Конспект интегрированного логопедического занятия: «На поиски Снеговиков» (средний дошкольный возраст)
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Мутовина Оксана Викторовна

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о зиме и её приметах.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Закреплять представления о зиме и её приметах;

- Уточнять и расширять словарь детей о зиме (зима,  снег, снежинки, хлопья, метель, вьюга, сугробы, лёд; холодно, морозно, пасмурно; намело, замерзнуть, наступила, падает);

-Закрепить представления о внешнем виде, образе жизни и повадках  диких животных;

- Учить навыкам употребления в речи грамматиче­ских категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных;

- Совершенствовать навыки словооб­разования: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-учить детей различать  звуки [С] и [Ш] на слух ;

-учить пользоваться различной громкостью голоса;

 

 Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма, зрительное внимание, мышление, память.

- Развивать творческое воображение, общую и тонкую моторику, артикуляционную моторику с согласованной работой рук.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать эмоционально-радостное отношения к зимней природе; чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.

- Формировать положительную установку на участие в занятии, навыки сотрудничества, взаимопонимания.

 

Интегрируемые образовательные области: Познание, коммуникация, социализация, музыкальное развитие

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

Конспект интегрированного логопедического занятия:

«На поиски Снеговиков»

(средний дошкольный возраст)

                                Тема: «На поиски Снеговиков»

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о зиме и её приметах.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Закреплять представления о зиме и её приметах;

- Уточнять и расширять словарь детей о зиме (зима,  снег, снежинки, хлопья, метель, вьюга, сугробы, лёд; холодно, морозно, пасмурно; намело, замерзнуть, наступила, падает);

-Закрепить представления о внешнем виде, образе жизни и повадках  диких животных;

- Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных;

- Совершенствовать навыки словообразования: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-учить детей различать  звуки [С] и [Ш] на слух ;

-учить пользоваться различной громкостью голоса;

 Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма, зрительное внимание, мышление, память.

- Развивать творческое воображение, общую и тонкую моторику, артикуляционную моторику с согласованной работой рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать эмоционально-радостное отношения к зимней природе; чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.

- Формировать положительную установку на участие в занятии, навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Интегрируемые образовательные области: Познание, коммуникация, социализация, музыкальное развитие

Оборудование: Письмо от Снеговика, птичка, арка, мольберты, бумажные снежинки, три маленьких Снеговика и один большой Снеговик,  шарф Метелицы, снежинки с картинками, зеркала, магнитофон, звукозапись, проектор, экран, слайды с изображением животных, искусственные снежинки, поднос со снегом и орешками, искусственные ели и береза, санки для Снеговичков, машина, санки игрушечные, снежок искусственный, следы животных (бумажные), льдинки, домик Снеговика

Предварительная работа:

Наблюдение за зимними изменениями на прогулке.

Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки зимой.

Разучивание стихотворения «По заснеженной дорожке…»

Разучивание артикуляционной гимнастики  

Методические приемы:

1.Организационный момент

Логопед заводит детей в зал.

Логопед: - Ребята, посмотрите, гости здесь у нас с утра

                                                             Поздоровайтесь, друзья!

Логопед:  Сегодня замечательное утро. Я очень рада всех вас видеть. У меня хорошее настроение и я хочу им с вами поделиться. Давайте возьмемся за руки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

 Логопед: Посмотрите, ребята, к нам птичка- почтальон прилетела! Письмо нам принесла.

От кого же оно? Да это  от снеговика! Давайте прочитаем его! (логопед открывает письмо и читает)

“Здравствуйте, ребята, сегодня на улице была сильная метель. Я вышел на прогулку  в лес со своими друзьями - снеговиками и мы потерялись. Ребята, помогите, пожалуйста,   найти моих друзей – снеговиков”.

Логопед: “Поможем снеговику найти его друзей?”

Дети: “Да!”

Логопед: Тогда я приглашаю вас в путешествие. Хотите отправиться в зимний лес?    

