Презентация "Использование ТРИЗ-технологий с детьми ОВЗ"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Светлана Владимировна Теплова

Мастер класс.

Цель мастер класса:

- знакомство педагогов с применением ТРИЗ – технологией

Задачи: знакомство с техникой

Синектика;

Системный оператор;

Игры на противоречия «Хорошо-плохо»

Кольца «Луллия»;

Метод  «Картинки без запинки».

Программа мастер класса:

- Теоретическая часть

- Практическая часть

- Заключительная часть

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья через дидактические игры с элементами ТРИЗ и РТВ.

1 слайд .

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность влияет на весь ход психофизического развития ребенка. Основы знаний уже закладываются в дошкольном возрасте, и  то, что будет упущено в этом возрасте, трудно будет восполнить в последствии.  

В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический  опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Часто обучение и воспитание таких детей сводиться  к запоминанию  и воспроизведению однотипных приёмов действия, однообразных и шаблонных способов решения заданий.  Традиционный подход к преодолению познавательных нарушений, доказал свою эффективность, однако снижение познавательной активности детей ставит перед необходимостью педагогов искать новые методики позволяющие привлечь интерес детей к занятиям.

2 слайд

В поиске новых технологий я остановилась на ТРИЗ технологии, и что же такое ТРИЗ- технология

ТРИЗ –Теория решения изобретательных задач

Её создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике как писатель-фантаст.

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального

эффекта» (Г. С. Альтшуллер)

3 слайд

Меня заинтересовала эта технология тем, что главная цель ее

В целом ТРИЗовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий.

Главная цель – подготовка к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.  

4 слайд

Задачи ТРИЗ

ТРИЗ позволяет снять психологический барьер;

Убрать боязнь перед новым;

Сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а так же очередных задач, которые надо решить.

5 слайд

В течении года я активно адаптировала  методы и  приемы ТРИЗ-педагогики  в работе с дошкольниками , содержание которых я раскрою на моем выступлении:

Методы и приемы ТРИЗ

Синектика;

Системный оператор;

Игры на противоречия «Хорошо-плохо»

Кольца «Луллия»;

Метод  «Картинки без запинки».

В начале мы думали , что воспитанникам нашей  группы не под силу, но были удивлены  и обрадованы результатом. Дети не только справляются с предложенными творческими заданиями, но и выполняют их с большим удовольствием. Выбор игры, ее тематика, форма проведения зависели от индивидуальных особенностей каждого ребенка и динамики их развития.

6 слайд

Организовывая свою работу я опираюсь на следующие принципы:

Принципы работы:

Доступность содержания, с учетом психических возможностей ребенка

Самостоятельность и инициативу ребенка во всех видах деятельности

Интегрированность разных видов деятельности

Приоритетность разных форм игровых заданий и упражнений над учебными

Подача материала более мелкими порциями

Более длительное по времени введение нового материала

Большой объем наглядности

Обязательная коррекционная направленность

7 Слайд

 

Метод «системного оператора»

«Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер) .

Пример 1: «Сказочный паровоз времени»

Цель: Учить выстраивать линию развития сюжета знакомой сказки;

развивать логическое мышление;

Делать несложные умозаключения;

Способствовать речевому развитию ребенка

Ход игры:

Детям предлагаются карточки – вагончики с изображением их знакомых сказок. Дети внимательно рассматривают карточки, называют героев сказки вспоминают  сюжет сказки. Дети выстраивают в нужной последовательности сказочный поезд. Как усложнение можно перемешать сразу несколько карточек с разными сказками и ребенок отбирает все карточки к одной определённой сказке

Например:  Сказка колобок, волк козлят и т.д

 

8 слайд

МЕТОД «ПРОТИВОРЕЧИЙ»

Метод противоречий заключается в том, что дети должны находить в объекте положительные и отрицательные стороны.

Пример:

Дождь почему хорошо?, а почему плохо?

Ребята как по вашему, что хорошего в дожде?  (все растет, свежий воздух после дождя)

А что плохого в дожде? (можно промокнуть и заболеть, никуда из дома не выйдешь в дождь)

Значит получается, что в дожде есть и хорошее и плохое

Так что можно спросить у детей, что хорошего и плохого в болезни и в солнце и т.д

9 слайд

Следующий метод который я применяю – это метод синектики

«Синектика» — это система креативного

мышления, основанная на предположении о том,

что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи, аналогии, которые стимулируют творческие возможности.

Пример 1:

«Кто чем работает?» (по методу ассоциативной аналогии). Учит ребенка устанавливать связи между человеком определенной профессии и орудиями его труда. Развивает логическоен мышление обогащает словарный запас ребёнка. Развивает память.

Взрослый: - Давай с тобой вспомним, что нужно для работы разным людям.

-Врачу – шприц, лекарство, бинт, скальпель …

-Продавцу – весы, совочек, калькулятор (счетная машинка)…

-Строителю – лопата, мастерок, бетономешалка …

-Плотнику – молоток, гвозди, дрель, рубанок …

Взрослый: А теперь поиграем наоборот, я буду называть инструменты, а ты угадай, для человека какой профессии они необходимы

Пример 2:

«Кто где работает?»

Учит устанавливать зависимость между профессией и местом работы. Развивает ассоциативное мышление, логику, умение аргументированно объяснять свою точку зрения.

Взрослый: продавец

Ребенок: магазин, рынок киоск, палатка

Взрослый: плотник

Ребенок: мебельная фабрика, магазин, детский сад

Взрослый: учитель

Ребенок: школа, колледж, училище, институт

Затем игровые функции меняются, ребенок называет профессию, а взрослый место его работы.

10 слайд

Но особенно более доступный  и наглядный метод для детей дошкольного возраста с ОВЗ Круги «Луллия»

Круги «Луллия» – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей.

Это пособие  вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Пример:

«Кто что ест?»

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку на верхнем круге, назвать что на ней изображено. Подобрать картинку с животным которое ест эту еду. Развивать познавательную активность. Познакомить с образом жизни и их питанием.  Можно использовать игры по всем лексическим темам и по формированию элементарных математических представлений

11 слайд.

В теоретическом исследовании показано, что дошкольники с ЗПР имеют особенности в развитие всех психических процессов на всех возрастных этапах. Предлагаемая методика «Картинки без запинки» может использоваться в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с ЗПР при учёте индивидуально – типологических особенностей становления познавательной сферы и в частности процесса восприятия, как основы для умственного развития в младшем дошкольном возрасте.

Мной предлагаются методические рекомендации по применению данной методики с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом ЗПР.

1. «Волшебные очки» У большинства детей с ЗПР имеются отклонения в развитие мелкой моторики, и даже не существенный этап требует отдельного внимания. Учим детей складывать пальчики  (большой с указательным) в виде волшебных очков, которые помогают лучше видеть.  В усвоение данного навыка могут помочь пальчиковые игры.

2. «Состав картинки»

У детей с ЗПР вследствие нарушения процесса восприятия, нарушено восприятие окружающей действительности, дети затрудняются в выделении объектов из иллюстрации, а привносят объекты из вне, не относящиеся к заданию или выделяют частные не существенные признаки.

Метод  «Картинки без запинки»

«Картинки без запинки» данная методика позволяет обогатить словарь детей, найти новый подход к развитию психических функций. Данная методика позволяет обогатить работу с сюжетной картиной, на занятиях по развитию речи.

Пример: «Кошка с котятами» из серии домашние животные

У детей с ЗПР в следствии нарушения процесса восприятия, нарушено восприятие окружающей действительности, дети затрудняются выделения объектов из иллюстрации. Поэтому анализ иллюстрации должен проходить со стимулирующей помощью, со стороны педагога.

Рассмотрим картину кошка с котятами . Я предлагаю перешагнуть рамки картину, тоесть войти в картину и тут нам придут на помощь волшебные очки, они помогут нам увидеть и рассмотреть что же нарисовано .

Теперь картина проясняется, через очки ребенок видит каждую деталь и называет, что он обнаружил. Но здесь нам мешает особенность психической деятельности. Я самостоятельно направляю взгляд ребенка на определённые детали, задаю наводящие вопросы

Какие животные изображены на картине?

сколько кошек, где лежит мама кошка?

что делают котята, сколько котят?

что кушают котята?

где они находятся в комнате или на улице?

