МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЁНКА С РОДИТЕЛЯМИ (автор Г.Т.Хоментаускас)
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Пудкова Наталья Вячеславовна

МЕТОДИКА

ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

РЕБЁНКА С РОДИТЕЛЯМИ

(автор Г.Т.Хоментаускас)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА

ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

РЕБЁНКА С РОДИТЕЛЯМИ

(автор Г.Т.Хоментаускас)

Проективная методика «Рисунок семьи»

Цель диагностики: исследование межличностных отношений ребёнка с родителями.

Экспериментальный материал: лист бумаги, простой карандаш или набор цветных карандашей.

Ход проведения исследования.

Если в рисунке семьи руки каждого (или одного) члена семьи неодинаковы, то можно предположить, что особенности характеризуют стиль общения конкретных членов семьи.

В процессе выполнения задания с ребёнком, рекомендуется обращать внимание на паузы, возвращения к уже нарисованным фигурам, исправления, чрезмерное штрихование, спонтанные высказывания.

Расстояние между фигурами отражает реальную эмоциональную дистанцированность каждого члена семьи по отношению к ребёнку, друг к другу (с точки зрения самого ребёнка).

Барьеры (члены семьи изображаются разъединёнными различными предметами) свидетельствуют об эмоциональной разобщённости, о конфликтности семейных отношений.

Порядок изображения. Наиболее информативно то, кого из членов семьи ребёнок изображает первым. Как правило, это либо наиболее эмоционально значимый член семьи, либо тот член семьи, которого ребёнок боится, но почитает. Уточнить, с каким эмоциональным отношением связано изображение первым того или иного члена семьи, позволяет анализ рисунка в целом. Если ребёнок рисует себя в непосредственной близи с изображённым первым членом семьи, который при этом тщательно прорисован, декорирован, можно предположить, что именно к нему ребёнок наиболее привязан. В том случае, когда ребёнок рисует себя в отдалении от первого изображённого члена семьи, нарисованного к тому же схематично или радуцированно, вообще не рисует себя или изображает последним, то, скорее всего, с этим членом семьи у него связаны наиболее отрицательные эмоции, на которых он сознательно или бессознательно акцентирует своё внимание. Если первым ребёнок изображает себя, скорее всего, он воспринимает себя как центр всего, он воспринимает себя как центр внимания, считает главным в семье. При такой ситуации его собственное изображение значительно отличается от других по степени детализированности, тщательности прорисовки, декорированности. В других случаях – если в рисунке есть показатели личностного неблагополучия ребёнка – необходимо уточнить, не выполняет ли такое изображение функцию компенсации. Изображение первыми различных предметов, а не людей рассматривается как уход, защита от неприятного задания. Это свидетельствует о неблагополучии в семейной ситуации или о недостаточном доверии ребёнка к экспериментатору. Если последней рисуется фигура матери, то чаще всего это говорит о негативном отношении ребёнка к ней. Изображение последними других членов семьи не интерпретируются как показатель таких отношений.

Состав семьи. Изображение всей семьи рассматривается как один из показателей благоприятной семейной ситуации, но может свидетельствовать о ней только в сочетании с другими показателями ненарушенных семейных отношений, об их конфликтности.

Изображение не входящих в семью детей рассматривается как проявление чувства одиночества в семье, недостатка внимания. Включение в рисунок не живущих в доме животных (как правило, пушистых и мягких) интерпретируется так же, как и расширение семьи за счёт детей. С той только разницей, что здесь можно предположить у ребёнка выраженную потребность в более тёплых эмоциональных отношениях, тогда как включение в рисунок детей свидетельствует, скорее всего, о потребности в общении на равных. Отсутствие изображения какого-нибудь члена семьи (или радуцированное его изображение) может быть связано с негативными эмоциями по отношению к нему, конфликтными отношениями ребёнка с ним. Часто в рисунке отсутствуют братья и сёстры, что связано с конкурентностью в отношениях с ними.

Если отсутствует изображение самого ребёнка, это указывает на эмоциональное неприятие ребёнка в семье, чувство отверженности у него.

Так же интерпретируется отсутствие изображения членов семьи (ребёнок рисует себя  одного или с кем-нибудь другим, не входящим в семью).

Эти варианты различаются отношением ребёнка к такому отвержению. В случае отсутствия изображения ребёнка можно предположить, что он чувствует свою вину за то, что не принимается членами семьи. В другом случае ребёнок обвиняет семью, что приводит к весьма драматичной ситуации: ребёнок и злится, и обижается на своих родителей, и любит их. (Часто такая противоположность эмоций находит выход в агрессивных тенденциях, негативной демонстративности). Изображение различных фигур на разных сторонах листа или на разных листах рассматривается как показатель враждебности между «разъединёнными» членами семьи.

