Советы родителям по своевременной диагностике задержки психического развития ребёнка
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Уважаемые родители, представьте себе, казалось бы, простую ситуацию: вы приходите со своим малышом на тестирование к психологу, а любимый кроха, такой родной и самый умненький, не может ответить ни на один вопрос! Вердикт специалиста – задержка психического развития, или ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_po_svoevremennoy_diagnostike_zpr.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Начало жизни для человека имеет большую
важность, чем последующая часть,
потому что именно в детстве
выстраивается та дорога, по которой
ему предстоит идти вперёд всю жизнь.

Уважаемые родители, представьте себе, казалось бы, простую ситуацию: вы приходите со своим малышом на тестирование к психологу, а любимый кроха, такой родной и самый умненький, не может ответить ни на один вопрос! Вердикт специалиста – задержка психического развития, или ЗПР.

Задержка психического развития – это частичное недоразвитие высших психических функций, которое носит временный характер и может компенсироваться при специальном обучении.

ЗПР поддается коррекции и исправлению практически полностью. Если вовремя начать заниматься с таким ребенком, он может достичь уровня развития обычного малыша его возраста.

Задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления малыша, когда требования к его достижениям начинают расти.  К четырём годам обычно ребенка консультирует логопед, дефектолог и невропатолог.

К сожалению, у родителей не всегда есть  возможность показать  малыша  врачу или дефектологу. Но беспокойство за судьбу крохи все равно есть. Как же понять родителям,  что происходит с их маленьким человечком?

Главными задачами педагога группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития является: формирование предпосылок для развития мышления, памяти, внимания и восприятия, формирования зрительных, слуховых, двигательных функций и познавательной активности каждого ребенка, обучение ребят общению, правильной речи.

Каждый человек, несомненно, развивается по собственному запрограммированному генетически, плану, однако предлагаются некоторые критерии оценки, на которые родителям следует обратить внимание:

  • ребенок  молчит, когда уже должен говорить слова и фразы;
  • ему сложно концентрировать внимание, сложно запоминать стихи, события, сказки;
  • его трудно чему-либо научить;
  • у него недостаточный объем знаний, тогда как его сверстники говорят, читают стихи, рисуют, лепят из пластилина;
  • он импульсивен или напротив вял и апатичен;
  • он быстро устает.

Следующий тест для ребятишек 5-6 лет поможет родителям самостоятельно определить самые яркие признаки отставания.

Счет. Ребенок должен не только уверенно считать до десяти, но и выполнять простейшие вычислительные операции на сложение и вычитание. Поиграйте: положите на свою ладошку три шарика, покажите их малышу, пусть сосчитает. Сожмите руку в кулак и спрячьте за спину. За спиной переложите шарик из одного кулака в другой и покажите малышу ту же ладошку, но уже с двумя шариками. Вторую руку держите в кулаке перед ребенком. «Как ты думаешь, сколько шариков в кулаке?». Посчитав два оставшихся шарика, ребенок должен уверенно сказать, что в кулаке спрятан один шарик. Если ему трудно сосредоточиться на задании, поспешите к специалистам.

Форма и размер. Ребенок  уже в 3 года понимает, где «один», а где «много», где нарисован круг, а где треугольник, где большое яблоко, а где маленькое. Если в 5 лет ребенку трудно даются эти понятия, он не может запомнить названия геометрических фигур, цифры, буквы — есть все основания предполагать у него ЗПР.  Так же ребята с ЗПР не умеют в 5 лет правильно собирать пирамидку из 8-10 колец.
Цвета и оттенки. В 2 года кроха уже в состоянии находить предметы одного цвета, а в 3 года — узнавать и называть основные цвета: красный, синий, желтый. Представляете, каково малышу, если ему уже 5 лет, а цветов он не знает? В садике смеются, мама сердится, а дедушка только руками разводит. А что делать, если малыш просто не может запомнить и отличить цвет один от другого? Надо помочь ему. Никогда не поздно это сделать – ни в 2 года, ни в 6 лет.

В 5-6  лет и продуктивная деятельность  много расскажет  нам о малыше. К ней относятся рисование, лепка, конструирование, то есть все виды деятельности, где ребенок самовыражается. Стоит волноваться, если 5-летка все еще рисует «головоногов», то есть людей без туловища, бесконечные «каляки-маляки», а при выполнении мелкой работы его пальчики дрожат, нажим на карандаш слабый. Обычно и координация  движений оставляет желать лучшего.

Итак, что делать, если у Вас возникли подозрения об уровне психического развития ребенка? Прежде всего, не надо отчаиваться! Проконсультируйтесь у детского психоневролога. Целесообразно получить квалифицированную помощь  специалистов в Центре психолого-медико-педагогического сопровождения.

Если задержка психического развития не вызывает сомнений, родителям не стоит стесняться этого диагноза, ведь данная проблема поддается коррекции.

Существует несколько золотых правил, выполнение которых позволит справится с проблемой задержки психического развития ребёнка:

  1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат.
  2. Необходимо видеть не только слабые стороны малыша с ЗПР, но и сильные, сохранные стороны всей его личности. Такие стороны есть всегда.
  3. Подходить к решению проблемы нужно комплексно, то есть привлекать к обучению и лечению разных специалистов.
  4. Необходимо уважительное, доброе отношение к особым детям. Чувства ребенка, вызванные насмешками или осуждением окружающих, не менее сильные и глубокие, чем у остальных ребят.

И самое главное для родителей малыша с ЗПР – никогда не опускать руки. Родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР) Развитие умения общения с ребенком....

Статья "Психолого- педагогическая помощь родителям, воспитывающих детей с задержкой психического развития"

Статья " Психолого- педагогическая помощь родителям, воспитывающих детей с задержкой психического развития"...

Диагностика нервно-психического развития ребёнка от 1-го года до 3-х лет с возможностью выявить уровни развития в баллах.

Для диагностики нервно-психического развития  на основе  «Программы воспитания и обучения детей  в условиях дома ребенка» Р.В.Тонковой - Ямпольской, Э.Л.Фрухт, карт НПР, раз...

Консультация для родителей для детей с задержкой психического развития

КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей  детей с ЗПР.  Музыкальная деятельность  дарит детям чудесные мгновения человеческого самовыражения, развивает творческое  начало, формирует эстетический...

Рекомендации дефектолога для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития. Тема: «Развитие умения общения с детьми»

Родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями....