"Инициативная личность дошкольника с точки зрения психологов"
статья по коррекционной педагогике по теме

Петровская Виктория Павловна

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_pedagog-psikholog.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

«ИНИЦИАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА                                                                 С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ».

В.П.Петровская

педагог-психолог МБДОУ № 28

г. Канск

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность[1].

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе РФ «Об образовании» и других нормативных документах сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Деятельность педагогов должна быть  направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые определяются через систематические наблюдения. В центр образовательной системы должна ставиться личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности является для меня первоочередной задачей.

В результате анализа литературы по развитию самостоятельности у детей мною сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников, которые помогают мне решать задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности. Самостоятельность – это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений[4].

Изучив работы психологов, я сделала вывод, что для инициативной личности характерно:

- произвольность поведения;

- самостоятельность;

- развитая эмоционально волевая сфера;

- инициатива в различных видах деятельности;

- стремление к самореализации;

- общительность;

- творческий подход к деятельности;

- высокий уровень умственных способностей;

- познавательная активность[2].

Исходя из этого, простраивать свою деятельность нужно так, чтобы каждый ребёнок мог самореализовываться, развивать свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому нужно создавать условия для свободного выбора детьми деятельности; создавать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; оказывать не директивную помощь детям, а поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая направленность дошкольного возраста – игра, то, образовательный процесс, в тоже время должна быть и игровым, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребёнка. Инициативность детей в группах должна простраиваться во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметно-пространственной игре, где они стремятся к организации самостоятельных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, умеют найти занятие, соответствующее собственному желанию, включаются в разговор, предлагают интересное дело другим детям[3]. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, изобретательности. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к ориентированию на достижение цели. Поэтому при организации детской деятельности необходимо использовать разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги игрушке» (кукла Анечка не знает когда надо надевать варежки), при которой ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек; и помощь взрослому – «Помоги мне» (взрыхлить почву у цветочков, им «дышать» трудно), когда мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также использовать такой мотив, как «Научи меня» (я не умею играть в трансформера, объясни, как он превращается в машину), который основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. А такой мотив как «создание предметов своими руками для себя», основанный на внутренней заинтересованности ребёнка, побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Мотивируя детей, нужно не навязывать ребенку, своё видение на решение проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы). При выполнении совместных действий спрашивать у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом, за полученный результат обязательно хвалить ребёнка, действовать совместно с ребёнком, знакомить его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, давать детям новые знания, обучать их определённым умениям, формировать необходимые навыки[1].

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников необходимо применять компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников.

Список литературы:

  1. Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Гурович Л.М. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство Пресс, 2003 – 324 с.
  2. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребенок//Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – с.60-64.
  3. Микляева Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности// Детский сад от А до Я. – 2008. - № 17. – с.23-30.
  4. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. – М.: Речь, 2002.-79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительное творчество дошкольников с точки зрения психологии

Изобразительное творчество дошкольников с точки зрения психологии.Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и худ...

Развитие речи с точки зрения педагога-психолога дошкольного отделения

Для дошкольника своевременное овладение правильной речью, активное использование ее в процессе общения со взрослыми и сверстниками, является одним из основных условий полноценного психофизического раз...

О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольника ( с точки зрения логопеда)

 Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.   Развитие речи включает в себя умение четко произносить звуки и различать и...

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ ДЕТЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Психологи говорят: посмотри на человека, на его вредные привычки, и составь о нем правильное мнение....

"7 советов о питании маленького ребенка с точки зрения психологии"

7 советов родителям о питании маленького ребёнка с точки зрения психологии и интуитивного питания....

Дошкольник с точки зрения ФГОС

Изменения, происходящие в нашей стране и в мире,  все больше ориентируют людей, занимающихся  такой социально значимой деятельностью как образование на создание  такой системы, где созд...

Родина-мать: что такое патриотизм с точки зрения психологии

О любви к Родине, как и о любви вообще, нужно писать поэтам. Иначе, что ни скажи, все выглядит или сухо, или слишком пафосно. Но мы все же попробуем — и разберем с экспертами, что такое здо...