Главные вкладки

    Аналитический отчет о работе педагога-психолога ДОУ за год
    материал по коррекционной педагогике на тему

    Ищенко Елена Григорьевна

    В отчете представлена информация о направлениях работы педагог-психолога, проведенных мероприятиях и результаты работы за год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon analiticheskiy_otchet_2013-2014.zip30.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

    о работе педагога-психолога Ищенко Елены Григорьевны

    МБДОУ № 22 «Ивушка» за 2013-2014 учебный год

    Цель работы:

    Психологическое сопровождение участников воспитательного и образовательного процессов, обеспечение комфортных психологических условий, необходимых для полноценного психического и нравственного развития воспитанников, и формирования их личности, на основе новых федеральных государственных стандартов.

    Поставленные задачи:

    1. Адаптация к ДОУ детей групп раннего развития.
    2. Анализ и коррекция развития познавательных процессов и способностей.
    3. Анализ и коррекция проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация.
    4. Анализ и коррекция детско-родительских отношений.
    5. Психологическое сопровождение подготовки воспитанников выпускных групп к школьному обучению.
    6. Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.

    Выводы: поставленные в прошедшем учебном году задачи были выполнены:

    1. Адаптация в группах раннего развития прошла успешно – сложности в адаптации к условиям ДОУ возникли у 7% воспитанников групп раннего развития;
    2. Психологическое сопровождение подготовки к школьному обучению охватило 100% детей подготовительных групп;
    3. Для повышения психологической грамотности участников образовательного процесса использовались такие методы как: индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, лекции, тренинги.

    Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям:

    • консультативное,
    • диагностическое,
    • коррекционно-развивающее,
    • просветительское
    • методическое.

    Консультативное направление.

    За прошедший период было проведено 99 консультаций. Из них:

    • индивидуальных для родителей – 74;
    • групповых для родителей – 6;
    • для педагогов – 20

    Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:

    а) первичное консультирование – во время, которого собирались основные данные, и уточнялся запрос;

    б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определения плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, респондентам, обращающимся с вопросами детско-родительских отношений, предлагались рекомендации по способам взаимодействия с ребенком и преодоления трудностей.

    Основными запросами были:

    • Трудности адаптации к ДОУ и новым группам
    • Трудности регуляции эмоционально-волевой сферы (тревожность, страхи, агрессивность и др.)
    • Особенности развития познавательных процессов (память, мышление, речь и др.)
    • Детско-родительские отношения

    В процессе консультирования решались следующие задачи:

    • Прояснение и уточнение запроса;
    • Сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений развития;
    • Рекомендации родителям, и педагогам по коррекции нарушений;
    • Составление плана дальнейшей работы по запросу.

    Выводы:

    В целом можно считать, консультативную работу достаточно эффективной. Однако, в некоторых случаях приходилось сталкиваться с недостаточной мотивированностью и заинтересованностью родителей в коррекционной работе: дети часто пропускали коррекционные занятия, приходили неподготовленными (без альбомов, карандашей, пластилина), родители не прислушивались к рекомендациям. Причины сложившейся ситуации необходимо проанализировать, а также уделить больше внимания мотивированию родителей и педагогов на более эффективную работу.

    Диагностическое направление.

    Основными направлениями работы были:

    • Диагностика развития познавательной сферы;
    • Диагностика психологической готовности к обучению в школе;
    • Диагностика развития эмоционально-волевой сферы;
    • Диагностика межличностных отношений (в семье, в группе, в коллективе)

    В диагностике приняли участие следующие категории воспитанников

    Направление работы

    Сфера деятельности

    Количество

    Категория

    Возраст

    Психодиагностическое

    Диагностика степени адаптированности к ДОУ

    53

    Воспитанники

    2-3 года

    Диагностика нервно-психического развития

    53

    Воспитанники

    2-3 года

    Диагностика уровня готовности к обучению в школе

    103

    Воспитанники

    6-7 лет

    Диагностика психоэмоционального развития по плану

    45

    Воспитанники

    5-6 лет

    Диагностика психоэмоционального развития по запросу

    19

    Воспитанники

    4-7 лет

    Социометрическая диагностика

    20

    Воспитанники

    5-6 лет

    Диагностика взаимоотношений родителя и ребенка

    24

    Родители

    В ходе работы использовались следующие методики:

    1. Расставь значки (Пьерон-Рузер);
    2. 10 картинок (Н.В. Гатанова);
    3. 10 слов (А.Р. Лурия);
    4. Четвертый лишний (Н.Я. Семаго, Л.А. Ясюкова);
    5. Аналогии (Л.А. Ясюкова);
    6. Установи последовательность событий (А.Н. Бернштейн);
    7. Подбери слова к заданному вопросу, какое слово начинается с… (А.А. Реан);
    8. Тест Керна-Йирасека;
    9. Графический диктант (Д.Б. Эльконин);
    10. Диагностический комплект (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик);
    11. Тест метаморфозы Ж. Руайер;
    12. СОМОР Р. Жиля;
    13. Социометрическая проба «День рождения» (М. Панфилова);
    14. Исследование «Лесенка» (Н. Нижегородцева);
    15. Социометрическая игра «Секрет»;
    16. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (Н.Д. Денисова);
    17. Анкетирование

    Для проведения психологической диагностики был приобретен набор диагностических методик, которые соответствуют предъявляемым запросам и позволяют дифференцировать трудности развития и определять их причины. По результатам проведенной диагностики была спланирована развивающая и коррекционная работа, а также были разработаны рекомендации по преодолению трудностей родителям и педагогам МБДОУ.

    Выводы: Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик, совершенствовать собственные профессиональные навыки для более глубокой и эффективной диагностики нарушений в развитии.

    Коррекционно-развивающее направление.

    Коррекционно-развивающая работа велась в двух форматах: индивидуально и в группе. Групповая коррекционная работа проводилась  для повышения уровня психологической готовности к обучению в школе и для профилактики дезадаптации. Индивидуальная работа была направленна на развитие познавательных процессов, повышения стрессоустойчивости, снижения уровня тревожности, коррекции поведения, развитие коммуникативных навыков.

    В коррекционной работе приняли участие следующие категории воспитанников.

    Психокоррекционное

    Задачи

    Количество

    Категория

    возраст

    Коррекция развития познавательных психических процессов в группе

    27

    Воспитанники

    6-7 лет

    Коррекция развития познавательных психических процессов индивидуально

    7

    Воспитанники

    4-7

    Коррекция развития эмоционально-волевой сферы в группе

    8

    Воспитанники

    6-7

    Коррекция развития эмоционально-волевой сферы индивидуально

    18

    Воспитанники

    3-6 лет

     

    Всего за этот учебный год было проведено 70 групповых и 221 индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Основной контингент – воспитанники средних (18%), старших (16%) и подготовительных групп (66%).

    Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

    •  Коррекция и развитие познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, внимание и др.)
    • коррекция эмоциональных состояний (агрессивность, тревожность, страхи, импульсивность );
    • развитие коммуникативных навыков;
    • развитие уверенности в себе;

    Для проведения коррекционно-развивающей работы были разработаны программы:

    • Работы с детьми, воспитывающимися в неблагополучных условиях;
    • Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
    • Работы с воспитанниками подготовительных групп, с низким уровнем психологической готовности к обучению в школе;

    При разработке коррекционно-развивающих программ использовалась литература:

    Афонькина Ю.А., Борисова О.Е. Развитие умения управлять собой Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет Волгоград 2[a]014.;

    Яссман В.П. Нейропсихологическая коррекция Хабаровск 2007.;

    Завьялова Н.А., Лукина Н.К. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе Волгоград 2009.;

    Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками Речь СПб 2008.;

    Зинкевич-ЕвстегнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке Практикум по песочной терапии Речь СПб 2010.;  

     Выводы: Итоговая диагностика уровня психологической готовности к школе позволяет говорить об успешной коррекционной работе: высокий уровень готовности к обучению в школе к окончанию коррекционной работы – 44%; средний – 56%. Однако, стоит обратить внимание на углубление индивидуальной работы с воспитанниками. Некоторые из детей, посещавших групповые занятия нуждаются в дополнительных индивидуальных занятиях. К сожалению, проблема занятости не позволяет заниматься с ребенком индивидуально, если он посещает коррекционную группу. Некоторые родители не находят времени, чтобы посетить консультации психолога по приглашению, несмотря на острую необходимость в коррекционной работе с их детьми. Поэтому, необходимо уделить больше внимания работе по мотивированию таких родителей. Низкая заинтересованность родителей в благополучном психическом развитии детей, возможно, связана со следующими проблемами: высокая профессиональная «загруженность» родителей, а так же возможно низкая информированность о важности гармоничного психического развития детей.

    Выводы.

     Проведенную групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления.

    Просветительская деятельность.

    Просветительская работа велась в двух направлениях: с родителями и педагогами.

    Формы просветительской работы:

    • Выступления на родительских собраниях;
    • Организация семинаров-практикумов с педагогами;
    • Оформление теоретического материала «советы психолога» для родителей и педагогов.

    Выводы: Проведенную профилактико-просветительскую работу можно считать успешной. Большинство родителей и педагогов с вниманием отнеслись к рекомендациям по преодолению трудностей в развитии детей, участвовали в коррекционной и развивающей работе, поэтому просветительскую деятельность необходимо продолжать, совершенствовать собственные знания, творчески подходить к подаче материала.

    Методическая работа.

    Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

    1. Составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
    2. Создание базы диагностических методик;
    3. Создание базы развивающих материалов для занятий;
    4. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для воспитателей, педагогов и родителей;
    5. Оформление документации педагога-психолога
    6. Участие в семинарах МО;
    7. Участие в педагогических советах ДОУ;
    8. Участие в ПМПК;
    9. Совершенствование собственных профессиональных знаний и навыков

    Выводы: Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей всех участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.

    Тренинговая работа

    Тренинговая работа велась в двух направлениях: с воспитателями и детьми.

