РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога. «Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Громова Екатерина Андреевна

Рабочая программа учителя-дефектолога для дошкольников 3-7 лет с затруднениями в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsiya_vpf.2016-2017.docx72.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи,

центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Школа здоровья и индивидуального развития»

195030, Санкт-Петербург, ул. Отечественная, д.10

__________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ»

«Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»

Возраст обучающихся

3-7 лет

Подготовила: учитель-дефектолог Громова Е,А

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка

  1. Актуальность программы

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с затруднениями в обучении. Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.          Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией ООН о правах ребенка», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций,  с приказом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» и другим нормативным документам  и локальным актам.  В программе учтены  разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Необходимость и актуальность разработки данной программы вызвана введением в  действие  нового закона «Об образовании в Российской Федерации», а также отсутствием примерных утвержденных образовательных коррекционно-развивающих программ для детей с затруднениями в обучении дошкольного возраста.

Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для

- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей ;

- развития позитивных качеств личности;

- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

- формирование определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия учителя – дефектолога, установления продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника, максимального преодоления затруднений в познавательном и речевом развитии.

  1. Научная обоснованность

Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы:

        «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (М., 1985);

        «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005;

         «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития". Под ред. Л.Б Баряевой,

Е.А. Логиновой. СПб., 2010;

Дети с затруднениями в обучении относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Это «пограничная» форма дизонтогенеза, для которой характерно замедление темпа созревания психических структур. Учащиеся характеризуются различной степенью выраженности затруднений в обучении, а также различным прогнозом преодоления. Это  проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности детей, которая присутствует, хотя и не равномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы таких детей. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Парциальная дефицитарность ВПФ часто сопровождается инфантильными чертами личности и нарушением поведения. У детей страдает мотивация  деятельности,  произвольность в её организации, снижена общая работоспособность.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Дети испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Дошкольников с затруднениями в обучении характеризует:

- отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изобразительной деятельности, конструирования;

- рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость.

- деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.

- сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия), эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,

- отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;

- недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов - представлений;

- у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);

- отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;

- нарушения речи носят системный характер .

3. Направленность программы

Цель рабочей программы – всестороннее развитие ,коррекция  и компенсация высших психических у дошкольников с затруднениями в обучении, формирование у детей целостной картины мира в соответствии с программным содержанием, развитие положительных личностных качеств с учетом способностей и возможностей таких детей.

Задачи:

1) Осуществление ранней диагностики, выявление уровня развития  высших психических функций дошкольников,определение путей коррекции и компенсации  ВПФ.

2) Всестороннее развитие высших психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников. Формирование мотивации к обучению,  формирование  желания собственных открытий во всех возможных сферах деятельности.

3) Развитие речи, пассивного и активного словаря детей.

4) Развитие психических процессов: восприятия; мышления; памяти; внимания; воображения.

5) Развитие у детей навыков общения, поддержка инициативы, самостоятельности, познавательной активности ребенка.

6)Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления у детей затруднений в обучении, оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.

7)Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы учителя-дефектолога в соответствии с программным содержанием.

Основные принципы построения программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Кроме того, в основу программы положены и  основные общедидактические принципы:

1.Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2.Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3.Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

4.Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5.Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.

4. Показания и противопоказания к применению:

На программу зачисляются дети младшего(3-4),среднего (4-5 лет) и старшего дошкольного возраста (5-6, 6-7 лет), имеющие нарушение в темпе формирования высших психических процессов и замедления формирования знаний, умений и навыков.

На программу не зачисляются дошкольники с детским церебральным параличом средней и тяжелой степени выраженности, с сенсорными нарушениями развития, с задержкой психического развития тяжелой степени выраженности, с умственной отсталостью, дети с ранним детским аутизмом, дети в поведении которых преобладают агрессивные и аутичные черты.

Противопоказаниями к посещению групповых занятий являются дети-инвалиды и дети имеющие хронические соматические заболевания сердца, почек, эндокринной системы и другие.

5. Длительность программы

Длительность программы 60 занятий. В неделю проводится 2 занятия по 25 минут для детей в возрасте 4-5 лет, 30 минут для дошкольников 5-7 лет.

Занятия для детей могут проводиться как в группе из 3-6 человек, так и индивидуально.

6. Содержание программы

Программа состоит из пояснительной записки, в которой раскрывается актуальность, научная обоснованность, направленность, сроки реализации программы.

Программа  рассчитана на 1 год обучения и  состоит из трех блоков: диагностического(входная диагностика), коррекционно-развивающего, диагностического( выходная диагностика)

Диагностический блок.

Основным содержанием диагностического  блока  является выявление актуального уровня развития и представлений и зоны ближайшего развития ребенка, проектирование и прогнозирование развития на текущий год. По итогам диагностики учащиеся распределяются на группы, сформированные с учетом возраста и уровня развития ВПФ.

Коррекционно-развивающий блок.

Программа  коррекционно-развивающего блока включает следующие основные разделы для обучающихся 3-5 лет:

Блок 1. Сенсорные эталоны

Блок 2 . Геометрические фигуры

Блок 3. Количество и счет

Блок 4. Ознакомление с окружающим и развитие речи

Блок 5. Обучение игре

Для обучающихся 5-7 лет программа состоит из следующих основных  разделов:

Блок 1. Действия с группами предметов

Блок 2 . Размеры предметов.

Блок 3. Геометрические фигуры

Блок 4.  Количество и счет

Блок 5. Пространственные и временные понятия

Программа имеет 4 возрастных блока , разработанных в соответствии с этапами формирования психических процессов и развитием детей.

-четвертый год обучения (3-4 года)

-пятый год обучения(4-5лет)

-шестой год обучения (5-6лет)

-седьмой год обучения(6-7лет)

Основным содержанием коррекционно-развивающего блока является:

- развитие/коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценке собственной деятельности;

- преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция) высших психических процессов.

Задачи коррекционно-развивающего блока планируются с учетом специфики психического развития детей с затруднениями в обучении, возраста детей и результатов диагностического изучения психологического развития воспитанников.

Занятия направлены на формирование познавательного развития.

Познавательное развитие реализуется через задачи развития познавательной мотивации и любознательности; формирования познавательных действий( развитие мышления); развития воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числах, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие реализуется через задачи обогащения пассивного и активного словаря; развития связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Работа в рамках реализации данной программы предполагает использование групповой или индивидуальной формы работы. При организации групповой формы работы учитывается календарный возраст детей и выраженность имеющихся затруднений.

Дети 1 группы , имеющие легкую степень выраженности затруднений – набираются в группы по 4-5 человек.

Дети 2 группы , имеющие более яркую степень выраженности затруднений – набираются по 2-4 человека в группу.

Диагностический блок.

Итоговая диагностика, выявление результативности коррекционно-развивающего обучения.

7.Организация работы

Первый период. В этот период проводятся консультации и первичное диагностической обследование. Выявляется уровень развития ребенка и соответствие сформированности знаний, умений и навыков рамкам возрастной нормы.

Цель первичной диагностики : выявление проблем в формировании высших психических функций, выявление затруднений в обучении.

Второй период. В этот период проводится коррекционно-развивающие занятия ,направленные на формирование  необходимых знаний, умений и навыков.

Цель: развитие и коррекция памяти, внимания, восприятия, сенсорных представлений, пространственно-временных представлений; элементарных математических представлений,ознакомления с окружающим миом и развития речи.

Третий период. Итоговая диагностика (последнее занятие)

Цель: определение уровня сформированности знаний. умений и навыков, развития высших психических функций по результатам пройденной программы.

График организации образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

Сентябрь-октябрь

Консультации родителей.

Первичная Диагностика психического развития детей. Заполнение протоколов обследования, карт сопровождения. Распределение  учащихся на группы

Октябрь - май

Проведение групповых, и индивидуальных занятий по расписанию

Май - июнь

Итоговая диагностика развития и определение качества усвоения программы.

Заполнение документации.

Программа может быть продолжена до полного завершения в следующем учебном году.

8. Диагностический материал для обследования

1.С.Д.Забрамная, О.В.Боровик, «Практический материал для психолого-педагогического обследования детей» и приложение по использованию данного материала.

2.Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004

3.Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет

4.Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста

5.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка

6.Белопольская М.Л Исключение предметов( четвертый лишний).

9.Результативность.

У детей дошкольного возраста, освоивших программу в полном объеме:

  • совершенствуется общая ручная моторика;
  • развивается зрительно-двигательная координация;
  • формируются предпосылки произвольного внимания, и саморегуляции деятельности;
  • активизируется познавательная активность и любознательность;
  • развиваются сферы образов –представлений;
  • совершенствуются наглядные формы мышления, развиваются предпосылки словесно-логического мышления;
  • развиваются коммуникативные умения;
  • развиваются пространственные и временные представления
  • развиваются такие функции речи,как:

  средства усвоения и передачи и общественно исторического опыта (информации);средства общения (коммуникации); орудия интеллектуальной деятельности: восприятия, памяти, мышления, воображения (планирования, регуляции и саморегуляции, контроля и самоконтроля);

  • формируются элементарные математические представления;
  • усваиваются социальные нормы поведения.

Учащиеся четвертого года обучения(3-4 года) умеют:

  • Группировать предметы по цвету, размеру, форме.
  • Составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше, столько же.
  • Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
  • Понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над, под, верхняя – нижняя .
  • Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.

Учащиеся пятого года обучения(4-5 лет) умеют:

  • Различать из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
  • Считать до пяти (количественный счет), отвечать на вопрос : Сколько всего?
  • Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах пяти), а так же путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составление пар) определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
  • Сравнивать два предмета по величине (больше – больше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
  • Различать и называть круг, квадрат, треугольник,  знать их характерные  отличия.
  • Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди - сзади) двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх-вниз (по лестнице).
  • Определять части суток.
  • Определять времена года,знать их характерные признаки

Учащиеся шестого года обучения(5-6 лет) умеют:

  • Считать (отсчитывать) в пределах 10.
  • Соотносить числа 0-10 с цифрами, уметь писать цифры
  • Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопрос: Сколько?
  • Уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
  • Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине), проверять точность определений путем наложения или приложения.
  • Размещать предметы различной величины в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
  • Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
  • Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (кол-во углов, сторон, равенство, неравенство сторон).
  • Называть утро, день, вечер, ночь, смену частей суток.
  • Называть текущий день недели.

Учащиеся седьмого года обучения(6-7 лет) умеют:

  • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.  Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями, находить части целого множества и целое по известным частям.
  • Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет в пределах 20).
  • Называть числа в прямом и обратном порядке до 20, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 20.
  • Соотносить цифру 0-9 и кол-во предметов, уметь писать цифры.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (плюс, минус, равно).
  • Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, вместимость, массу (вес предметов), и способы их измерения.
  • Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть.
  • Различать, называть геометрические фигуры и объемные формы. Проводить их сравнение.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола), обозначить взаимное расположение и направление движения объектов. Пользоваться знаковыми обозначениями.
  • Определять временные отношения (день, неделя, месяц), время по часам с точностью до одного часа.
  • Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  • Знать, как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Знать название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.

Учебно-тематический план

для дошкольников 3-4 лет

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Блок 1

Сенсорные эталоны

15

1

Признаки предметов. Цвет

Основные цвета — красный, желтый, синий, их различение и называние. Учить подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету с цветом образца

1

2

Сравнение предметов и группировка по цветам

Цвет предметов. Получение зеленого цвета. Различение желтого, синего, зеленого цветов. Закрепление приема сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с фоном и образцом).

1

3

Сравнение предметов и группировка по цветам

Цвет предметов. Закрепление умения правильно называть изученные цвета. Учить подбирать предметы (предметные картинки), одинаковые с образцом по цвету.

1

4

Признаки предметов. Форма

Форма предметов. Знакомство с различными формами(круг, квадрат,треугольник)

1

5

Сравнение и группировка по форме

Различение предметов разных форм Соотнесение геометрических форм с формой реальных предметов и их изображений.

1

6

Сравнение и группировка по форме

Учить соотносить геометрические фигуры с предметами, полностью совпадающими по форме с указанными фигурами

1

7

Одинаковые-разные.Сравнение и группировка по нескольким признакам

Подбор пар предметов, одинаковых по цвету и форме. Различение по цвету и форме

1

8

Равенство и неравенство групп.Понятия больше и меньше.

Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов.Учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше.

1

9

Больше и меньше.Способы уравнивания групп

Учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше.

1

10

Признаки предметов и групп. Закрепление и обобщение.

Закрепить узнавание изученных цветов и форм; распределять предметы на группы по цвету и форме, учить классифицировать предметы.

1

11

Размеры предметов. Большой- маленький

учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой — маленький), употреблять эти слова в речи

1

12

Большой-маленький, одинаковые.

учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой — маленький); употреблять эти слова в речи

1

13

Длинный- короткий, одинаковые

учить сравнивать знакомые предметы по длине (длинный-короткий), употреблять эти слова в речи;

1

14

Высокий- низкий, одинаковые

учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий — низкий), употреблять эти слова в речи

1

15

Сравнение предметов по размерам. Обобщение

Закрепление и обобщение изученных понятий

1

Блок 2

Геометрические фигуры

8

16

Круг. Предметы круглой формы

Познакомить с геометрической фигурой — круг и предметами круглой формы. учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры — круг

1

17

Круг. Предметы круглой формы

Учить обследовать круги осязательно-двигательным путем; Учить обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;

1

18

Квадрат .Предметы квадратной формы.

Познакомить с геометрической фигурой — квадрат; учить видеть в форме предметов геометрическую фигуру.

1

19

Квадрат. Предметы квадратной формы

Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; учить рисовать квадраты по точкам;

1

20

Треугольник. Предметы треугольной формы

Познакомить с геометрической фигурой — треугольник; учить видеть в форме предметов геометрическую фигуру.

1

21

Треугольник. Предметы треугольной формы

Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; учить рисовать треугольники по точкам

1

22

Рисование фигур по шаблонам и трафаретам. Дифференциация

Учить рисовать круги, квадраты треугольники по шаблонам и трафаретам. Продолжать учить различать и правильно называть фигуры

1

23

Закрепление и обобщение знаний о геометрических фигурах

Закрепление и обобщений знаний о кругах,квадратах,треугольниках

1

Блок 3

Количество и счет

10

24

Один и много

Учить сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи.

1

25

Много и один

Учить сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи.

1

26

Число 1

Познакомить с числом 1

1

27

Число 1

Продолжить знакомить с числом 1

1

28

Число 2

Познакомить с числом 2

1

29

Число 2

Продолжить знакомить с числом 2

1

30

Число 3  

Познакомить с числом 3

1

31

Число 3  

Продолжить знакомить с числом 3

1

32

Закрепление счетных навыков.Прямой счет

Закрепить правильное употребление в речи порядковых числительных

1

33

Закрепление счетных навыков. Обратный счет

Закрепить правильное употребление в речи порядковых числительных

1

Блок 4

Ознакомление с окружающим и развитие речи

18

34

Овощи

Закрепить знания детей об овощах, уточнить и расширить представления о них.

1

35

Фрукты

Уточнить и расширить знания детей о фруктах. Учить составлять загадки-описания фруктов. Закрепить понятие фрукты.

1

36

Овощи и фрукты. Закрепление и обобщение

Расширить  и закрепить знания детей о фруктах и овощах. Научить дифференцировать и обобщать понятия

1

37

Домашние животные

Домашние животные. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных (внешний вид, повадки, пища, польза, приносимая людям). Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных.

1

38

Дикие животные

Дикие животные. Закрепить знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, пища, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей.

1

39

Животные. Дифференциация и обобщение

Продолжать закреплять знания детей о домашних и диких животных .Узнавать их в контурных изображениях. Развивать умение выделять признаки сходства и различия.

1

40

Деревья и цветы

Учить различать деревья и цветы,знать названия,определять по картинкам

1

41

Обобщение и закрепление понятий

Продолжать обогащать и совершенствовать представления о цветах и деревьях

1

42

Игрушки

Систематизировать знания детей об игрушках. Формировать обобщающее понятие игрушки.

1

43

Игрушки

Совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки,узнавать предмет по описанию.

1

44

Одежда

Учить правильно называть предметы одежды.

1

45

Одежда

Учить правильно отнести четыре-пять видов конкретных предметов к обобщающему понятию одежда.

1

46

Знания о себе

Уточнить и закрепить знания ребенка о себе (имя, фамилия, возраст). Ориентировка в собственном теле

1

47

Семья. Закрепление знаний о себе

Уточнить и закрепить знания ребенка о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи).

