Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Архипова Людмила Михайловна

Для эффективного развития детей с ОВЗ важно формировать у них познавательный интерес: желание и привычку думать; самостоятельно провести опыты и делать простые умозаключения; сравнивать, обобщать и делать выводы. Эксперименты с водой побуждают и стимулируют детей к самостоятельности и умению выражать свои мысли, обогащают и активизируют словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Кап – кап - Капелька».21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД познавательно – исследовательской  деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька».

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Цель: 

расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о свойствах воды и значимости чистой воды  в жизни человека.

Задачи: 

Образовательные:

- создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

- познакомить со свойствами воды;

- дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;

- обогащать и активизировать словарь.

Развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать и выявить лишнюю картинку в д/и «Кому нужна вода».

Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде; 
- стимулировать самостоятельное   выполнения заданий и формулирование выводов;
- воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка,  мелкие камешки, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, лимон, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями. Картинки: корова, бабочка, береза, лук, щука, часы, фонарик, человек, синица, камыш, лиса.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим зимним  настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости? Сегодня к нам на занятие пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная.

Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?

Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.

- Капелька из чего состоит? (Из воды). И живет она где? В воде.

Молодцы. А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)

В:  Кирилл прочитает стихотворение «Вы слыхали о воде».

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

В: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить

различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?

- Да!

Тогда прошу за столы!

 Опыт № 1. «Вода – это жидкость.

В: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?

Д: Сыпется.

В: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? По

Д: Льется, потому что вода жидкая.

В: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

В: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников

Опыт №2. « На определение прозрачности воды».

В: Положите в стаканчик с водой камушки. Видно их?

Д: Да

В: А теперь такие же камешки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?

Д: Нет

В: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.

А скажите мне ребятки, какого цвета вода?

Д: Прозрачная.

Вывод: вода не имеет цвета.

Опыт №3. «На определение вкуса воды»

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?

Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?

Д: Вкусный, сладкий.

В: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. - Нет

А какая вода?

Вывод: Вода – безвкусная жидкость.

В: Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.

Физкультминутка «Капельки»

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

Опыт №4: «На определение запаха воды»

В: Ребята, давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.

Д: Нет.

В: Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?

Д: Есть.

В: А почему вода с лимоном пахнет?

Д: Потому, что лимон пахнет.

В: Да, потому, что у лимона есть запах.

 Вывод: чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили.

Опыт №5 «На определение формы»

В: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у них разная.

В: У меня есть колба. Какую форму имеет нижняя  часть колбы? (Шар) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

Д: круга, цилиндра, цветочка, прямоугольника.

В: А в моей колбе,  какую форму приняла вода? (Форму шара)

(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки)

Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

Молодцы, вижу, вы много знаете о воде.

 В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

Давайте расскажем  Капельке, кто нуждается в воде?

 Д/и «Кому нужна вода»

( Подбор картинок)

- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода?

- Да!

А для чего?

- Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

В: Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода

и их нужно поливать водой — иначе они погибнут.

Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода

 необходима для того чтобы: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.

Ни одно живое существо не может жить без воды.

Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. Давайте еще раз напомним капельке  свойствах воды.

Ответы детей:

Вода – это жидкость, не имеет цвета, прозрачна, не имеет вкуса, не имеет запаха, не имеет собственной формы.

На память о себе она хочет подарить вам своих подружек - “капелек”.

Дружите с ними и берегите их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаПознавательное  развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование    3 Детский сад...

Конспект открытого НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «День защитника отечества».

Конспект открытого НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «День защитника отечества».Цель: закреплять представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанн...

Конспект познавательного занятия в старшей логопедической группе на тему: «Где прячется здоровье?»

Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Дать представления о зависимости здоровья от чистоты тела; уточнить валеологические , экологические знания детей, развивать речь, уточнить знан...

занятие по познавательной деятельности в старшей - логопедической группы

закрепление пройденного материала в течение года...