Аналитический отчет о работе педагога-психолога ДОУ за год
материал по коррекционной педагогике на тему

Ищенко Елена Григорьевна

В отчете представлена информация о направлениях работы педагог-психолога, проведенных мероприятиях и результаты работы за год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon analiticheskiy_otchet_2013-2014.zip30.6 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о работе педагога-психолога Ищенко Елены Григорьевны

МБДОУ № 22 «Ивушка» за 2013-2014 учебный год

Цель работы:

Психологическое сопровождение участников воспитательного и образовательного процессов, обеспечение комфортных психологических условий, необходимых для полноценного психического и нравственного развития воспитанников, и формирования их личности, на основе новых федеральных государственных стандартов.

Поставленные задачи:

  1. Адаптация к ДОУ детей групп раннего развития.
  2. Анализ и коррекция развития познавательных процессов и способностей.
  3. Анализ и коррекция проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация.
  4. Анализ и коррекция детско-родительских отношений.
  5. Психологическое сопровождение подготовки воспитанников выпускных групп к школьному обучению.
  6. Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.

Выводы: поставленные в прошедшем учебном году задачи были выполнены:

  1. Адаптация в группах раннего развития прошла успешно – сложности в адаптации к условиям ДОУ возникли у 7% воспитанников групп раннего развития;
  2. Психологическое сопровождение подготовки к школьному обучению охватило 100% детей подготовительных групп;
  3. Для повышения психологической грамотности участников образовательного процесса использовались такие методы как: индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, лекции, тренинги.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям:

  • консультативное,
  • диагностическое,
  • коррекционно-развивающее,
  • просветительское
  • методическое.

Консультативное направление.

За прошедший период было проведено 99 консультаций. Из них:

  • индивидуальных для родителей – 74;
  • групповых для родителей – 6;
  • для педагогов – 20

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:

а) первичное консультирование – во время, которого собирались основные данные, и уточнялся запрос;

б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определения плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, респондентам, обращающимся с вопросами детско-родительских отношений, предлагались рекомендации по способам взаимодействия с ребенком и преодоления трудностей.

Основными запросами были:

  • Трудности адаптации к ДОУ и новым группам
  • Трудности регуляции эмоционально-волевой сферы (тревожность, страхи, агрессивность и др.)
  • Особенности развития познавательных процессов (память, мышление, речь и др.)
  • Детско-родительские отношения

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  • Прояснение и уточнение запроса;
  • Сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений развития;
  • Рекомендации родителям, и педагогам по коррекции нарушений;
  • Составление плана дальнейшей работы по запросу.

Выводы:

В целом можно считать, консультативную работу достаточно эффективной. Однако, в некоторых случаях приходилось сталкиваться с недостаточной мотивированностью и заинтересованностью родителей в коррекционной работе: дети часто пропускали коррекционные занятия, приходили неподготовленными (без альбомов, карандашей, пластилина), родители не прислушивались к рекомендациям. Причины сложившейся ситуации необходимо проанализировать, а также уделить больше внимания мотивированию родителей и педагогов на более эффективную работу.

Диагностическое направление.

Основными направлениями работы были:

  • Диагностика развития познавательной сферы;
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе;
  • Диагностика развития эмоционально-волевой сферы;
  • Диагностика межличностных отношений (в семье, в группе, в коллективе)

В диагностике приняли участие следующие категории воспитанников

Направление работы

Сфера деятельности

Количество

Категория

Возраст

Психодиагностическое

Диагностика степени адаптированности к ДОУ

53

Воспитанники

2-3 года

Диагностика нервно-психического развития

53

Воспитанники

2-3 года

Диагностика уровня готовности к обучению в школе

103

Воспитанники

6-7 лет

Диагностика психоэмоционального развития по плану

45

Воспитанники

5-6 лет

Диагностика психоэмоционального развития по запросу

19

Воспитанники

4-7 лет

Социометрическая диагностика

20

Воспитанники

5-6 лет

Диагностика взаимоотношений родителя и ребенка

24

Родители

В ходе работы использовались следующие методики:

  1. Расставь значки (Пьерон-Рузер);
  2. 10 картинок (Н.В. Гатанова);
  3. 10 слов (А.Р. Лурия);
  4. Четвертый лишний (Н.Я. Семаго, Л.А. Ясюкова);
  5. Аналогии (Л.А. Ясюкова);
  6. Установи последовательность событий (А.Н. Бернштейн);
  7. Подбери слова к заданному вопросу, какое слово начинается с… (А.А. Реан);
  8. Тест Керна-Йирасека;
  9. Графический диктант (Д.Б. Эльконин);
  10. Диагностический комплект (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик);
  11. Тест метаморфозы Ж. Руайер;
  12. СОМОР Р. Жиля;
  13. Социометрическая проба «День рождения» (М. Панфилова);
  14. Исследование «Лесенка» (Н. Нижегородцева);
  15. Социометрическая игра «Секрет»;
  16. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (Н.Д. Денисова);
  17. Анкетирование

Для проведения психологической диагностики был приобретен набор диагностических методик, которые соответствуют предъявляемым запросам и позволяют дифференцировать трудности развития и определять их причины. По результатам проведенной диагностики была спланирована развивающая и коррекционная работа, а также были разработаны рекомендации по преодолению трудностей родителям и педагогам МБДОУ.