1

48

Части суток.

Познакомить  детей с названиями и характерными признаками частей суток-утро,день,вечер,ночь

1

49

Времена года

Познакомить  детей с названиями и характерными признаками четырех времен года.

1

50

Времена года

Систематизировать знания о временах года на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки

1

51

Обобщение и закрепление по всем темам

Закрепление и проверка изученного материала

1

Блок 5

Обучение игре

9

52

Игры с куклами

Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками.

1

53

Игры с куклами

Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками.

1

54

Игры с посудой

Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками.

1

55

Игры с посудой

Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками.

1

56

Игры по сказкам. «Курочка ряба»

Знакомство со сказкой. Игры-драматизации.Игры-инсценировки по сюжету сказки

1

57

Игры по сказкам. «Колобок»

Знакомство со сказкой. Игры-драматизации.Игры-инсценировки по сюжету сказки

1

58

Игры по сказкам. «Репка»

Знакомство со сказкой. Игры-драматизации.Игры-инсценировки по сюжету сказки

1

59

Игры по сказкам. «Теремок»

Знакомство со сказкой. Игры-драматизации.Игры-инсценировки по сюжету сказки

1

60

Итоговая диагностика

Проверка усвоенного материала

1

Всего

60 ч

Учебно-тематический план

для дошкольников 4-5 лет

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Блок 1

Сенсорные эталоны

15

1

Признаки предметов.Цвет

Цвета — красный, желтый, синий, зеленый,их различение и называние. Учить подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету с цветом образца

1

2

Сравнение предметов и группировка по цветам

Цвета оранжевый,фиолетовый,голубой. Учить подбирать предметы (предметные картинки), одинаковые с образцом по цвету.

1

3

Сравнение предметов и группировка по цветам

Цвета Белый, черный, серый.Закрепить узнавание изученных цветов и их названий; распределять предметы на группы по цветам и оттенкам, учить классифицировать предметы.

1

4

Признаки предметов. Форма

Форма предметов. Повторение и закрепление   основных форм(круг, квадрат,треугольник)

1

5

Сравнение и группировка по форме

Различать предметы различных форм. Соотносить геометрические формы с формой реальных предметов и их изображений.

1

6

Сравнение и группировка по форме

Различать предметы различных форм. Соотносить геометрические формы с формой реальных предметов и их изображений.

1

7

Одинаковые-разные.Сравнение и группировка по нескольким признакам

Сравнение и сопоставление предметов по цвету и форме.Распределение предметов на группы по цвету и форме, классификация предметов.

1

8

Равенство и неравенство групп.Понятия больше и меньше.

Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов.Учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше.

1

9

Больше и меньше.Способы уравнивания групп

Учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше.

1

10

Признаки предметов и групп. Закрепление и обобщение.

Закрепить узнавание изученных цветов и форм; распределять предметы на группы по цвету и форме, учить классифицировать предметы.

1

11

Размеры предметов. Большой- маленький

Учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой — маленький), употреблять эти слова в речи

1

12

Большой-маленький,одинаковые.

Учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой — малень¬кий); употреблять эти слова в речи

1

13

Длинный- короткий, одинаковые

Учить сравнивать знакомые предметы по длине (длинный-короткий), употреблять эти слова в речи;

1

14

Высокий- низкий, одинаковые

Учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий — низкий), употреблять эти слова в речи

1

15

Сравнение предметов по размерам. Обобщение

Закрепление и обобщение изученных понятий

1

Блок 2

Геометрические фигуры

4

16

Круг . Предметы круглой формы

Познакомить с геометрической фигурой — круг и предметами круглой формы. учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры — круг. Учить обследовать круги осязательно-двигательным путем; Учить обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;

1

17

Треугольник. Предметы треугольной формы

Познакомить с геометрической фигурой — треугольник; учить видеть в форме предметов геометрическую фигуру.Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; учить рисовать треугольники по точкам

1

18

Квадрат .Предметы квадратной формы.

Познакомить с геометрической фигурой — квадрат; учить видеть в форме предметов геометрическую фигуру.Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; учить рисовать квадраты по точкам;

1

19

Овал.Закрепление и обощение знаний о геометрических фигурах.

Познакомить с геометрической фигурой — овал, различать сходство и отличия овала и круга. Закрепить узнавание геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал. Учить соотносить геометрические фигуры с предметами, совпадающими по форме с указанными фигурами.

1

Блок 3

Количество и счет

16

20

Один и много

Учить сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи.

1

21

Много и один

Учить сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи.

1

22

Число 1

Соотнесение числа и количества. Цифра 1. Восприятие числа 1 с помощью различных анализаторов.

1

23

Число 1

Продолжение знакомства с цифрой и числом 1. Обводка цифры 1 по контуру, прописи цифры

1

24

Число 2

Соотнесение числа и количества. Цифра 2. Восприятие числа 2 с помощью различных анализаторов.

1

25

Число 2

Знакомство с образованием числа 2 и его составом. Обводка цифры 2 по контуру, прописи цифры

1

26

Число 3  

Соотнесение числа и количества. Цифра 3. Восприятие числа 3 с помощью различных анализаторов.

1

27

Число 3  

Практическое знакомство с составом числа 3. Формирование понятия числового ряда .Обводка цифры 3 по контуру, прописи цифры

1

28

Сравнение чисел 1, 2 и 3

Различение чисел и цифр 1-2-3, соотнесение их с количеством.Прямой и обратный счет.решение практических задач на конкретных предметах; восприятие количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов

1

29

Число 4

Соотнесение числа и количества. Цифра 4. Восприятие числа 4 с помощью различных анализаторов.

1

30

Число 4

Образование числа 4 путем сравнения групп предметов, выделение из множества по образцу и слову. Обводка цифры 4 по контуру, прописи цифры

1

31

Сравнение чисел 3 и 4

Различение цифр и чисел 3 и 4. Соотнесение с количеством пальцев, пересчитывание с называнием итогового числа. закрепление числового ряда в пределах четырех; закрепление навыков пересчета предметов независимо от перемещения и расположения в пространстве, направления счета

1

32

Число 5

Счет и отсчет предметов. Образование числа 5. Место в числовом ряду. Знакомство с цифрой 5.Обводка и прописи  цифры

1

33

Число 5

Число 5, счет в прямом и обратном порядке. Практическое знакомство с составом числа 5.

1

34

Сравнение чисел 4 и 5

Сравнение чисел и цифр 4 и 5.Счетные операции в пределах пяти

1

35

Закрепление счетных навыков.Прямой и обратный счет

Счет движений, счет предметов на ощупь. Счет от заданного числа до 5. Порядковый счет до 5. Ответы на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?».

1

Блок 4

Ознакомление с окружающим и развитие речи

20

36

Овощи

Закрепить знания детей об овощах, уточнить и расширить представления о них.

1

37

Фрукты

Уточнить и расширить знания детей о фруктах. Учить составлять загадки-описания фруктов. Закрепить понятие фрукты.

1

38

Овощи и фрукты. Дифференциация и обобщение

Расширить  и закрепить знания детей о фруктах и овощах. Научить дифференцировать и обобщать понятия

1

39

Домашние животные

Домашние животные. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных (внешний вид, повадки, пища, польза, приносимая людям). Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных.

1

40

Дикие животные

Дикие животные. Закрепить знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, пища, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей.

1

41

Животные. Дифференциация и обобщение

Продолжать закреплять знания детей о домашних и диких животных .Узнавать их в контурных изображениях. Развивать умение выделять признаки сходства и различия.

1

42

Деревья

Познакомить с некоторыми видами деревьев, уточнить характерные особенности, сезонные изменения, названия частей деревьев.

1

43

Цветы

Познакомить с некоторыми видами и названиями цветов, научить различать и показывать их на кратинках

1

44

Обобщение и закрепление понятий

Учить различать деревья и цветы,знать названия,определять,называть и показывать  по картинкам

1

45

Игрушки

Систематизировать знания детей об игрушках. Формировать обобщающее понятие игрушки.

1

46

Игрушки

Совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки,узнавать предмет по описанию.

1

47

Одежда

Учить правильно называть предметы одежды. Учить правильно отнести четыре-пять видов конкретных предметов к обобщающему понятию одежда.

1

48

Обувь

Учить правильно называть предметы обуви.

1

49

Обобщение и дифференциация понятий

Учить Дифференцировать и правильно соотносить предметы обуви и одежды, относить 4-5 видов к обобщающим понятиям

1

50

Знания о себе

Уточнить и закрепить знания ребенка о себе (имя, фамилия,отчество, возраст,друзья,любимые занятия). Учить рассказывать о себе,правильно отвечать на вопросы.Ориентировка в собственном теле

1

51

Семья. Закрепление знаний о себе

Уточнить и закрепить знания ребенка о себе и своей семье . Продолжать учить рассказывать о себе и своей семье.

1

52

Части суток.

Познакомить  детей с названиями и характерными признаками частей суток-утро,день,вечер,ночь

1

53

Времена года

Познакомить  детей с названиями и характерными признаками четырех времен года.

1

54

Времена года

Систематизировать знания о временах года на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки. Учить составлять короткие рассказы по картинкам

1

55

Обобщение и закрепление по всем темам

Закрепление , обобщение и проверка изученного материала

1

Блок 5

Обучение игре

5

56

Игры с куклами

Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками.

1

57

Игры с посудой

Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками.

1

58

Игры с бытовой техникой.

Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками.

1

59

Игры с заместителями

Учить составлять сюжет игры, используя заместители игрушек

1

60

Итоговая диагностика

Проверка усвоенного материала

1

Всего

60 ч

Учебно-тематический план

для дошкольников 5-6 лет

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Блок 1

Действия с группами предметов

10

1

Признаки предметов.цвет, форма, размер.

Цвета-красный,синий,желтый,зеленый,оранжевый,фиолетовый,голубой.Формы-круглые,квадратные,треугольные.Размры-большой и маленький.Учить подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету,форме,размеру с заданным образцом

1

2

Сравнение предметов по одному и двум признакам

Учить сравнивать и подбирать пары различных предметов по признакам формы и  цвета,цвета и  величины,величины и формы

1

3

Понятия один- несколько. Много- мало

Учить сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где несколько,много, выражать результаты определения в речи.

1

4

Больше и меньше

Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов.Учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше.

1

5

Больше и меньше

Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов.Учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше.

1

6

Количество предметов- столько же, одинаково, поровну.

Формировать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов методами наложения и приложения, раскрыть понятие равенства и неравенства совокупностей, используя понятия столько же, одинаково,поровну,больше,меньше.

1

7

Уравнивание групп предметов. Понятие пара.

