Программа психологического развития детей дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Программа психологического сопровождения детей  разработана на основе программ психолого-педагогических занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению под редакцией Роньжиной А.С.(2003), «Комплексные развивающие занятия» Хомяковой Е.Е. (2009),  и «Тропинка  к своему Я. Дошкольники» под редакцией Хухлаевой О.В. (2004) ( тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4, 4-5, 5-6  лет).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_15-16.doc386 КБ

Предварительный просмотр:

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Светлые Горы»

.

Программа

 психологического развития детей

дошкольного возраста

 

Составитель: Лис Л.В.

2015-2016 год

Пояснительная записка

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

     Данная программа разработана на основе программ психолого-педагогических занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению под редакцией Роньжиной А.С.(2003), «Комплексные развивающие занятия» Хомяковой Е.Е. (2009),  и «Тропинка  к своему Я. Дошкольники» под редакцией Хухлаевой О.В. (2004) ( тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4, 4-5, 5-6  лет). 

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

Особенности и новизна образовательной программы в том, что в неё включено много полифункциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решать несколько задач с другой – позволяющих оказывать на разных детей различное влияние; охватывает все стороны формирования психологического здоровья дошкольников; учитывает гендерные различия. Программой могут пользоваться не только педагоги-психологи, но и воспитатели, родители.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет через групповую работу, учитывающую специфику дошкольного возраста, обучить детей социально приемлемым способам самоутверждения и самовыражения,  полноценному общению, положительному восприятию себя, адекватному поведению  в соответствии с окружающими  условиями и событиями, поддержанию положительного эмоционального фона, оптимистического настроя, воспитать доброжелательное отношение к окружающим, развить способность к эмоциональному сопереживанию.

Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.

Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа программы.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Формы работы с детьми в рамках программы:

Групповые занятия

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Группа

Время занятия

Младшая группа

15 мин

Средняя группа

20 мин

Старшая группа

25 мин

Подготовительная группа

30 мин

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

младшая группа -  восприятие;

средняя группа – восприятие, эмоциональная сфера;

старшая группа - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера; подготовительная группа - личностно-волевая сфера

Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий:

  1. Фонотека.
  2. Настольно-печатные игры.
  3. Предметные игрушки.
  4. Доска.
  5. Краски, карандаши, фломастеры.
  6. Писчая и цветная бумага.
  7. Строительный материал.

Принципы проведения занятий:

  1. Системность подачи материала.
  2. Наглядность обучения.
  3. Цикличность построения занятий.
  4. Доступность.
  5. Проблемность.
  6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

  1. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

  1. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

  1. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями.

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, предусмотрена  просветительская работа с родителями в форме консультаций, лекций, информирования через уголок психолога в каждой возрастной группе.

Особенности психологического курса

Младшая группа

Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.

В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности детей является игра.

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Программа курса разработана на основе комплексной программы психологических занятий с детьми раннего возраста Роньжиной А. С. и комплексных развивающих занятий с детьми раннего возраста Хомяковой Е. Е.  Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура и форма занятий

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.                                                                                    

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются. Психолог может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п. Каждое из занятий повторяется по 2-3 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.

Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.

Тематическое планирование психологических занятий

Младшая группа

Неделя,

№ занятия

Тема

План занятия

Материалы

к занятию

Октябрь

2 неделя, занятие №1

Божья коровка

Ритуал приветствия. Знакомство.

Пальчиковая  игра «Божья коровка».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры.

Изодеятельность:  разукрашивание крылышек на спинке божьей коровки

Завершение. Обсуждение результатов занятия. Прощание

-  большая божья коровка;

- маленькие божьи коровки в контейнерах с крупой на каждого;

- изображения божьих коровок,

- CD – диск Е. Железновой «Музыка с мамой», магнитофон

3 неделя ,занятие №2

Божья коровка

Ритуал приветствия. Знакомство.

Пальчиковая  игра «Божья коровка».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры.

 Игра «Найди маленьких божьих коровок» (контейнеры с крупой).

Изодеятельность:  рисование пятнышек на спинке божьей коровки

Завершение. Обсуждение результатов занятия. Прощание

-  большая божья коровка;

- маленькие божьи коровки в контейнерах с крупой на каждого;

- изображения божьих коровок, черная пальчиковая краска

- CD – диск Е. Железновой «Музыка с мамой», магнитофон

4 неделя, занятие №3

Листопад

Приветствие. Наблюдение и беседа о признаках осени.

Танцевальная пауза «Листопад»

Дидактическая игра «Собери листочки по цвету».

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Пальчиковая игра.

Изодеятельность:  Осенние листочки.

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

картина «Осенняя прогулка»;

- зонт;

- CD – диск с плавными танцевальными мелодиями;

- листья жёлтые, зелёные, красные и коробки трёх цветов;

- вырезанные из белой бумаги листья , гуашь (жёлтая, красная), губки

5 неделя, занятие №4

Листопад

Приветствие. Рассматривание картины «Осенняя прогулка»..

Танцевальная пауза «Листопад»

Дидактическая игра «Собери листочки по цвету».

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Пальчиковая игра.

Изодеятельность:  Осенние листочки.

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

Ноябрь

1 неделя, занятие №5

Желтый цвет

Приветствие. Появление «жёлтого» Жени. Знакомство.

 Игра «Подарки для Жени».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры

Дидактическая игра «Жёлтая картина».

Пальчиковая игра.

Изодеятельность: Солнышко (рисуем лучики)

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

- игрушка кукла в жёлтой одежде;

- диск с песенками - играми, проигрыватель;

- набор жёлтых предметов, жёлтая коробка, игрушки других цветов;

- панно «Дерево на полянке» с набором жёлтых листьев, цветов;

- жёлтая гуашь, кисти (на каждого);

- лист с изображением жёлтого круга (на каждого ребёнка)

2 неделя, занятие №6

Красный цвет

Приветствие. Появление Карины в красном. Знакомство.

Игра «Красные игрушки».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры

Дидактическая игра «Красное лото»

Пальчиковая игра .

Изодеятельность:  аппликация «Красные бусы и бант для Карины».

 Завершение. Обсуждение результатов занятия.

кукла в красной одежде;

- диск с песенками - играми, проигрыватель;

- набор красных предметов, красная коробка, игрушки других цветов;

- красное лото

- красные кружочки и бантики;

- лист с изображением Карины (на каждого ребёнка)

3 неделя, занятие №7

Желтый и красный

Приветствие. Появление Жени и Карины.

Игра «Разложи игрушки по цвету»

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры

Дидактическая игра «Цветы Жене и Карине».

Пальчиковая игра.

Изодеятельность: аппликация «Жёлтые и красные цветы».

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

- куклы Женя (в жёлтом) и Карина (в красном);

- диск с песенками - играми, проигрыватель;

- жёлтые и красные игрушки, жёлтая и красная коробки;я и к

-панно (две вазы: жёлтая и красная и цветы к ним на липучках)

- вырезанные жёлтые и красные цветы; клей - карандаши

- лист с изображением жёлтой и красной вазы (на каждого ребёнка)

4 неделя, занятие №8

Синий цвет

Приветствие. Появление Сёмы. Знакомство.

Игра «Синие игрушки».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры

Дидактическая игра «Рыбалка».

Пальчиковая игра.

Изодеятельность:  Синие рыбки в аквариуме.

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

- кукла Сеня (в синей одежде);

- диск с песенками - играми, проигрыватель;

- синие и не синие игрушки, синяя коробка;

- ёмкости с водой, сачки, синие рыбки (на каждого)

- синяя гуашь, штампики  рыбки;

- лист с изображением аквариума (на каждого ребёнка)

С 88 Хомякова Е.Е.

Декабрь

1 неделя, занятие №9

Зеленый цвет

Приветствие. Появление Зёмы. Знакомство.

Игра «Зелёные игрушки».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры

Дидактическая игра «Зелёное лото».

Пальчиковая игра

Изодеятельность: Трава на цветочной поляне.

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

- кукла – гном Зёма (в зелёной одежде);

- диск с песенками - играми, проигрыватель;

- зелёное лото (на каждого);

- набор зелёных и не зелёных игрушек, зелёная коробка;

- зелёная гуашь, кисти;

- лист с изображением цветов (на каждого ребёнка) с 55 Хомякова

2 неделя, занятие №10

Синий и зеленый

Приветствие. Появление персонажей. Знакомство.

Игра «Распредели игрушки».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры

Дидактическая игра «Домики с картинками».

Пальчиковая игра.

Изодеятельность: Зелёная веточка с синими ягодами.

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

- куклы Зёма (в зелёном) и Сёма (в синем);

- диск с песенками - играми, проигрыватель;

- набор зелёных и синих игрушек, две коробки  соответствующих цветов;

- синий и зелёный дома (изображения), картинки с синими и зелёными предметами;

- синяя гуашь, ватные палочки;

- лист с изображением зелёной веточки (на каждого ребёнка)

3 неделя, занятие №11

Разноцветные карандаши

Приветствие.

Упражнение на развитие речи.

Рисунки вертикальных линий

Движения под музыку

Дидактическая игра «Что бывает красным, желтым, зелыным, синим»

- листы бумаги;

- цветные карандаши;

- предметы основных цветов,

- песня Шаинского «Коробка с карандашами»;

Заготовка под аппликацию

С 58 Хомякова Е.Е.

4 неделя, занятие №12

Новый год

Приветствие.

Упражнение на развитие речи.

Сравнение по величине.

Пальчиковая игра

Работа с геометрическими фигурами

Игра « 4 лишний»

Рисование елочные шары

-Картинка Елки

- треугольник разного размера

- наборы шариков

- листы -

-карандаши

- разрезная картинка шарика

С 61 Хомякова Е.Е.

Январь

3 неделя, занятие № 13

Зима

Приветствие. Рассматривание картины.

Знакомство со свойствами снега.

Танцевальная пауза («Мороз» Е. Железнова).

Подвижная игра «Снежки».

Пальчиковая гимнастика.

Изодеятельность: Зимнее дерево.

Завершение. Обсуждение результатов занятия

- картина «Зима»;

- снег и грелка;

- «снежки» и корзина.

- два изображения детей в зимней и летней одежде;

- синяя тонированная бумага с изображением дерева, белая гуашь, кисти;

- CD Е. Железновой «Музыка с мамой»

С 64 Хомякова Е.Е.

4 неделя, занятие №14

Мячик

(шар, круг)

Приветствие. Знакомство.

Дидактическая  игра «Круглый - некруглый».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры «Шарики»

(Е. Железнова)

Пальчиковая игра «Найди бусинки в крупе»

Изодеятельность:  Бусы (аппликация)

Завершение. Обсуждение результатов занятия

- Надувной мяч;

- Крупа в ведёрках, набор разноцветных бусин (на каждого);

- Шарики с наполнением (шуршащие);

- шарики, кубики, пирамидки и коробка с круглыми прорезями;

- вырезанные из цветной бумаги  кружочки , клей.

5 неделя, занятие №15

Лиса и заяц

(длинный - короткий)

Приветствие. Знакомство. Рассматриваем уши и хвосты.

Подвижная  игра «Лиса и зайцы».

Конструирование «Домик для зайца».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры «Зайка»;

Пальчиковая игра .

Изодеятельность:   Заяц и лиса (приклеить уши и хвост).

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

- игрушки  лиса и заяц;

- диск с песенками – играми Е. Железновой;

- изображение зайца и лисы с комплектом ушей и хвостов (на каждого) ;

- набор конструктора (на каждого)

Февраль

1 неделя, занятие № 16

Три медведя

(большой - маленький)

Приветствие. Знакомство с семейством медведей. Сравнивание по величине.

Игра «Поможем медвежонку собрать игрушки».

Танцевальная пауза.

Дидактическая игра «Накроем стол».

Пальчиковая гимнастика.

Изодеятельность: Варенье для медведей.

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

- три медведя (большой, маленький, средний);

- изображение дома медведей с окошками разной величины;

- наборы посуды (разной величины тарелки, чашки, ложки);

- игрушки большие и маленькие и коробки для них;

- изображения трёх пустых банок разной величины, ягоды наклейки (большие, средние, маленькие) – на каждого

С 92 Хомякова Е.Е.

2 неделя, занятие № 17

Пушинка и камень

(легкий - тяжелый)

Приветствие. Знакомство со свойствами предметов опытным путём.

 Игра «Подуй на пушинку».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры

Дидактическая игра «Тяжёлые и лёгкие предметы».

Пальчиковая игра .

Изодеятельность:  Пушистый одуванчик.

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

- небольшие камни и кусочки ваты по числу детей.

- таз с водой,

- пушинки

- набор тяжёлых и лёгких предметов, две коробки

- изображения одуванчиков, вата для изготовления «пушистой головки» цветку.

3 неделя, занятие № 18

Семья

Приветствие

Сказка «Репка» - иниц. рассказ детей

Лото «Семья»

Пальчиковая гимнастика

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Рисование «Для любимой мамочки выросли цветочки»

Картинка семьи

Лото по теме

Картинки с дом. Животными

Листы

Карандаши

С 86 Хомякова Е.Е.

4 неделя, занятие № 19

Весна

 

Приветствие Работа у панно. Создание весеннего пейзажа.

Упражнение «Ветерок» (дети дуют на бумажные кораблики, которые плавают в тазу).

Дидактическая игра: мозаика «Кораблик».

Пальчиковая игра.

Изодеятельность:  «Цветущая яблоня»

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

магнитное панно и изображения: солнце, дерево без листьев, листочки, весенние цветы, птицы, ручеёк, кораблик;

- таз с водой, бумажные кораблики;

- цветная схема «Кораблик» и детали из игры «Танграм» (каждому);

- для рисования: на голубой тонированной бумаге изображение дерева без листьев, зелёная гуашь, цветы – наклейки, кисти;

- аудиозапись голосов птиц, журчания воды.

Март

1 неделя, занятие № 20

Мамы и детеныши

Приветствие.

 Игра «Мамы и детёныши» (называем, подражаем голосу).

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры

Дидактическая игра « Найди маму».

Пальчиковая игра.

Изодеятельность:  Аппликация «Мамы и детёныши»

Завершение. Обсуждение результатов занятия

- изображения домашних и диких (лесных) животных и их детёнышей;

- лист с изображениями домашних и диких животных и отдельные вырезанные изображения детёнышей этих животных;

2 неделя, занятие № 21

Матрешки

Приветствие. Знакомство (разбираем матрёшку, рассматриваем).

Дидактическая игра «Собери матрёшку».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры

Конструирование «Домик для матрёшки».

Дидактическая игра «Найди пару матрёшке»

Пальчиковая  гимнастика

Изодеятельность: украшаем платья и платочки у матрёшек .

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

матрёшка из 5 – 6 частей (3 шт.);

- маленькие матрёшки (по количеству детей);

- наборы деревянного конструктора;

- пары разноцветных матрёшек (большая и маленькая);

- гуашь разноцветная, штампики  цветочки;

- конверты с изображениями  матрёшек с вырезанными фартучками и платочками (на каждого)

3 неделя, занятие № 22

Мишка

Приветствие. Появление медвежонка. Знакомство.

Хороводная игра «Медвежонок спит в берлоге».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры

Дидактическая игра «У медведя во бору».

Пальчиковая игра «Мишка косолапый»

Изодеятельность:  Подарок медвежонку (мёд в банке)

Завершение. Обсуждение результатов занятия

игрушка медвежонок;

- диск с песенками - играми, проигрыватель;

- деревянные бусы, ведёрки с прорезью, шнурки (на каждого)

- жёлтая гуашь, кисти;

- лист с изображением банки (на каждого ребёнка)      

4 неделя, занятие № 23

Колобок

 (дикие животные)

Приветствие. Знакомство. Пересказ и показ с помощью персонажей сказки «Колобок».

Знакомство с героями сказки ( называем, кто самый большой, кто самый маленький)

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры

Дидактическая игра «Кто спрятался».

Пальчиковая  гимнастика

Изодеятельность: рисуем листики на деревьях.

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

персонажи сказки колобок (колобок, заяц, волк, лиса, медведь);

- ширма,

- зелёная гуашь, кисти, изображения деревьев без листочков (на каждого)

- CD Е. Железновой

С 114 Хомякова Е.Е.

5 неделя, занятие № 24

Деревня (домашние животные)

Приветствие. Знакомство с животными. Рассказ о животных

Дидактическая игра «Накорми животного».

Игра «Узнай по голосу»

Пальчиковая  гимнастика.

Изодеятельность:  лепка «Свинка»

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

фигурки домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья;

- дидактическая игра «Накормим животных»

- для лепки розовое солёное тесто (пластилин), ватные палочки (для ног), пуговки для пятачка

- CD с голосами домашних животных

С 80 Хомякова Е.Е.

Апрель

1 неделя, занятие № 25

Солнышко и дождик

 (веселый - грустный)

Приветствие героев.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Игра «Покажи эмоцию»

Дидактическая игра «Подбери героев».

Пальчиковая игра «Солнечные зайчики»

Изодеятельность: «Грустная тучка и весёлое солнышко».

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

игрушки Дождик и Солнышко;

- зеркало;

- персонажи сказок с грустными и весёлыми лицами;

- жёлтая и синяя гуашь, кисти;

- заготовки изображений солнышка и тучки на каждого

2 неделя, занятие №26

Солнышко и дождик

 (веселый - грустный)

Приветствие героев.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Игра «Покажи эмоцию»

Дидактическая игра «Подбери героев».

Пальчиковая игра «Солнечные зайчики»

Изодеятельность: «Грустная тучка и весёлое солнышко».

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

игрушки Дождик и Солнышко;

- зеркало;

- персонажи сказок с грустными и весёлыми лицами;

- жёлтая и синяя гуашь, кисти;

- заготовки изображений солнышка и тучки на каждого

3неделя, занятие №27

Мои помощники

(ушки, глазки)

Приветствие. Игра «У меня пропали ручки»

Появление куклы. Знакомство: рассматриваем и сравниваем с собой.

Песенка - игра

Что умеют наши ушки и глазки? (игра «Кто сказал мяу?»)

Пальчиковая игра «Пальчики».

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

- кукла мальчик (девочка);

- диск с песенками – играми (Е. Железнова), проигрыватель;

- набор домашних животных , большая коробка (ширма)

- красная гуашь, ватные палочки (на каждого);

- лист  бумаги с изображением котёнка  (на каждого ребёнка)                                                                

4 неделя,

занятие №28

Мои помощники

(ручки, ножки)

Приветствие. Игра «У меня пропали ручки»

Появление куклы. Знакомство: рассматриваем и сравниваем с собой.

Что умеют наши ножки? (танцевальная пауза с использованием песенки – игры)

Игра «Найди шарик»

Пальчиковая игра «Пальчики».

Что умеют наши ручки? Изодеятельность: «Дождливая тучка»

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

- кукла мальчик (девочка);

- мешочек с игрушками («Найди шарик»)

- диск с песенками – играми (Е. Железнова), проигрыватель;

- белая гуашь, ватные палочки (на каждого);

- лист голубой бумаги с изображением тучки  (на каждого ребёнка)                                                                

Май

1 неделя, занятие

 № 29

Овощи

Приветствие. Знакомство с Козой. Рассматривание овощей.

Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

Физминутка

 Игра «Чего не стало».

Дидактическая  игра «Поможем Козе собрать овощи»

Изодеятельность:  лепим огурцы.

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

- персонаж: Коза

- муляжи овощей в корзине (капуста, морковь, огурец, свекла, помидор, перец)

- мешок;

- изображения овощей и фруктов;

- зелёное солёное тесто, «хвостики» для огурцов

2 неделя, занятие №30

Овощи

Приветствие. Знакомство с Козой. Рассматривание овощей.

Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

Физминутка

 Игра «Чего не стало».

Дидактическая  игра «Поможем Козе собрать овощи»

Изодеятельность:  лепим огурцы.

Завершение. Обсуждение результатов занятия.

- персонаж: Коза

- муляжи овощей в корзине (капуста, морковь, огурец, свекла, помидор, перец)

- мешок;

- изображения овощей и фруктов;

- зелёное солёное тесто, «хвостики» для огурцов

3 неделя, занятие

№ 31

Фрукты

Приветствие. Знакомство с обезьянкой. Рассматривание фруктов.

 Игра « Найди на ощупь».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры

Дидактическая игра «Яблоня».

Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»

Изодеятельность:  лепим яблочки.

Завершение. Обсуждение результатов занятия

персонаж : Обезьянка

- муляжи фруктов (яблоко, груша, банан, виноград, апельсин) в корзинке;

- панно «Яблоня» с яблоками;

- мешок;

- солёное тесто красного цвета, палочки  для  «хвостиков» яблок

4 неделя. Занятие № 32

Фрукты

Приветствие. Знакомство с обезьянкой. Рассматривание фруктов.

 Игра « Найди на ощупь».

Танцевальная пауза с использованием песенки – игры

Дидактическая игра «Яблоня».

Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»

Изодеятельность:  лепим яблочки.

Завершение. Обсуждение результатов занятия

персонаж : Обезьянка

- муляжи фруктов (яблоко, груша, банан, виноград, апельсин) в корзинке;

- панно «Яблоня» с яблоками;

- мешок;

- солёное тесто красного цвета, палочки  для  «хвостиков» яблок

Июнь

1 неделя, занятие

 № 33

Непослушные мышата

Приветствие. Знакомство с Мамой – мышкой.

Гримировка в  мышат.

Стахотворение + движения

Игра со словами

Игра «Тихий час»

Завершение. Обсуждение результатов занятия

игрушечная мышка;

розовый и черный косметические карандаши;

большие игрушечные часы;

магнитофон, кассета с записью плясовой музыки

2 неделя, занятие №34

Непослушные мышата

Приветствие. Знакомство с Мамой – мышкой.

Гримировка в  мышат.

Стахотворение + движения

Игра со словами

Игра «Тихий час»

Завершение. Обсуждение результатов занятия

игрушечная мышка;

розовый и черный косметические карандаши;

большие игрушечные часы;

магнитофон, кассета с записью плясовой музыки

3 неделя, занятие

№ 35

Котята

Приветствие.

Голоса – сравнение

Роли – кошка, котенок

Психогимнастическое упражнение

Игра «Бабочки»

магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»;   желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей);

игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов

4 неделя. Занятие № 36

Котята

Приветствие.

Голоса – сравнение

Роли – кошка, котенок

Психогимнастическое упражнение

Игра «Бабочки»

магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»;         '

желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей);

игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов

Особенности психологического курса

Средняя группа

Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.

  1. Повышение познавательной активности. В занятие включены темы посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.
  2. Совершенствование сенсорной функции. К этому возрасту ребенок:
  • правильно дифференцирует цвета и оттенки
  • называет названия шести основных цветов
  • различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал
  • различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед
  • умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте
  • узнает бытовые предметы на ощупь
  • улучшается слуховое внимание и восприятие

Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками, носиком, ротиком, ушками, ножками и ручками.

  1. Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции).

В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).

  1. Занятие дополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.

Задачи курса:

  1. Создавать условия для проявления познавательной активности.
  2. Способствовать самопознанию ребенка.
  3. Совершенствовать коммуникативные навыки.
  4. Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
  5. продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увлечение количества правил.
  6. создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
  7. Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.

Тематическое планирование психологических занятий

Средняя группа

           ТЕМА

                                         

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Стр.

                                                                 Знакомство

2 неделя октября

«Ласковое имя»

«Ласковое имя»

«Если он медведь, назови его ласково»

«Я - мама зайчиха».

«Тихий час для мышат».

70

3 неделя октября

Весёлые - грустные

«Здравствуй, я котик»

«Котик ласкает»

«Раз,  два, три зайцы – замри»

«У птички болит крылышко - пожалей птичку»

«Тихий час для малышей»

71

4 неделя октября

Весёлые - грустные

« Здравствуй я  лисичка»

«Лисичка весёлая – грустная»

«Лисичка грустная, потому что она упала»

«Кто  как веселится»

71

5 неделя октября

Весёлые - грустные

  «Здравствуй , я зайчик »

«Зайчик весёлый – грустный»

«Зайчик позвонил по телефону»

«Зайчик отправился в лес»

«Тихий час для мышат»  

72

1неделя ноября

Весёлые - грустные

«Здравствуй. Я – мальчик Петя»

«Петя грустный - весёлый»

«Петю наказали»

«Петя в зоопарке»

«Тихий час для мышат»

73

2неделя ноября

Весёлые - грустные

«Здравствуй. Я – мальчик Петя»

«Петя грустный - весёлый»

«Петю наказали»

«Петя в зоопарке»

«Тихий час для мышат»

73

3 неделя ноября

Страшный весёлый

«Здравствуй я пластилинчик»

«Превратись в пластилинчик»

«Страшный-веселый стульчик»

«Чего боялся зайчик?»

«Ау»

73

4неделя ноября

Страшный весёлый

«Здравствуй я пластилинчик»

«Превратись в пластилинчик»

«Страшный-веселый стульчик»

«Чего боялся зайчик?»

«Ау»

73

1неделя декабря

Радуется-боится

«Хорошие ушки – красивые глазки

«Кто погладит козочку?»

«Кто когда радуется и боится»

«Помяукай и похрюкай»

«Тихий час для мышат»

74

Чувства нужно уметь распознавать

2 неделя декабря

Радость, страх, злость

«Пластилинчик» «Как выглядят чувства!

«Покажи чувства язычком»

«Покажи чувства руками»

«Листочек падает»

«Тихий час для мышат»

74

 3 неделя декабря

Радость, страх,

злость

«Угадай чувство»

«Как выглядят чувства»

«Кто в домике живёт»

«Походи как…»

«Тихий час для мышат»

75

4 неделя декабря

Узнаю чувство

по голосу

«Кто самый похожий»

«Кто лучше разбудит»

«Что чувствует кошечка?»

«Что хочет сделать Колина мама?»

«Тихий час для мышат»

76

5 неделя

декабря

Узнаю чувство

 по голосу

«Посудный магазин»

«Кто пришёл к нам в гости»

«Что подарили гости»

«Семья собачек»

«Мягкий мишка и твёрдый солдатик»

«Тихий час для мышат»

77

3 неделя

января

Узнаю чувство

 по голосу

«Посудный магазин»

«Кто пришёл к нам в гости»

«Что подарили гости»

«Семья собачек»

«Мягкий мишка и твёрдый солдатик»

«Тихий час для мышат»

77

4 неделя января

Узнаю чувство

по походке

 «Карандашик – кисточка»

« Я иду на день рождения»

«Вот так»

«Тихий час для мышат»

78

5 неделя января

Узнаю чувство

по походке

«Карандашик – кисточка»

« Я иду на праздник»

«Танец снежинок»

«Тихий час для мышат»

78

Полезные чувства: радость, любовь, забота.

1неделя февраля

Забота

«превратились-кошечки-радость»

«Игрушечный магазин»

«Поехали, поехали»

«Маша упала»

«встану я утром»

«Тихий час для мышат»

79

2 неделя февраля

Радость, любовь

«Пальцы-мышки»

«Повторяй за мной»

«Кто как радуется»

«У кого больше любимок2

«Покажу, как я люблю»

«Тихий час для мышат»

80

3 неделя февраля

Радость, любовь

«Пальцы-мышки»

«Повторяй за мной»

«Кто как радуется»

«У кого больше любимок2

«Покажу, как я люблю»

«Тихий час для мышат»

80

Вредное чувство - обида

4 неделя февраля

Кто как обижается

«Пальцы-зайцы»

«Мы – солдаты»

«Кто как обижается»

«Обижаться не могу, ой ,смеюсь, кукареку!»

«Кто медленее».

«Тихий час для мышат»

81

1неделя

март

Пожалей обиженного

«Пальцы-медведи»

«Паровозик едет на полянку»

«Хоровод»

«Цветы на полянке»

«В детский сад на самолёте»

«Тихий час для мышат»

82

Ссора. Какие чувства приводят к ссоре.

2 неделя

март

Поссорились - помирились

«Добрые-злые»

«Пальцы-звери добрые, пальцы-звери злые».

«Звери поссорились»

«Кто больше знает мирилок»

«Утро-вечер»

«Тихий час для мышат»

83

3 неделя март

Разозлился-поссорился

«Превратились»

«Больше – маленькие»

«Смелый-трусливый»

«пальчиковый этюд: поссорились, помирились»

«Тихий час мышат»

83

4 неделя март

Разозлился-поссорился

«Превратились»

«Больше – маленькие»

«Смелый-трусливый»

«пальчиковый этюд: поссорились, помирились»

«Тихий час мышат»

83

5 неделя

март

Разозлился-поссорился

«Превратились»

«Больше – маленькие»

«Смелый-трусливый»

«пальчиковый этюд: поссорились, помирились»

«Тихий час мышат»

84

2 неделя

апрель

Помирились все

«Пусть встанет тот, на кого я смотрю»

«Моем стёкла»

«Покажи голосом»

«Ну- ка, игрушки, поменяйтесь местами».

«Дай мне игрушку»

«Самолёт летит, самолёт отдыхает»

«Пальчиковый этюд: Саша напугал Дашу», «Танец мира»

84

Какие чувства живут в природе

3 неделя

апрель

Природа умеет чувствовать

«Чувство, замри!»

«Имя шепчет ветерок».

«Чувства в природе»

«Тихий час для мышат»

85

3 неделя

апрель

Природа умеет чувствовать

«Чувство, замри!»

«Имя шепчет ветерок».

«Чувства в природе»

«Тихий час для мышат»

85

4 неделя

апрель

Может ли плакать природа

«Что чувствует природа?»

«Капелька, льдинка, снежинка»

«Когда природа плачет»

«Обиженный кустик»

«Птенец в яйце»

«Тихий час для мышат»

86

5 неделя

апрель

Может ли плакать природа

«Что чувствует природа?»

«Капелька, льдинка, снежинка»

«Когда природа плачет»

«Обиженный кустик»

«Птенец в яйце»

«Тихий час для мышат»

87

2 неделя

май

Может ли плакать природа

«Что чувствует природа?»

«Капелька –ветер, ветерок, ураган»

«Громко, тихо, средне»

«Волшебный мешочек»

«Пожалею»

«Тихий час мышат»

88

3 неделя

май

Может ли плакать природа

«Что чувствует природа?»

«Капелька –ветер, ветерок, ураган»

«Громко, тихо, средне»

«Волшебный мешочек»

«Пожалею»

«Тихий час мышат»

88

1неделя

июнь

Радуюсь вместе с природой

«Что чувствует природа»

«Походить …как..»

«Не дам!»

«Танец радости»

«Тихий час для малышей»

88

2 неделя

июнь

Радуюсь вместе с природой

«Что чувствует природа»

«Походить …как..»

«Не дам!»

«Танец радости»

«Тихий час для малышей»

88

 4 неделя

июнь

Радуюсь вместе с природой

«Что чувствует природа»

«Походить …как..»

«Не дам!»

«Танец радости»

«Тихий час для малышей»

88

5 неделя

июнь

Итоговое

«Любимая игра»

«Ладошка-шарик»

«Рассмотри, кто перед тобой»

«Мишка ночью и днём»

«Потерялась девочка»

89

Особенности психологического курса

Старшая группа

В этом возрасте у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Проявляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.

При общении  ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная  сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, занятия насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, также общению.

Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.

Коллективные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

Задачи психологического курса:

  1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
  4. Способствовать самопознанию ребенка.
  5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
  6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
  7. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Тематическое планирование психологических занятий

Старшая группа

           ТЕМА

                                         

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Стр.

                                                                 Знакомство. Кто я?  

2 неделя октября

Я расту, изменяюсь

«Ласковое имя»

«Самое интересное летом»

«Я – маленький, я - большой».

«Я расту».

«Интервью»

«Ручеек радости»

91

3 неделя октября

Я расту, изменяюсь

«Мысленная картинка»

«Умел, умею, буду уметь»

«Линия времени»

«Театр»

«Ручеек радости»

92

4 неделя октября

Я – мальчик, девочка

«Мысленная картинка»

«Девочки и мальчики умеют»

«Я люблю»

«Я –мама»

«Театр»

«Ручеек радости»

93

5 неделя октября

Какие мальчики –

какие девочки

«Мысленная картинка»

«Какие девочки –какие мальчики»

«Что любят мальчики, что любят девочки»

«Кто кого обидел» 

«Мама делает, папа делает»

«Театр»

«Ручеек радости»  

93

Я – хозяин своих чувств

1неделя

ноября

Кто такой хозяин своих чувств?

«Мысленная картинка»

«Собачка хочет ласки»

 «Хозяин чувств»

«Стоп, кулак!»

«Танцы для пальцев»

«Театр»

«Ручеек радости»  

95

2 неделя

ноября

Кто такой хозяин своих чувств?

«Мысленная картинка»

«Собачка хочет ласки»

 «Хозяин чувств»

«Стоп, кулак!»

«Танцы для пальцев»

«Театр»

«Ручеек радости»  

95

3 неделя ноября

Я учусь не драться

«Мысленная картинка»

«Оживи картинку»

«Стоп, кулак! А как?»

«Сказочная страна»

«Театр»

«Ручеек радости»

96

4 неделя ноября

Я учусь не драться

«Мысленная картинка»

«Оживи картинку»

«Стоп, кулак!А как?»

«Сказочная страна»

«Театр»

«Ручеек радости»

96

1неделя декабря

Я учусь не обзывать других

«Мысленная картинка»

«Кто больше знает обзывалок»

«Обзывалки, стоп!»

«Оживи картинку»

«Акулы – рыбки»

«Театр»

«Ручеек радости"

98

 2 неделя

декабря

Я учусь не обижаться

«Мысленная картинка»

 «Хозяин своих  чувств»

«Какими чувствами нужно уметь управлять?»»

«Обида, стоп».

«Волк-волчишко, пусти переночевать»

«Театр»

«Ручеек радости"

98

3 неделя

декабря

Можно ли обижаться на маму?

«Мысленная картинка»

 «Хозяин своих  чувств»

«Обида, стоп».

Сказка «Можно ли обидеться на маму?»

 «Театр»

«Ручеек радости"

100

4 неделя

декабря

Ты обиду не держи, поскорее расскажи

«Мысленная картинка»

«Простучи обиду на барабане»

Сказка о лисенке, который обиделся

«Чтоб не обижаться, надо расслабляться»

«Театр»

«Ручеек радости"

101

5 неделя декабря

 Ты обиду не держи, поскорее расскажи

 «Мысленная картинка»

«Простучи обиду на барабане»

Сказка о лисенке, который обиделся

«Чтоб не обижаться, надо расслабляться»

«Театр»

«Ручеек радости"

102

3 неделя января

Ты обиду не держи, поскорее расскажи

«Мысленная картинка»

«Простучи обиду на барабане»

Сказка о лисенке, который обиделся

«Чтоб не обижаться, надо расслабляться»

«Театр»

«Ручеек радости"

103

Мои чувства

4 неделя января

Страх

«Мысленная картинка "Кто-то очень страшный" 

«Руки-звери»

«Верь  в себя» работа со сказкой.

«Театр»

«Ручеек радости"

104

5 неделя

января

Кто живет в темноте?

«Мысленная картинка»

«Темная комнатка»

«Грустная Темнота»

«Фу, убирай!»

«Сказка по кругу»

«Театр»

«Ручеек радости"

106

1неделя февраля

Кто живет в темноте?

«Мысленная картинка»

«Темная комнатка»

«Грустная Темнота»

«Фу, убирай!»

«Сказка по кругу»

«Театр»

«Ручеек радости"

106

2 неделя

февраля

Злость

«Мысленная картинка» 

«Злая Черная рука»

«Как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую Руку» 

«Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала» работа со сказкой

«Превращаем Танечку, превращаем Ванечку» 

«Театр»

«Ручеек радости"

109

3 неделя

февраля

Злость

«Мысленная картинка» 

«Злая Черная рука»

«Как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую Руку» 

«Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала» работа со сказкой

«Превращаем Танечку, превращаем Ванечку» 

«Театр»

«Ручеек радости"

109

4 неделя

февраля

Злость

«Мысленная картинка очень-очень добрая». 

«Кто больше всего боится злого» «Кто меньше всех боится злого?»

«Сказка о храбрых зайчатах, которые думали,что они трусливые

«Волшебное животное»

 «Театр»

«Ручеек радости"

110

1неделя

март

Любовь. Я люблю маму – мама любит меня

« Погодный массаж» 

«Ехал Грека...» 

Работа со сказкой.

«Как я люблю мою маму»

«Театр»

«Ручеек радости"

112

2 неделя

март

Любовь. Я люблю маму – мама любит меня

« Погодный массаж» 

«Ехал Грека...» 

Работа со сказкой.

«Как я люблю мою маму»

«Театр»

«Ручеек радости"

112

3 неделя

март

Я люблю папу – папа любит меня

«Погода на спине»

«Я очень хорошая киска»

«Угадай, кто зарычал»

«Папа и две сестры»

«Как я люблю моего папу»

114

4 неделя

март

Я люблю мою семью – моя семья любит меня

«Кидаемся словами» 

«Хочу — не хочу»

«Руки-волны»

«Я люблю свою семью, потому что...»

«Имя моей мамы похоже...»»

«Не думай, что мы тебя не любим»

«Нарисуем свою семью в виде цветов».

«Театр»

«Ручеек радости"

115

5 неделя

март

Я люблю моих друзей – мои друзья любят меня

«Разговор частей тела» 

Бинарная гимнастика» 

«Звериное пианино» 

«Я знаю пять имен своих друзей».

«Твое имя похоже...»

«Кто сильнее любит»

«Ручеек радости"

 

118

2 неделя

апрель

Я люблю всех людей

«Поругаемся руками» 

«Массаж чувствами»

«Кто пришел?»

«Пусть всегда будет...»

«Большой круг — маленький круг»

118

3 неделя

апрель

Герой и подвиг

«Передай чувство» 

«Чьи колени» 

«Герой и его подвиг»

«Рисунок героя»

«Ручеек радости"

119

4 неделя

апрель

Герой и подвиг

«Передай чувство» 

«Чьи колени» 

«Герой и его подвиг»

«Рисунок героя»

«Ручеек радости"

119

5 неделя

апрель

Я люблю мою Землю – Земля любят меня

«Вулкан»

Работа со сказкой.

 «Кто живет в нашем общем доме»

«Украшаем Землю» 

«Ручеек радости"

121

1 неделя

май

Я люблю мою Землю – Земля любят меня

«Вулкан»

Работа со сказкой.

 «Кто живет в нашем общем доме»

«Украшаем Землю» 

«Ручеек радости"

121

Что такое счастье?

2 неделя

май

Страна хорошо

«Что будет,  если...»

«Бабочки»

«Страна «Хорошо»»

«Ручеек радости»

122

3 неделя

май

Страна хорошо

«Что будет,  если...»

«Бабочки»

«Страна «Хорошо»»

«Ручеек радости»

122

4 неделя

май

Страна хорошо

Передай чувство

Работа со сказкой.

Театр

«Ручеек радости»

123

1 неделя

июнь

Что значит быть счастливым

«Счастье - это»

Работа со сказкой 

Медитация

«Ручеек радости»

124

2 неделя

июнь

Счастье – это  

«уметь летать»

«Портрет в рамочке» 

«Крылья»

«Счастливый сон» 

«Ручеек радости»

124

3 неделя

июнь

Счастье – это  

«уметь летать»

«А давайте…» 

Фопель

«Счастливый сон» 

«Ручеек радости»

124

4 неделя

июнь

Итоговое

«Любимые игры»

«Ракета»

«Летние снежинки»

«Нарисуй себя с другом»

«Ручеек радости»

124

Особенности психологического курса

Подготовительная группа

Программа занятий с детьми 5-6 лет

Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологической поддержки детей:

  • обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
  • обучение рефлексивным умениям;
  • формирование потребности в саморазвитии.

Однако программа групповых занятий должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, с другой стороны — обеспечить формирование основных новообразований. Поэтому к выделенным задачам нужно добавить четвертую:         содействие росту, развитию ребенка.

Соответственно в занятиях можно выделить следующие основные направления.

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Поскольку важнейшие необходимые нам изменения — это формирование самопринятия и принятия других людей, для структурирования изменений  была выбрана структура самосознания личности, предложенная B.C. Мухиной (1999), согласно которой в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство (ее права и обязанности). Таким образом, в психогимнастических играх у детей формируются:

а)        принятие своего имени;

б)        принятие своих качеств характера;

в)        принятие своего прошлого, настоящего, будущего;

г)        принятие своих прав и обязанностей.

Тематическое планирование психологических занятий

Подготовительная группа

Тема

План занятия

стр

Тема 1 Трудное чувство «дружба»

2 неделя октября

Что такое дружба?

«Приветствие»

«С кем я подружился летом»

«Сказка про незабудку».

«Волшебник».

«Всем-всем до свидания!»

125

3 неделя октября

Дружба – это помощь

«Мысленная картинка»

«Помоги другу, или Самая дружная пара»

«Пересядьте все, кто...»

««Паровозик».

«Кого укусил комарик»

«Всем-всем до свидания!»

127

4 неделя октября

Кто такой настоящий друг?

«Мысленная картинка»

 «Маша — настоящий друг, потому что...»

«Настоящий друг в нашей группе» 

«Мои другие друзья».

«Всем-всем до свидания!»

129

5 неделя октября

С кем я хочу дружить

«Мысленная картинка»

 «Я хочу с тобой подружиться»

«Я не хочу подружиться» 

«С кем я подружился»

Работа со сказкой

«Всем-всем до свидания!»

129

1 неделя

ноября

С кем я хочу дружить

«Мысленная картинка»

 «Я хочу с тобой подружиться»

«Я не хочу подружиться» 

«С кем я подружился»

Работа со сказкой

«Всем-всем до свидания!»

129

2 неделя

ноября

Какие чувства мешают дружить

«Мысленная картинка»

 «Вспомним чувства»

«Какие чувства мешают дружить».

«Сердитый мальчик—веселая девочка».

«Цветок дружбы»

«Коровы, собаки, кошки»

«Всем-всем до свидания!»

132

2 неделя

ноября

Какие чувства мешают дружить

«Мысленная картинка»

 «Вспомним чувства»

«Какие чувства мешают дружить».

«Сердитый мальчик—веселая девочка».

«Цветок дружбы»

«Коровы, собаки, кошки»

«Всем-всем до свидания!»

132

3 неделя

ноября

Дружба

«Мысленная картинка»

Подари подарок другу

Работа со сказкой

«Особенное растение»

«Всем-всем до свидания!»

133

4неделя ноября

Как помочь грустному

человеку

«Мысленная картинка»

 «Грустная Маша».

«Веселая обезьянка».

«Обезьянки уснули».

«Всем-всем до свидания!»

135

Тема 2 Как можно изменить чувства другого человека

1неделя декабря

Как помочь грустному

человеку

«Мысленная картинка»

 «Грустная Маша».

«Веселая обезьянка».

«Обезьянки уснули».

«Всем-всем до свидания!»

135

2 неделя декабря

Как помочь сердитому

человеку

«Мысленная картинка»

 «Миша рассердился».

«Мама рассердилась».

«Ласковое имя» 

«Всем-всем до свидания!»

136

Тема 3 Герои русского фольклора – какие они?

 3 неделя

декабря

Баба Яга

«Мысленная картинка»

 «Конкур на самую страшную Бабу Ягу»

«У Бабы Яги разболелись зубы»

«У Бабы Яги  нет друзей»

«Всем-всем до свидания!»

137

4 неделя декабря

Баба Яга

«Мысленная картинка»

«Когда Баба Яга была маленькой».

«Мы потерялись» 

«Бабе Яге грустно» 

«Всем-всем до свидания!»

138

5 неделя

декабря

Баба Яга

«Забывчивая Баба Яга»

«Танец Бабы Яги».

«Бабе Яге надоело быть собой»

«Рисунок "Баба Яга в гостях в нашем детском саду" 

«Всем-всем до свидания!»

139

3 неделя

января

Баба Яга

«Забывчивая Баба Яга»

«Танец Бабы Яги».

«Бабе Яге надоело быть собой»

«Рисунок "Баба Яга в гостях в нашем детском саду" 

«Всем-всем до свидания!»

139

4 неделя

января

Змей Горынч

 «Мысленная картинка»

«Конкурс боюсек».

«Самый страшный Змей Горыныч»

«Один день из жизни Змея Горыныча» 

«Смешной Змей Горыныч»

«Всем-всем до свидания!»

139

5 неделя

января

Серый волк

«Веселая мысленная картинка»

«Иван-царевич и Серый волк»

«Веселый волк—грустный волк».

 «Всем-всем до свидания!»

140

1неделя февраля

Серый волк

«Страна Наоборот» 

«"Репка" в стране Наоборот»

«На, поноси» 

«Как волк дружить научился» «Фотография на память» «Всем-всем до свидания!»

141

2 неделя

февраля

Медведь

«Мысленная картинка» «Животные в волшебных сказках» 

«Медведь страшный»

«Медведь Мишенька

«Всем-всем до свидания!»

141

3 неделя февраля

Медведь

«Мысленная картинка» «Животные в волшебных сказках» 

«Медведь страшный»

«Медведь Мишенька

«Всем-всем до свидания!»

142

Тема 4 Сильный человек – это человек сильной волей

4 неделя февраля

Сила человека – это сила его воли

«Мысленная картинка»

Работа со сказках» 

«Щекоталка»

«Хочукалки»

«Всем-всем до свидания!»

142

1неделя

март

Сила воли – это уметь терпеть

«Мысленная картинка»

«Якалки»

 «Кто последний встанет»

«Смехунчик»

«Раз, два, три, фигура чувства замри»

«Когда мне удалось быть сильным»

«Всем-всем до свидания!»

146

2 неделя

март

Сила воли – это уметь терпеть

«Мысленная картинка»

«Якалки»

 «Кто последний встанет»

«Смехунчик»

«Раз, два, три, фигура чувства замри»

«Когда мне удалось быть сильным»

«Всем-всем до свидания!»

146

Тема 5 Школа – это трудный и радостный путь к Знаниям

3 неделя

март

Трудности дороги к знанию

«Мысленная картинка»

«Моем стекла»

 «Сказка о котенке Маше»

«Смехунчик»

«Рисование сказки»

 «Всем-всем до свидания!»

147

4 неделя

март

Трудности дороги к знанию можно преодолеть

«Мысленная картинка»

«Слушаем хлопки»

 «Поиграем в сказку» «Релаксация» (В. Оклендер)

«Всем-всем до свидания!»

149

 5 неделя

март

Я преодолею трудности

«Мысленная картинка»

«Если я — котенок Маша»

 «Я преодолел эти горы»

 «Всем-всем до свидания!» 

150

2 неделя

апрель

Я преодолею трудности

«Мысленная картинка»

«Если я — котенок Маша»

 «Я преодолел эти горы»

 «Всем-всем до свидания!» 

150

3 неделя

апрель

В стране Знаний

«Школьные принадлежности» «Школьные чувства» 

«Сложи картинку» 

Работа со сказкой

 «Всем-всем до свидания!»

152

4 неделя

апрель

В стране Знаний

«Сложи картинку» 

 «Какое слово лишнее?» «Самое-самое в школе»

Работа со сказкой

«Всем-всем до свидания!»

153

5 неделя

апрель

В стране Знаний

«Учитель  делает» 

«Урок  —  перемена» 

Работа со сказкой

«Всем-всем до свидания!»

155

2 неделя

май

В стране Знаний

«Учитель  делает» 

«Урок  —  перемена» 

Работа со сказкой

«Всем-всем до свидания!»

156

3 неделя

май

В стране Знаний

«Учитель  делает» 

«Урок  —  перемена» 

Работа со сказкой

«Всем-всем до свидания!»

156

4 неделя

май

В стране Знаний

«Учитель  делает» 

«Урок  —  перемена» 

Работа со сказкой

«Всем-всем до свидания!»

157

5 неделя

май

Мне скоро в школу

«Мне скоро в школу»

«Ученик делает»

Работа со сказкой

 «Танец радости»

«Всем-всем до свидания!»

158

1неделя

июнь

Мне скоро в школу

«Мне скоро в школу»

«Ученик делает»

Работа со сказкой

 «Танец радости»

«Всем-всем до свидания!»

158

2 неделя

июнь

Мне скоро в школу

«Мне скоро в школу»

«Найди отличия»

Работа со сказкой

«Всем-всем до свидания!»

158

3 неделя

июнь

Мне скоро в школу

«Мне скоро в школу»

«Найди отличия»

Работа со сказкой

«Всем-всем до свидания!»

158

4 неделя

июнь

Итоговое

Любимая игра»

«Чудо - дерево»

«Ваню в школу провожать — надо нам поколдовать»

«Рисование себя в школе» 

«Всем-всем до свидания!»

160


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие младенческого возраста» Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.

СБОРНИК   ИГР    И    УПРАЖНЕНИЙ (РЕКОМЕНДАЦИИ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ)  &laq...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...