Коррекция сенсомоторных нарушений детей с ДЦП
консультация по коррекционной педагогике на тему

Петина Елена Геннадьевна

Наш детский сад "Орлёнок" посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата из них 80% детей с ДЦП. Я воспитатель группы кратковременного пребывания. Мою группу посещают дети со сложной структурой дефекта и для развития сенсомоторных нарушений у нас имеются специальные оборудования, занимаются дополнительно с детьми  учителя - дефектологи, учителя логопеды. Мы помогаем детям ощутить всю полноту проявлений окруающего мира в игровой деятельности, развивая сенсорные эталоны, мелкую моторику  для успешного обучения в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция сенсомоторных нарушений детей с ДЦП

Воспитание детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии было актуально всегда, особенно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья требуют большего социально-психологического внимания со стороны педагогов [2].Актуальность темы обусловлена рядом причин:увеличение процента детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА),недостаточно детских садов компенсирующего вида для развития детей с ДЦП, внедрение в нашу повседневную жизнь достижений научно-технического прогресса (компьютеризация, DVD, СD и т.д.) [4], новые требованиям ФГОС ДО.

В нашем детском саду мы создаём специальные условия для развития детей с нарушениями ОДА.

Основной вклад в разработку вопросов по работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте внесли Е.М.Мастюкова, И.И. Мамайчук, Шипицина Л.М, И.А. Смирнова, Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко, Калижнюк Е.И., Е.М. Данилова.В их трудах отмечается, что условия образовательной среды, созданные в детском саду, влияют на физическое, психологическое состояние дошкольников, уровень их учебной мотивации, успешность в обучении. Специалисты, оказывающие медико-социально-психолого-педагогическую помощь данным детям, должны подключать к этому процессу родителей[1].

Для сенсомоторного развития детей с ДЦП ставятся следующие коррекционно- развивающие задачи:

1. Развитие двигательной активности детей:

  • нормализация мышечного тонуса рук;
  • совершенствование движений.

2. Развитие функциональных возможностей рук, мелкой (тонкой) моторики:

  • развитие правильных движений обеих рук поочередно;
  • тренировка изолированных движений рук;
  • развитие движений пальцев рук;
  • формирование правильного захвата;
  • тренировка правильного способа удержания предмета;
  • развитие моторики в соответствии со звучащим текстом.

3. Развитие пространственных представлений:

  • рисование пальцем;
  • пальчиковые игры;
  • ориентировка на столе, ориентировочно-поисковые действия.

5. Стимуляция развития речи:

  • активизация звукоподражания;
  • пальчиковые игры со звукоподражанием;
  • соотнесение игрушки со звукоподражанием;
  • соотнесение действия со словом;
  • имитация действий в соответствии со звучащим текстом.

6. Формирование первичных представлений об окружающем мире:

  • активизация ощущений и чувственного опыта ребенка;
  • знакомство с цветом, размером, формой, звуками, поверхностями;
  • соотнесение предметов по данным показателям;
  • формирование целостности восприятия предметов;
  • формирование представления о свойствах предмета [4].

        Детский сад «Орлёнок» посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 80% из них дети с ДЦП.  Я воспитатель группы кратковременного пребывания. Мою группу посещают дети со сложной структурой дефекта. Совместно с учителем-дефектологом и учителем-логопедом   развиваем сенсорные эталоны, мелкую моторику и психические функции воспитанников.

Формы проведения занятий вариативны (индивидуальные, подгрупповые, с использованием подвижных игр и игр-драматизаций).  При проведении занятий учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: тяжёлые двигательные нарушения в сочетании с дизартрией и сенсорными расстройствами, изменения поведения ребёнка и физического состояния (сонливость, вялость, агрессии).  Поэтому, занимаясь с ребёнком, я учитываю чувствительность к разнообразным сенсорным стимулам, здесь нужен индивидуальных подход.

Важную роль в любой деятельности ребенка с ДЦП играет специальное оборудование. В нашей группе есть следующее ортопедическое оборудование:

  • стульчики имеют абдуктор и страховочные ремни, помогающие сохранять правильное положение тела;
  • инвалидное кресло требуется неходячему ребёнку с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата.  Кресло оснащено спинкой с регулируемым углом наклона, ремнями на пояс и плечи, абдуктором, боковыми опорами, опорами для головы. Кресло имеет съёмный столик;
  • ходунки требуются ребёнку, который в состоянии ходить, но не может держать равновесие. Используются как для обучения хождению, так и для тренировок координации. Конструкция ходунков имеет определённые особенности в зависимости от модели, однако в целом, это рама на 4-х ножках с колесами и страховочным устройством под пояс. Механизм задних колес не позволяет ходункам двигаться назад, чтобы конструкция не перевернулась. К ходункам относится и параподиум — ортезная система, позволяющая детям с отсутствием тонуса в мышцах ног самостоятельно ходить;
  • вертикализатор — это устройство, позволяющее ребёнку удерживать вертикальное положение без посторонней помощи. Вертикализатор, или стойка для стояния, фиксирует ребёнка в районе ступней, под коленями, на бедрах и поясе. Вертикализатор может наклоняться вперед. Чаще всего он оснащен столиком, на которые можно ставить игрушки.

