый ему говорит.

    Функция 1А. Радостно смотрит в лицо взрослому, когда вместе с ним делает что-либо приятное.

    Функция 1Б. Сам заглядывает в лицо взрослому, специально для того, чтобы увидеть и разделить радостное выражение лица, даже не во время увлекательных занятий.

    Функция 1В. Сам заглядывает в лицо взрослому, чтобы взрослый мог  увидеть радостное выражение на его лице, во время кратких пауз в совместных увлекательных занятиях.

    Функция 1Г. Поворачивается ко взрослому всем телом и поворачивает к нему лицо, чтобы показать, что он ожидает продолжения, и удерживает такое положение в пространстве до десяти секунд, когда вы делаете паузу во время или после  увлекательных занятий.

    Функция 1Д. Сам заглядывает в лицо взрослому, чтобы взрослый мог  увидеть радостное выражение на его лице, перед началом совместных занятий, которые в прошлом оказались увлекательными (предвосхищение).

    Функция 1Е. Заглядывает в лицо взрослому, чтобы успокоиться, когда расстроен (не требуя при этом физического контакта).

    Начало

    Число участников:     1 или 2 новичка

    Роли участников:       1 или 2 ребенка и 1 взрослый (тренер)

    Оборудование:            не  нужно

    Реквизит:                   Для игр “Горячая картошка / Перегрузка / Давай поменяемся” выберите такие предметы, которые вы сможете использовать и как “картошки”, и для обмена. Мы предпочитаем мягкие мячи для “картошки” и маленьких плюшевых зверей для обмена. Вы можете обмениваться любыми предметами, если они небольшие и умеренно интересуют ребенка. В начале старайтесь не использовать такие предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка.

    Описание. Эти упражнения приносят много радости и  в то же время учат ребенка быстро переключать внимание. Кроме того, они дают ребенку возможность принимать более активное участие в действии. Игра “Горячая картошка / Давай поменяемся / Перегрузка” – первое из наших упражнений, в которое включено несколько различных элементов – быстрая передача, обмен и “затоваривание”. Кроме этого, игра “Давай поменяемся” помогает выработать быстрое переключение внимания. Для этого упражнения мы выбрали комбинацию из трех действий, но возможностей существует неисчислимо больше. Главное в этих и подобных упражнениях – они должны проводиться в быстром темпе, должны быть несложными, должны заставлять ребенка быстро переводить взгляд с предмета на человека, и в них не должны использоваться такие предметы, которые могут отвлечь ребенка от партнера по игре.

    Инструкции для тренера

    Это упражнение состоит из трех этапов.

    1.      Это действие начинается с того, что ребенка обучают игре, состоящей в быстрой передаче предмета друг другу. Лучше играть втроем, но двух участников тоже достаточно. Цель игры “Горячая картошка” – в том, чтобы установить быстрый темп. Притворитесь, что вы передаете друг другу горячий предмет, поэтому передавать его надо быстро. Ваша мимика должна быть утрированной и выражать радостное возбуждение. Руками вы должны показывать, что мяч, который вы передаете, действительно горячий.

    2.      Через несколько минут, когда вы уже установили быстрый и веселый темп, переходите ко второму действию. Вместо того, чтобы передавать друг другу одну и ту же “горячую картошку”, быстро суньте руку в приготовленную коробку с предметами для передачи, возьмите из нее новый предмет и начинайте использовать его как “картошку”, передавая его ребенку. Не давайте ребенку передавать предмет вам обратно. Быстро достаньте второй предмет из коробки и скажите: “Давай поменяемся”. Если ребенок заартачится, быстро возьмите предмет из рук ребенка и обменяйте его на свой. Затем, все убыстряя темп, отложите свой предмет и быстро достаньте третий предмет из коробки. Быстро обменяйте его на тот, который был у ребенка. Продолжайте таким образом в течение нескольких минут.

    3.      Теперь переходите к игре “Перегрузка”. Начинайте вынимать мягкие игрушки из коробки и быстро передавать их ребенку. Не давайте ему время рассматривать их или давать их обратно. Вместо этого, продолжайте брать мячи и мягкие игрушки и складывать их на колени ребенку, смеясь и приглашая ребенка смеяться вместе с вами. Суть игры – “перегрузить” ребенка, чтобы он не фокусировал внимание на каком-то одном предмете. Когда вы вынете из коробки все предметы, вы вместе можете кидать их в воздух для еще большего веселья (смотрите только, чтобы все предметы были мягкими).

