Инклюзивное образование в ДОО
консультация по коррекционной педагогике на тему

Лашина Ольга Сергеевна

 

В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим «особые дети» или дети с особенностями в развитии.

Определение инклюзивного образования дает Федеральный Закон от  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который гласит: «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»

В  Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) говорится о выравнивании  стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_v_doo.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в ДОО

В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим «особые дети» или дети с особенностями в развитии.

Определение инклюзивного образования дает Федеральный Закон от  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который гласит: «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»

В  Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) говорится о выравнивании  стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:                                                                                                                                                              1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);                                                              2..Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);                                                                                                 3.Дети с нарушением речи (логопаты);                                                                                                                                 4.Дети нарушением опорно-двигательного аппарата;                                                                                                      5. Дети с умственной отсталостью;                                                                                                                                          6.Дети с  задержкой психического развития;                                                                                                                      7.Дети с нарушением поведения и общения;                                                                                                                                 8.Дети с так называемыми комплексными нарушениями психофизического развития;                                        9. Дети с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образовании в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

В последнее время все большее количество родителей детей с особыми образовательными потребностями хотят, чтобы их дети воспитывались обучались в общеобразовательных учреждениях. Согласно пункту 1.6. ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобразования от 17.10.2013 г.) каждый ребенок «в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в т.ч. ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ)» имеет право на обеспечение равных возможностей для полноценного развития.

Вся работа по инклюзивному образованию начинается в детском саду и продолжается в школе. Наиболее подходящие условия для организации инклюзивного воспитания и обучения созданы в дошкольном учреждении комбинированного вида с функционирующими  компенсирующими группами и соответствующим кадровыми, программно-методическим и материально-техническим обеспечением. Однако это не значит, что получение дошкольного образования детьми-инвалидами возможно в данных дошкольных учреждениях. Действующее законодательство позволяет обучение и воспитание детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях общего типа, т.е организация совместного обучения и воспитания здоровых детей и детей с ОВЗ.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в образовательную программу дошкольной организации.

Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли не замечать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей не замечать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Такая установка требует ответов на следующие вопросы:

Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить?

Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе?

Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?

При таком подходе меняется педагогика в целом,  она требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

И конечно должны быть созданы условия реализации инклюзивной практики в детском саду - это:

  • профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход
  • организация  развивающей предметно-пространственной среды образовательного процесса
  • организация отношений между  всеми участниками образовательного процесса.

Давайте рассмотрим этапы реализации инклюзивного образования

Первый этап

1.   Руководитель принимает решение  об организации инклюзивного образования в ДОУ;

2. Руководитель ДОУ проводит анализ квалификации специалистов, комплектации развивающей предметно-пространственной среды, образовательных программ и технологий, по которым работает образовательное учреждение на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей;

3.Руководитель  ОУ проводит собрание педколлектива  по обсуждению  основных целей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения состава ПМПк (консилиум) и координатора по организации инклюзивной практики в ДОУ;                                                                          

4.Знакомство с детьми и семьями;                                                                                                                              

5.ПМПк  на основе заключения ПМПК (комиссия) и результатов диагностики, разрабатывает образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ и индивидуальную образовательную программу;                                      

6.Определяются основные мероприятия по адаптации детей группы к новым условиям с приходом детей с ОВЗ;                                                                                                                        

7.Проводятся встречи родителей детей с ОВЗ и возрастной нормы;                                                            

8.Подписываются договоры с родителями.                                                                                                          

9. Составляется расписание и определяется распорядок дня.

Второй этап

1.Разработка  концепции  организации  инклюзивной  практики.                                                 2.Разработка  образовательной программы,  учитывающей государственные требования и особенности  инклюзивного процесса.                                                                                                                                              3.Создание методического обеспечения образовательного процесса.                                                        4.Создание вариативных форм для реализации инклюзивного образования.                                      5.Повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов                                                 6.Определение педагогов и специалистов, разрабатывающих индивидуальную образовательную программу для детей с ОВЗ.                                                                                                                                         7.Создание развивающей предметно-пространственной среды.

 8.Разработка новой структуры управления инклюзивным образовательным учреждением.                  

9.Выстраивание партнёрских отношений со всеми участниками образовательного процесса.    

10.Создание сетевого взаимодействия с организациями-партнёрами.

      Разрешительными документами для функционирования инклюзивного учреждения  является наличие  лицензии  на реализацию общеобразовательных программ и осуществление  квалифицированной коррекции нарушений  в физическом и психическом развитии воспитанников.

Мы все прекрасно понимаем, что при включении детей с ОВЗ в образовательный процесс необходимы изменения во всей педагогической деятельности, создание новых форм, условий и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Такое обучение требует творческого вклада от каждого его участника – педагогов, родителей, детей, администрации.

Но нужно отметить, что условия, которые есть на сегодняшний день  в ДОО (по данным исследования), не достаточны  для инклюзивного образования. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...