Главные вкладки

    "ПЛАНЕТА ЭМОЦИЙ" . Развитие эмоциональной сферы дошкольников.
    рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Филиппова Ольга Владимировна

    С целью профилактики алекситимии и психосоматическим заболеваниям у детей дошкольного возраста необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека: обучать дошкольников выражению эмоций и их распознаванию; инициировать самопознание детей. В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, конечно, личностью ещё не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию, именно в этой сфере будет лежать способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить - в общем, все то, что может быть названо коротким словом "счастье".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: эмоциональное развитие  детей  дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, страхом, стыдом, отвращением, презрением.
    2. Развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния, способствовать обогащению эмоциональной сферы.
    3. Формировать и развивать умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, интонации).
    4. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными,творческими и т.д.).
    5. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
    6. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
    7. Активизировать работу всего коллектива для реализации данной программы.
    8. Разработать цикл занятий в соответствии с этапами психокоррекционной работы.
    9. Разработать рекомендации воспитателям по созданию условий в Центре, способствующих развитию эмоциональной сферы.
    10. Организовать взаимодействие с родителями, разработать рекомендации родителям.

    ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:

    Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 4-7 лет. Перед началом занятий проводится предварительная диагностика эмоциональной сферы детей. Для этого используются методики:

    • «Изучение социальных эмоций».
    • «Цветовая диагностика эмоций» О.А.Ореховой.
    • Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З.Друкаревич.
    • Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И.Изотова.
    • Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка.
    • Методика «Страна эмоций».

     Организация занятий:

    Занятия рассчитаны на детей дошкольного возраста. Занятия проводятся в отдельном помещении. Занятия проводятся с группой, состоящей из 6-8 человек, 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 25-30 минут.

    Для проведения занятий необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием.

    Занятия включают: игры подвижные, дидактические, психологические, этюды на выражение эмоций, психогимнастика, тематическое рисование, беседа, релаксация.

    Правила проведения занятий:

    • Самое главное условие эффективности таких занятий – добровольное участие в них детей.
    • Занятия не должны утомлять.
    • Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным.
    • Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.

    Примерное планирование:

    Данная программа представлена в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг – это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой. Количество занятий определяется возрастом детей, скоростью и глубиной освоения ими нового материала.

    Ожидаемые результаты.

     Результативность и эффективность проводимой работы выявляется путем обследования, проводимого 2 раза: до начала проведения занятий и после окончания курса.

    1. Повышение словарного запаса дошкольников за счет слов, обозначающих различные эмоции.
    2. Повышение личностной самооценки.
    3. Обогащение эмоциональной сферы дошкольников.
    4. Повышение уверенности в себе.
    5. Формирование навыков социального поведения.
    6. Формирование оптимистического склада мышления и мироощущения.
    7. Появление способности управлять своими эмоциями, произвольность поведения, самоконтроль.
    8. Привлечение к работе по реализации программы: социальных педагогов, воспитателей, родителей.

    СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

    №п.п.

    МЕРОПРИЯТИЯ

    СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ

    1.Социально-психологическая диагностика.

    1.Методика изучения социальных эмоций.

    В течение всего срока реализации программы, по запросам воспитателей, социальных педагогов.

    2.Цветовая диагностика эмоций О.А.Ореховой.

    3.Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З.Друкаревича).

    4. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И.Изотова).

    5. Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка.

    6.Методика «Страна эмоций»

          2. Методическая работа.

    1.Посещение семинаров.

    В течение срока реализации программы

    2. Подготовка стендов.

    3. Изучение методической литературы.

          3. Коррекционные занятия с детьми.

    Раздел 1. «Мои эмоции»

    1.«Вводное занятие»

    октябрь

    2. «Путешествие в страну Радости»

    октябрь

    3. «Мое веселое настроение»

    октябрь

    4. «Путешествие в страну Грусти»

    ноябрь

    5. «Рассмеши принцессу Несмеяну»

    ноябрь

    6. «Путешествие в страну Удивления»

    ноябрь

    7. «Удиви мышку»

    декабрь

    8. «Путешествие в страну Страха»

    декабрь

    9. «Маленький гномик и Баба Яга».

    декабрь

    10. «Путешествие в страну Злости».

    январь

    11. «Победитель Злости»

    январь

    12. «Путешествие в страну Отвращение».

    январь

    13. «Мы узнали много нового».

    февраль

    14. «Путешествие в страну Вина».

    февраль

    15. «Путешествие Гусеницы».

    февраль

    16. «Путешествие в страну Зависть».

    март

    17. «Королевство эмоций».

    март

    18. «Наши эмоции» (1-е занятие)

    март

    19. «Наши эмоции» (2-е занятие).

    апрель

    20. Заключительное занятие по разделу 1 «Мои эмоции».

    апрель

    Раздел 2. «Учимся общаться»

    21. Обидная страница  «Я обижаюсь, или «Не подходи ко мне, я обиделся».

    апрель

    22. Веселая страница «Я радуюсь! Я смеюсь! Я веселюсь!»

    май

    23. Страшная страница «Я боюсь! Мои страхи ночью и днем».

    май

    24. Сердитая страница «Я сержусь! Мой гнев».

    май

    25. Удивительная страница. «Я удивляюсь!».

    июнь

    26. Опасная страница. «Я растерялся! Я справился!»

    июнь

    27. Личная страница. «Я люблю!».

    июнь

    28. Добрая страница.

    июль

    29. Творческая страница. «Я сочиняю, я фантазирую!».

    июль

    Раздел 3. «Я великий мастер».

    30. «Спаси принцессу»

    июль

    31. «Добрый или злой».

    август

    32. «Суд героев».

    август

    33. «Сказочные гости».

    август

    34. «Рисуем на спине».

    сентябрь

    35. «Я ль на свете всех милее?».

    сентябрь

    36. «Почему грустит Дюймовочка?»

    сентябрь

    37. Заключительное занятие по разделу 3 «Я великий мастер».

    сентябрь

        4. Работа с родителями.

    1.Тематический вечер с родителями «Игры на развитие эмоционально-волевой сферы»

    ноябрь

    2. Анкетирование «Какие мы родители»

    В течение всего срока реализации программы

    3. Индивидуальные беседы по текущим проблемам.

    4. Консультации «В мире детских эмоций».

    5. Проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребенка. Что такое?».

    февраль

        5. Работа с воспитателями.

    1.Разработка рекомендаций для воспитателей.

    В течение всего срока реализации программы

    2. Групповые и индивидуальные консультации.

    3. Подготовка памяток.

    4. Подбор и распространение психолого-педагогической литературы «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка».

                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие.2-е изд.-Спб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
    2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
    3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.,1976.
    4. Гаспарова Е.Т. Эмоции ребенка раннего возраста в игре// Дошкольное воспитание – 2001-№10.
    5. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М., Айрис-пресс, 2007.-160с.
    6. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1976.
    7. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций// Вестник МГУ. №4. 1995.
    8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства Спб.: «Питер», 2002.
    9. Книга сказочных игр «Волшебный сундучок» / Сост. И.Васильева. Спб.: Речь, 2009.
    10.  Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – Спб: Питер Пресс, 1996.
    11.  Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
    12.  Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.
    13.  Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – Спб.: Речь, 2008.
    14.  Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов/ Р.С.Немов; М.: Владос, 2001.
    15. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография.-Спб.: Речь.: М.: Сфера, 2008.
    16. Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А.Сакович. – Спб.: Речь, 2007.
    17. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
    18. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.  – Спб.: Речь; Сфера, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Электронный кроссворд "Назови эмоцию" по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

    Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников "Азбука эмоций". Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ...

    Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

    Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

    Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

    Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

    Психогимнастические упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольника

    Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста....

    Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника. (статья)

    Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.(статья)...

    Тренинг для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»

    Тренинг   для педагогов .Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона....