Комплексное занятие " Что нам осень принесла?"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

познавательное-речевое развитие через ознакомление с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие « Что нам осень принесла?» по познавательно-речевому развитию через ознакомление с окружающим.

Коррекционно-образовательные задачи. Систематизировать представления детей о временах года, признаках осени, названиях осенних месяцев.

Учить  состовлять  коллективный рассказ по картине, продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением .Развивать лексико-грамматический строй речи: расширение словаря по теме « Осень», образование относительных прилагательных.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать общую , мелкую, артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательная задача- воспитывать у детей интерес к изменениям в природе , происходящие осенью.

Предварительная работа.

Наблюдение на прогулках за изменениями в природе.

Использование художественного слова :заучивание стихотворений об осени ,пословиц и поговорок об осени, отгадывание загадок об осенних явлениях.

Материалы: пособие часы» Времена года», картина « Осень», шапочки зверей, корзинки с орехами, осенние листья, веточки.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку П. Чайковского ( «Осенняя песня « из цикла  «Времена года». Воспитатель загадывает загадку.

Воспитатель

Если на деревьях

Листья пожелтели ,

Если в край далекий

Птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года

Зовется ? ( осенью).

Ребята, как выдумаете, о каком времени года я вам загадала загадку? ( Ответы детей). Кончилось лето-время тепла и света . Грустно нам с ним расставаться , но в природе все идет своим чередом. Времена года всегда идут одно за другим, после лета наступает осень , за осенью спешит зима, потом приходит весна, и затем наступает лето.

Воспитатель демонстрирует детям смену времен года на пособии-часах « Времен года». Затем дети сами вращают стрелку и называют то время года , на которое она указывает.

Воспитатель. Может после лета наступить зима или после осени  лето? Какое время года приходит после зимы, осени? ( Ответы детей). Давайте еще раз назовем последовательность времен года. (дети называют) Каждое время года длится три месяца. Осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь. Повторить за мной эти названия ( дети повторяют, одновременно загибая пальцы на левой руке).

Воспитатель предлагает повторить четверостишие, которое поможет запомнить названия месяцев осени:

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом,

И птицы улетают ,

И детям в школу надо.

Предложить детям разделить названия осенних месяцев на части ( слоги). Напомнить: в слове столько же слогов , сколько гласных звуков ( сен-тябрь, ок-тябрь, но- ябрь)

Какая погода осенью?  Как одеты люди? Какое небо осенью? Дожди часто идут? Листья на деревьях желтые или зеленые? Давайте покажем с вами осень .

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал: Загибаем пальцы на обеих руках, начиная с больших.

Вот дубовый ,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки

 Ветер бросил на тропинку. Хлопаем в ладоши.

Воспитатель .Наступила осень ( обводит указкой всю картину) Завяли… ( цветы). (показывает на соответствующие изображение)  Пожухла… ( трава) .Пожелтели на деревьях.. ( листья).Хмурится…( небо). Накрапывает …( дождь). Улетают на юг…( птицы). Составьте рассказ самостоятельно.

Дети  состовляют  рассказ, воспитатель показывает соответствующие изображения.

Воспитатель. Посмотрите вокруг. Как много ярких, осенних листочков кругом! Вот веточка березы, вот ветка рябины, вот веточка осины.

Дыхательная гимнастика» Сдуй листочек».

Воспитатель. Давайте поиграем с листиками. Покажем , как они облетают с деревьев. Кладем на ладошку листок и дуем на него.

Ребенок.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнце круг,

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна.

Значит, осень –не весна.

Вопитатель .А сейчас у нас физкультминутка « Листочки».

Мы-листочки     Стоя на месте ,руки вверх

Мы-листочки

Мы осенние листочки   Покачивание руками

Мы на веточке сидели.

Ветер дунул полетели   Разбегаются в разные стороны

Полетали, полетали.

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок     Присесть

Мы присели все в кружок

Ветер вдруг опять подул     вновь разбежаться

И листочки быстро сдул   машут руками над головой

Все листочки полетели

И  на землю тихо сели.     Присесть.

Воспитатель. Приглашаю в лес осенний на прогулку .Друг за дружкой становитесь , крепко за руки беритесь. По дорожке, по тропинке по лесу гулать пойдем. Что это за пенек? ( подходят к пеньку, заглядывают внуть пенька) Ой, это чья шапочка? ( Ежика) .Кто будет ежиком?

Воспитатель надевает шапочку ежика на одного из ребенка, затем таким образом надеваются шапочки белочки,  воробья.

Воспитатель . какие замечательные лесные зверушки, пойдемте на опушки.

На лесной опушке встретились лесные зверушки серенький ежик, рыжынький бельчонок. Белочка , что у тебя в корзине?

Белка: Орешки .Далеко еще зима, я запасаюсь ягодами , орехами и грибами.

Воспитатель. Белочка давай поиграем с твоими орешками.

Проводится массаж рук грецкими орехами.

Выходит  ежик : Наступила осень, все ли приготовились к зиме? Что вам осень принесла?

Игра « Что нам осень принесла?»

Выходит Мальчик-воробей под музыку « скачет на лошадке по лесной полянке».

Навстречу воробью выходит ежик.

Ежик.Воробей поиграй вместе с нами!

Воробей. А я знаю про ежика чистоговорку, послушайте:

Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу, молочка дадим ежу.

Жи-жи-жи, в лесу живут ежи.

Воспитатель .Давайте, ребята, повторим чистогововку. ( Дети повторяют).

Дети исполняют хоровод « Что нам осень принесла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Прогулка в осенний лес»

Закреплять умение различать основные цвета, соотносить предметы по цвету....

Комплексное занятие на тему "Осенние листочки."

Программное содержание. Закрепить знания детей о деревьях: клен, береза, дуб. Развивать творческую инициативу в танце, ритмопластике, пении, аппликации. Познакомить с произведением Шопена «Ноктюрн». Р...

Комплексное занятие на тему "Осень"

Данный конспект будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект комплексного занятия по теме "Осень - рыжая подружка"

Систематизируем представление детей о признаках осени. Способттвуем закреплению умения устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и не живой природы, формированию отста...

Конспект комплексного занятия "И снова Осень..." для детей подготовительной группы с использованием логоритмики и ИКТ.

музыкальное занятие с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий, логоритмики для детей подготовительной группы...

открытое комплексное занятие на тему: «Осенние деревья» в средней группе.

Тема: « Осенние деревья»Цель: уточнение знаний детей о признаках поздней осени.Задачи: Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев. Включать в активный словарь названи...

Комплексное занятие «Презентация кафе «Осеннее» (образовательные области – познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие) подготовительная к школе группа

Цель: формирование познавательной активности и самостоятельности у детейЗадачи:- упражнять в порядковом счете, решать примеры;- продолжать развивать мышление, логику, сообразительность.- Закреплять ум...