Развитие межличностных отношений у детей 5-6 лет методом сказкотерапии
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Газизуллина Лилия Рамилевна

Занятие по сказкотерапии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие межличностных отношений

у детей 5-6 лет методом сказкотерапии».

педагог-психолог

Газизуллина Л. Р.

Похвистнево 2013 г.

Ритуал «входа» в сказку.

Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом. Но здороваться мы будем не словами, а с помощью рук.

Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется.

Волшебный сад.

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Фея. Все Феи живут долго -тысячу лет. Эта Фея была совсем молодой, ее возраст был не более ста лет. Ее звали Фея Цветов. Она жила в роскошном дворце со своими многочисленными помощниками: кто еду варил, кто посуду мыл, белье стирал, а кто-то рассказывал хозяйке обо всех важных событиях в округе.

Вокруг дворца росли диковинные цветы и деревья, за которыми тоже ухаживали ее помощники.

По соседству с Феей Цветов, в другом замке жила Колдунья, которой очень нравился ее замок с красивым садом. Ее охватила зависть, потому что в ее саду росли только лишь колючки и сорняки. Она мечтала о таком саде как у Феи Цветов.

И вот однажды Колдунья обманным путем притворившись доброй странницей старушкой проникла в замок Феи Цветов, напоила ее волшебным отваром и заперла в башне под семью замками. Сама же Колдунья превратилась в Фею Цветов и начала хозяйничать во дворце. Никто из помощников Феи Цветов и не замечал перемен в своей хозяйке, до тех пор пока она не зашла в чудесный сад. Каждый раз как она дотрагивалась до цветка или дерева они начинали вянуть и умирать. И тогда все поняли, что перед ними не настоящая Фея Цветов, а Колдунья.

Верные помощники Феи Цветов решили во что бы то ни стало спасти свою хозяйку и обратились за помощью в Эльфам. Узнав об их горе Эльфы решили помочь Фее. Пробравшись в замок они подлили зелье в питье Колдунье и ее чары растаяли и она снова приобрела свое истинное обличие. Эльфы и помощники освободили из заточения Фею Цветов, а Колдунью изгнали из своего царства. В саду снова зацвели цветы и стали расти деревья. Все жили долго и счастливо и в царстве снова наступил мир и покой.

Вопросы к сказке.

  1. О чем эта сказка?
  2. Чему она учит?
  3. Для чего колдунья заперла Фею Цветов в башне?
  4. Что было бы если Эльфы не спасли Фею Цветов?
  5. Мог ли быть у сказки другой конец? Какой?
  6. Хотели бы вы помочь главному герою сказки?
  7. Какие чувства вызывает эта сказка?
  8. Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие - грустные?

Сочинить сказку по первой фразе.

В некотором царстве, в тридесятом государстве, в своей избушке на печке проснулся мальчик Иванушка раздумался: «Пойти ли мне сегодня в сад? Или может быть остаться на теплой печке?»

Подошли в Иванушке мама с папой: «Собирайся, сынок в садик!»

-Не хочу. Не пойду!

-Почему?

Дальше детям предлагается придумать продолжение сказки, обыграть его по ролям.

Упражнение «От сказки к игре».

«Бычок - смоляной бочок».

Жили старик со старухой, была у них одна внучка — Аленушка. У всех в деревне скотинка была: у кого коровушки, у кого телятки, у кого овечки, а у них никого не было. Вот однажды дедушка и говорит: «Бабка, а давай-ка сделаем мы своей Аленушке из соломы бычка да вымажем ему смолой бочка».