    1. Для профилактики школьной дезадаптации с детьми подготовительных групп было проведено 11 тренинговых занятий. На занятиях использовались следующие методы:
    • Дыхательная гимнастика;
    • Сказкотерапия (М.А. Панфилова Цикл коррекционных сказок «Лесная школа»);
    • Беседа;
    • Игры:
    • Для развития умений сотрудничать с ровесниками и взрослыми;
    • Для развития умений работать в команде;
    • Для развития умений оценивать собственные эмоциональные состояния, состояния других людей, умений правильно их отреагировать;
    • Для усвоения правил поведения в социальных группах, понимания их необходимости;
    • Для развития межполушарных связей;
    1. Для профилактики профессионального выгорания у педагогов, в целях общего психического и физического оздоровления было проведено 9 тренинговых занятий. Занятия проводились с использованием методов:
    • дыхательные практики;
    • физические упражнения;
    • медитации;
    • визуализации

    Выводы: тренинговая работа проводилась с педагогами и детьми. И дети и педагоги с удовольствием посещали эти занятия. В целом тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе удалось снизить, однако не у всех детей. В этой связи необходимо скорректировать программу профилактики школьной дезадаптации. Также необходимо больше внимания уделить профилактике профессионального выгорания у педагогов, привлечь большее количество воспитателей к тренинговой работе. Кроме этого имеет смысл использовать тренинговую групповую форму в работе с коррекцией эмоциональных состояний.

    Работа во взаимодействии со специалистами ДОУ: по окончании коррекционной работы был организован праздник для детей средних, старших и подготовительных групп «Сокровища пиратов», в котором приняли живое участие музыкальный работник и инструктор по физкультуре.

    Выводы аналитического отчета.

    Анализируя собственную деятельность за истекший период можно сказать о том, что проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути дальнейшей работы и профессионального роста в будущем. В следующем учебном году необходимо уделить больше внимания углублению работы с педагогическими кадрами, а также работе с одаренными детьми и детьми, воспитывающимися в неблагополучных условиях.

    Наиболее эффективными формами работы при решении поставленных задач оказались: семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации, тренинги, групповые и индивидуальные занятия.

    Итоговая таблица деятельности за истекший период по всем направлениям

    п/п

    Направление деятельности

    Количество

    Примечания

    Проведено консультаций

    99

    Проведено коррекционных занятий

    291

    Проведено тренинговых занятий

    20

    Проведено мероприятий во взаимодействии со специалистами ДОУ

    1

    Праздник окончания коррекционной работы

    Участие в работе ПМПК ДОУ

    3

    Отправлено детей на городскую ПМПК

    1

    Участие в семинарах городского МО

    4

    Учитывая вышеизложенное, на предстоящий период работы сформулированы следующие задачи:

    1. Оказание помощи в адаптации к ДОУ детей групп раннего развития, с учетом индивидуальных особенностей развития детей и сложившихся традиций семейного воспитания;
    2. Использование разнообразных форм работы с родителями для привлечения их к сотрудничеству в воспитании и образовании детей;
    3. Оказание практической помощи педагогам в работе с детьми и родителями с использованием таких форм работы, как семинары-практикумы, тренинги эмоционального общения, лекции;
    4. Осуществление мониторинга развития познавательных процессов и способностей воспитанников ДОУ и их коррекция.
    5. Анализ и коррекция проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация.
    6. Анализ и коррекция детско-родительских отношений.
    7. Психологическое сопровождение подготовки воспитанников выпускных групп к школьному обучению.
    8. Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.

    Отчет составила педагог-психолог МБДОУ № 22 «Ивушка»          Ищенко Е.Г.

    [a]Оставлен комментарий


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Годовой отчет о работе педагога-психолога

    Годовой отчет о работе педагога-психолога...

    Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР за 2011 - 2012 учебный год

    Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР 2011 - 2012 учебный годВ конце учебного года педагогом - психологом был представлен отчет о работе структурного подразделения ЦИПР.Основной целью р...

    Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР за 2012 - 2013 учебный год

    Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР 2012 - 2013 учебный год В конце учебного года педагогом - психологом был представлен отчет о работе структурного подразделения ЦИПР. Осно...

    Аналитический отчёт о работе педагога-психолога Мельниковой Ирины Сергеевны МБДОУ «Детский сад №85» за 2015-2016 год

    Основными проблемами, с которыми в течение года обращались родители воспитанников являлись: адаптация к ДОУ, агрессивное поведение ребёнка, развитие познавательных процессов, подготовка детей к ...

    Аналитический отчет о работе педагога-психолога Гурковой Т.Н.

    В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога в 2014 – 2015 учебном году строилась в соответствии с утвержденным годовым планом, направлениями работы дошкольной образовател...

    Аналитический отчет эффективности деятельности педагога-психолога за период с сентября 2018 по май 2019.

    Аналитический отчет эффективности деятельности педагога-психолога за период с сентября 2018 по май 2019....

    Анкета для родителей и аналитическая справка о работе педагога-психолога за 2018-2019 уч. год

    Анкета предназначена для оценки степени удовлетворенности родителей работой педагогов ДОУ (в том числе педагога-психолога)....