    Препятствия / возможности

    Это упражнение предоставляет замечательную возможность выяснить, будет ли быстрый темп действий помогать ребенку переключать внимание, вместо того чтобы “застревать” на отдельных предметах. Поддерживайте темп игры “Давай поменяемся” достаточно быстрым, чтобы у ребенка не было времени заинтересоваться отдельно взятым предметом. Мы подчеркиваем важность быстрого темпа, но вам необходими внимательно следить за тем, чтобы подобрать оптимальный темп для каждого отдельного ребенка.

    Вариации

    Тесса Сандлин, учительница в школе “Монарх”, играет с детьми в игру “Горячая картошка” с обращением за невербальной информацией. Маленькая группа детей садится в круг и начинает быстро катать мяч друг другу. Потом правила меняются: покатить мяч в сторону другого участника становится можно только тогда, когда вы посмотрели на него, а он вам улыбнулся. Когда это становится слишком легким, Тесса дает детям несколько мячей, а правила остаются теми же. Как легко себе представить, существует бесконечное число действий, которые можно выполнять в быстром темпе и которые дадут похожие результаты. Помните, что надо с осторожностью вводить такие предметы, которые могут отвлечь ребенка от общения с людьми.

    Области, которые развиваются при выполнении этого упражнения

    • умение приглашать к общению
    • умение заранее настраиваться на действие и показывать это положением тела в пространстве (предвосхищение)
    • умение настаивать на чем-то положительными способами
    • умение радовать(ся)
    • умение участвовать в простейшем разделении ролей

    Это упражнение есть в обеих книгах.

    [1]Бобовый пуф – мешок, набитый мелкими пластиковыми шариками, типа большой и легкой подушки, легко меняющей форму. Обычно лежит на полу и используется для сидения.  Вместо бобовых пуфов можно использовать диванные подушки (если они не жесткие) или обычные подушки в очень крепких наволочках или чехлах.

    [2] “горячая картошка” – игра, при которой быстро передают мяч друг другу , перекидывая его с руки на руку и приговаривая “горячая картошка, горячая картошка!” Долго держать мяч и не передавать его или не перекидывать с руки на руку нельзя -  “обожжешься”.

    [3] “Увернись от мяча” – что-то вроде игры в вышибалы, когда двое стоят на двух концах поля и кидают мяч в середину, а те, кто в середине, уворачиваютс

    Уровень 1: Новичок

    Стадия 2: Обращение к другим за невербальной информацией

    Проверки

    Уровень 1: Новичок
    Стадия 2: Обращение к другим за невербальной информацией

    Это упражнение предназначено для детей старше 8 лет.

    Цели
    Функция 2 – обращение к другим за невербальной информацией

    Выражение лица и жесты тренера – наиболее важная информация, которую новичок будет использовать, чтобы определить, что делать дальше, когда он сам неуверен или в замешательстве.

    Функция 2А. Проверяет выражение лица тренера, чтобы определить эмоциональный контекст и регулировать дальнейшие действия, когда он сам неуверен или в замешательстве

    Функция 2Б. Смотрит на выражение лица и жесты тренера, чтобы определить, насколько он сам находится в безопасности, когда сам не может это понять.

    Функция 2В. Смотрит на выражение лица и жесты тренера, чтобы понять отношения тренера к тому действию, которое он только что предпринял под руководством тренера, чтобы определить, насколько тренер принимает и одобряет это действие.

    Навыки

    Навык 2А. Обращение к другим за невербальной информацией в целях разрешения неуверенности.

    Начало

    Число участников: 1 (новичок)
    Роли участников: Новичок и тренер
    Оборудование: Часы или таймер

    Установка: Новичок должен уметь сам периодически заглядывать вам в лицо, чтобы определить ваше выражение. Выберите задачу, над которой новичок сможет работать достатьчно самостоятельно, но которая все же потребует некоторой помощи от вас. Удостоверьтесь, что задача не такая сложная: требуется, чтобы новичок мог оторваться от нее, когда наступит “время обратиться”.