Дальше круг вопросов может расширятся в зависимости от длительности прохождения этапа.

Важен подбор наглядного материалу.

12слайд

 Но для большего положительного эффекта тесно взаимодействую с родителями.

Провожу консультации; мастер классы по знакомству родителей с методами и приемами  ТРИЗтехнологии.

13 слайд

Результаты:

Таким образом, применение данной технологии возможно  на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, интеграции приёмов в работу воспитателя по ИЗО деятельности. Это способствует появлению познавательной и речевой активности на занятиях, заинтересованности работой.

Расширение совестных образов, и действий с ними

Дает положительные результаты в развитии логического мышления, воображения, памяти и внимания;

Компенсировать недостаток в развитии;

 Позволяет включаться в деятельность детям с разным уровнем познавательной активности, каждый находит свои сильные стороны хотя бы на одном из этапов.

 

14 слайд

Перспективы развития

В дальнейшем планирую:

обеспечение интеграции ТРИЗ во все виды детской деятельности;

Применение метода «Маленьких человечков»;

Применение метода «Мозгового штурма».

15 слайд

Целенаправленная, системная работа по использованию ТРИЗ помогает нам добиться поставленной цели, а главное – подготовить ребёнка к   школьному обучению, к решению жизненных творческих задач.

Технология творчества позволяет

·        перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить   качества творческой личности в своих воспитанниках.

·         «Оживляет» знания, «оживляет» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, а у воспитанников от пребывания в группе детского сада.

·         Легче добиться хорошего результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_triz.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

Цель мастер класса:

- знакомство педагогов с применением ТРИЗ – технологией

Задачи: знакомство с техникой

Синектика;

Системный оператор;

Игры на противоречия «Хорошо-плохо»

Кольца «Луллия»;

Метод  «Картинки без запинки».

Программа мастер класса:

- Теоретическая часть

- Практическая часть

- Заключительная часть

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья через дидактические игры с элементами ТРИЗ и РТВ.

1 слайд .

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность влияет на весь ход психофизического развития ребенка. Основы знаний уже закладываются в дошкольном возрасте, и  то, что будет упущено в этом возрасте, трудно будет восполнить в последствии.  

В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический  опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Часто обучение и воспитание таких детей сводиться  к запоминанию  и воспроизведению однотипных приёмов действия, однообразных и шаблонных способов решения заданий.  Традиционный подход к преодолению познавательных нарушений, доказал свою эффективность, однако снижение познавательной активности детей ставит перед необходимостью педагогов искать новые методики позволяющие привлечь интерес детей к занятиям.

2 слайд

В поиске новых технологий я остановилась на ТРИЗ технологии, и что же такое ТРИЗ- технология

ТРИЗ –Теория решения изобретательных задач

Её создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике как писатель-фантаст.

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального

эффекта» (Г. С. Альтшуллер)

3 слайд

Меня заинтересовала эта технология тем, что главная цель ее

В целом ТРИЗовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий.

Главная цель – подготовка к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.  

4 слайд

Задачи ТРИЗ

ТРИЗ позволяет снять психологический барьер;

Убрать боязнь перед новым;

Сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а так же очередных задач, которые надо решить.

5 слайд

В течении года я активно адаптировала  методы и  приемы ТРИЗ-педагогики  в работе с дошкольниками , содержание которых я раскрою на моем выступлении:

Методы и приемы ТРИЗ

Синектика;

Системный оператор;

Игры на противоречия «Хорошо-плохо»

Кольца «Луллия»;

Метод  «Картинки без запинки».

В начале мы думали , что воспитанникам нашей  группы не под силу, но были удивлены  и обрадованы результатом. Дети не только справляются с предложенными творческими заданиями, но и выполняют их с большим удовольствием. Выбор игры, ее тематика, форма проведения зависели от индивидуальных особенностей каждого ребенка и динамики их развития.

6 слайд

Организовывая свою работу я опираюсь на следующие принципы:

Принципы работы:

Доступность содержания, с учетом психических возможностей ребенка

Самостоятельность и инициативу ребенка во всех видах деятельности

Интегрированность разных видов деятельности

Приоритетность разных форм игровых заданий и упражнений над учебными

Подача материала более мелкими порциями

Более длительное по времени введение нового материала

Большой объем наглядности

Обязательная коррекционная направленность

7 Слайд

 

Метод «системного оператора»

«Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер) .