Сделали из соломы бычка, вымазали смолой бочка и поставили во двор. Утром народ скотинушку погнал, и бабушка с Аленушкой погнали своего бычка. Пригнали на полянку, а сами в лес ушли сладку ягодку земляничку собирать. Стоит бычок на полянке, вдруг бежит зайчик и говорит: «Что за чудо? Сколько лет я бегал по этому лужку, никогда не видел такого чуда!»
Бегал-бегал, уж любопытно больно стало: взял да лапой и попробовал, да в смолу лапу залепил. Пришли бабушка со внучкой, погнали бычка домой, а зайчик на трех лапках тоже прыгает. Стал зайчик просить: «Отпустите вы меня домой, я за это вам, Аленушке бус да лент принесу».
Жалко стало зайчика, взяли да и отпустили домой. Убежал зайчик домой.
На второй день бабушка с Аленушкой погнали опять бычка. Пригнали на полянку, а сами ушли грибов искать. По полянке побежала лиса, увидела бычка, уж так она заинтересовалась. Кругом бегала-бегала да раз лапу — и тоже залепила, и никак не может лиса лапу свою вытащить. Пришли бабушка с Аленушкой, погнали бычка домой, и лиса тоже на трех лапах прыгает. Стала лиса просить: «Отпустите вы меня к малым детушкам-лисенятушкам, я за это вам гусей, да уток, да кур пригоню. У вас будут и яички, и мясо, и подушка пуховая, и перинка перяная!»
Отпустили и лису. На третий день погнали бычка смоляного бочка в поле. Опять поставили, а сами ушли цветы собирать. Собирают цветы, вдруг по поляне пошел медведь, увидел он бычка — любопытно стало Мишке: кругом обошел, второй раз обошел — и с того боку подойдет, и с другого бока подойдет: «Что за чудо? В жизни не видел такого бычка! Давай,— думает,— попробую лапой». Как попробовал лапой — да и залепил свою лапу. Сколько ни бился Мишка, никак свою лапу не мог освободить. Пришла бабушка со внучкой, погнали бычка домой, и Мишка на трех лапах тоже прыгает. Стал Мишка просить: «Отпустите вы меня к малым детушкам-медвежатушкам! Я за это вам и быков, и коров осенью пригоню».
Отпустили Мишку. После этого все лето гоняли на этот лужок бычка — никто больше не попался. Осенью народ всю скотинку во двор закрыл, и бабушка с Аленушкой тоже своего бычка пригнали, тоже во двор закрыли. Сидит Аленушка дома, скушно опять ей стало. Вдруг на улице шум, крик — «га-га-га». Как посмотрит Аленушка, а лиса гонит и кур, и уток, и гусей — только пух летит по всему, по всей улице. Пригнала и кричит: «Аленушка, отворяй ворота!»

Открыли бабушка с Аленушкой ворота, впустили кур и уток. Ну, у Аленушки появилось мясо свежее, и перинка перяная, и подушка пуховая, и яички.
Долго ли, коротко ли, по деревне опять крик пошел — коровы мычат, быки кричат. Кричит медведь: «Отворяйте ворота!» Открыли ворота, у Аленушки и молоко свежее, и сметанка, и сливочки, и творожок стал. Только один заяц ничего не приносит. «Ну,— думают,— обманул нас зайчик». А заяц ждал зимы. Как только наступила зима, зайчик пришел в деревню на посиделки; девушки песни поют, пряжу прядут — ну и заяц плясать, да ну всякие колена выделывать! Плясал-плясал, девушки его и нарядили: кто бусы, кто ленты привязал. Зайчик сел в уголок, сидел-сидел, и только девушки сели за прялки, стали песни петь — он тихонько и сбежал. Аленушке и бусы принес, и ленты принес.

Теперь у нашей Аленушки все есть.

Вот и сказке конец.

  1. Определить ключевую идею сказки. (Безопасность в быту. Нельзя трогать то, что запрещено.)
  2. Какую идею передает сказка. (Лучше быть в безопасности, чем потом сожалеть).
  3. Отражение ключевой идеи в сказке. (Слушать старших).
  4. Урок сказки. (Если будешь делать то, чего нельзя, может случится беда).
  5. Предупреждения о ловушках, заблуждениях. (Ослушавшись взрослых можно пострадать).
  6. Призыв к конструктивному действию. (Дети слушайтесь взрослых!)
  7. Мозговой штурм. (Игра палка-выручалка).