Закрепить понятия равенства и неравенства совокупностей:учить способу уравнивания путем увеличения предметов в меньшей группе или уменьшения их в большей. Познакомить с понятием пара

1

8

Сравнение множеств

Продолжать закреплять понятия равенства и неравенства,способы уравнивания, учить сопровождать практические действия словами(прибавил,убавил,стало больше,стало поровну, стало меньше)

1

9

Равенство и неравенство

Закрепление понятия равенства и неравенства совокупностей предметов. Практические действия с различными группами предметов

1

10

Уравнивание групп предметов

Закрепление обучения способу уравнивания путем увеличения предметов в меньшей группе или уменьшения их в большей.Сопровождение действий словами

1

Блок 2

Размеры предметов

8

11

Большой- маленький, одинаковые

Учить сравнивать знакомые предметы по величине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами большие-маленькие,одинаковые по величине, больше-меньше, самый большой,самый маленький

1

12

Высокий- низкий, одинаковые

Учить сравнивать знакомые предметы по высоте способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами высокие-низкие,одинаковые, выше-ниже,самый высокий-самый низкий

1

13

Длинный- короткий, одинаковые

Учить сравнивать знакомые предметы по длине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами длинный-короткий,одинаковые,длиннее-короче,самый длинный-самый короткий

1

14

Широкий и узкий, одинаковые

Учить сравнивать знакомые предметы по ширине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами широкий-узкий,одинаковые, шире-уже, самый широкий-самый узкий

1

15

Способы сравнения предметов путем приложения

Закрепление способов сравнения путем приложения. Сравнение по величине, высоте,ширине.

1

16

Способы сравнения предметов путем наложения

Закрепление способов сравнения путем наложения. Сравнение по величине, высоте,ширине.

1

17

Сравнение предметов - отличия по нескольким признакам

Упражнять в сравнении предметов по величине,ширине,длине.Формировать умение группировать предметы по указанным признакам.

1

18

Составление групп из предметов с заданными свойствами.

Закрепить и обобщить знания о размерах предметов,закрепить умения сравнить предметы,учить подбирать и упорядочивать предметы с учетом размера

1

Блок 3

Геометрические фигуры

4

19

Круг и овал

Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры круг и овал. Отражать  в речи признаки сходства и различия.

1

20

Треугольник

Закрепить знания о  геометрической фигуре — треугольник; Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; сравнивать треугольники по нескольким признакам

1

21

Квадрат и прямоугольник

Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры квадрат  и прямоугольник. Отражать  в речи признаки сходства и различия.

1

22

Объемные фигуры- куб, шар, цилиндр.

Познакомить с объемными фигурами-кубом,шаром,цилиндром, их свойствами и различиями

1

Блок 4

Количество и счет

27

23

Цифра  и число 1.

Учить соотносить число 1 с количеством и цифрой, работать над согласованием числительного один и наречия много с существительными в роде и падеже. Прописи цифры 1

1

24

Цифра  и число 2

Соотнесение числа и количества. Цифра 2. Восприятие числа 2 с помощью различных анализаторов.Прописи цифры 2

1

25

Цифра  и число 3

Соотнесение числа и количества. Цифра 3. Восприятие числа 3 с помощью различных анализаторов.Прописи цифры 3

1

26

Цифра  и число 4

Соотнесение числа и количества. Цифра 4. Восприятие числа 4 с помощью различных анализаторов.Прописи цифры 4

1

27

Цифра  и число 5

Соотнесение числа и количества. Цифра 5. Восприятие числа 5 с помощью различных анализаторов.Прописи цифры 5

1

28

Цифра  и число 6

Соотнесение числа и количества. Цифра 6 . Восприятие числа  6 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 6

1

29

Цифра  и число 7

Соотнесение числа и количества. Цифра 7 . Восприятие числа  7 с помощью различных анализаторов.Прописи цифры 7

1

30

Цифра  и число 8

Соотнесение числа и количества. Цифра 8 . Восприятие числа  8 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 8

1

31

Цифра  и число 9

Соотнесение числа и количества. Цифра 9 . Восприятие числа 9 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 9

1

32

Цифра  и число 0

Соотнесение числа и количества. Цифра 0 . Восприятие числа 0  с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 0

1

33

Цифра и число 10

Соотнесение числа и количества. Цифра 10. Восприятие числа 10  с помощью различных анализаторов.Прописи цифры 10

1

34

Закрепление счетных навыков. Прямой и обратный счет

Счет движений, счет предметов на ощупь. Счет от заданного числа до 10 в прямом и обратном порядке. Ответы на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?».

1

35

Присчитывание по одному в пределах первого десятка. Знакомство с числами второго десятка

Раскрыть значение порядковых числительных и закрепить навыки счета в пределах 10. Познакомить с числами второго десятка

1

36

Отсчитывание по одному в пределах первого десятка. Повторение чисел второго десятка

Продолжить знакомство с числами второго десятка,закрепить

1

37

Знаки плюс и минус

Знакомство со знаками плюс и минус, их графическими обозначениями, свойствами

1

38

Знаки больше и меньше

Знакомство со знаками больше и меньше, их графическими обозначениями, свойствами

1

39

Состав чисел. Число 2

Познакомить с составом числа 2, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

40

Состав числа 3

Познакомить с составом числа 3, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

41

Состав числа 4

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

42

Состав числа 5

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

43

Состав числа 6

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

44

Состав числа 7

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

45

Состав числа 8

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

46

Состав числа 9

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

47

Состав числа 10

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

48

Числа второго десятка

Повторение чисел второго десятка, закрепление счетных навыков-прямой,обратный, количественный счет

1

49

Решение задач

Знакомство с простыми задачами. Решение задач

Блок 5

Пространственные и временные понятия

11

50

Право и лево.