Отказ рисовать семью (при условии хорошего контакта экспериментатора с ребёнком) свидетельствует о чрезмерном эмоциональном напряжении ребёнка в связи с семейной ситуацией, тенденции к вытеснению этих отношений.

Величина фигур. Неадекватно большое изображение какого-нибудь члена семьи может свидетельствовать о его доминантности. Такое доминирование может вызывать у ребёнка отрицательное отношение, и тогда в рисунке встречаются другие показатели такого отношения (например, штриховка этой фигуры).

Неадекватно большое изображение ребёнком самого себя интерпретируется как чувство своей значимости. Однако, если в рисунке есть указания на неблагополучную семейную ситуацию, личностные трудности ребёнка, то скорее всего, изображение свидетельствует о потребности ребёнка в признании своей значимости.

Изображение себя неадекватно маленьким свидетельствует о нарушенных семейных отношениях, эмоциональной зависимости, чувстве неуверенности у ребёнка, о потребности в заботе.

Изображение неадекватно маленьким какого-нибудь члена семьи, рассматривается как показатель нарушенных отношений ребёнка с ним, испытываемых по отношению к нему отрицательных эмоций.

Выражение лиц нарисованных членов семьи может быть отражением чувств ребёнка к ним или представления ребёнка о том, как они к нему относятся.

Поправки. Стирание нарисованных фигур, возвращение к их доработке, свидетельствует о значимости для ребёнка того или иного члена семьи. Однако эта значимость может быть как положительной, так и отрицательной. Если доработки не привели к улучшению результатов, то это, как правило, свидетельство отрицательного, конфликтного отношения, вызывающего эмоциональное напряжение.

Позы перед рисованием той или иной фигуры также рассматриваются как показатель конфликтности отношения ребёнка с данным членом семьи.

Расположение фигур на линии основания, проведение линий под рисунком могут рассматриваться как симптомы тревожности ребёнка. В некоторых случаях так же может быть проинтерпретировано и преобладание в рисунке вещей (по сравнению с людьми).

Дополнительная информация. Дополнительную информацию о семейных отношениях можно получить, предложив ребёнку раскрасить рисунок семьи. Совпадение цветов при раскрашивании расценивается как показатель эмоционально близких отношений ребёнка с данным членом семьи.

Анкетный опрос родителей

Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания. В этом случае проводится анкетный опрос родителей или других близких ребёнку людей с целью выявления психологического микроклимата в семье.

Анкета №1

Ф.И.О. ребёнка__________________возраст__________________№ группы_____________

Ф.И.О. родителей______________________________________________________________

  1. Как Ваш ребёнок засыпает?

- быстро

- медленно

- требует, чтобы с ним сидели

- требует, чтобы не гасили свет

  1. Как он спит?

- крепко, спокойно

- неспокойно

- вскрикивает

- плачет

- разговаривает во сне

  1. Как просыпается?

– сразу

- не сразу

  1. В каком настроении просыпается Ваш ребёнок?

- весёлый, спокойный

- раздражительный

- грустный

- в слезах

  1. Как он ест?

- охотно, не выбирает пищу, быстро, сам

- неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых

  1. С каким настроением Ваш ребёнок идет в Детский сад?

- радостное

- иногда не хочет

- часто отказывается

- капризничает

- другое

  1. В чем Вы видите причину нежелания ребёнка идти в детский сад?

- трудности в отношениях с воспитателем

- трудности в отношениях со сверстниками

- привязанность к матери

- позднее засыпание вечером

- другие причины

  1. Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребёнка?

- да

- иногда

- нет

  1. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?

- в темной комнате

- при наказаниях, окриках

- при недовольстве взрослых его поведением

- когда слушает страшную сказку

- когда видит собаку, змею

- без видимой причины

  1. Как проявляется страх у ребёнка?

- плачет

- убегает

- впадает в ярость

- зовет взрослых

- справляется сам

  1. Часто ли ребёнок бывает сердитым, агрессивным?

- часто

- иногда

- редко

  1. Как Ваш ребёнок реагирует на агрессию со стороны других детей и взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.?)

- ответное нападение

- плачет

- проявляет гнев (бросает игрушки, мимическое выражение эмоций, словесное)

- замыкается, «уходит в себя»

- уходит, убегает от обидчика

  1. Чему радуется Ваш ребёнок?

