Содержание коррекционной работы в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Гунченко Светлана Викторовна

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы учителей-дефектологов. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения  развития у дошкольников, а ,значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_korrektsionnoy_raboty_v_dou.docx146.8 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание коррекционной работы в ДОУ

Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей с учётом

имеющихся отклонений развития и здоровья

Специфические психолого-педагогические особенности детей с особыми

образовательными потребностями

Основные задачи коррекционно-развивающей

работы с детьми

      Дети с особыми образовательными потребностями отличаются рядом особенностей. Как правило, они  соматически ослабленные, отстают не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций,  несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность.  Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако,  они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.
     Такие дети почти не владеют речью. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.
     У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированность  навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.
      У таких детей снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение, они чаще болеют. Требуется специальная система мер со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, психологов для создания необходимых условий, облегчающих процесс адаптации в условиях учреждения.
  Дети старшего  дошкольного возраста  с ООП, это, прежде всего, дети с нереализованными возрастными возможностями. Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
     В дошкольном возрасте у детей с ООП выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании.
     Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Им свойственна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ООП зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
     Память  отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого  зависит от происхождения дефекта. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания. 

Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы учителя-дефектолога в соответствии с программным содержанием.

Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

 

Типичные проявления речевого развития у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Специфические психолого-педагогические особенности

детей с ОНР

Основные задачи коррекционно-развивающей

работы с детьми

Третий уровень речевого развития (по Р.Е.Левиной) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.

      Развитие речи тесно связано с психическим развитием ребенка, со спецификой формирования высшей нервной деятельности.
      У дошкольников с общим недоразвитием речи наиболее развита моторная память, а наименее – слуховая. Такие дети уступают своим сверстникам с нормальным развитием речи по объему памяти и по развитию смысловой памяти.
      У детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания: концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость.
      У детей с общим недоразвитием речи мышление зависит от системного недоразвития речи. Степень нарушения развития мышления в большинстве случаев зависит от тяжести речевого дефекта.
      Усвоение речи очень способствует формированию детского воображения, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии воображения.
      Общее недоразвитие речи негативно сказывается на развитии эмоционально-волевой и личностной сфер.
     У  детей с ОНР наблюдаются также следующие особенности развития:

-  недостаточно развита координация движений;

- плохо развита мелкая моторика пальцев рук;

- недостаточен уровень развития зрительно-пространственных представлений;

- плохо координирована деятельность руки и глаза;

- недостаточно развиты операции мышления (анализ, синтез, обобщение);

- низкие параметры произвольного внимания (переключение, концентрация);

- недостаточно развита зрительная память;

- плохо развито умение строить деятельность по словесной инструкции;

- плохо развито умение ориентироваться в работе на образец;

- недостаточно развиты графические способности.

      У детей с ОНР можно отметить низкий уровень готовности к овладению письмом.

Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи старших дошкольников.

Развитие коммуникативности и успешности в общении.

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы с детьми с ООП

Специализированная программа

Технологии и методические пособия

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред.

С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 96с.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 112с.

Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников С ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 80 с. + Цв. вкладка / Серия: В помощь специалисту.

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР . – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 216 с.

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР – 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 136 с.

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5  лет с ЗПР. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 72 с.

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 176 с.

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 88 с.

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 136 с.

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР

Специализированная программа

Технологии и методические пособия

Нищева Н.В.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.-352 с.

Нищева Н.В.  Система коррекционно - развивающей работы в логопедической группы для детей  ОНР – СПб.: 2007

Нищева Н.В.  Занимаемся вместе.

Нищева Н.В.  Разноцветные сказки – СПБ.: 2004

Коноваленко В.В. Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения – М.: 1999

Дедюхина Г.В. Логопедический массаж – М.: 2009

Ткаченко Т.А.Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов. – М.: 2001

Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М.: 2001

Ткаченко Т.А. Формирование и развитие лексико – грамматических представлений. – М.: 2001

Ткаченко Т.А.  Развитие фонематического восприятия.– М.: 2001

Ткаченко Т.А.  Развитие фонематического восприятия.– М.: 2001

Овчинникова Т.С. Логопедические  распевки.