  (подходят к арке)

Логопед: Посмотрите, какие красивые ворота. Мы войдем в эти ворота и окажемся в зимнем лесу. Но сначала давайте вместе произнесем волшебные слова:

                         Вьюга, вьюга закружи,

                         Много снега намети,

                         Детей в лес приведи.

(Дети произносят слова хором)

Логопед: ну вот волшебство и начинается

(дети проходят сквозь арку, звучит музыка)

Логопед: Вот мы с вами и оказались в волшебном лесу. Давайте погуляем и полюбуемся  зимним лесом.

Логопед: Ребята, как вам кажется, зимний лес  красивый? (да)

                 А, что вы видите? (ответы детей)

Логопед: Вокруг нас запорошенные снегом ели и березы.

Логопед: А вы любите зиму? (Да)

               Давайте расскажем о зиме.

2.Чистоговорка   «Зима»

Логопед: Будем говорить четко, чтобы каждое слово было понятно

                Ок-ок-ок –выпал беленький снежок

                Су-су-су – холодно зимой в лесу

                Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.

                   Скажите громко как я.

                Лю-лю-лю – зиму снежную люблю

                        Скажите шепотом как я.

Логопед: Молодцы! Вы все старались говорить правильно.

Логопед: Вот так  зимушка – зима,

                Все дорожки и тропинки

                Снегом белым замела.

(подходят к снеговой дорожке, сделанной из бумажных снежинок)

Логопед: Где же нам искать снеговиков? Какие сугробы вьюга намела. Давайте пройдем по снежной дорожке, может там, мы встретим снеговиков.

3.Упражнение для вызывания и уточнения произношения звука [С] «Как скрипит снег»

Логопед: Давайте голосом покажем, как скрипит снег. Для этого широко улыбнемся, язычок опустим вниз и подуем: с-с-с.

(идут по снежной дорожке, произнося: с-с-с) 

Логопед: Молодцы! У вас получился любимый звук Снеговика.

Но где же сам Снеговик? Где  нам его искать?

Смотрите сколько снежинок. (логопед обращает внимание на сугроб, покрытый  искусственными снежинками)

Логопед: Давайте возьмем по снежинке и полюбуемся ими. (Дети берут в руки снежинку)

4.Игра «Скажи, какая?»

Логопед: Снежинка она какая?  (белая, узорчатая, красивая, резная)

На что похожа снежинка? (на звездочку)

5.Дыхательное упражнение  «Снежинка»

Логопед: Давайте подуем на снежинки. Держите снежинку напротив губ. Будем дуть так,  чтобы щечки не надувались, плечики не поднимались, губы трубочкой. Вы будете дуть, а я почитаю вам стихотворение про снежинки.

(Дети дуют на снежинки, логопед читает стихотворение)

Мы снежинки – мы пушинки

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

       

Логопед: Молодцы!

Логопед: а это что такое? (обращает внимание на сугроб)

 Это, наверное,  метелица свой снежный шарф потеряла. Интересно, что там такое. Давайте посмотрим.

(Логопед поднимает шарф, из него вылетают снежинки, а под снежинками  Снеговик)

Логопед: да это же Снеговик.  Как засыпало его снегом. Давайте поможем Снеговику уберем с него снежинки. Ребята, а снежинки-то непростые, а волшебные с картинками.

6.Игра на развитие фонематического слуха.

Логопед: Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в санки.

На снежинках картинки:        

лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.

Логопед: Ну вот мы и освободили Снеговика. (берет Снеговика в руки)

Логопед: Здравствуй, Снеговик. Ребята, поздоровайтесь со Снеговиком.

Снеговик: Здравствуйте ребята.  Спасибо, вам , что вы спасли меня, а за это я расскажу вам снежную сказку. Возьмите каждый по волшебному зеркалу, садитесь поудобнее.

7.Артикуляционная гимнастика.

(Дети берут зеркала и садятся на стулья).

Проводится артикуляционная гимнастика и мимичекие упражнения.

У  меня в лесу есть подружки сосульки. Они такие худенькие

(Втягивают щеки в себя.)