- новой игрушке, подаркам

- встрече с близкими людьми

- встрече со сверстниками, друзьями

- когда вы вместе играете

- совместным походам в театр, цирк и т.д.

  1. Что вызывает у него огорчение?________________________________________________________________

  1. На что он обижается? ______________________________________________

  1. Часто ли ребёнок плачет?

- да

- нет

  1. Какое обычно состояние у ребёнка?

- спокойное

- плаксивое

- возбужденное

  1. Как быстро проходит у него переживание?

- быстро

- не очень быстро

- через длительное время

  1. Умеет ли Ваш ребёнок выразить своё сочувствие близким?

- да

- редко

- нет

  1. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам?

- доброжелательный интерес

- агрессивность

- безразличие

  1. Как ребёнок относится к животным?

- доброжелательный интерес, желание поиграть

- страх

- агрессивность

- безразличие

  1. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?

- доброжелательность

- агрессивность

- безразличие

  1. С кем из детей группы Ваш ребёнок наиболее часто общается?_____________________

  1. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?

- да

- иногда

- нет

  1. Жалуется ли на сверстников?

- да

- иногда

- нет

  1. На что жалуется в отношениях со сверстниками?

- дети не принимают в игру

- обижают

- не хотят дружить

- отнимают игрушки

- шумят

  1. Какой Ваш ребёнок в общении с другими детьми?

- уравновешенный

- терпеливый

- чуткий

- уступчивый

- приветливый

- вспыльчивый

- склонный чаще командовать, чем подчиняться

  1. Умеет ли ребёнок отстаивать свои интересы перед взрослыми?

- да

- не всегда

- нет

  1. Умеет ли ребёнок отстаивать свои интересы перед сверстниками?

- да

- не всегда

- нет

  1. Каким образом он отстаивает свои интересы?

- находит аргументы

- упрашивает

- вежливо требует

- агрессивно требует

- плачет

31. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

- прямого влияния не оказывают

- благополучие семейных отношений – это эмоциональный тыл ребёнка, облегчающий  его жизнь в детском саду

- сущность семейных отношений ещё недостаточно понятна ребёнку, поэтому _____________________________________________________________________________

Предлагаемая анкета частично может быть использована и для опроса воспитателей, работающих с детьми.

Анкета №2

  1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад?

- радостно

- иногда не хочет

- часто отказывается

- капризничает

- другое

  1. В чем Вы видите причину нежелания ребёнка идти в детский сад?

- трудности в отношениях с педагогом

- со сверстниками

- привязанность к матери

- позднее засыпание вечером

- другие причины

  1. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?

Благополучно (с кем именно):

- с воспитателями

- с помощником воспитателя

- с музыкальным руководителем

- инструктором по физкультуре

- с педагогами дополнительного образования

- с другими специалистами

Неблагополучно (причины):

- иногда бывают конфликты

- обижается на взрослых за то, что наказывают

- не разрешают брать игрушки

- другое

  1. С кем из детей группы Ваш ребёнок наиболее часто общается?
  2. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?

- да

-иногда

-нет

  1. Жалуется ли на сверстников?

- да

- иногда

- нет

7. На что жалуется?

- дети не принимают в игру

- обижают

- не хотят дружить

- отнимают игрушки

- шумят

8.Что Вам хотелось бы изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?

9. Есть ли у Вашего ребёнка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?

10. Как Ваш ребёнок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)?

11. Какой Ваш ребёнок в общении с другими детьми?

- уравновешенный

- терпеливый

- чуткий

- уступчивый

- приветливый

- вспыльчивый

- склонен чаще командовать, чем подчиняться

- другой

  1. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

- прямого влияния не оказывают

- благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребёнка, облегчающий его жизнь в детском саду

- сущность семейных отношений ещё недостаточно понятна ребёнку, поэтому________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование уровня развития межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста

В статье проведено исследование исследование развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста...

Методика исследования состояния уровня развития мелкой моторики по Г.А. Волковой

Раскрытая методика исследования состояния уровня развития мелкой моторики Г.А. Волковой...

Цели, задачи, методы и содержание методик исследования уровня адаптированности детей раннего возраста в период адаптации их к дошкольному учреждению.

Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: ч...

Организация и методика исследования фонематических процессов у дошкольников 7-го года жизни с ОНР III уровня речевого развития

Организация и методика исследования фонематических процессов у дошкольников 7-го года жизни с ОНР III уровня речевого развития...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...