Игра «Палка-выручалка».

Водящий ловит детей. Тот, кого он поймал может позвать на помощь палку -выручалку (ребенка). Если пойманного удается выручить, то они убегают вместе, если нет, то водящим становится пойманный ребенок. Игра продолжается.

Упражнение «От игры к сказке»

Название игры: «Медведи и пчёлы».

Содержание: Улей (гимнастическая стенка) находится на одной стороне площадки. На противоположной – луг. В стороне – берлога медведей. Играющие делятся на две команды. «Пчёлы» помещаются в улье (на стенке), медведи – в берлоге. По сигналу пчёлы вылетают из улья, летят на луг за мёдом. После этого медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Как только водящий подаст команду «Медведи!», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жалят. Ужаленные не участвуют в очередной игре. После двух повторений игроки меняются ролями.

Сказка «Тимка и Тед».

В дремучем лесу жил-были два медвежонка. Звали их Тимка и Тед. Очень уж любили они медом лакомиться. Однажды, пошли они в лес.

Шли они, шли, уже и обратно повернули, видят - под липой улей стоит. Заглянули внутрь - полно меда.
- Я этот улей украду! - Говорит Тимка. Так и сделал.
- Что ж, - вздохнул Тед, - и воруй, - загрустил, а себе подумал.
- А я лесом поброжу, вкусных ягод поищу.

Как только Тимка взял в лапы улей, пчелка, которая не успела улететь ужалила его в нос. Тимка и сам не заметил как добежал до дома.
Вернулся Тед поздним вечером.
- Ну? Как там мед? Вкусный? - Спрашивает Тимку.

- Я не пробовал! Тебя ждал. Постой, прикрою лопухами окна, чтобы кто - то не подсмотрел, а потом сядем к столу.
Взял себе самую большую ложу. Зачерпнул медку и скорее в рот. А Тед ест себе важно, смакует:
- Какой вкусный, а какой сладкий, с роду такого меда не пробовал.
А Тимка спешит, словно на пожар, испуганно оглядывается. Муха зажужит, а он все мед скорее прячет. И ночью не спал. Все время ему казалось, что пчелы гудят.
Через день этот мед съели.
- Такой вкусный, такой сладкий, а так быстро закончился, - погрустнел Тед.
- Ой, как хорошо, что закончился - такой горький и не вкусный, - повеселел Тимка.
- Это потому, что ты краденое ел - смеется над ним Тед.
- А ты что, дарованное ел? - Удивляется Тимка.
- Да, я ел свое, поэтому и сладкое, - прищурился хитрый Тимка. - Помнишь, я в лесу вкусных ягод остался поискать. И ягод собрал, и пчелкам за наш мед новых ульев смастерил.
Тимка от удивления даже рот открыл.
- Ну, что, - говорит Тед, - может опять пойдешь воровать? - Нет, не пойду! - Сказал Тишка, больше не хочу горького. Лучше тоже ульи пчелам смастерю!

Ритуал «выхода» из сказки.

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.

Ведущий предлагает попрощаться со сказкой, с ее героями; пока дети будут ехать в волшебном вагоне, вспомнить, где они были, что делали. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межличностных отношений у детей с особенностями развития

развитие межличностных отношений у дошкольников с ОВЗ...

Исследование уровня развития межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста

В статье проведено исследование исследование развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста...

Статья "Сюжетно - ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"

В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРМЕТРОПИЕЙ

В данной статье рассмотрены особенности развития  межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с гиперметропией....

Статья " Театрализованная игра как средство развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста"

Проблема межличностных отношений актуальна в наше время, поскольку агрессивность, жестокость, отчуждённость, замкнутость наблюдаются всё больше у детей уже в дошкольном возрасте. Проблема развити...