Выводы: Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик, совершенствовать собственные профессиональные навыки для более глубокой и эффективной диагностики нарушений в развитии.

Коррекционно-развивающее направление.

Коррекционно-развивающая работа велась в двух форматах: индивидуально и в группе. Групповая коррекционная работа проводилась  для повышения уровня психологической готовности к обучению в школе и для профилактики дезадаптации. Индивидуальная работа была направленна на развитие познавательных процессов, повышения стрессоустойчивости, снижения уровня тревожности, коррекции поведения, развитие коммуникативных навыков.

В коррекционной работе приняли участие следующие категории воспитанников.

Психокоррекционное

Задачи

Количество

Категория

возраст

Коррекция развития познавательных психических процессов в группе

27

Воспитанники

6-7 лет

Коррекция развития познавательных психических процессов индивидуально

7

Воспитанники

4-7

Коррекция развития эмоционально-волевой сферы в группе

8

Воспитанники

6-7

Коррекция развития эмоционально-волевой сферы индивидуально

18

Воспитанники

3-6 лет

 

Всего за этот учебный год было проведено 70 групповых и 221 индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Основной контингент – воспитанники средних (18%), старших (16%) и подготовительных групп (66%).

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  •  Коррекция и развитие познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, внимание и др.)
  • коррекция эмоциональных состояний (агрессивность, тревожность, страхи, импульсивность );
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие уверенности в себе;

Для проведения коррекционно-развивающей работы были разработаны программы:

  • Работы с детьми, воспитывающимися в неблагополучных условиях;
  • Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
  • Работы с воспитанниками подготовительных групп, с низким уровнем психологической готовности к обучению в школе;

При разработке коррекционно-развивающих программ использовалась литература:

Афонькина Ю.А., Борисова О.Е. Развитие умения управлять собой Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет Волгоград 2[a]014.;

Яссман В.П. Нейропсихологическая коррекция Хабаровск 2007.;

Завьялова Н.А., Лукина Н.К. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе Волгоград 2009.;

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками Речь СПб 2008.;

Зинкевич-ЕвстегнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке Практикум по песочной терапии Речь СПб 2010.;  

 Выводы: Итоговая диагностика уровня психологической готовности к школе позволяет говорить об успешной коррекционной работе: высокий уровень готовности к обучению в школе к окончанию коррекционной работы – 44%; средний – 56%. Однако, стоит обратить внимание на углубление индивидуальной работы с воспитанниками. Некоторые из детей, посещавших групповые занятия нуждаются в дополнительных индивидуальных занятиях. К сожалению, проблема занятости не позволяет заниматься с ребенком индивидуально, если он посещает коррекционную группу. Некоторые родители не находят времени, чтобы посетить консультации психолога по приглашению, несмотря на острую необходимость в коррекционной работе с их детьми. Поэтому, необходимо уделить больше внимания работе по мотивированию таких родителей. Низкая заинтересованность родителей в благополучном психическом развитии детей, возможно, связана со следующими проблемами: высокая профессиональная «загруженность» родителей, а так же возможно низкая информированность о важности гармоничного психического развития детей.

Выводы.

 Проведенную групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления.

Просветительская деятельность.

Просветительская работа велась в двух направлениях: с родителями и педагогами.

Формы просветительской работы:

  • Выступления на родительских собраниях;
  • Организация семинаров-практикумов с педагогами;
  • Оформление теоретического материала «советы психолога» для родителей и педагогов.

Выводы: Проведенную профилактико-просветительскую работу можно считать успешной. Большинство родителей и педагогов с вниманием отнеслись к рекомендациям по преодолению трудностей в развитии детей, участвовали в коррекционной и развивающей работе, поэтому просветительскую деятельность необходимо продолжать, совершенствовать собственные знания, творчески подходить к подаче материала.

Методическая работа.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
  2. Создание базы диагностических методик;
  3. Создание базы развивающих материалов для занятий;
  4. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для воспитателей, педагогов и родителей;
  5. Оформление документации педагога-психолога
  6. Участие в семинарах МО;
  7. Участие в педагогических советах ДОУ;
  8. Участие в ПМПК;
  9. Совершенствование собственных профессиональных знаний и навыков

Выводы: Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей всех участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.

Тренинговая работа

Тренинговая работа велась в двух направлениях: с воспитателями и детьми.