    Описание. Мы приближаемся к концу упражнений в стадии “обращение за невербальной информацией”. Тем не менее наши новички продолжат осваивать все более сложные формы обращения за информацией, вербальной и невербальной, на протяжении всех шести уровней. Теперь мы переходим к более активной форме обращения, которая будет характеризовать более продвинутую стадию развития. А именно, вместо того, чтобы просто наблюдать, новичок будет активно требовать информации, задавая вопрос. Сначала он будет должен выяснить, правильными ли были его действия. Потом он будет должен научиться останавливаться в определенное время (“время обращения”), чтобы узнать, делает ли он то, что нужно. И наконец он должен научиться обращаться за информацией до того, как начнет что-то делать, чтобы понять правила, существующие для новых условий и нового вида деятельности.

    Инструкции для тренера

    Это упражнение состоит из трех этапов.

    1. Новичок узнает, что такое “время обращения”. Скажите новичку, что вы будете часто его останавливать, чтобы он смог узнать, насколько хорошо он выполняет определенное задание. Ознакомьте его с командой, которая будет значить “стоп”. Научите новичка отвечать на эту команду обращением к тренеру с вопросом, хорошо ли он выполняет задание. Лучше чтобы ваша команда была бы невербальной, например, звуковым сигналом, или дробью барабана. Когда новичок услышит сигнал, он должен остановиться, посмотреть на вас и спросить: “Ну как? Что-нибудь надо делать по-другому?” Задав этот вопрос, новичок должен продолжать смотреть на вас в ожидании вашего ответа. Вначале отвечайте преувеличенными жестами и мимикой, и только потом добавляйте несколько слов одобрения. После каждого “времени обращения” дайте новичку опять вернуться к прерванной деятельности, напомнив ему, что он услышит сигнал, когда наступит очередное “время обращения”. Давайте сигнал через короткие промежутки времени, принимая во внимание возраст и особенности внимания ребенка, вплоть до того времени, когда задача будет выполнена. Проделайте это с несколькими различными заданиями.

    2. Новичок вырабатывает свое “время обращения”. Пусть новичок поставит таймер, чтобы, когда он прозвонит, новичок мог сам прервать свою деятельность и посмотреть на выражение вашего лица. Когда новичок научится использовать таймер для сигнала, постепенно научите его обходиться без таймера и вместо этого использовать определенные отрезки времени, через которые он будет должен прерывать деятельность и смотреть на вас. Новичок при этом должен будет смотреть на часы или на таймер, чтобы знать, прошел ли уже данный отрезок времени.

    3. Новые правила и обращение. Приведите новичка в новое место, например, в другую комнату или в магазин, где он никогда не был. Непосредственно перед тем, как новичок войдет, скажите ему, что это – новый вид обращения: вместо того, чтобы обращаться за информацией относительно того, правильно ли новичок выполняет задачу, он должен будет заранее узнать правила и требования, которые будут в новом месте. Он может обратиться к вам с вопросами: “Какие тут правила? Что я должен делать?” Постепенно новичок сможет применять такое обращение за информацией в любой незнакомой ситуации.

    Препятствия / возможности

    Это упражнение предоставляет замечательную возможность научить новичка активно подходить к оценке своих усилий и выяснению правил поведения. Если выполнять это упражнение последовательно, оно обязательно приведет новичка к большей уверенности в себе и даст ему чувство контроля над ситуацией.

    Вариации

    Существует очень хорошая модификация этого упражнения, но для нее требуется более продвинутый уровень. Найдите такое место, где правила могут меняться в зависимости от времени дня или от того события, которое там происходит. Например, в школах и в церквах часто бывают вечерние концерты или собрания, которые сильно отличаются от того, что происходит днем. Остановите новичка перед тем, как он войдет в такое место, и спросите, как он думает, знает ли он правила. Объясните, что даже несмотря на то, что он уже знает один набор правил для этого места, “дневные правила”, но возможно что существует другой набор, потому что в этом месте в разное время происходят разные события. Правила определяются как местом, так и событием, которое в этом месте происходит. Найдите как можно больше примеров этому.

    Еще одна возможная модификация – это обращение за невербальной информацией. Новичок будет должен определять, насколько хорошо он выполняет задание, и узнавать, какие правила в данном месте, судя по выражению вашего лица и жестам.

    Области, которые развиваются при выполнении этого упражнения: обращение за информацией для прояснения непонятных ситуаций

    Правильно или неправильно?