В формировании зрительно-моторной координации основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную.   Поэтому немаловажную роль имеют игровые пособия при работе с детьми с диагнозом ДЦП. Например, для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха можно использовать бубен, колокольчик, погремушку, детское пианино, металлофон, музыкальные книжки. Я предлагаю ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ребенок озвучивает игрушки самостоятельно, внимательно слушает, различает звуки.

Для формирования представлений о цвете, форме и величине использую разноцветные кубики, разноцветные палочки, наборы специальных вкладышей.  Например, беру 4 набора кубиков разного цвета. Ребенку предлагаю построить башню вместе. Я начинаю строить и комментирую свои действия: «Первый этаж мы построим из таких кубиков» (например, красных), ребенок подбирает нужные кубики и завершает этаж. Вместе с ребёнком подводим итог совместной работы: «Первый этаж мы построили из красных кубиков». Таким образом, строится каждый последующий этаж.

Для развития пространственных представлений    использую обыкновенный мячик. Вначале я выполняю упражнения с мячом, каждый раз называю свои действия: «Мяч вверх, мяч вниз» и т. д. Ребенок, следя за взрослым, копирует упражнения. Затем ребенок выполняет упражнения по словесной инструкции. Кроме этого, можно применить «строительный материал» (конструктор ЛЕГО, кубики, палочки). Например, даю задание построить ворота или заборчик из двух кирпичиков и планки. Целью данного задания: учить детей ставить кирпичики вертикально и накладывать на них сверху осторожно планку; понимать, что это ворота.

Для развития мелкой моторики рук у детей с диагнозом ДЦП я использую рамки-вкладыши, которые изготовлены из дерева, имеют высокую экологическую безопасность, что важно для самых маленьких детей, которые любят всё засовывать в рот. Вкладыши могут быть в форме животных, цветов, насекомых, геометрических фигур. Размеры вкладышей разнообразны: от мелких до самых крупных. Содержание игры состоит в том, что необходимо найти вкладыш и поставить его на нужное место (найти домик для зайчика).Так же для сенсомоторного развития с детьми использую игрушки-шнуровки. На них нанесены отверстия, через которые продевается шнур.

Умение конструировать играет большую роль в умственном развитии детей. Работая со строительным материалом, ребёнок развивает творческие способности, сообразительность, конструктивные навыки. Он придумывает и выкладывает различные модели, при этом знакомится со свойствами различных материалов, с инструментами.

Также для развития сенсомоторных навыков детей использую деревянный сенсорный домик, оборудование для тактильного развития с разноцветными мячами. Дети любят уединяться в домике с разноцветными ленточками.

Коррекционно-развивающую среду для детей создаем совместно с родителями воспитанников. Вместе мы сделали нашу группу комфортной и доступной.              

Таким образом, дети с удовольствием включаются в игровое воздействие, помогающее им ощутить всю полноту проявлений окружающего мира, сформировать сенсорные эталоны, научиться регулировать реакции поведения, планировать свои действия.

Литература

  1. Казакова Л. Ю.Развитие сенсомоторных навыков и мелкой моторики у не говорящих детей, страдающих детским церебральным параличом (интернет ресурс):http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/09/18/razvitie-sensomotornyh-navykov.

  2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей снарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., Асадема, 2001.  [1.c185].

  3. Оборудование для детей с ДЦП, МБДОУ сайт «Д/сад комбинированного вида г. Читы  (интернет ресурс): http://www.dou75.ru/69/index.php?catid=22:2011-03-17-05-20-00&id=142:2012-08-10-00-30-12&option=com_content&view=article.

  4. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Просвещение. Санкт – Петербург.2003.[1.c 130].

  

    

  

  

  

   




Предварительный просмотр:

Коррекция сенсомоторных нарушений детей с ДЦП

Воспитание детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии было актуально всегда, особенно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья требуют большего социально-психологического внимания со стороны педагогов [2].Актуальность темы обусловлена рядом причин:увеличение процента детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА),недостаточно детских садов компенсирующего вида для развития детей с ДЦП, внедрение в нашу повседневную жизнь достижений научно-технического прогресса (компьютеризация, DVD, СD и т.д.) [4], новые требованиям ФГОС ДО.

