коррекция двигательных нарушений детей с нарушением зрения дошкольного возраста, посредством музыкально-ритмических движений.
методическая разработка

Рябоконь Елена Вилоровна

Современный опыт нашей страны, а так же всего мира свидетельствует, что количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии велико и неуклонно растет. Среди них ежегодно выявляется все больше детей с нарушением зрения. Для таких детей у нас в городе существуют детский сад комбинированного вида с группами компенсирующей направленности (дети с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм, с разной структурой и составом нарушенных функций),  в котором офтальмологическое лечение сочетается с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.

Одним из видов моей коррекционной работы является музыкально-ритмические и танцевальные движения,  которые являются мощным средством коррекции и компенсации недостатков в физическом, функциональном и эмоциональном развитии детей с нарушениями зрения. Мною была определена цель углубленной деятельности :коррекция двигательных нарушений детей с нарушением зрения дошкольного возраста, посредством музыкально-ритмических движений.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современный опыт нашей страны, а так же всего мира свидетельствует, что количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии велико и неуклонно растет. Среди них ежегодно выявляется все больше детей с нарушением зрения. Для таких детей у нас в городе существуют детский сад комбинированного вида с группами компенсирующей направленности (дети с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм, с разной структурой и составом нарушенных функций),  в котором офтальмологическое лечение сочетается с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.

Одним из видов моей коррекционной работы является музыкально-ритмические и танцевальные движения,  которые являются мощным средством коррекции и компенсации недостатков в физическом, функциональном и эмоциональном развитии детей с нарушениями зрения. Мною была определена цель углубленной деятельности :коррекция двигательных нарушений детей с нарушением зрения дошкольного возраста, посредством музыкально-ритмических движений.

Реализацию поставленной цели осуществляла в процессе решения следующих задач:

- создание условий эмоционального комфорта,  социокультурной адаптации детей;

- развитие музыкального восприятия, умение передавать различные средства музыкальной выразительности, отражая в движениях жанры музыки (марш, танец, песню);

-умение ориентироваться в пространстве, преодолевая страх, неуверенность в своих силах, воспитывая настойчивость, силу воли, коллективизм.

-повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах развития зрительного восприятия через музыкально -ритмические движения

- развитие (способствование) творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;

-развитие крупной и мелкой моторики, подвижности, выносливости, владение основными движениями, умение контролировать и управлять ими

В своей педагогической деятельности руководствуюсь разработками специальной методики и средствами коррекции с учетом психофизических и возрастных особенностей детей с нарушением зрения Плаксиной Л.И. "развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения", Е.А. Медведевой "Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика", В.А. Кручинина "Обучение слепых детей ориентировке в пространстве",Иванова Н.Н. "Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения". Для детей с нарушениями зрения и отставанием в развитии психических функций, плохо развитой общей моторикой и задержкой эмоционального развития в коррекционные занятия по ритмической пластике я включаю программу А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика »

В специализированных группах лечение сочетается с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии. Чтобы изучить индивидуальные особенности каждого ребенка в начале года на каждую группу с нарушением зрения я составляю список-таблицу, где фиксируется острота зрения каждого ребенка, затем глазной диагноз и особенности развития детей.  Учитываю рекомендации врача -офтальмолога, позволяющие определить правильные методы развития зрительного восприятия.  Включаю в занятия различные упражнения, пособия, цветовые и слуховые сигналы, атрибуты. Обязательно провожу зрительную гимнастику.

Работу по развитию музыкально-ритмических движений веду поэтапно, в определенной последовательности.

1 этап – обучающий.

 Дети приобретают (накопление) навыки развития музыкально-двигательных способностей.  ребенок осваивает разные виды движений, создавая, тем самым запас навыков и умений.

2 этап – развивающий.

  Дети начинают самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, отдельные движения и танцевальные композиции. Тем самым они закрепляют полученные знания, умения и навыки.

3 этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку.

У детей сформировалось умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные оригинальные движения при составлении танцевальных композиций.

Составила и реализовала план индивидуально -коррекционной работы для детей с нарушением зрения, учитывая индивидуально -психологические особенности детей и результаты педагогической диагностики.

Музыкально -ритмические движения эффективное средство развития двигательных нарушений у детей с проблемами зрения, при соблюдении  специальных педагогических условий:

-системности проведения коррекционной работы;

- создание интереса к процессу обучения;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения,

- подбор специальных методов и приемов, обеспечивающих стимуляцию зрительного восприятия;

- учет зрительных нагрузок.

Моя деятельность проходит в тесном сотрудничестве с другими специалистами нашего детского сада. Сотрудничество с тифлопедагогами помогает выявить, какие трудности испытывает ребенок с различной зрительной патологией. Совместно изготавливаем атрибуты для упражнений, музыкально -дидактических игр, танцев с учетом сенсорных эталонов, изучаемых в данном возрасте. Наше совместное сотрудничество сделало работу более тесной, продуктивной, взаимосвязанной и интересной.

При анализе работы по коррекционной работы детей старшего дошкольного возраста выявлена положительная динамика:

- дети, плохо ориентирующиеся в пространстве, страдающие нарушением координации движений, начинают свободно передвигаться, выполнять различные перестроения;

- легко справляются с задачами, связанными с развитием прослеживающих функций;

- безошибочно определяют, что расположено ближе, что дальше, в каком направлении нужно двигаться, чтобы достичь цели;

- легко совмещают зрительный и слуховой образ.

Коррекционная работа проходит через разные виды деятельности. Совместно с воспитателями рекомендую родителям  развивать танцевальные способности, используя ресурсы дополнительного образования в нашем детском саду: оркестр «Солнышко», группа по обучению танца «Улыбка» и в учреждениях  дополнительного образования  города.

Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями. Вовлечение их в музыкально-образовательное пространство детского сда организую в нескольких направлениях:

• повышение компетентности в вопросах коррекционной работы для детей с нарушением зрения (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, изготовление папок-передвижек)

• вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них, создание развивающей предметно-пространственной среды) ;

• совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей, пошив костюмов для танцев ).

Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повысилось качество коррекционной работы.В целях повышения культурного уровня, взрослых субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, работников ДОУ, социума) активно использую классическую музыку при постановке танцевальных композиций, при подборе материала для фоновой музыки и музыкальному оформлению совместных мероприятий.

Большинство воспитанников охвачены дополнительным образованием:

- 80% на уровне детского сада;

- 20 % включено в систему дополнительного образования в городе.

        Мои воспитанники являются участниками различных конкурсных программ, проводимых как на базе детского сада так и города. Неоднократно занимали призовые места на городском конкурсе "Веселые нотки".  

При организации коррекционно -развивающего процесса  соблюдаю требования СаНиН 2.4.1.2660-10.

Здоровьесберегающие технологии используемые мной как на занятиях так и вне развивают не только музыкальные способности,  но помогают развивать и укреплять здоровье ребенка.

         По мнению специалистов изменения здоровья детей тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболевания внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с близорукостью, нарушениями аккомодации.

поэтому я пришла к выводу, что музыкально -ритмические движения должны занять важное место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения, поскольку музыкально-ритмические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеры глаза. Я подобрала специальные упражнения на координацию, точности и равновесия, упражнения без зрительного контроля, упражнения на развитие простой и сложной реакции, упражнения на гибкость которые  хорошо повлияли на формирование рефракции глаза , оказали положительное влияние на функции миопического глаза детей. При развитии зрительно-двигательной ориентировки в пространстве  использую световые сигналы, ориентиры для обеспечения лучшего видения. В танцевальных движениях использую различные цветовые атрибуты: ленты, флажки, султанчики, косынки.
На музыкальных занятиях использую следующих здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Игровой массаж

        Все это помогло мне устранить недостатки физического и функционального развития. Дети не испытывая страха фантазируют, сочиняют свои элементы небольших этюдов, показывая этим, что у них хорошо развито воображение, танцевальная память.

Дети научились владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их движения с движениями других детей, научились пространственной ориентировке, способствовали освоению не только танцевальных, но и гимнастических элементов.

        

Накопленный мною педагогический опыт в области коррекционной работы через музыкально-ритмические движения позволяет мне занять активную позицию в его распространении:

-мастер -класс для воспитателей по теме "Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников";

-презентация "Коррекционная направленность музыкально-ритмических движений в работе с детьми с нарушением зрения ";

-активный участник творческой группы ДОУ по составлению основной общеобразовательной программы дошкольного образования  для детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с амблиопией и косоглазием)

- Делилась опытом  на Всероссийском Сетевом издании для педагогов и родителей «Дошкольник» «Социальная адаптация детей с нарушением зрения «Развиваем –играем»;

- педагогический сайт Мааам.ру «Развитие музыкальных способностей через музыкально –ритмические движения»;

- педагогический сайт «Все для детского сада» -сценарий выпускного вечера;

- педагогический сайт « Прошколу.ру» «Мелкая моторика как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением зрения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» На современном этапе педагогической теории и практики уделяется осо...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...

Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений и основ танцевального искусства «Если хочешь танцевать».

Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство  для успешного художественного и нравственного воспита...

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»Цель: Повышение профессиона...