    Уровень 1 (Новичок)
    Стадия 2 (Обращение к другим за невербальной информацией)

    Это упражнение предназначено для детей старше 8 лет.

    Цели

    Функция 2 – обращение к другим за невербальной информацией

    Выражение лица и жесты тренера – наиболее важная информация, которую новичок будет использовать, чтобы определить, что делать дальше, когда он сам неуверен или в замешательстве.

    Функция 2А. Проверяет выражение лица тренера, чтобы определить эмоциональный контекст и регулировать дальнейшие действия, когда он сам неуверен или в замешательстве

    Функция 2Б. Смотрит на выражение лица и жесты тренера, чтобы определить, насколько он сам находится в безопасности, когда сам не может это понять.

    Функция 2В. Смотрит на выражение лица и жесты тренера, чтобы понять отношения тренера к тому действию, которое он только что предпринял под руководством тренера, чтобы определить, насколько тренер принимает и одобряет это действие.

    Начало

    Число участников: 1 (новичок)
    Роли участников: Новичок и тренер
    Оборудование: 9-27 карточек с цветными фигурами разной формы, цвета и размера

    Установка: Вам понадобится от 9 до 27 карточек (количество карточек зависит от того, насколько новичок умеет организовывать информацию). На каждой карточке должна быть одна фигура (круг, квадрат, треугольник). Фигуры должны быть представлены в нескольких вариантах: разных цветов (красные, желтые, зеленые) и разных размеров (большие, средние и маленькие). Сядьте за стол напротив новичка. Положите перед новичком столько карточек, со сколькими, по вашему мнению, он сможет справиться.

    Описание: Это упражнение соединяет переключение внимания на выражение лица собеседника с умением быстро изменять свои действия. Все это является основным отправным пунктом для выработки исполнительных функций. Толчком к данному упражнению послужил именно тест на исполнительные функции, так называемый “Висконсинский тест на сортировку карточек”. В этом упражнении новичку дается задача на подбор карточек по образцу, и единственный способ для новичка определить, какой дан образец, это смотреть на выражение лица тренера. Образец может быть примерно такой: тот же цвет – тот же цвет – тот же цвет – та же форма – та же форма – тот же размер – тот же размер – тот же размер – тот же размер – тот же размер – тот же цвет – та же форма (после этого образец повторяется сначала).

    Инструкции для тренера

    Это упражнение состоит из двух этапов.

    4. Объясните, что вы будете играть в игру с карточками. Для того, чтобы выиграть, новичок должен угадать, по какому признаку надо подобрать следующую карточку. Но единственный способ угадать – это смотреть на ваше выражение лица.

    5. Переверните первую карточку картинкой кверху и дайте новичку посмотреть на нее. После этого положите на стол остальные карточки лицом кверху, так чтобы новичок мог видеть их все. Теперь новичок должен положить “правильную” карточку на вашу карточку. Угадать, какая карточка является “правильной”, он может только глядя на ваше лицо. Вы будете улыбаться или хмуриться после того, как новичок выберет карточку и положит ее на вашу карточку. Если новичок выберет карточку неправильно, после того как вы нахмуритесь, уберите неправильную карточку и положите ее на то место на столе, где она лежала. Смотрите на образец, приведенный выше, чтобы знать, по какому признаку надо выбирать карточку при каждом данном ходе.

    Препятствия / возможности

    Это упражнение может оказаться слишком сложным для новичка с серьезными проблемами зрительной ориентации. Для такого ребенка можно упростить упражнение, используя меньшее количество карточек и меньшее количество вариаций. С другой стороны, это упражнение очень хорошо для выработки навыков памяти.

    Вариации

    После того, как вы используете предложенный нами порядок выбора карточек, придумывайте свои собственные. Смотрите, насколько вы сможете усложнить упражнение так, чтобы не расстроить новичка. Мы используем улыбку или нахмуренные брови во многих упражнениях, но следующим шагом будет использование более сложных выражений лица. Можно начинать использовать их в упражнении по мере того как новичок их узнает. Например, сердитое выражение лица может означать “нет”, а гордое за его успехи – “да”. Можно также варьировать порядок выбора карточек. Когда новичок будет справляться с этим упражнением бегло, можно использовать комбинации признаков на ваш выбор: например, “маленькие круги” или “красные треугольники”.