Ткаченко Т.А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»

Система индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ООП

п/п

Формы коррекционной работы

Цели и задачи

Кто проводит

Сроки

1.

Углубленное логопедическое обследование

Определить структуру и степень выраженности имеющегося  дефекта

Учителя-логопеды

Сентябрь

2.

Углубленное дефектологическое обследование

Определить структуру и степень выраженности имеющегося  дефекта

Учитель-дефектолог

Сентябрь

3.

Подгрупповые и индивидуальные

коррекционно-развивающие занятия с детьми

Цель коррекционно-развивающих занятий:  коррекция недостатков познавательной и эмоционально–личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

- создание условий для развития сохранных функций;

- формирование положительной мотивации к обучению;

- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

В течение учебного года (подгрупповые – 5 раза в неделю, индивидуальные – 2-3 раза в неделю).

В течение учебного года (подгрупповые – 1 раз в неделю; индивидуальные – 1 раз в неделю)

5.

Мониторинг динамики развития

Согласование и уточнение (при необходимости - корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния

участников коррекционно-образовательного процесса.

 Оценить качество и устойчивость результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).

Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных перспектив) выпускников группы для детей с  особыми  образовательными потребностями.

Учителя-логопеды, учитель-дефектолог,

воспитатели,

 педагог психолог

3 раза в год

6.

Планирование

коррекционных

мероприятий.

Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с особыми образовательными потребностями. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.

Учитель-дефектолог

В течение учебного года.

Система индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОНР

п/п

Формы коррекционной работы

Цели и задачи

Кто проводит

Сроки

1.

Углубленное

логопедическое обследование

Определить структуру и степень выраженности имеющегося дефекта

Учителя-логопеды

Сентябрь

2.

Индивидуальные логопедические занятия с детьми

Коррекция нарушений звукопроизношения и закрепление полученных навыков свободной речи.

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка

Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

Развитие навыка связной речи.

Учителя-логопеды

В течение учебного года. 2 - 3 раза в неделю.

3.

Подгрупповые логопедические занятия с детьми

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка

Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

Развитие навыка связной речи.

Учителя-логопеды

В течение учебного года. 4 раза в неделю.

4.

Мониторинг

динамики

 развития

Согласование и уточнение (при необходимости - корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

 Оценить качество и устойчивость результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).

Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных перспектив) выпускников группы для детей с  нарушениями речи.

Учителя-логопеды, воспитатели,

педагог-психолог

3 раза в год

5.

Планирование коррекционных мероприятий.

Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.

Учителя-логопеды

В течение

учебного года.

Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий при работе с детьми с ООП

Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Специалист

Содержание работы

Формы работы

Учитель-логопед

1.Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей; определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с ребенком.

2. Формирование правильного речевого дыхания, чувство ритма и выразительности речи; работа над просодической стороной речи.

3. Коррекция звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

4.Устранение недостатков слоговой структуры слова.

5.Обработка новых лексико-грамматических категорий.

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата; на развитие мелкой моторики пальцев рук; на автоматизацию дифференциацию звуков

Упражнения на речевое дыхание, плавность и длительность выдоха.

Лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций.

Учитель-дефектолог

1. Выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка.
2. Составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк.
3. Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия.
4. Отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
5. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся.
6. Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия.

Индивидуальные и подгрупповые занятие по формированию и развитию психических процессов.

Воспитатель

1.Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

2. Создает предметную развивающую среду для преодоления ЗПР воспитанников группы для детей с ЗПР.

3. Проводит мониторинг усвоения содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ воспитанниками группы для детей с ЗПР.

4. Организует совместную образовательную деятельность с воспитанниками группы с ООП .

5. Ведет необходимую документацию по планированию и проведению с воспитанниками группы ЗПР непосредственно образовательной деятельности.

6. Взаимодействует с педагогическими работниками  ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы ЗПР по вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ООП.

7.  Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников группы ЗПР. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.

8.  Подготавливает ежегодный отчет о результативности усвоения содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ООП воспитанниками группы для детей с ЗПР.