Пример 1: «Сказочный паровоз времени»

Цель: Учить выстраивать линию развития сюжета знакомой сказки;

развивать логическое мышление;

Делать несложные умозаключения;

Способствовать речевому развитию ребенка

Ход игры:

Детям предлагаются карточки – вагончики с изображением их знакомых сказок. Дети внимательно рассматривают карточки, называют героев сказки вспоминают  сюжет сказки. Дети выстраивают в нужной последовательности сказочный поезд. Как усложнение можно перемешать сразу несколько карточек с разными сказками и ребенок отбирает все карточки к одной определённой сказке

Например:  Сказка колобок, волк козлят и т.д

8 слайд

МЕТОД «ПРОТИВОРЕЧИЙ»

Метод противоречий заключается в том, что дети должны находить в объекте положительные и отрицательные стороны.

Пример:

Дождь почему хорошо?, а почему плохо?

Ребята как по вашему, что хорошего в дожде?  (все растет, свежий воздух после дождя)

А что плохого в дожде? (можно промокнуть и заболеть, никуда из дома не выйдешь в дождь)

Значит получается, что в дожде есть и хорошее и плохое

Так что можно спросить у детей, что хорошего и плохого в болезни и в солнце и т.д

9 слайд

Следующий метод который я применяю – это метод синектики

«Синектика» — это система креативного

мышления, основанная на предположении о том,

что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи, аналогии, которые стимулируют творческие возможности.

Пример 1:

«Кто чем работает?» (по методу ассоциативной аналогии). Учит ребенка устанавливать связи между человеком определенной профессии и орудиями его труда. Развивает логическоен мышление обогащает словарный запас ребёнка. Развивает память.

Взрослый: - Давай с тобой вспомним, что нужно для работы разным людям.

-Врачу – шприц, лекарство, бинт, скальпель …

-Продавцу – весы, совочек, калькулятор (счетная машинка)…

-Строителю – лопата, мастерок, бетономешалка …

-Плотнику – молоток, гвозди, дрель, рубанок …

Взрослый: А теперь поиграем наоборот, я буду называть инструменты, а ты угадай, для человека какой профессии они необходимы

Пример 2:

«Кто где работает?»

Учит устанавливать зависимость между профессией и местом работы. Развивает ассоциативное мышление, логику, умение аргументированно объяснять свою точку зрения.

Взрослый: продавец

Ребенок: магазин, рынок киоск, палатка

Взрослый: плотник

Ребенок: мебельная фабрика, магазин, детский сад

Взрослый: учитель

Ребенок: школа, колледж, училище, институт

Затем игровые функции меняются, ребенок называет профессию, а взрослый место его работы.

10 слайд

Но особенно более доступный  и наглядный метод для детей дошкольного возраста с ОВЗ Круги «Луллия»

Круги «Луллия» – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей.

Это пособие  вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Пример:

«Кто что ест?»

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку на верхнем круге, назвать что на ней изображено. Подобрать картинку с животным которое ест эту еду. Развивать познавательную активность. Познакомить с образом жизни и их питанием.  Можно использовать игры по всем лексическим темам и по формированию элементарных математических представлений

11 слайд.

В теоретическом исследовании показано, что дошкольники с ЗПР имеют особенности в развитие всех психических процессов на всех возрастных этапах. Предлагаемая методика «Картинки без запинки» может использоваться в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с ЗПР при учёте индивидуально – типологических особенностей становления познавательной сферы и в частности процесса восприятия, как основы для умственного развития в младшем дошкольном возрасте.

Мной предлагаются методические рекомендации по применению данной методики с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом ЗПР.

1. «Волшебные очки» У большинства детей с ЗПР имеются отклонения в развитие мелкой моторики, и даже не существенный этап требует отдельного внимания. Учим детей складывать пальчики  (большой с указательным) в виде волшебных очков, которые помогают лучше видеть.  В усвоение данного навыка могут помочь пальчиковые игры.

