Конспект образовательной деятельности по звукопроизношению «В поисках мышонка Мыша!» (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, подготовительной группы)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Еланская Елена Павловна

Подгрупповая работа над автоматизацией звука Ш у детей с ФФНР,  организованная в форме квеста (поиском по карте, с прохождением испытаний)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_zvuk_sh.docx131.79 КБ

Предварительный просмотр:

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы.

Программное содержание:

1.Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш].

2. Продолжать учить правильно произносить звук [ш] в словах, предложениях и стихах.

3. Воспитывать умение взаимодействовать, выслушивать ответы до конца,  интерес к игре.

4. Развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику.

Интеграция образовательных областей:

Здоровье: физминутка, пальчиковая гимнастика с массажными мячами, дыхательные упражнения.

Коммуникация: развитие умения внятно произносить слова и словосочетания, совершенствование фонематического слуха.

Чтение художественной литературы: совершенствование речевых исполнительских навыков.

Познание: формирование умения «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов.

Предварительная работа: постановка и автоматизация звука [ш] в индивидуальной форме, чтение сказки  Г.Юдина «Как Мыша шалил».

Материалы и  оборудование: карта «Путешествие мышонка», настольные зеркала (по количеству детей), карточки – символы артикуляционной гимнастики, модели артикуляции звука [ш], предметные картинки: опушка, ромашки, ландыши, шишки, орешки, орешник, каштан, кукушка, шмель; мольберт с изображением леса, декорации речки, массажные мячи, игрушка мышонка, воздушные шары, мультимедийное оборудование, ноутбук.

ФОТО%20037

Содержание образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся на поиски  мышонка Мыша, который в очередной раз решил пошалить. На этот раз он спрятался от нас и хочет, чтобы мы  нашли его, преодолев испытания. А чтобы вам было легче ориентироваться, Мыша оставил  карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Давайте посмотрим, что здесь нарисовано…

2. Сообщение темы занятия. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед. А вот и первое испытание, которое приготовил для вас мышонок. Определите по символам, какой звук мы сегодня будем произносить.

Дети дают характеристику звука: согласный, язык поднят вверх в форме «чашечки», зубы сближены, губы округлены, воздушная струя теплая, и приходят к выводу, что это шипящий звук [ш].

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Перед тем как спрятаться от нас мышонок очень хорошо готовился. Скажите, что же мы видим в самом начале карты?

Дети. Домик.

Логопед. В этом домике живет мышонок и каждое утро делает зарядку. Давайте и мы с вами сделаем гимнастику для языка.

Упражнения выполняются под музыку, дети ориентируются на картинки – символы и показ логопеда.

ФОТО%20039

4. Произношение звука [ш] в словах.

Логопед. Посмотрим, что нарисовано возле домика? (на карте изображение леса). Значит, наш мышонок пошел через лес.

Педагог приглашает детей к мольберту с изображением леса, раздает картинки. Дети договаривают предложение, называя  картинку подходящую по смыслу.

Сейчас мы узнаем, что Мыша видел в лесу. На опушке леса росли… (ромашки, ландыши). Отдохнуть мышонок под ромашкой захотел, но его спугнул жужжаньем полосатый, важный… (шмель). На  сосне мышонок увидел …(шишки), на орешнике… (орешки) и птицу…(кукушку). На берегу речушки он увидел…(камешки) и каштаны, которые падали, с какого дерева? (Каштана).

5. ЗСТ, развитие фонематического слуха.

Логопед обращает внимание детей на то, что речушка с камышом тоже обозначена на карте и предлагает детям определить их дальнейшее движение по маршруту (к декорациям  речки). Дети «находят» каштанчики (массажные мячики с шипами) и выполняют массаж, сопровождая движения речью:

Мячик я в руках катаю

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку

Будто я сметаю крошки.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапкой кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь - последний трюк:

Мяч летает между рук.

ФОТО%20022

Логопед. Поиграли мы с каштанчиками, а теперь послушайте стихотворение:

Мы по лесу шли, шли и каштанчики нашли.

Дети дальше побежали и лягушку повстречали.

Лягушка-попрыгушка – глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки, комары да мушки.

Какие слова со звуком [ш] вы услышали? Дети перечисляют слова, назвавшему   логопед вручает вертушку.

Давайте поможем комарам и мушкам улететь от прожорливой лягушки.

Дыхательное упражнение с вертушками. Дети делают вдох носом и дуют на вертушки с картинками насекомых «спасая их от лягушки».

Логопед обращает внимание детей на не надутый воздушный шарик, потерянный мышонком и предлагает детям выполнить фонетическое упражнение «Шарик» и физминутку с имитацией игры воздушным шаром.

 Физминутка.

Шарик, шарик мой воздушный

Непоседа непослушный!

«Подкидывать» шарик то левой, то правой рукой.

Шарик круглый, шарик гладкий,

Шарик тонкий, шарик мягкий.

Я на шарик нажимаю,

Описывать руками круг.

«Трогать» шарик, «гладить, нажимать»

Из-под рук он вылетает

Вверх. Но я его поймал,

Нитку к пальцу привязал.

Поднять руки вверх, «поймать «шарик», «намотать нитку»

ФОТО%20023

Вправо – шарик, влево-  шарик,

Мой светящийся фонарик!

Руки (параллельно) вправо и влево

Дай тебя я обниму

И к щеке своей прижму.

Ты меня не покидай,

Будь со мной, не улетай!

«Обнимать» шарик. «Прижимать» к щеке.

6. Подбор рифм. Логопед. Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, шел мышонок по дорожке, и стихи вспоминал, но последнее слово никак не мог подобрать. Доскажите  рифму к стихам

Наш пушистый кот Пушок

Может написать стишок.

Тише, мыши, –

Кот на крыше.

Зашумите –

Он услышит!

Петушок! Петушок!

Золотой гребешок!

Что так рано встаёшь?

Деткам спать не даёшь!

 

У Шерри на шее ошейник.

 

У кошки ушки на макушке.

Тише, мышки, не шумите!

Нашу кошку не будите!

Машенька в плошке

моет ушки нашей кошке.

У нашей Мушки-кошечки

Три пушистых крошечки.

7. Произношение звука [ш] в предложениях и стихах.

 Логопед. Ребята, замечательные стихи получились у Мыша с вашей помощью. А если посмотреть на карту составленную мышонком, мы увидим, что он добрался до компьютера и не только записал эти стихи, но и подобрал к ним картинки. Давайте посмотрим, что у него получилось.

Дети садятся перед экраном компьютера и проговаривают чистоговорки со слайдов, рассматривают анимацию. Педагог индивидуально подбирает тексты для детей, согласно уровню их речевой подготовки.

8. Итог занятия.

Логопед. Куда же отправился наш герой дальше? Смотрим на карту (изображение воздушных шаров), как вы думаете, где спрятался наш мышонок?

Дети. Там где воздушные шары.

Логопед.  (демонстрирует мышонка с шариками) Вот он проказник куда забрался. Молодцы, ребята, справились со всеми испытаниями, которые придумал Мыша и нашли его. Какой звук помогал нам отыскать мышонка?

Дети. Звук «ш-ш-ш».

Педагог благодарит  детей и поощряет шарами от мышонка.