Уточнить понятия слева-справа-посередине в действиях с конкретными предметами и на плоскости

1

51

Спереди и сзади

Уточнить пространственные представления спереди-сзади, в действиях с конкретными предметами и на плоскости

1

52

Сверху и снизу. Далеко- близко

Уточнить представления сверху и снизу, учить правилно употреблять в речи предлоги на-над-под, правильно располагать конкретные предметы на плоскости

1

53

Внутри и снаружи.

Учить определять пространственные отношения внутри и снаружи, правильно употреблять в речи

1

54

Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в комнате.

Закрепить понятия лево-право-верх-низ в практических упражнениях на альбомном листе. Закрепить понятия далеко-близко,внутри и снаружи в практических действиях с предметами в классе

1

55

Дни недели

Закрепить понятия о количестве, последовательности дней в неделе, учить правильно называть

1

56

Части суток.

Закрепить представления о частях суток, их названии, последовательности

1

57

Времена года и месяцы

Закрепить представления о последовательности времен года и месяцев,повторить их названия,показать,что эта последовательность неизменна

1

58

Развитие графических умений. Штриховка

Развивать графомоторные умения путем практических упражнений в тетради

1

59

Развитие графических умений. Работа с шаблонами и трафаретами.

Развивать графомоторные умения путем практических упражнений в альбомах

1

60

Графические диктанты.Итоговая диагностика

Развивать графомоторные умения путем практических упражнений.Рисование по клеткам под диктовку. Проверка усвоенных знаний

1

Всего

60 ч

Учебно-тематический план

для дошкольников 6-7 лет

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Блок 1

Действия с группами предметов

8

1

Признаки предметов.Цвета и оттенки.Сравнение и группировка по цветам

Повторение названий цветов. Различение оттенков цвета.Учить сравнивать и подбирать пары  предметов по признакам цвета и оттенка

1

2

Форма предметов. Сравнение и группировка по двум признакам

Повторение названий форм предметов. Учить сравнивать и подбирать пары различных предметов по признакам формы и  цвета,цвета и  формы

1

3

Размеры предметов. Соотнесение одинаковых и разных по размеру предметов

Повторение названий размеров..Учить подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные или различные по длине,ширине,толщине,высоте с заданным образцом

1

4

Цвет, форма, размер.Обобщение.Сравнение предметов по трем признакам

Учить сравнивать и подбирать пары различных предметов по признакам формы и  цвета,цвета и  размера,размера и формы

1

5

Сравнение разнородных групп предметов. Равенство и неравенство  групп

Закрепление понятия равенства и неравенства совокупностей предметов. Практические действия с предметами,различными по нескольким признакам

1

6

Равенства и неравенства. Способы уравнивания совокупностей. Увеличение предметов в меньшей группе

Закрепление понятия равенства и неравенства совокупностей предметов. Практические действия с различными группами предметов. Закрепление обучения способу уравнивания путем увеличения предметов в меньшей группе

1

7

Способы уравнивания совокупностей. Уменьшение количества предметов в большей группе.

Практические действия с различными группами предметов. Закрепление обучения способу уравнивания путем уменьшения  предметов в большей группе

1

8

Признаки предметов и групп. Обобщение понятий.

Закрепление и обобщение знаний

1

Блок 2

Размеры предметов

6

9

Большой- маленький, одинаковые. Самый большой-самый маленький.

Учить сравнивать знакомые предметы по величине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами большие-маленькие,одинаковые по величине, больше-меньше, самый большой,самый маленький

1

10

Высокий- низкий, одинаковые.Выше-ниже, самый высокий-самый низкий

Учить сравнивать знакомые предметы по высоте способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами высокие-низкие,одинаковые, выше-ниже,самый высокий-самый низкий

1

11

Длинный- короткий, одинаковые. Длиннее-короче-самый длинный

Учить сравнивать знакомые предметы по длине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами длинный-короткий,одинаковые,длиннее-короче,самый длинный-самый короткий

1

12

Толстый и тонкий

Учить сравнивать знакомые предметы по ширине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами толстый-тонкий,одинаковые,толще-тоньше, самый толстый-самый тонкий

1

13

Широкий и узкий

Учить сравнивать знакомые предметы по ширине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами широкий-узкий,одинаковые, шире-уже, самый широкий-самый узкий

1

14

Обобщение представлений о размерах. Выражение признаков сходства и различия в речи

Упражнять в сравнении предметов по величине,ширине,длине, толщине. Формировать умение группировать предметы по указанным признакам.

1

Блок 3

Геометрические фигуры

6

15

Круг и овал

Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры круг и овал. Отражать  в речи признаки сходства и различия.

1

16

Треугольник

Закрепить знания о  геометрической фигуре — треугольник; Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; сравнивать треугольники по нескольким признакам

1

17

Квадрат и прямоугольник

Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры квадрат  и прямоугольник. Отражать  в речи признаки сходства и различия.

1

18

Четырехугольники-трапеция, ромб. Многоугольники

Познакомить с фигурами, имеющими четыре угла, уточнить различия в их назывании. Познакомить с фигурами, имеющими 5,6,7 углов.

1

19

Объемные фигуры- куб, шар, цилиндр

Познакомить с объемными фигурами-кубом,шаром,цилиндром, их свойствами и различиями

1

20

Закрепление и обобщение знаний о геометрических фигурах

Закрепить и обобщить знания о геометрических фигурах

1

Блок 4

Количество и счет

35

21

Цифры  и числа  от 1 до 10.Повторение

Повторение чисел и цифр от 1 до 10.Счет движений, счет предметов на ощупь. Счет от заданного числа до 10 в прямом и обратном порядке. Ответы на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?».