2. «Состав картинки»

У детей с ЗПР вследствие нарушения процесса восприятия, нарушено восприятие окружающей действительности, дети затрудняются в выделении объектов из иллюстрации, а привносят объекты из вне, не относящиеся к заданию или выделяют частные не существенные признаки.

Метод  «Картинки без запинки»

«Картинки без запинки» данная методика позволяет обогатить словарь детей, найти новый подход к развитию психических функций. Данная методика позволяет обогатить работу с сюжетной картиной, на занятиях по развитию речи.

Пример: «Кошка с котятами» из серии домашние животные

У детей с ЗПР в следствии нарушения процесса восприятия, нарушено восприятие окружающей действительности, дети затрудняются выделения объектов из иллюстрации. Поэтому анализ иллюстрации должен проходить со стимулирующей помощью, со стороны педагога.

Рассмотрим картину кошка с котятами . Я предлагаю перешагнуть рамки картину, тоесть войти в картину и тут нам придут на помощь волшебные очки, они помогут нам увидеть и рассмотреть что же нарисовано .

Теперь картина проясняется, через очки ребенок видит каждую деталь и называет, что он обнаружил. Но здесь нам мешает особенность психической деятельности. Я самостоятельно направляю взгляд ребенка на определённые детали, задаю наводящие вопросы

Какие животные изображены на картине?

сколько кошек, где лежит мама кошка?

что делают котята, сколько котят?

что кушают котята?

где они находятся в комнате или на улице?

Дальше круг вопросов может расширятся в зависимости от длительности прохождения этапа.

Важен подбор наглядного материалу.

12слайд

 Но для большего положительного эффекта тесно взаимодействую с родителями.

Провожу консультации; мастер классы по знакомству родителей с методами и приемами  ТРИЗтехнологии.

13 слайд

Результаты:

Таким образом, применение данной технологии возможно  на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, интеграции приёмов в работу воспитателя по ИЗО деятельности. Это способствует появлению познавательной и речевой активности на занятиях, заинтересованности работой.

Расширение совестных образов, и действий с ними

Дает положительные результаты в развитии логического мышления, воображения, памяти и внимания;

Компенсировать недостаток в развитии;

 Позволяет включаться в деятельность детям с разным уровнем познавательной активности, каждый находит свои сильные стороны хотя бы на одном из этапов.

14 слайд

Перспективы развития

В дальнейшем планирую:

обеспечение интеграции ТРИЗ во все виды детской деятельности;

Применение метода «Маленьких человечков»;

Применение метода «Мозгового штурма».

15 слайд

Целенаправленная, системная работа по использованию ТРИЗ помогает нам добиться поставленной цели, а главное – подготовить ребёнка к   школьному обучению, к решению жизненных творческих задач. 

Технология творчества позволяет

  • перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить   качества творческой личности в своих воспитанниках.
  • «Оживляет» знания, «оживляет» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, а у воспитанников от пребывания в группе детского сада.
  • Легче добиться хорошего результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы с использованием ИКТ, сказкотерапии, здоровьесберегающих технологий и ТРИЗ технологий по теме «Дружба начинается с улыбки»

Основной целью данной совместной деятельности является формирование понятий "друг", "дружбы", которая достигается с помощью педагогических технологий: ТРИЗ, сказкотерапия, ИКТ....

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы с использованием ИКТ, сказкотерапии, здоровьесберегающих технологий и ТРИЗ технологий

Цель:Сформировать понятие дружба, друг.Задачи:* расширять кругозор детей* развивать умение учавствовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого игрового общения*воспитывать ч...

Поговорим о современных технологиях- ТРИЗ технологии в работе с детьми

Поговорим о современных технологиях Основные этапы методики ТРИЗ1. Поиск сутиПеред детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является исти...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Птицы» блиц – игра. Технология формирования творческих способностей (триз – технология)

Организация детских видов деятельности:-общение ребёнка со взрослым;-общение ребёнка со сверстниками;-исследовательская деятельность;-игровая деятельность....

Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».

Авторская дидактическая игра   «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления  детьми освоения  способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

Игра по Лего-конструированию со слабовидящими детьми с использованием Сингапурской технологии, ТРИЗ-технологии и развивающих игр Воскобовича «Построим ракеты для жителей другой планеты"

Актуальность LEGO- технологии  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образова...