"Лечение" искусством детей младшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.  Арт - терапия вошло в нашу жизнь как слово, которое обозначает «лечение искусством». Её можно рассматривать как методику лечения и развития при помощи творчества и художественного искусства. Считается, что арт - терапия  самое мягкое, но эффективное средство, которое используют  в работе психологи, психотерапевты  и педагоги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.  Арт - терапия вошло в нашу жизнь как слово, которое обозначает «лечение искусством». Её можно рассматривать как методику лечения и развития при помощи творчества и художественного искусства. Считается, что арт - терапия  самое мягкое, но эффективное средство, которое используют  в работе психологи, психотерапевты  и педагоги.

Занятия арт - терапией носят скорее самопроизвольный характер и

 все они направлены не на результат, а на творческий процесс, в отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству. Когда мы занимаемся свободным творчеством, то получаем эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, а самое главное оно  доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Арт - терапия развивает творческие возможности и является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Целью применения арт - терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья воспитанников и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала.

В жизни человека искусство занимало немалое место  и поэтому возникновение такого метода как арт - терапия является вполне закономерным. С помощью этого метода  можно не только снять стресс и расслабиться, но и перед нами есть возможность раскрыть внутренний мир. Спектр решаемых проблем колоссален. Различные приемы арт - терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, потерь, конфликтов, лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако арт - терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности. Создатели такой методики, как  арт - терапии, опираются на творческие способности каждого человека. Всем понятно, что не каждый может стать великим актером, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным проявлением. Методика  арт - терапии эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и взрослым метод позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным методам.

Задачи арт-терапии:

  • диагностика психологических проблем;
  • адекватный выход агрессии и других негативных проявлений человека;
  • увеличение эффективности психотерапевтического лечения при помощи обучение концентрации;
  • формирование творческих способностей;
  • вырабатывание самоконтроля;
  • рост самооценки.

Методами  арт-терапии  являются:

  • изотерапия (рисование, живопись, лепка и т.д.),
  • цветотерапия,
  • песочная терапия,
  • музыкотерапия,
  • библиотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т.д.),
  • драматерапия.

Характеристики видов арт - терапии:

Сказкотерапия.

. Одной из особенностей использование сказки является то, что она способствует развитию речи детей.

Песочная терапия. Песок является одним из прекрасных компонентов для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях очень эффективно и всегда приносит результат.

Дети с немалым интересом рисуют, строят, показывают

в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом обязательно должны сопровождать свои действия речью.

Цветотерапия. Каждый педагог должен владеть техникой  цветотерапии и уметь использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.

Этот метод погружения в определённый цвет в настоящее время стал широко применяться в работе  ДОУ.

Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

Терапия водой. Вода – самый  любимый всеми детьми объект для исследования.  С помощью воды ребёнок получает  приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности.

Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Самое важное и значимое место  в жизни ребенка занимает игра. Она способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребёнка, его социализация. Развивает мышление,  память, воображение.

Музыкотерапия –  метод, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям  радость и удовольствие. Музыка способствует развитию творчества,

фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...