Как-то раз гуляли мы Снеговички – Толстячки по лесу

( Надувают щеки)

и повстречались с Сосульками.

(Втягивают щеки в себя, надувают щеки).

Как мы обрадовались этой встрече!

И  стали улыбаться друг другу,

(Улыбка)

Целоваться друг с другом,

(Губы вытягивают трубочкой)

 Стали мы кататься с высокой горки (упр. «горка»)

Но вдруг   мы поссорились. Отвернулись друг от друга.

Тихо стало в лесу. Лишь изредка постукивал по дереву дятел.

(Язык стучит за верхними зубами звонко, отчетливо произнося: «д-д-д»).

Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно.

И мы помирились Улыбнулись  друг другу.

(Улыбка)

Поцеловались.

(Губы вытягивают трубочкой)

Добро и дружба всегда побеждают.

( Дети убирают зеркала на пенек).

Логопед: Спасибо тебе, Снеговик, за твою снежную сказку. Ребята, давайте возьмем снеговика с собой и отправимся дальше по зимнему лесу. Нам надо еще найти друзей снеговика. (Усаживает снеговика в санки)

Логопед: Хорошо зимой в лесу! Ребята, а без чего не бывает зимы? (ответы детей)

Вы узнаете, когда отгадаете загадку:

8.Упражнение «Отгадай загадку»

Логопед: С неба он летит зимой,

                Не ходи теперь босой,

                Знает каждый человек,

                Что всегда холодный ...

                         

Логопед: Правильно, снег! Не бывает зимы без снега.

(дети подходят с подносу со снегом, логопед обращает внимание на снег)

9.Беседа «Какой снег?»

Логопед: Ребята посмотрите в нашем лесу настоящий снег.

Логопед: Какого он  цвета?  (белый)        

А     КАКОЙ еще снег? Потрогайте его.

(Дети трогают руками снег и отвечают: холодный, мокрый и т.д.)

Возьмите снег себе на ладошку, посмотрите, как он переливается.

(дети держат снег на ладошке, любуются им).

Ребята, а куда же делся снег, что вместо него осталось? (вода)

Почему снег растаял? (ладошка теплая, а снег холодный вот он и растаял)

А давайте посмотрим, что там под снегом? (раскапывают снег и видят орешки).

Как вы думаете, кто спрятал орешки под снег? (ответы детей).

Посмотрите вокруг, может мы увидим, что это за зверь спрятал орешки.

(дети  смотрят вокруг и видят на дереве хвост белки)

Чей это хвостик выглядывает? (беличий)

Так значит,  это белка спрятала орешки!

Логопед: Посмотрите какая белочка красивая, на ушах у нее кисточки. Потрогайте белочку. Какая у нее шерстка? (мягкая, пушистая)

Логопед: Ребята, а зачем белочка прячет орешки под снег? (она заготовила их на зиму)

Давайте поиграем с орешками.

10.Массаж рук орехом

С орехом будем мы играть

Своим ручкам помогать.

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем

Катаем, катаем, катаем

Сильней на орешек нажимаем

В ручку правую возьмем

В кулачок его сожмем.

Раз сжимаем, два сжимаем

Орех мы не выпускаем.

 

Логопед: поиграли мы с орешками, а теперь давайте вернем орешки белке, скажем спасибо и спросим: не видела ли она снеговика.

Логопед: Белочка, спасибо тебе за орешки, а  ты не видела здесь снеговика?

Логопед: Ребята, я слышала, что Белочка сказала, что снеговик застрял в снегу за елкой. Давайте посмотрим там ли он. (Дети идут за елку и находят Снеговика)

Логопед: А вот и Снеговик. Ребята, поздоровайтесь со Снеговиком

Снеговик: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что  нашли  меня.  

А то мне скучно одному и поиграть не с кем. Устал я один считать эти елки, шишки, птиц. Ребята,  а  вы поиграете со мной? (Да)

 Снеговик: Я буду бросать вам снежок и называть один предмет, который есть в лесу, а вы мне будете возвращать снежок, при этом называя, как будто этого предмета много.

