Главные вкладки

    Внедрение проектного метода в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ
    проект по коррекционной педагогике по теме

    Володина Елена Николаевна

    В данной статья приведен теоретический и практический материал по использованию проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Освещены преимущества данной педагогической технологии. Даны примеры проектных работ для групп детского сада и начальной школы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Володина Е.Н.

    Внедрение проектного метода в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ

    Наше учреждение работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Как известно у таких детей отмечается значительное замедление темпа развития, так как у них снижен уровень сформированности высших психических функций, у всех детей есть особенности речевого развития, у большинства не сформирована эмоционально-волевая сфера. Нашим воспитанникам трудно усвоить общественный опыт спонтанно, так как у них снижен интерес к окружающему миру. С данными проблемами мы ежедневно сталкиваемся в практике своей работы. Весьма трудно успешно выстроить коррекционно-развивающий процесс, используя только традиционные формы работы, часто они не дают ожидаемых результатов, продвижение детей в усвоении материала идет медленно и трудно.

     В поиске новых более эффективных методов организации коррекцинно- развивающего процесса, мы остановили свое внимание на проектном методе.

    Анализируя его структуру и содержание, мы отметили, что ключевые позиции этого метода можно применить в нашей работе.

    Ведь проектный метод предполагает, что:

    1. В центре внимания ребенок.
    2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.
    3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
    4. Проектный метод дает возможность выбора тем интересных детям и в тоже время расширяет круг выбора методов, приемов в решении коррекционных и воспитательно-образовательных задач, используя данную тему.
    5. В проектную деятельность сообща включаются дети, воспитатели, дефектологи, логопеды, психологи, музыкальные руководители, воспитатели по физической культуре и родители.
    6. Проектный метод обеспечивает психологическое благополучие и здоровье детей, так как успешно включается во все виды детской деятельности: игру, труд, занятия, досуги, прогулки.

    7. Работа в проекте развивает коммуникативные навыки детей, стимулирует поисковую деятельность, учит элементарной экспериментальной работе, повышает личностную самооценку детей, формирует первичные навыки работы с поиском информации.

    Несколько лет назад мы начали внедрять проектный метод в практику.  Данная инновационная технология заинтересовала всех педагогов нашего учреждения и охватила все возрастные категории детей.

    Одними из первых начали осваивать проектный метод педагоги группы ранней речевой диагностики. Ими была выбрана тема «Нам водичка – добрый друг». Актуальность этой темы была обусловлена тем, что вода окружает ребенка с первых дней его жизни, вода – первый и любимый объект для игр и исследований, поэтому данный проект соответствовал возрасту и развитию воспитанников. Ведущая роль в исследовательской деятельности, безусловно, принадлежала педагогу. Тип проекта был познавательно-исследовательский, долгосрочный (1 год).  

    II младшая группа выбрала проект под названием «Солнышко улыбнись, солнышко покажись». В данном проекте с помощью проблемных игровых ситуаций, практических опытов под руководством педагога дети осваивали новые знания о смене времен года и явлений природы. Тип проекта был познавательно-исследовательский, долгосрочный (по настоящее время).

    У старшей группы был долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Вокруг света за 80 дней». Дети учились пользоваться картой, изучили страны и континенты, их животный и растительный мир. С помощью взрослого, а затем и самостоятельно могли определять возможные методы решения проблем, могли пользоваться специальной терминологией, вести диалог по исследованию.    

    «В путь по реке времени» - такое название было у проекта в подготовительной группе. Как образовалась наша планета, когда и как на земле появился человек, какие природные явления определяют ход времени, как образуются времена года и многие другие вопросы исследовали ребята. За время проекта они научились решать поставленные проблемные задачи, вести конструктивные беседы в совместной исследовательской деятельности. Проект был познавательно-исследовательский и  проходил в течение 1 года.

      Ученики 2 класса подготовили проект «Хлеб – всему голова». Ведущая роль у детей. За время данного долгосрочного познавательно-исследовательского проекта ребята научились самостоятельно искать и работать с информацией, анализировать и синтезировать идеи, работать в минигруппах, представлять свой материал перед классом. А также они познакомились с выращиванием хлеба, его значением, профессиями, участвующими в работе.

    Ученики 4 класса защитили краткосрочный проект «Новый год шагает по планете». Познавательно-исследовательский проект позволил детям получить навыки сбора и анализа теоретического материала, умения работать в паре и группе, выполнению проектных заданий и решению проблемных вопросов.  Они познакомились с традициями празднования Нового года в разных странах, научились с уважением относится к обычаям родной и других стран.  

    Таким образом, применяемый нами проектный метод позволил повысить у детей с ОВЗ уровень поисковой активности; научил их обобщать и систематизировать новые факты, сведения, впечатления; работать с источниками информации. Все это, безусловно, повлияло на развитие познавательной сферы в целом и на обогащение жизненного опыта. Данная деятельность дала детям возможность развивать творческие способности, активизировать коммуникативные и речевые навыки, повысить самооценку, что в дальнейшем успешно повлияет на адаптацию к школьному обучению у дошкольников и к переходу в среднюю школу у младших школьников. Анализируя результаты, мы можем сказать, что внедрение проектного метода повысило эффективность образовательной и коррекционно-развивающий работы в учреждении.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ, как способ оптимизации педагогического процесса.

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогичес...

    Использование нетрадиционных здоровьесберегающих методик и технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

    Проблема сохранения здоровья детей  является остроактуальной для современного социума. Однако в настоящее время проявляется стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья наряду с уве...

    Дидактическое сенсорное панно в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

    Дидактическое сенсорное панно "Морское дно" предназначено для развития тактильной чувствительности мелкой моторики рук, сенсорных понятий и представлений, стимуляции речи....

    Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

    Соблюдение комплексного подхода необходимая предпосылка для успешной коррекционной работы в работе с детьми с ОВЗ.Современный подход к преодолению различных речевых нарушений настоятельно требует разр...

    «Интеграция учителя-логопеда и воспитателя в разработке и использовании игры «Логопедическое лото» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

    Предлагаем вашему вниманию игру «Логопедическое лото». Игра разработана педагогами нашей группы: учителем –логопедом Статеевой Ириной Алексеевна и воспитателем Петровой Еленой Алексе...

    Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

    Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...