В нашем детском саду мы создаём специальные условия для развития детей с нарушениями ОДА.

Основной вклад в разработку вопросов по работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте внесли Е.М.Мастюкова, И.И. Мамайчук, Шипицина Л.М, И.А. Смирнова, Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко, Калижнюк Е.И., Е.М. Данилова.В их трудах отмечается, что условия образовательной среды, созданные в детском саду, влияют на физическое, психологическое состояние дошкольников, уровень их учебной мотивации, успешность в обучении. Специалисты, оказывающие медико-социально-психолого-педагогическую помощь данным детям, должны подключать к этому процессу родителей[1].

Для сенсомоторного развития детей с ДЦП ставятся следующие коррекционно- развивающие задачи:

1. Развитие двигательной активности детей:

  • нормализация мышечного тонуса рук;
  • совершенствование движений.

2. Развитие функциональных возможностей рук, мелкой (тонкой) моторики:

  • развитие правильных движений обеих рук поочередно;
  • тренировка изолированных движений рук;
  • развитие движений пальцев рук;
  • формирование правильного захвата;
  • тренировка правильного способа удержания предмета;
  • развитие моторики в соответствии со звучащим текстом.

3. Развитие пространственных представлений:

  • рисование пальцем;
  • пальчиковые игры;
  • ориентировка на столе, ориентировочно-поисковые действия.

5. Стимуляция развития речи:

  • активизация звукоподражания;
  • пальчиковые игры со звукоподражанием;
  • соотнесение игрушки со звукоподражанием;
  • соотнесение действия со словом;
  • имитация действий в соответствии со звучащим текстом.

6. Формирование первичных представлений об окружающем мире:

  • активизация ощущений и чувственного опыта ребенка;
  • знакомство с цветом, размером, формой, звуками, поверхностями;
  • соотнесение предметов по данным показателям;
  • формирование целостности восприятия предметов;
  • формирование представления о свойствах предмета [4].

        Детский сад «Орлёнок» посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 80% из них дети с ДЦП.  Я воспитатель группы кратковременного пребывания. Мою группу посещают дети со сложной структурой дефекта. Совместно с учителем-дефектологом и учителем-логопедом   развиваем сенсорные эталоны, мелкую моторику и психические функции воспитанников.

Формы проведения занятий вариативны (индивидуальные, подгрупповые, с использованием подвижных игр и игр-драматизаций).  При проведении занятий учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: тяжёлые двигательные нарушения в сочетании с дизартрией и сенсорными расстройствами, изменения поведения ребёнка и физического состояния (сонливость, вялость, агрессии).  Поэтому, занимаясь с ребёнком, я учитываю чувствительность к разнообразным сенсорным стимулам, здесь нужен индивидуальных подход.

Важную роль в любой деятельности ребенка с ДЦП играет специальное оборудование. В нашей группе есть следующее ортопедическое оборудование:

  • стульчики имеют абдуктор и страховочные ремни, помогающие сохранять правильное положение тела;
  • инвалидное кресло требуется неходячему ребёнку с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата.  Кресло оснащено спинкой с регулируемым углом наклона, ремнями на пояс и плечи, абдуктором, боковыми опорами, опорами для головы. Кресло имеет съёмный столик;
  • ходунки требуются ребёнку, который в состоянии ходить, но не может держать равновесие. Используются как для обучения хождению, так и для тренировок координации. Конструкция ходунков имеет определённые особенности в зависимости от модели, однако в целом, это рама на 4-х ножках с колесами и страховочным устройством под пояс. Механизм задних колес не позволяет ходункам двигаться назад, чтобы конструкция не перевернулась. К ходункам относится и параподиум — ортезная система, позволяющая детям с отсутствием тонуса в мышцах ног самостоятельно ходить;
  • вертикализатор — это устройство, позволяющее ребёнку удерживать вертикальное положение без посторонней помощи. Вертикализатор, или стойка для стояния, фиксирует ребёнка в районе ступней, под коленями, на бедрах и поясе. Вертикализатор может наклоняться вперед. Чаще всего он оснащен столиком, на которые можно ставить игрушки.

В формировании зрительно-моторной координации основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную.   Поэтому немаловажную роль имеют игровые пособия при работе с детьми с диагнозом ДЦП. Например, для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха можно использовать бубен, колокольчик, погремушку, детское пианино, металлофон, музыкальные книжки. Я предлагаю ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ребенок озвучивает игрушки самостоятельно, внимательно слушает, различает звуки.

