Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Мищенко Светлана Сергеевна

Содержание семинара-практикума позволит дать педагогам четкое представление о детях со статусом ОВЗ и сопровождении их в ДОУ. В ходе семинара рассматриваются задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и построение предметно-пространственной развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_detey_s_ovz_v_dou.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

Цель – дать педагогам четкое представление о детях со статусом ОВЗ и их сопровождении в ДОУ

К детям со статусом ОВЗ относятся такие дети:

  1. слабослышащие, слабовидящие, а также дети с косоглазием;
  2. с тяжелым нарушением речи;
  3. с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды);
  4. с задержкой психического развития;
  5. умственно отсталые дети, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.

К детям с ОВЗ не относятся дети, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Этому могут быть следующие причины: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

Существуют причины появления детей с ОВЗ

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

• пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.

• натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков.

• постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально-биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, СПИД.

Наблюдение педагога за детьми в деятельности является первым этапом по осуществлению сопровождения в воспитательно-образовательном процессе. Целью этого этапа  является раннее выявление детей с ОВЗ.

 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, устанавливать симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, располагать конструкцию на плоскости, соединять ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений, самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к обучению.

4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.

5. Снижена познавательная активность.

6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Второй этап – коллегиальное обсуждение на ПМПконсилиуме проблем ребёнка: определение направлений коррекционной помощи  ребёнку и отражение их в индивидуальной программе сопровождения.

Третий этап – направление по рекомендации специалистов ПМПконсилиума на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК).

Только ТПМПК выносит коллегиальное решение о присвоении ребенку статуса ОВЗ; рекомендует направления работы с ребенком. На основе этих рекомендаций педагоги и специалисты ДОУ разрабатывают Адаптированную образовательную программу (АОП) и индивидуальный образовательный маршрут ребенка; знакомят с этими документами родителей (законных представителей) ребенка и только после их согласия начинают вести коррекционную работу.

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению в школе: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации. Для решения этой задачи с детьми можно проводить: артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, дыхания, обязательно должны быть динамические паузы, можно использовать зрительные ориентиры. Проводить дидактические игры «Зачеркни лишнюю фигуру», «Выполни узор», игры с песком и другие.

2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно. Для решения этой задачи можно предложить детям: различные тематические альбомы, беседы, наблюдения.

3. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию: можно проводить наблюдения, экскурсии, включать детей в проблемные, бытовые ситуации.

4. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку – упражнения «Запоминай порядок», «Запомни узор», можно использовать сигнальные маячки для детей и другое.

5. Развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического – это дидактические игры «Найди тайник», «Угадай предмет» и другое.

6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений) - дидактические игры «Свободная классификация», «Поиск сходных предметов», «Раскрась по образцу» и другое.

7. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта – упражнения «Кляксы», игра «Маски», «Рисунок эмоций» и т. д.

8. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачи, дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели) за развитием ребенка. Здесь большую роль играют сами родители.

Воспитатели должны знать детей с ОВЗ, к ним должен быть индивидуальный подход, контроль, для детей нужна частая смена деятельности, их надо чаще хвалить.

Главная задача педагогов это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптация детей с ОВЗ к социуму, формирование социально-нравственного поведения.

Воспитание и обучение ребенка с особенностями в развитии должно происходить медленнее, тем самым он лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Цель педагогического сопровождения – обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление воспитанников, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

Как известно, на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Предметно-пространственная развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. ППРС стимулирует развитие познавательности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

При построении ППРС мы руководствуемся следующими нормативными документами: приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», который включает ряд требований к созданию ППРС ДОУ.

МАДОУ ДСКВ № 29 «Карамелька» посещают 16 детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которым присвоен статус «Ребенок с ОВЗ», а также дети, имеющие небольшие нарушения речи. Для их сопровождения в каждой группе должна быть создана специальная ППРС, а именно речевые уголки. О них мы с вами поговорим подробнее.

Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в речевом уголке еженедельно, в зависимости от темы модуля.

Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, т. к. это затрудняет выбор.

Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики; игры, предусматривающие компенсацию высших психических функций и составляющие психологическую базу речи, максимально вербализированы.

Чем сложнее и многообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Весь материал должен соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам модуля предполагает системность в работе. Она регулируется воспитателями в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами.

Наполняемость речевого уголка должна осуществляться по разделам:

– артикуляционная гимнастика в картинках (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах); её можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;

– мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п.;

– дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры с воздушной струей и т. п.;

– высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др.; наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;

– фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например: игры с парными карточками З.Т. Бобылевой;

– звукопроизношение: игры на автоматизацию звуков «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.;

– лексика: картинки, отражающие изучаемую тему модуля (сюжетные и предметные); лото «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;

– грамматический строй речи: игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко: «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;

– связная речь: сюжетные картинки «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

– обучение грамоте: схемы слов, предложений; игры «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Составь слово», кроссворды, ребусы и др.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Элементы куклотерапии позволяют решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем коррекционного уголка можно сделать игрушку. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Это обязательно одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы) вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.

Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Конспект семинара-практикума для воспитателей и специалистов службы сопровождения детей дошкольного возраста на тему: «Исследование основ успешности ребёнка. Методика раскрытия индивидуальности ребёнка, позволяющая анализировать личностный потенциал»

Что такое успех? Личность? Успешный ребенок? Каково влияние взрослого на формирование успешности и неуспешности ребенка? Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов службы соп...

Семинар-практикум "Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей"

Обучение педагогов конструктивным методам общения с детьми....

Семинар-практикум для психологов ДОУ: «Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции в общении»

Семинар-практикум для психологов ДОУ: «Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции в общении»...

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...