11.Игра «Один – много»

(снежинка, льдинка, сосна, береза, вьюга, шишка, дятел, сугроб, сосулька, снежок и т.д.)

Снеговик: Спасибо. Мне очень интересно с вами играть.

Логопед: Ребята, давайте возьмем Снеговика с собой и отправимся дальше по зимнему лесу.(Усаживает второго снеговика в санки)

12.Игра «Следы»

 Логопед: ребята, посмотрите здесь кто-то наследил,  это чьи следы? (животных)

Значит мы не одни в лесу.

Почему следы есть, а животных нет? Где они? ( Они прячутся).

Логопед: Лесные звери очень пугливые.

Логопед: Здесь пробежал один зверек? (вновь обращает внимание детей на бумажные следы).

Почему несколько? (ответы детей – здесь пробегало много зверей, потому что следы разные).

Логопед: Хотите узнать, каким животным принадлежат эти следы? (Да)

Логопед: Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные.   Я помогу вам узнать каких животных можно увидеть в зимнем лесу.

Если правильно отгадаете загадку, то мы с вами увидим отгадку.

(Логопед обращает внимание на экран и загадывает загадки).

13.Упражнение «Отгадай загадку»

Логопед: Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней (лиса)

Логопед: Вот она лиса. Давайте назовем ее ласково (лисичка).

Посмотрите какая она рыжая, красивая у нее пушистый хвост.

1-ой ребенок: Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг (заяц)

Логопед: Да это заяц. Какой цвет меха у него? Да он беленький, маленький. А какие у него ушки? (у него  длинные уши).

2-ий ребенок: Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

Логопед: да это волк. Он серый, лохматый у него острые зубы.

 На экране появляются поочередно изображения диких животных  (слайды).

Логопед: – Вы отлично справились с заданием.  

14.Беседа о диких животных.

Логопед: А почему здесь нет следов медведя? (он зимой спит)

Логопед: – Белка, заяц, волк, лиса, медведь – какие это животные? (ответы детей – дикие животные).

Почему их называют дикими? (ответы).

Правильно, диких животных еще называют лесными зверями. Они сами добывают себе корм, заботятся о своих детенышах.

Логопед:  Давайте мы  пойдём по следам и посмотрим, куда они нас приведут. Вокруг снег, вставайте друг за другом и шагайте, колени выше поднимайте.

15.Координация речи с движением

(Ходьба с высоким подниманием коленей)

Логопед: По заснеженной дорожке

Дети: Зашагали наши ножки

Логопед: Раз шажок, два шажок

Дети: Веселей иди, дружок

16.Упражнение для вызывания и уточнения произношения звука [Ш] «Шумит лес»

Логопед: следы завели нас далеко в лес. Но погода ухудшается

                                                                      Тучи на небо надвигаются.

                                                                      Подул зимний холодный ветер

                Колышит он верхушки деревьев. Они качаются и шумят: ш-ш-ш.

Давайте поднимем руки вверх –это веточки деревьев. Покачайте ими из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите: ш-ш-ш. но вот подул сильный ветер качайте руками и громко говорите: ш-ш-ш.

                                                                     

Логопед: какой ветер, намел целый сугроб (логопед обращает внимание на сугроб)

Ребята, посмотрите кто-то выглядывает из-под снега. Кто это?

Да это же Снеговик.

(логопед и дети достают Снеговика из-под снега)

Логопед: Здравствуй, Снеговик. Ребята, давайте поздороваемся со снеговиком.

Снеговик: Здравствуйте, ребята. Как я рад, что вы нашли меня. Я уже давно здесь в снегу сижу. Никак выбраться не могу. Спасибо вам, что вы нашли меня. Хотите поиграть со мной? (Да)

Снеговик: У меня для вас есть льдинки. (логопед достает льдинки из рюкзачка Снеговика и выкладывает на стол)

Посмотрите, какие они красивые, все разной формы.