    Навыки, которые развиваются при выполнении этого упражнения:

    • обращение к другому для получения обратной связи
    • обращение за информацией для прояснения непонятных ситуаций

    Это упражнение взято из книги “РМО для детей, подростков и взрослых” (Relationship Development Intervention with Children, Adolescents and Adults)

    Мама, можно?

    Уровень 1 (Новичок)
    Стадия 2 (Обращение к другим за невербальной информацией)

    Это упражнение предназначено для детей младше 8 лет.

    Цели

    Функция 2 – обращение к другим за невербальной информацией

    Выражение лица и жесты тренера – наиболее важная информация, которую новичок будет использовать, чтобы определить, что делать дальше, когда он сам неуверен или в замешательстве.

    Функция 2А. Проверяет выражение лица тренера, чтобы определить эмоциональный контекст и регулировать дальнейшие действия, когда он сам неуверен или в замешательстве

    Функция 2Б. Смотрит на выражение лица и жесты тренера, чтобы определить, насколько он сам находится в безопасности, когда сам не может это понять.

    Функция 2В. Смотрит на выражение лица и жесты тренера, чтобы понять отношения тренера к тому действию, которое он только что предпринял под руководством тренера, чтобы определить, насколько тренер принимает и одобряет это действие.

    Начало

    Число участников: 1 (новичок)
    Роли участников: Новичок и тренер (возможно также тренер и диада, т.е. пара)
    Оборудование: Два коврика (типа ковриков для вытирания ног)

    Установка: Коврики надо положить на расстоянии 2.5 – 3 метра один от другого. Если дети не умеют говорить, вам понадобятся картинки со следующими изображениями: великан, маленький ребенок, ножницы, змея, птица.

    Описание: Эта старинная игра появилась задолго до телевизора и компьютерных игр. Когда-то она была в центре внимания детей. Когда ребенок научится играть в нее, вы можете включать в игру братьев и сестер или одноклассников ребенка. Те, кто помнят эту игру, знают, что продвижение в игре зависело от того, не забыл ли играющий сказать “Мама, можно?” Тот, кто забывал сказать эти слова, отправлялся обратно, на линию, с которой игра начиналась. С некоторыми модификациями эта игра может обучать ребенка различать выражения лица и делать выбор в зависимости от того, какое выражение лица он видит.

    Инструкции для тренера
    Это упражнение состоит из трех этапов.

    6. Научите ребенка делать шаги, соответствующие каждому названию или картинке. Великанские шаги – это большие шаги с громким топотом. Детские шаги – на цыпочках. Шаги-ножницы – нужно двигаться зигзагами. Змеиные шаги – нужно ползти на животе. Птичьи шаги – нужно идти на цыпочках и махать руками.
    7. Ребенок встает на свой коврик лицом к тренеру. Покажите ребенку стандартный вариант игры.
    8. Когда ребенок достаточно хорошо умеет играть в стандартный вариант, скажите ему, что сейчас вы измените правила: для того, чтобы понять, можно ли делать то, что вы велите, он должен будет смотреть вам в лицо. Если вы улыбаетесь, он должен делать то, что вы говорите словами. Если вы хмуритесь, он не должен двигаться. Если он пойдет, несмотря на то, что вы нахмурились, он должен будет вернуться назад. Начинайте играть в эту новую игру.

    Препятствия / возможности

    Это упражнение может оказаться слишком сложным для новичка, у которого есть проблемы с крупной моторикой. Однако точность движений не является самоцелью. Игра должна быть веселой, поэтому можно ввести другие, более легкие шаги, и не обращать внимание на ловкость движения. В этом упражнении могут участвовать другие члены семьи.

    Вариации

    После того, как ребенок научится играть в эту игру, он может захотеть играть в нее со своими сестрами и братьями. Если дух соревнования будет мешать веселью и делать игру более напряженной, можно сказать всем участникам, чтобы они двигались вместе. Например, водящий может сказать: “теперь все делают три змеиных шага”. Вся группа должна при этом посмотреть на водящего и дождаться соответствующего выражения лица. Когда дети научатся этому, они не только будут ждать, пока вы подадите сигнал мимикой, но и научатся подавать сигналы друг другу перед тем, как начинать двигаться.