Пальчиковая гимнастика. Работа над пересказом и рассказыванием.

Нетрадиционные методы и формы работы: соответствующие возрасту детей пособия - дидактические игры, маски, кукольный и пальчиковый театры, магнитофонные записи, наглядные учебные пособия, литературу.

Индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-дефектолога.

Педагог-психолог

Проводит психологическое обследование: изучение всех сторон психики (Познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие); участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута. Организует совместную развивающе-коррекционную деятельность с детьми.

Индивидуальные и подгрупповые занятие по формированию и развитию психических процессов.

Инструктор по физической культуре

Работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений…

Игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

игры на развитие пространственной ориентации.

Музыкальный руководитель

Развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса.

Музыкально-ритмические игры;

упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

игры-драматизации.

Медицинский персонал

Участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Родители

Контроль над выполнением заданий.

Выполнение рекомендаций учителя-дефектолога.

Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий при работе с детьми с ОНР

Специалист

Содержание работы

Формы работы

Учитель-логопед

1.Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей; определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с ребенком.

2. Формирование правильного речевого дыхания, чувство ритма и выразительности речи; работа над просодической стороной речи.

3. Коррекция звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

4.Устранение недостатков слоговой структуры слова.

5.Обработка новых лексико-грамматических категорий.

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата; на развитие мелкой моторики пальцев рук; на автоматизацию дифференциацию звуков

Упражнения на речевое дыхание, плавность и длительность выдоха.

Лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций.

Воспитатель

1.Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

2. Активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме  в процессе всех режимных моментов.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуации естественного общения детей.

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Пальчиковая гимнастика. Заучивание стихотворений, коротких рассказов, скороговорок, потешек; знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и рассказыванием. Индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.

Педагог-психолог

Проводит психологическое обследование: изучение всех сторон психики (Познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие); участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута…

Индивидуальные и подгрупповые занятие по формированию и развитию психических процессов.

Инструктор по физической культуре

Работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений…

Игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

игры на развитие пространственной ориентации.

Музыкальный руководитель

Развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса.

музыкально-ритмические игры;

упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

игры-драматизации.

Медицинский персонал

Участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута…

Родители

Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка.

Контроль за выполнением заданий и произношением ребенка.

Выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

 Взаимодействие с родителями воспитанников с ООП

Формы работы

Содержание

Родительские собрания

1-ое родительское собрание (конец сентября):

- анализ результатов психолого-педагогического обследования детей;

- организация жизни и занятий детей в условиях специальной группы (режим, задачи и содержание коррекционной работы, основные приемы педагогического воздействия и т.д.).

2-ое родительское собрание (по итогам первого полугодия – январь):

- динамика коррекционно-развивающего процесса;

- достижения ребенка в сравнении с его прежними результатами;

- задачи и содержание обучения на следующее полугодие.

3-е родительское собрание (по итогам учебного года – май):

- итоги коррекционно-развивающей работы за год обучения;

- анализ повторного обследования детей;

- рекомендации для каждого ребенка.

Беседы, консультации,

семинары (индивидуальные и групповые)

- обсуждение вопросов, связанных с особенностями воспитания и обучения детей, привлечение родителей к решению конкретных насущных проблем;

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним. 

«День открытых дверей»

- знакомство с учреждением, направлениями и условиями его работы;

- знакомство с группой, особенностями ее работы (для родителей детей, поступающих в группу в следующем учебном году);

- демонстрация динамики развития детей.

Досуговые формы (викторины, праздники и развлечения и др.)

- формирование позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей;

- демонстрация творческих способностей детей, сформированных умений и навыков;

- развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, сотрудников группы;

- совершенствование уровня включенности родителей в работу группы.

Анкетирование и опросы

- сбор необходимой информации о ребёнке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

- выявление мнения родителей о работе детского сада.

«Родительский час»

Проводится  один раз в неделю во второй половине дня. Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение к домашним заданиям.

Информационные стенды и тематические выставки

- информирование родителей об организации и содержании коррекционно-образовательной работы в учреждении;

- пропаганда психолого-педагогических знаний.