Для формирования представлений о цвете, форме и величине использую разноцветные кубики, разноцветные палочки, наборы специальных вкладышей.  Например, беру 4 набора кубиков разного цвета. Ребенку предлагаю построить башню вместе. Я начинаю строить и комментирую свои действия: «Первый этаж мы построим из таких кубиков» (например, красных), ребенок подбирает нужные кубики и завершает этаж. Вместе с ребёнком подводим итог совместной работы: «Первый этаж мы построили из красных кубиков». Таким образом, строится каждый последующий этаж.

Для развития пространственных представлений    использую обыкновенный мячик. Вначале я выполняю упражнения с мячом, каждый раз называю свои действия: «Мяч вверх, мяч вниз» и т. д. Ребенок, следя за взрослым, копирует упражнения. Затем ребенок выполняет упражнения по словесной инструкции. Кроме этого, можно применить «строительный материал» (конструктор ЛЕГО, кубики, палочки). Например, даю задание построить ворота или заборчик из двух кирпичиков и планки. Целью данного задания: учить детей ставить кирпичики вертикально и накладывать на них сверху осторожно планку; понимать, что это ворота.

Для развития мелкой моторики рук у детей с диагнозом ДЦП я использую рамки-вкладыши, которые изготовлены из дерева, имеют высокую экологическую безопасность, что важно для самых маленьких детей, которые любят всё засовывать в рот. Вкладыши могут быть в форме животных, цветов, насекомых, геометрических фигур. Размеры вкладышей разнообразны: от мелких до самых крупных. Содержание игры состоит в том, что необходимо найти вкладыш и поставить его на нужное место (найти домик для зайчика).Так же для сенсомоторного развития с детьми использую игрушки-шнуровки. На них нанесены отверстия, через которые продевается шнур.

Умение конструировать играет большую роль в умственном развитии детей. Работая со строительным материалом, ребёнок развивает творческие способности, сообразительность, конструктивные навыки. Он придумывает и выкладывает различные модели, при этом знакомится со свойствами различных материалов, с инструментами.

Также для развития сенсомоторных навыков детей использую деревянный сенсорный домик, оборудование для тактильного развития с разноцветными мячами. Дети любят уединяться в домике с разноцветными ленточками.

Коррекционно-развивающую среду для детей создаем совместно с родителями воспитанников. Вместе мы сделали нашу группу комфортной и доступной.              

Таким образом, дети с удовольствием включаются в игровое воздействие, помогающее им ощутить всю полноту проявлений окружающего мира, сформировать сенсорные эталоны, научиться регулировать реакции поведения, планировать свои действия.

Литература

  1. Казакова Л. Ю.Развитие сенсомоторных навыков и мелкой моторики у не говорящих детей, страдающих детским церебральным параличом (интернет ресурс):http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/09/18/razvitie-sensomotornyh-navykov.

  2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей снарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., Асадема, 2001.  [1.c185].

  3. Оборудование для детей с ДЦП, МБДОУ сайт «Д/сад комбинированного вида г. Читы  (интернет ресурс): http://www.dou75.ru/69/index.php?catid=22:2011-03-17-05-20-00&id=142:2012-08-10-00-30-12&option=com_content&view=article.

  4. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Просвещение. Санкт – Петербург.2003.[1.c 130].

  

    

  

  

  

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветотерапия,как средство коррекции психоэмоциональных нарушений детей

В данном материале раскрывается использование в ДОУ здоровьесберегающей технологии - цветотерапии в различных формах работы....

Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи

Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных  образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...

коррекция двигательных нарушений детей с нарушением зрения дошкольного возраста, посредством музыкально-ритмических движений.

Современный опыт нашей страны, а так же всего мира свидетельствует, что количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии велико и неуклонно растет. Среди них ежегод...

Коррекция сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе предметно-практической деятельности (при работе с бумагой)

В презентации предлставлен опыт работы по коррекции сенсомоторного развития детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности (при работе с бумаге)....

Презентация «Развивающая среда группы и игрового участка для коррекции сенсомоторного развития детей с ТНР»

Презентация «Развивающая среда группы и игрового участка для коррекции сенсомоторного развития детей с ТНР»...

Свидетельство о публикация проекта «Время знаний» «Развивающая среда группы и игрового участка для коррекции сенсомоторного развития детей с ТНР»

Свидетельство о публикация проекта «Время знаний» «Развивающая среда группы и игрового участка для коррекции сенсомоторного развития детей с ТНР»...