    Навыки, которые развиваются при выполнении этого упражнения:

    • обращение к другому за одобрением
    • обращение за информацией
    • обращение за инструкциями в непонятных ситуациях

    Это упражнение взято из книги “РМО для маленьких детей ” (Relationship Development Intervention with Young Children)

    Уровень 1: Новичок

    Стадия 3: Координация действий

    Контакт

    Уровень 1 (Новичок)
    Стадия 3 (Координация действий)

    Это упражнение предназначено для детей младше 8 лет.

    Цели


    Функция 3 – Координация действий

    Получает главное удовольствие во время совместной деятельности от координации своих действий с тренером и от того, что они действуют как слаженная команда.

    Функция 3А. Сам выбирает продолжать совместную координированную деятельность, даже когда ему предлагают на выбор остановиться или делать то же самое, но в варианте, который не предполагает синхронизирования действий (например, одному падать на бобовые пуфы или строить из кубиков).

    Функция 3Б. Выражает свои чувства: радость и предвосхищение перед началом совместной координированной деятельности.

    Функция 3В. Смотрит в лицо, чтобы поделиться своей радостью и разделить радость тренера, во время и после успешного завершения совместных координированных действий (например, смотрит в лицо тренеру, когда они вместе прыгают на бобовые пуфы).

    Функция 3Г. Демонстрирует желание подчиняться указаниям и практиковаться, чтобы улучшить свое умение координировать действия с тренером.
    Начало

    Число участников: 1 (новичок)
    Роли участников: Новичок и тренер
    Оборудование:

    • два обруча (хула-хупа),
    • несколько небольших предметов, которыми вы будете меняться,
    • игрушечный поезд и рельсы к нему,
    • электрическая клавиатура,
    • большой стол,
    • четыре бобовых пуфа.

    Установка: Новичок должен быть знаком с нашей игрой “Давай меняться”.

    Описание: В основе межличностных взаимоотношений лежат понятия контакта и отсутствия контакта. Чрезвычайно важно научиться понимать, в каком из двух состояний ты находишься в данный момент. В этом упражнении мы собрали пять разных действий, с помощью которых мы знакомим ребенка с понятием контакта и отсутствия контакта.
    Инструкции для тренера

    Это упражнение состоит из пяти действий.

    Действие 1. Касаемся обручами. В этом действии мы создаем два персональных пространства, одно для каждого из участников. Положите на пол два обруча. Они должны лежать рядом, но не соприкасаться. Сядьте внутри одного обруча и попросите новичка сесть внутри другого. Объясните, что вы оба не должны выходить за пределы своих кругов, ограниченных обручами. Теперь положите несколько предметов в каждый круг. Объясните, что у каждого из вас есть несколько предметов для обмена. Но меняться вы можете только когда у вас “есть контакт” (обручи соприкасаются). Когда обручи соприкоснулись, вы можете обмениваться, но без слов. Потренируйтесь соприкасаться обручами и меняться предметами, а потом отодвигать обручи друг от друга, показывая, что вы больше не можете меняться. Во время этой части упражнения не разговаривайте.

    Действие 2. Стыкуем рельсы. В этом действии каждый из вас будет строить часть железной дороги, а потом вы будете состыковывать ваши части. Сначала возьмите защитную ленту (покрасочный скотч, masking tape); ею вы обозначите то место на полу, где вы соедините ваши рельсы. Приклейте на пол две короткие полоски ленты в разных местах. В этих точках вы начнете строить железную дорогу. Третий кусочек ленты, приклеенный на полу, будет обозначать то место, где две части железной дороги сойдутся вместе. Вы можете построить любую конфигурацию из рельсов, какую захотите. Дайте новичку и себе достаточное количество рельсов, чтобы строительство железной дороги оказалось интересным, но не слишком захватывающим. Скажите новичку, что вы будете направлять его строительство. Кладите рельсы в ваши две железные дороги по очереди. Стройте дорогу пока вы не встретитесь друг с другом. Отметьте ваш совместный успех: пустите поезд по новой дороге (если она электрическая) и сфотографируйте его. Естественно, вы можете украсить вашу железную дорогу чем захотите, на ваш выбор.

    Действие 3. Соединяем звуки. Вернемся к клавиатуре. Пусть новичок выберет и сыграет ноту. Вы выберете и сыграете другую ноту, подходящую к первой. Играйте обе ноты с различной длины паузами между первой и второй нотой. Наконец сыграйте две ваши ноты как составляющие связную пьесу. Обязательно обратите внимание новичка. что ваши две ноты теперь составляют единое целое. Продолжайте делать это с другими нотами. Попробуйте решить, какие комбинации из двух нот звучат связно, а какие нет.