1

22

Цифра  и число 2.Состав числа

Цифра 2.Познакомить с составом числа 2, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

23

Цифра  и число 3 . Состав числа

Цифра 3.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

24

Цифра  и число 4 Состав числа

Цифра 4.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

25

Цифра  и число 5 Состав числа

Цифра 5.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

26

Цифра  и число 6 Состав числа

Цифра 6.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

27

Цифра  и число 7 Состав числа

Цифра 7.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

28

Цифра  и число 8 Состав числа

Цифра 8.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

29

Цифра  и число 9 Состав числа

Цифра 9.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

30

Цифра  и число 10

Состав числа

Цифра 10.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1

31

Сложение как объединение совокупностей. Знак плюс

Закрепить представления о сложении как объединении совокупностей, учить записи сложения с помощью знака плюс

1

32

Закрепление. Запись и решение примеров на сложение со знаком плюс

Закрепить практические навыки сложения

1

33

Вычитание как удаление из совокупности. Знак минус

Закрепить представления о вычитании как удалении из совокупностей, учить записи вычитания  с помощью знака минус.

1

34

Закрепление. Запись и решение примеров на вычитание со знаком минус

Закрепить практические навыки вычитания

1

35

Решение примеров на сложение и вычитание

Учить правильно читать примеры на сложении и вычитание, упражнять в решении примеров в пределах 10

1

36

Решение примеров на сложение и вычитание

Упражнять в решении примеров в пределах 10,закрепить переместительное свойство сложения на материале предметно-практических действий

1

37

Знакомство с задачей.

Дать представление об арифметической задаче, учить правильно отвечать на вопрос задачи

1

38

Решение задач

Обучать решать задачи на основе предметно-практической деятельности детей, уточнить структуру задачи(условие и вопрос)

1

39

Решение задач

Решение задач с использованием иллюстративного материала и схематичных изображений

1

40

Решение задач

Решение задач на нахождение суммы и остатка, с называнием арифметических действий

1

41

Знакомство с числами второго десятка. Число и цифра 11

Число и цифра 11. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа   с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1

42

Число и цифра 12

Число и цифра 12. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа   с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1

43

Число и цифра 13

Число и цифра 13. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа   с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1

44

Число и цифра  14

Число и цифра 14. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа   с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1

45

Число и цифра  15

Число и цифра 15. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа   с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1

46

Число и цифра  16

Число и цифра 16. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа   с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1

47

Число и цифра  17

Число и цифра 17. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа   с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1

48

Число и цифра  18

Число и цифра 18. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа   с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1

49

Число и цифра  19

Число и цифра 19. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа   с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1

50

Число и цифра  20

Число и цифра 20. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа   с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1

Блок 5

Пространственные и временные понятия

10

51

Слева, справа, посередине.

Уточнить понятия слева-справа-посередине в действиях с конкретными предметами и на плоскости

1

52

Спереди и сзади. Сверху и снизу. На, над, под

Уточнить пространственные представления спереди-сзади, в действиях с конкретными предметами и на плоскости.Уточнить представления сверху и снизу, учить правильно употреблять в речи предлоги на-над-под, правильно располагать конкретные предметы на плоскости

1

53

Внутри и снаружи.

Учить определять пространственные отношения внутри и снаружи, правильно употреблять в речи

1

54

Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в комнате.

Закрепить понятия лево-право-верх-низ в практических упражнениях на альбомном листе. Закрепить понятия далеко-близко,внутри и снаружи в практических действиях с предметами в классе

1

55

Части суток.Дни недели

Закрепить представления о частях суток, их названии, последовательности.Закрепить понятия о количестве, последовательности дней в неделе, учить правильно называть

1

56

Времена года и месяцы

Закрепить представления о последовательности времен года и месяцев,повторить их названия,показать,что эта последовательность неизменна

1

57

Закрепление понятий о настоящем, прошедшем, будущем времени( сегодня,завтра,вчера)

Закрепить понятия настоящего, прошедшего,будущего времени, учить правильно использовать их в речи

1

58

Развитие графических умений. Рисование симметричных изображений

Развивать графомоторные умения путем практических упражнений .Рисование симметричных изображений

1

59

Развитие графических умений. Работа с шаблонами и трафаретами. Штриховка

Развивать графомоторные умения путем практических упражнений в альбомах

1

60

Рисование по клеткам тетради. Графические диктанты.

Итоговая диагностика

Развивать графомоторные умения путем практических упражнений.Рисование по клеткам под диктовку. Проверка усвоенных знаний

1

Всего

60 ч

Список литературы:

  1. Забрамная С.Д. ,Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей и методика по использованию данного материала» М.2009 г.
  2. Колесникова Е.В.      Математические ступеньки. Методические пособия к рабочим тетрадям — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Васильева Т.М. «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста» М. 2008г.
  4. Программа «Детство» Санкт-Петербург 2011г.
  5. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., Школьная Пресса, 2003.
  6. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения.  М., Гном-Пресс, 2002.
  7. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., Гном-Пресс , 1999.
  8. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога
  9. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, СПб, Союз, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

В материале освящены вопросы развития высших психических функций и мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Формирование слоговой структуры слова и высших психических функций у детей с ОНР

В конспекте занятия демонстрируются различные упражнения , на основе которых формируется слоговая структура слова и высшие психические функции у детей с общим недоразвитием речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция высших психических функций у дошкольников с ЗПР, ТНР»

Пояснительная записка       Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те кач...

«Пластилинография как средство коррекции высших психических функций у обучающихся с ОВЗ»

Лепка или пластилинография имеет большое значение для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков,...

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овл...

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ: РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ

Данный материа поможет выявить нарушения у детей на ранних этапах развития....