17.Игра «Зимние слова»

Снеговик: будем играть в зимние слова. Я буду называть разные слова, как только вы услышите зимнее слово, вы хлопните в ладоши.

Снеговик: снежинка (дети хлопают в ладоши)

Логопед: Кирилл, так это зимнее слово? (Да)

Возьми льдинку и отдай ее Снеговику. Какой формы льдинка у тебя? (круглая)

Снеговик: жара

Логопед: Это зимнее слово? (нет).  

Снеговик: рукавички (дети хлопают в ладоши)

Логопед: это зимнее слово? (Да) Возьми льдинку Вика, отдай ее снеговику. Какой формы льдинка у тебя? (треугольная)

Снеговик: трава

Логопед: Это зимнее слово? (нет, это не зимнее слово, зимой травы не бывает)

Снеговик: Дед Мороз (дети хлопают в ладоши)

Логопед: Данил, будем брать льдинку? Какой формы льдинка у тебя? (квадратная) и т.д.

Снеговик: как хорошо мы с вами поиграли. Я возьму эти льдинки с собой и поиграю со своими друзьями снеговиками.

Логопед: Идем, Снеговичок, с нами. (логопед берет снеговика и усаживает его в сани)

Твои друзья тебя уже дожидаются.

Логопед: Друзей Снеговика мы нашли, а где же домик снеговика, где же нам его искать? Посмотрите  волнистая дорожка.  Давайте пойдем по этой дорожке может она нас приведет к домику Снеговика.(дети и логопед идут по волнистой дорожке и находят домик Снеговика)

Логопед: А вот и домик. Давайте постучим

                        ( Дети стучат в домик).

Логопед: Снеговик – Снеговичок,

                  Выходи скорей дружок!

(из-за домика появляется Снеговик)

18.Сюрпризный момент.

Снеговик: Ребята, спасибо, что вы пришли ко мне в зимний лес. Как я рад, что вы помогли найти мне моих друзей.

Снеговики: Спасибо вам , ребята, что вы помогли нам найти дорогу домой.

Логопед: Ну вот теперь вы все вместе. (выкладывает снеговиков из санок)

Снеговик: Теперь мне будет не скучно, потому что у меня нашлись мои друзья. А  я для вас приготовил сюрприз.»

 (мешочек с сюрпризиками-значками-снежинками).

Логопед: Давайте посмотрим что там. Да это снежинки. Сердце у снеговика из снежинок и он дарит частичку своего сердца вам, чтобы вы его не забывали. Давайте приколем снежинку на левую сторону  – там, где сердечко! И скажем снеговикам добрые слова. Что вы хотите пожелать снеговикам?

Логопед: Вот и заканчивается наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.

Скажите снеговикам до свидания.

Давайте скажем волшебные слова, пройдем обратно в ворота  и тогда мы с вами окажемся в детском саду

Логопед и дети:

                         Вьюга, вьюга закружи,

                        Детей в детский сад приведи.

                (дети проходят в ворота, звучит музыка)

19.Итог занятия:

Логопед: где мы с вами побывали сегодня? Кого повстречали? Кому мы помогли сегодня?  Что вам понравилось больше всего? А, чтобы это путешествие запомнилось вам надолго, когда придете в группу нарисуйте то, что вам больше всего понравилось.

Сегодня вы все были молодцы. Вы были дружные. Вы совершили добрый поступок , вы не оставили без помощи Снеговиков, вы им помогли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Прогулка со Снеговиком»

Интегрированная организованная образовательная деятельность  способствует развитию познавательно - исследовательской деятельности, учит устанавливать элементарные причинно - следственные связи....

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по введению в грамоту. Тема: «У Солнышка в гостях».

Цель: создать условия для свободного владения устной речью.Задачи:развивать интонационную  и звуковую культуру речи, фонематический слухразвивать связную грамматически правильную диалогическую...

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей 6-ти летнего возраста на тему: КВН «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей 6-ти летнего возраста...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Конспект интегрированной НОД "Путешествие в сказочную деревню"средний дошкольный возраст

Образовательная область: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...