совершенствование зрительно-моторной координации, как средство интеллектуального развития дошкольников.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Рекомендации к работе по совершенствованию зрительно-моторной координации, как средства интеллектуального развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon noyabr.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование зрительно-моторной координации как средство интеллектуального развития  дошкольников с нарушением зрения.

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев

В. А. Сухомлинский.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Формирование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов.

Работы В. М. Бехтерева, А. Р. Лурия, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

О благотворном воздействии движений кистей и пальцев рук на развитие детей было известно уже давно. В устном творчестве разных народов можно встретить игры и потешки, которые сопровождаются движениями пальцев. В детской литературе разных стран существует жанр, который условно можно назвать «расскажи стихи руками».

Доказано, что одним из показателей нормального формирования физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, развитие зрительно-моторной координации.

Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития.

Начало развитию мышления даёт рука. Рука изучает, обследует предмет (мы получаем информацию о свойствах материала, поверхности предмета, его форме, размере, температуре, влажности, весе). Т. е. рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе исследований была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук (мелкой моторики) соответствует возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Обычноребёнок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно сформированы память, внимание, связная речь.

Какие же физиологические механизмы лежат в основе развития моторной координации.  Около 1/3 площади двигательной проекции в головном мозге занимает кисть руки. Расположена эта проекция рядом с моторной речевой зоной.

Развитие тонкокоординированных движений  кистей и пальцев рук оказывает стимулирующее влияние на формирование речевых зон (возбуждение в двигательных центрах тут же передаётся в соседние речевые зоны), и, следовательно, мышления, повышает работоспособность и благотворно действует на функциональное состояние центральной нервной системы, функциональное состояние мозга.

Тренировать пальцы рук можно  уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальчиков, сгибание и разгибание каждого пальчика, мягкое потягивание. Этому нужно уделять хотя бы 2-3 минуты ежедневно.

С 10-12 месяцев малыша надо учить рвать бумагу, отщипывать кусочки теста, глины, катать между ладошками шарики, перекладывать предметы из одной коробки в другую.

С полутора лет учить застёгивать пуговицы, развязывать узелки, сминать и затем разглаживать бумагу пальчиками и ладошками.

Затем мы используем разнообразные приёмы для развития моторики:

  • нанизывание бус
  • перебирание предметов (небольших)
  • наматывание на клубок пряжи и т. д.

И все эти занятия объединяет то, что в них задействованы в основном большой, указательный и средний пальцы (эти три пальца и соседнюю с ними часть ладони специалисты называют «социальной зоной реки»), а не задействование остальных пальцев снижает эффективность воздействия.

Поэтому развивать тонкие и сложнокоординированные движения рук необходимо с помощьюпальчиковых гимнастик, в которых при выполнении упражнений необходимо придерживаться принципов:

  1. Следует учитывать физиологичность функционирования мышц – напряжение должно сменяться расслаблением. Например, после упражнений, связанных с мышечным напряжением, достаточно несколько раз встряхнуть кистями рук.
  2. Необходимо задействовать обе руки. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем – двумя одновременно. Задействуя две руки, мы «вовлекаем в работу» оба полушария головного мозга.
  3. В упражнениях нужно использовать не только симметричные движения, но и одновременные разнотипные движения. Тем самым стимулируется функционирование головного мозга.
  4. Разучив простые движения необходимо объединять их в серии из 2-3 движений. Это переключение тренирует у детей умение реализовывать различного рода программы.

Но здесь важен принцип системности и регулярности.Польза от этих упражнений будет только тогда если их проводить регулярно, ежедневно. Выбрать какое-то время для комплекса и проводить.

В старшем дошкольном возрасте мы проводим работу по совершенствованию (развитию) зрительно-моторной координации, функции которую можно с полным основанием считать школьнозначимой. При недостаточной сформированности этой функции невозможно научить ребёнка хорошо читать и правильно писать. Трудности письма и чтения у таких детей выявляются с первых месяцев обучения.

Т. е. специальная работа по развитию зрительно-моторной координации необходима.

Задания:

  • Соедини все точки одной линией
  • Дорисовывание фигур, элементов, деталей
  • Дорисовывание зеркального отражения фигур
  • Дорисовывание узора, орнамента
  • Срисовывание (скопируй) простых геометрических фигур, сочетаний фигур
  • Скопируй буквы, цифры, соблюдая при этом размерность, направление всех штрихов и элементов
  • Рисование линий (волнистых, ломаных, пружинок по точкам, затем так, но ограничивая пространство в котором рисуется линия)
  • Различные графические диктанты, рисование по клеточкам.

Следующим этапом можно взять рисование двумя руками одновременно. Сначала мы рисуем линии: прямые, волнистые, ломаные, прерывистые, пружинки, затем геометрические фигуры, рисунки, узоры (принцип от простого к сложному).

Можно использовать программу С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Детское экспериментирование –как средство интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в ...

Стасть:РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д...

Консультация для родителей "ИГРЫ ПО СЮЖЕТАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д...

Современный развивающий материал как одно из средств интеллектуального развития дошкольников

Одна из важнейших задач воспитания ребенка - развитие интеллектуальных способностей, формирование  мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этих зад...

Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".

Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...

Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....