Выставки детских работ

- ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка.

Открытые занятия

специалистов и воспитателей

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- обучение родителей элементам коррекционно – развивающей работы с детьми в домашних условиях.

Создание семейных проектов

- активизация родительского участия в жизни группы, воспитании ребенка;

- развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Проведение субботника по благоустройству прогулочного участка

- формирование положительных взаимоотношений между родителями и сотрудниками группы;

- активизация родителей в благоустройстве прогулочного учатка.

Взаимодействие с родителями воспитанников с ОНР

Современные требования к образовательному процессу ориентированы на более тесное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которое следует рассматривать, как диалог двух партнеров. На практике доказано, что достижение максимального коррекционного эффекта ОНР возможно только при активном участии близких ребенку взрослых. Для этого необходимо вооружить их способами коммуникации и доступными приемами коррекции; изменить устоявшуюся систему отношений в структуре “взрослый – ребенок”; создать определенную положительную мотивационную направленность на преодоление речевого дефекта.

I. Коллективные формы работы учителя-логопеда ДОУ с семьей

Важным элементом стратегии общения с семьей являются собрания. На них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников. В течение учебного года целесообразно провести три родительских собрания:

1-е родительское собрание (в конце сентября):

- анализ результатов психолого-педагогического обследования детей группы;

- организация жизни и занятий детей в условиях специальной группы (режим, задачи и содержание коррекционной работы, основные приемы педагогического воздействия и т.д.).

2-е родительское собрание (по итогам первого полугодия – в январе):

- динамика коррекционно-развивающего процесса;

- достижения ребенка в сравнении с его прежними результатами;

- задачи и содержание обучения на следующее полугодие.

3-е родительское собрание (по итогам учебного года – в мае):

- итоги коррекционной работы за год обучения;

- анализ повторного обследования детей;

- рекомендации для каждого ребенка.

Современный родитель хочет знать о речевом нарушении, которое отмечается у его ребенка, о методах преодоления нарушений речи, желает получить необходимые рекомендации о том, как заниматься с ребенком дома. Педагогам  важно так построить свои сообщения, чтобы они не носили формального характера, а привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали.

         Родительские собрания могут проводиться и в нетрадиционной форме: беседы, во время чаепития, с привлечением мульти-медийного оборудования.

2. На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Логопед консультирует родителей по вопросам, связанным с особенностями воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Консультации могут быть групповыми и индивидуальными.

Наиболее актуальными для родителей являются следующие темы:

1. Единство требований детского сада и семьи.

2. Поощрение и наказание в семье.

3. О воспитании детской самостоятельности.

4. Что такое нравственность и как ее воспитывать.

5. Что читать ребенку дома.

6. Игрушки полезные и вредные.

7. Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома.

8. Учите детей наблюдать.

9. Что делать, если у ребенка плохая память.

10. Нужно ли родителям обучать детей чтению.

11. Как научить ребенка запоминать стихи.

12. Развиваем у ребенка мелкую моторику.

13. Учим детей рассказывать.

14. Если ваш ребенок заикается.

15. Ребенок и дет в школу.

         Консультации и семинары выстраиваются таким образом, чтобы они не были формальными, а, по возможности, привлекали родителей для решения конкретных насущных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов.

II. Индивидуальные формы работы с семьей.

1. Важным для учителя-логопеда является выявление потребностей родителей в коррекционно-педагогических знаниях; выяснение проблем, которые их волнуют – с тем, чтобы использовать полученную информацию при дальнейшем планировании работы по взаимодействию с семьей.

2. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях выясняются на проводимых учителем-логопедом в течение всего учебного года беседах, важнейшим признаком которых является двусторонняя активность. После каждого диагностического занятия родители приглашаются на индивидуальные беседы для ознакомления с результатами. Родные узнают о пробелах в развитии ребенка; получают советы, необходимые практические рекомендации.

3. Очень эффективными являются индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности, которые носят коррекционно-логопедическую направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Для проведения таких практикумов логопедом заранее готовятся «опорные» карточки, схемы, таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.

