Дифференциация твердых и мягких согласных
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Горбунова Анастасия Андреевна

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

 

Логопедическая тема – Развитие фонематической дифференциации на материале 
твердых и мягких согласных звуков в изолированном виде, 
в слогах, в словах.

 

+ Весь картинный материал к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект33.18 КБ
Файл Герои занятия736.3 КБ
Файл раздаточный материал1.09 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ПОДГРУППОВОГО  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОНР

Тема: Твёрдые и мягкие согласные.

Логопедическая тема –  Развитие фонематической дифференциации на материале

твердых и мягких согласных звуков  в изолированном виде,

в слогах, в словах.

Задачи:

  1. Совершенствовать фонематическую дифференциацию на материале твердых и мягких согласных звуков  в изолированном виде, в слогах, в словах.
  2. Закреплять знания о характеристиках звуков.
  3. Развивать простые и сложные формы фонематического анализа.
  4. Развивать фонематические представления.
  5. Закреплять навык звукобуквенного анализа на материале слов-квазиомонимов.
  6. Развивать слуховое внимание.
  7. Совершенствовать общую  моторику, координацию движений.
  8. Совершенствовать и развивать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.
  9.  Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.
  10.   Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.

Оборудование: Изображение мальчика и девочки, синие, зеленые, красные  кружки, предметные картинки к словам-квазиомонимам (ныть-нить, мышка-мишка, лисий-лысый, лук-люк, уголь-угол, круг-крюк), карточки с буквами (ж, ц, ш, щ, й, ч), мяч, индивидуальные карточки с картинками (кепка, шапка,  сапоги, кеды, мячик, кубики,

бананы, виноград, помидор, редис).

План занятия:

I. Организационный момент.

II. Развитие ВПФ.

III. Повторение изученного материала.

IV. Сообщение логопедической темы занятия.

V. Изучение нового материала.

VI. Динамическая пауза.

VII. Закрепление изученного материала.

VIII. Подведение итогов занятия.

IX. Оценка деятельности учащихся.

X. Организация окончания занятия.

Ход Занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь за столы.

Давайте улыбнемся друг другу.

Сядьте ровно, спина прямая, руки на парте.

Здороваются, садятся, улыбаются.

II. Развитие ВПФ.

Развитие слухового внимания, координации движений.

- Поиграем в игру.

Я буду говорить, какие движения вы должны делать и показывать движения.

НО мои команды могут не совпадать с действиями. Ваша задача – внимательно слушать и делать то, что я говорю.

- руки на голову

- руки вверх

- руки на колени

- руки на пояс

- руки в стороны

- руки на уши

- руки на лоб

Выполняют голосовые команды.

III. Повторение изученного материала.

Закрепление понятий «твердый-мягкий согласный» и их обозначений.

Развитие фонематического восприятия.

- Посмотрите, к нам в гости пришли мальчик и девочка. (Выставить изображения)

Их зовут Тома и Тёма.

- Когда Тома была маленькой и только училась говорить, она часто повторяла такие звуки. Послушайте внимательно.

 [М, Т, П, К, Р..] – Какие это звуки? Как мы их обозначаем?

- А когда Тёма был маленький и только учился говорить, он часто повторял другие звуки. Послушайте.

[М’, Т’, П’, К’, Р’..] – Какие это звуки? Как мы их обозначаем?

- согласные, твердые, синим кружком

- согласные, мягкие, зеленым кружком

IV. Сообщение темы занятия.

Развитие простого фонематического анализа.

- Скажите, а какой первый звук в имени Тома?

- А в имени Тёма?

- Чем они различаются?

Тома выбирает все, что звучит твёрдо. Она любит томатный сок, носит блузку, играет в Морской бой и мыльные пузыри.

А Тёма любит все, что звучит мягко, также как и его имя. Он ест тянучки и тефтели, играет в мяч, рисует и носит пиджак.

- Сегодня мы будем тренироваться не путать твердые и мягкие согласные, ведь от этого может зависеть смысл целого слова.

- [Т]

- [Ть]

- мягкостью

V. Изучение нового материала.

1) Развитие простого фонематического анализа.

- Ребята предлагают вам сыграть в игру «светофор». Правила простые: если вы услышите твердый согласный звук, то вы поднимаете синий кружок, если мягкий согласный, то зеленый кружок.

а) На уровне звука.

- Я буду произносить звуки. А вы должны определить, твёрдый или мягкий согласный звук вы услышали, и поднять соответствующий кружок (твёрдый – синий, мягкий – зелёный).

Лексический материал: [к, ль, т, в, фь, сь, н, ж, щ, с..]

б) На уровне слогов.

- Усложняем задачу. Слушайте слоги. Задание прежнее.

Лексический материал: [су, ра, ме, ле, ош, вю..]

2) Развитие звукобуквенного анализа на материале слов-квазиомонимов.