  1. Для профилактики школьной дезадаптации с детьми подготовительных групп было проведено 11 тренинговых занятий. На занятиях использовались следующие методы:
  • Дыхательная гимнастика;
  • Сказкотерапия (М.А. Панфилова Цикл коррекционных сказок «Лесная школа»);
  • Беседа;
  • Игры:
  • Для развития умений сотрудничать с ровесниками и взрослыми;
  • Для развития умений работать в команде;
  • Для развития умений оценивать собственные эмоциональные состояния, состояния других людей, умений правильно их отреагировать;
  • Для усвоения правил поведения в социальных группах, понимания их необходимости;
  • Для развития межполушарных связей;
  1. Для профилактики профессионального выгорания у педагогов, в целях общего психического и физического оздоровления было проведено 9 тренинговых занятий. Занятия проводились с использованием методов:
  • дыхательные практики;
  • физические упражнения;
  • медитации;
  • визуализации

Выводы: тренинговая работа проводилась с педагогами и детьми. И дети и педагоги с удовольствием посещали эти занятия. В целом тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе удалось снизить, однако не у всех детей. В этой связи необходимо скорректировать программу профилактики школьной дезадаптации. Также необходимо больше внимания уделить профилактике профессионального выгорания у педагогов, привлечь большее количество воспитателей к тренинговой работе. Кроме этого имеет смысл использовать тренинговую групповую форму в работе с коррекцией эмоциональных состояний.

Работа во взаимодействии со специалистами ДОУ: по окончании коррекционной работы был организован праздник для детей средних, старших и подготовительных групп «Сокровища пиратов», в котором приняли живое участие музыкальный работник и инструктор по физкультуре.

Выводы аналитического отчета.

Анализируя собственную деятельность за истекший период можно сказать о том, что проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути дальнейшей работы и профессионального роста в будущем. В следующем учебном году необходимо уделить больше внимания углублению работы с педагогическими кадрами, а также работе с одаренными детьми и детьми, воспитывающимися в неблагополучных условиях.

Наиболее эффективными формами работы при решении поставленных задач оказались: семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации, тренинги, групповые и индивидуальные занятия.

Итоговая таблица деятельности за истекший период по всем направлениям

п/п

Направление деятельности

Количество

Примечания

Проведено консультаций

99

Проведено коррекционных занятий

291

Проведено тренинговых занятий

20

Проведено мероприятий во взаимодействии со специалистами ДОУ

1

Праздник окончания коррекционной работы

Участие в работе ПМПК ДОУ

3

Отправлено детей на городскую ПМПК

1

Участие в семинарах городского МО

4

Учитывая вышеизложенное, на предстоящий период работы сформулированы следующие задачи:

  1. Оказание помощи в адаптации к ДОУ детей групп раннего развития, с учетом индивидуальных особенностей развития детей и сложившихся традиций семейного воспитания;
  2. Использование разнообразных форм работы с родителями для привлечения их к сотрудничеству в воспитании и образовании детей;
  3. Оказание практической помощи педагогам в работе с детьми и родителями с использованием таких форм работы, как семинары-практикумы, тренинги эмоционального общения, лекции;
  4. Осуществление мониторинга развития познавательных процессов и способностей воспитанников ДОУ и их коррекция.
  5. Анализ и коррекция проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация.
  6. Анализ и коррекция детско-родительских отношений.
  7. Психологическое сопровождение подготовки воспитанников выпускных групп к школьному обучению.
  8. Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.

Отчет составила педагог-психолог МБДОУ № 22 «Ивушка»          Ищенко Е.Г.

[a]Оставлен комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчет о работе педагога-психолога

Годовой отчет о работе педагога-психолога...

Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР за 2011 - 2012 учебный год

Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР 2011 - 2012 учебный годВ конце учебного года педагогом - психологом был представлен отчет о работе структурного подразделения ЦИПР.Основной целью р...

Аналитический отчёт о работе педагога-психолога Мельниковой Ирины Сергеевны МБДОУ «Детский сад №85» за 2015-2016 год

Основными проблемами, с которыми в течение года обращались родители воспитанников являлись: адаптация к ДОУ, агрессивное поведение ребёнка, развитие познавательных процессов, подготовка детей к ...

Аналитический отчет о работе педагога-психолога Гурковой Т.Н.

В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога в 2014 – 2015 учебном году строилась в соответствии с утвержденным годовым планом, направлениями работы дошкольной образовател...

Аналитический отчет эффективности деятельности педагога-психолога за период с сентября 2018 по май 2019.

Аналитический отчет эффективности деятельности педагога-психолога за период с сентября 2018 по май 2019....

Отчет о работе педагога-психолога за 2020-2021 учебный год.

Отчет о работе педагога-психолога за 2020-2021 учебный год....

Отчет о работе педагога-психолога МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» (за 2020-2021 учебный год).

Работа педагога-психолога велась в соответствии с законодательством Российской Федерации, с основной образовательной программой детского сада, рабочего плана и нормативно-правовыми документами...