4. Важной формой взаимодействия учителя-логопеда с родителями является тетрадь домашних заданий. Она заполняется  раз в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично. В зависимости от специфики нарушения речи каждого конкретного ребенка задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимание и памяти.

III. Наглядно-информационные формы работы и общения с семьей.

  • Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Родители имеют возможность воспользоваться подобранным учителем-логопедом практическим материалом.
  • Визитные карточки логопедических групп. Помогают сформировать первичное представление о МДОУ, группах и педагогах, о режиме учреждения, дополнительных услугах, видах занятий, задачах обучения.

Открытый просмотр занятий и других видов деятельности. Проведение дня  «открытых дверей».  В ходе нее родители посещают занятия, наблюдают деятельность педагогов и детей, а также могут сами поучаствовать в образовательном процессе и в проведении режимных моментов. Такое сотрудничество взаимовыгодно, так как родители знакомятся с новыми для себя приемами обучения и взаимодействия с детьми, а также оставляют свои отзывы и пожелания педагогам, что в свою очередь является важным стимулом для повышения качества и эффективности образовательного и воспитательного процессов.

“Видеотека”. Видеофильмы из жизни группы дают полноценную информацию об образовательном, воспитательном процессе, а также о взаимодействии ребенка со сверстниками, особенностях его поведения и общения. В течение учебного периода родителям предоставляются видеоматериалы с фрагментами коррекционных занятий, а именно: артикуляционная гимнастика, упражнения для мелкой моторики и самомассажа. В рамках логопедической диагностики проводится запись интервью ребенка в начале и конце обучения, а также запись итоговых логопедических занятий. Это позволяет оценить изменения в речевом развитии детей и уровень готовности к школьному обучению.

Папки с консультациями специалистов. В них размещается различный материал, подобранный специалистами детского сада. Обновление содержимого производится не реже одного раза в месяц. Создание каталога с полным перечнем консультаций. Родители могут ознакомиться с интересующим их материалом как в детском саду, в специально отведенном для этого месте, так и у себя дома. Свое мнение о прочитанном они могут высказать в устной форме и через “почтовый ящик”.

Информационные стенды.

На таких стендах представлены разнообразные сведения: программное содержание и расписание занятий, перечни и выставки книг, игр для детей, данные о соматическом состоянии, о развитии речи, о результатах обучения (Экран звукопроизношения). Например, материалы по формированию звукопроизношения у детей; материалы о развитии речи детей в норме и при патологии; советы родителям по воспитанию детей и преодолению недоразвития речи ;игры, речевой материал, который родители могут использовать для занятий с детьми дома ;текущая информация для родителей.

Выставки детских работ. Выставки детских работ являются конечным результатом реализации тематических проектов и изучения лексических тем, проведения конкурсов (“Осенний вернисаж”, “Юный модельер”, “Конкурс елок”).

Такое сочетание традиционных и наглядно-информационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению ОНР у дошкольников.

Взаимодействие с другими организациями по осуществлению коррекционной помощи детям с ООП

МДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида»

- дефектологическое обследование (учитель-дефектолог)

- диагностика развития психической сферы

 (педагог-психолог)

- психолого – медико – педагогический консилиум.

ПМПК (уточнение диагноза, рекомендации и определение индивидуального маршрута ребенка)

- коррекционная группа МДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида»

- обследование и лечение ребенка в медицинских учреждениях.

Взаимодействие с другими организациями по осуществлению коррекционной помощи детям с ОНР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Содержание коррекционной работы" в образовательной программе ДОУ комбинированного вида с учётом ФГТ

Раздел программы "Содержание Коррекционной работы " в ДОУ с учётом требований ФГТ разрабатывается при воспитании в дошкольном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоров...

Задачи и содержание коррекционной работы при 2 – м уровне ОНР.

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить мокó» — дай пить молоко...

Содержание коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья в основной общеобразовательной программе ДОУ в свете введения ФГТ.

Согласно ФГТ, содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможност...

Содержание коррекционной работы в ДОУ.

В данном материале представлена система коррекционной работы в ДОУ комбинированного вида....

Организация и содержание коррекционной работы по логоритмике

методические рекомендации по организации занятий по логоритмике...

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»

   Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...