- Стоит перепутать всего один звук, как смысл слова может совершенно изменится. Сейчас мы с вами в этом снова убедимся.

- Послушайте и посмотрите на картинки:

Хныкать некогда и НЫТЬ:

Я в иглу вдеваю НИТЬ!

- Составьте на доске звуковые схемы этих двух слов (ныть, нить).

Сколько звуков в этих словах? Чем отличаются схемы?

А теперь подпишите слова под схемами.

Какая первая буква?

- Не забывайте, что одна и та же буква может обозначать 2 звука – твёрдый и мягкий.

Аналогичная работа с:

— Я — маленькая МЫШКА!

— А я большой! Я — МИШКА!

Этот хвост — не ЛИСИЙ!

Он какой-то ЛЫСЫЙ!

Запомните: Перед гласной И – всегда мягкий звук, пред гласной Ы – всегда твердый звук.

3) Закрепление знаний о всегда твердых и мягких согласных.

- Как мы уже сказали, одна и та же буква может обозначать 2 звука – твёрдый и мягкий.

Но ведь есть такие звуки, которые всегда твердые и всегда мягкие?

Перед вами буквы, обозначающие такие звуки.

Найдите всегда твердые и мягкие.

Показывают синий или зеленый кружок.

Составляют звуковые схемы слов.

- по 3 звука, отличаются мягкостью первого звука

- Н.

-

Всегда твёрдые звуки:

[ж] , [ш] , [ц].

Всегда мягкие звуки:

[й’], [ч’] , [щ’].

VI. Динамическая пауза.

Развитие слоговых представлений.

Развитие общей моторики.

Игра с мячом.

-  Я бросаю вам мяч и говорю только первый слог слова, а вы дополняете до целого слова.

Лексический материал:

Ла(па), Ли(мон), Со(ва), Си(рень), Ма(ма), Ми(шень), Ра(мА), Ре(ка), Па(па), Пе(нал).

Досказывают слово.

VII. Закрепление изученного материала.

1) Развитие фонематического анализа на материале слов-квазиомонимов.

– Тома и Тёма очень любят рисовать. Но вот беда, их рисунки перепутались. Поможем ребятам разобраться, где, чей рисунок?

- Рисунки ребят имеют всего одно отличие (в названии), различаются одним каким-то звуком.

В эту коробочку мы будем складывать рисунки Томы (с синим кружочком), а в эту – рисунки Тёмы (с зеленым кружочком).

Картинки предъявляются попарно:

это маленькая МЫШКА – а это игрушечный МИШКА,

в огороде вырос ЛУК – на земле открытый ЛЮК,

в тележке возят черный УГОЛЬ – Петя наказан, поставлен в УГОЛ,

у крана большой железный КРЮК – в тетради нарисован КРУГ.

2) Развитие фонематических представлений.

На каждого ребенка – индивидуальный лист с картинками.

- Соедините ребят (Тёму и Тому) с их вещами (по первому звуку слова – твердый или мягкий). Тогда вы узнаете немного больше о наших гостях.

Головной убор – кепка, шапка,

обувь – сапоги, кеды,

игрушки – мячик, кубики,

фрукты- бананы, виноград,

овощи – помидор, редис.

Раскладывают картинки (квазиомонимы) в 2 коробочки (с твердым и с мягким звуком).

Показывают синий или зеленый кружок.

Соединяют линиями ребят и предметы.

VIII. Подведение итогов занятия.

Какие звуки мы сегодня учились различать?

- Что вам понравилось на занятии?

- твердые и мягкие согласные

IX. Оценка деятельности учащихся.

- Как вы поработали сегодня?

Что у кого сегодня хорошо получилось.

Что у кого сегодня получилось не очень хорошо.

X. Организация окончания занятия.

- Наведите порядок на своих местах и можете идти.

До свидания.

Прощаются, уходят.



Предварительный просмотр:

H:\=ATER=\УНИВЕР\Практика Шк\урок У-Ю 4 класс\clipart-16.png


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Различие твердых и мягких согласных"

В данном конспекте рассказывается о различии твердых и мягких согласных.Мягкие согласные озвучивает герой Тим,твердые согласные - герой Том.На основе этого детям предлагается выбрать слова с мягкими и...

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Занятие для детей 1 класса с ФФНР. Тема:"Твердые и мягкие согласные звуки".

В данном материале представлен конспект логопедического занятия и презентация к нему....

Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».

Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст по программе 1- ой подготовительной группы)....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»

ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках,  об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с...

Методический комментарий для родителей по использованию мультимедийного дидактического комплекса «Твердый-мягкий» с целью дифференциации твердых и мягких парных звуков

Предлагаемый мультимедийный дидактический комплекс включает в себя 15 презентаций в формате PowerPoint. Все разработанные нами игры данного комплекса направлены на дифференциацию мягких и твердых...