Методическая разработка совместной образовательной деятельности логоритмического занятия с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы «Осень».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гаврилова Наталья Сергеевна

Коррекционно-образовательные цели:

  • Активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;
  • Учить образовывать однокоренные слова к слову ОСЕНЬ:
  • Упражнять детей в подборе синонимов;
  • Формировать навыки составления короткого описательного рассказа;
  • Закрепить умения детей выполнять слоговой  анализ и синтез.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_microsoft_word.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

    ГБДОУ №1 Выборгского района Санкт-Петербурга    

 Конспект совместной образовательной деятельности логоритмического занятия с детьми с общим недоразвитием речи  подготовительной группы

                                     «Осень».

                           Составила:   учитель-логопед ГБДОУ №1

                                        Выборгского района Гаврилова Н.С.

                               Санкт-Петербург 2014г.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;
  • Учить образовывать однокоренные слова к слову ОСЕНЬ:
  • Упражнять детей в подборе синонимов;
  • Формировать навыки составления короткого описательного рассказа;
  • Закрепить умения детей выполнять слоговой  анализ и синтез.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Закрепить представление о характерных признаках осени.
  • Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно» путем моделирования.
  • Активизировать в речи детей образные выражения из стихотворений.
  • Развивать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство любви к родной природе.
  • Формировать навыки коллективной работы.

Оборудование: модели стихотворения, рассказа, музыка Чайковского «Октябрь», пособие «Чаепитие».

Интеграция образовательных областей:

  • Познание.
  • Коммуникация.
  • Чтение художественной литературы.

Используемые образовательные технологии:

  • Игровая технология.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Здоровье-сберегающая технология.

Словарная работа:

Активизировать осенний словарь: листопад, багряная, пурпурная, золотая (листва), золотистая, капризная (осень), лазурное, хмурое, пасмурное (небо), моросящий, мелкий (дождь).

 

 

Предварительная работа:

Знакомство с русскими поэтами. Заучивание стихотворений А.С. Пушкина «Унылая пора. Очей очарованье», А.И. Плещеев «Осенью», И. Бунин «Лес, точно терем расписной». Знакомство с приметами осени. Рисование на тему: «Золотая осень», «Букет для осени». Наблюдение за осенней природой, сбор листьев.

 

 

                 Деятельность логопеда

                 Деятельность детей

I.Организационный момент.

 Звучит музыка Чайковского «Октябрь».

-Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта.

Пусть эта искорка сопровождает Вас. Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. Зал наполнился красками. А у вас радостное настроение?

 -Вот и хорошо. Теперь наша искорка будет освещать нам все занятие.

II. Основная часть.

Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и скажите,что это?

 

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я…….

-Да, действительно осень. Осень – удивительное, очаровательное время года. Она удивляет нас изобилием красок, пышным убранством. Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Бросьте мне на ладошку (игра: «слово на ладошке»). Осень, какая?

-Многие поэты любили это время года и воспевали в своих стихах. Кто знает стихи про осень? (дети читают стихи, называют автора). А какие слова и выражения особенно понравились вам в этих стихах?

- Ребята, осень-это не только красивое время года, но и немного грустное. Вот послушайте стихотворение И. Михайловой «Как обидно»:

 

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, желтый, золотой

Как хорош ты лист резной

А ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на деревья пестрые подул, подул, подул

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно…

Листьев нет, лишь ветки видно.

 

О каком осеннем явлении идет речь в этом стихотворении? 

- В какие цвета перекрашивала осень листья в стихотворении.

- Чем красила осень?

- Полина повтори эти строки:

-А покажите как ветер щеки надувал.

Давайте покажем, как он подул на деревья.

Красный, желтый, золотой Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно…(покажите как вам обидно)

Листьев нет, лишь ветки видно.

- Мы уже много сказали красивых слов об осени. А давайте составим со словом осень новые слова. Например: осенние дожди, осеннее утро, осенняя одежда и т.д.

- А еще есть одна игра «скажи по другому». Осенью небо, какое?

- Осенью деревья, какие?

- Осенью птицам не хватает.

Слоговой анализ и синтез «чаепитие»

Логопед раздает детям карточки с разноцветными чашками и блюдцами. На чашках изображены картинки, в словах которых по одному, два, три, четыре слога, а на блюдцах «кирпичики», обозначающие количество слогов (по теме «Осень»).

-Надо подобрать чашку к блюдцу по цвету и количеству слогов.

-Под красивую музыку балетмейстеры придумывают балет. Давайте, вообразим, что мы великие танцоры и представим листопад.

Координация речи с движениями:

  Листья осенние тихо кружатся

  листья нам под ноги тихо ложатся

  и под ногами шуршат, шелестят

  будто опять закружится, хотят.

- А теперь бросьте листья на землю. Падающие листья укрыли всю землю, и получился осенний ковер.

III. Организация окончания занятия.

Подведение итогов. Прощание с детьми.

 

- Да.

Дети рассаживаются на стульчики.

–Осень.

- Разноцветная, золотая, капризная, пестрая, яркая, золотистая.

- Очей очарованье; Пышные природы увяданье; В багрец и золото одетые леса; Лес, точно терем расписной.

- О листопаде.

- Красный, желтый, золотой.

- Тонкой кистью.

-Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, желтый, золотой

Как хорош ты лист цветной.

Дети мимически показывают как им обидно.

- Серое, хмурое, пасмурное.

- Нагие, голые, облетевшие.

- Корма, еды, пропитания.

Дети выполняют задание.

Дети берут листья под деревом.

Кружатся на цыпочках, руки в стороны. 

Приседают.

Движения руками вправо-влево.

Поднимаются и кружатся с листьями.

До свидания!