    Действие 4. Соединяем слова. Это простое действие: берется слово или предложение из двух слов, разъединяются, а потом соединяются опять. Для начала можно взять легкое слово или фразу, типа “железная дорога”. Напишите обе части слова / фразы на отдельных карточках. Подложите что-нибудь под карточки, чтобы можно было двигать их как фишки в игре. Дайте одну карточку (со словом “железная”) новичку, возьмите вторую (со словом “дорога”) себе. Сядьте около одной стороны широкого стола, посадите новичка у другой стороны. Приклейте полосу защитной ленты на стол между собой и новичком. Приклейте 10 маленьких кусочков ленты поперек полосы. это будут пять остановок на каждой стороне. Последние 2 поперечные полоски должны быть приклеены в центре стола и касаться друг друга. Объясните новичку, что вы дадите сигнал, по которому он должен сказать свою часть слова. После того, как он ее скажет, пусть он подвинет свою карточку на следующую остановку. Продолжайте играть: новичок говорит слово “железная” и двигает свою карточку, после этого вы говорите ” дорога” и двигаете свою. Чем ближе вы оба подходите к конечной остановке, тем короче становится пауза между “железная” и “дорога”. На конечной остановке части слова будут опять соединены в целое выражение “железная дорога”, которое должно быть произнесено с радостью и отпраздновано.

    Действие 5. Соединяем два действия в одно. В этом последнем действии вы будете соединять два коротких действия в одно более длинное. Положите четыре бобовых пуфа в одной части комнаты. Приклейте на пол полоску защитной ленты, ведущую от бобовых пуфов к линии старта. Приклейте на пол другую полоску, обозначающую место, где надо будет остановиться, сантиметрах в тридцати от пуфов. Сначала потренируйтесь встать на месте для остановки, взяться за руки и вместе упасть на бобовые пуфы. Обратите внимание новичка на название этой игры: “Падаем вместе”. Теперь научите его идти вместе с вами до места для остановки, потом поворачиваться обратно и возвращаться к месту старта. Обратите его внимание на название этой игры: “Идем вместе”. Наконец, соедините эти два действия. Начните с места старта, вместе посчитайте до трех, быстро идите вместе до места для остановки и потом вместе упадите на пуфы. Это действие понятным образом будет называться “Идем и падаем вместе”. Если оно получается хорошо, попробуйте вместе бежать и падать. Если новичок не смотрит на вас, когда вы падаете, научите его падать, повернувшись к вам лицом. Обязательно используйте преувеличенную мимику, а если нужно, устройте возню после того как вы упадете на пуфы.

    Препятствия / возможности

    Попробуйте указывать ребенку на связанные и несвязанные, соединенные и несоединенные предметы и действия в течение дня. Их в окружающем мире огромное количество!

    Вариации

    Если вы соединяете действия, и хорошо получается вместе ходить и падать, попробуйте вместе бежать и падать. Если новичок не смотрит на вас, когда вы падаете, научите его падать, повернувшись к вам лицом и глядя на вас. Обязательно выражайте свои эмоции утрированной мимикой, а если нужно, устройте возню после того как вы вместе упадете на пуфы. Если вы соединяете звуки, попробуйте соединить большее количество звуков, чтобы получилась короткая пьеса. Еще одно возможное действие – это когда вы оба рисуете по картинке, которые потом можно склеить в одну, например, дом и гараж, или каждый рисует по половине дерева или человека. Получится очень смешно, если каждый нарисует верхнюю половину девочки и мальчика, или если один нарисует верхнюю половину девочки, а другой – нижнюю половину мальчика.

    Навыки

    • Координирование взаимодополняющих действий
    • Координирование положений двух людей в пространстве
    • Поиск невербальной информации в целях координации

    Это упражнение описано в книге “РМО для маленьких детей”


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

    Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....

    Исследование уровня развития межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста

    В статье проведено исследование исследование развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста...

    Статья "Сюжетно - ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"

    В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....

    Особенности использования игр в развитии межличностных отношений дошкольников.

    Особенности использования игр в развитии межличностных отношений дошкольников....