Изобразительное творчество дошкольников с точки зрения психологии
консультация на тему

Гвардеева Татьяна Николаевна

 

Изобразительное творчество дошкольников с точки зрения психологии.

Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности.

   В творческой деятельности ребёнка выделяют этапы развития изобразительного мастерства, каждый из которых требует специфических методов и приёмов руководства со стороны взрослого.

      Доизобразительный период – это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5 – 2 лет, длится вплоть до 3 – 3,5 года. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули – это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка закруглённые линии, проведённые с одинаково слабым нажимом.

   В 3 – 3,5 года ребёнок переходит к следующему периоду – изобразительному.

   Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью. Его началом условно можно считать момент, когда у ребёнка вначале возникает «замысел» нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребёнком или предложена взрослым (конкретное же решение должен принимать только малыш). Чем младше ребёнок, тем более ситуативный и неустойчивый характер носит его замысел. Сначала ему хочется нарисовать одно, затем в поле зрения попадает иной объект, который представляется более интересным. С другой стороны, называя предмет будущего изображения, малыш, обладающий ещё небольшим опытом деятельности, далеко не всегда может соотнести задуманное со своими возможностями. Осознав своё неумение, он отказывается от первоначальной задумки. Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает замысел.

   Второй этап – процесс создания детьми изображения. На этом этапе (6-7 лет) детские рисунки становятся ещё более схематичными. Ребёнок различает движение, эмоции и мимику. Даже если тему называет воспитатель, это не лишает ребёнка возможности творить, а только помогает направить его воображение. На этом этапе ребёнок должен овладеть способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки, аппликации.

   Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданных детьми работ должны осуществляться при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности.

   Познавая мир природы, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребёнок совершенствуется как личность. При этом, не обладая в полной мере возможностью передать впечатления словами, в рисунке он может полнее и  ярче выразить свои мысли и чувства, эмоции и ощущения. В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними.  Учёные выделяют активные (стенические) переживания, которые повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу и энергию, и пассивные (астенические) переживания, влияющие на человека обратным образом. Стенические переживания связаны с положительными эмоциями, астенические – с отрицательными. Необходимо организовать изобразительную деятельность ребят так, чтобы положительные эмоции и чувства окрашивали весь процесс творчества. С этой целью, кроме всем известных приёмов и методов обучения, следует шире использовать игровые методы и приёмы. Целесообразно включать в процесс занятий сюрпризные моменты, поисковые ситуации, а также использовать нестандартные приёмы создания изображения.

   Для успешного осуществления творчества в рисовании, лепке, аппликации необходимо овладение обобщёнными приёмами создания изображения, которые позволяют воплощать любое задуманное содержание. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребёнка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта. Процесс восприятия должен включать анализ – выделение свойств предметов: их форму, величину, строение, качества и т.д. Педагогу следует учить детей сравнивать предметы, обращать их внимание на сходство и различие предметов, учить уподоблять одни предметы другим по сходству; объединять их, например, по признаку формы. Если сопоставить предметы по форме с геометрическими эталонами, их условно можно разделить на 3 блока: 1) предметы, состоящие из разнообразных линий и их сочетаний: дорожки, забор, лесенка, кусты, деревья и др.; 2) предметы круглой и овальной формы: фрукты, овощи, цветы, животные и др.; 3) предметы прямолинейной формы: лесенка, забор, дом, и др. Если ребёнок не получил соответствующие знаний, умений, навыков, это сковывает его самостоятельность. Очень важно, чтобы ребёнок овладел изобразительными формообразующими движениями, которые позволили бы ему передавать форму разнообразных предметов в рисунке (движениями руки, в результате которых передаётся форма предмета). Повторяя одно и то же движение карандашом, ручкой, кисточкой при изображении разных предметов, ребёнок постепенно приобретает соответствующий опыт и понимает его обобщённое значение. Исходя из тех знаний и представлений, которые они получают в процессе обучения, дети должны самостоятельно определять формообразующее движение («Как можно нарисовать это?»).

Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения.

В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим.

Для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и образного мышления, с другой стороны изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления. С образным мышлением тесно связано воображение.

Воображение развивается на основе комбинирования воспринятых образов в новые, не существующие в действительности или имеющие новый смысл. Накоплению представлений и развитию воображения должна способствовать вся воспитательно-образовательная работа, весь жизненный опыт ребёнка. Воображение не развивается само собой, его необходимо развивать, и делать это можно разными средствами: с помощью игр-упражнений типа «На что похоже?», прибегая к устному народному творчеству (потешки, загадки, пословицы и поговорки, сказки) и к художественно-творческой деятельности, в том числе изобразительной.

   Техника рисования, лепки, аппликации включает в себя умение создавать изображения, используя разные изобразительные материалы: карандаши, фломастеры, краски, цветные карандаши, сангину, угольные палочки, пастель, глину, пластилин и т.д. Всеми навыками и умениями дети овладевают постепенно, под руководством взрослого.

 Одним их средств выразительности, общих в рисовании и аппликации, является цвет. На определённом этапе развития рисования у ребёнка появляется потребность пользоваться цветом. Вначале, когда изображение предметов только появляется, отношение детей к цвету если не безразличное, то ограничено интересом к самой краске. Что изображается цветом – не имеет значения: и забор, и мама, и лошадь могут быть одного цвета – синими, красными, какими угодно.

   В этот период ребёнок, по сути дела, исследует возможности цвета, цветовые возможности красок. Цвет пока автономен. Так, для детей 2-3-летнего возраста характерно относительно нейтральное отношение к краске любого цвета.

   На следующей ступени, в 3-4 года, возникает эстетический мотив при выборе цвета: ребёнок пользуется любым поводом, чтобы раскрасить рисунок как можно красивее. Всё «красивое» дети изображают яркими красками, а «некрасивое» - тёмными.

   Ребёнок эмоционально воспринимает цвета и часто раскрашивает понравившийся предмет любимым цветом, который может быть тому и не свойственен. При этом не только цвет, но и тщательность прорисовки будут выражать само отношение ребёнка к содержанию рисунка.

   Позднее ребёнок использует краски, полагаясь на полученный сенсорный опыт, т.е. использует природный цвет объекта.

Использование цвета и отражение отношения к своему произведению с помощью цвета исследовали многие педагоги и психологи:

Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия.

Красный говорит о быстрой возбудимости.

Синий – о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах.

Зеленый – показывает, что он ищет покой.

Коричневый означает, что он ощущает физический дискомфорт.

Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций.

Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций.

   Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в  палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.

Интересно, что по рисунку можно сказать и о характере ребёнка:

 

► Гиперактивные дети все рисуют в движении, даже статичные детали как бы «пляшут» на листе бумаги. Рисунок не симметричный, в нем трудно провести хотя бы одну прямую линию.

 

► Персонажи агрессивных детей имеют большие зачерненные, заштрихованные руки и большой открытый рот. Рисунки изобилуют множеством острых углов, цвета их темные или очень яркие.

 

► На рисунках тревожных детей много затемненных участков или же, наоборот, эти рисунки почти прозрачны. Эти дети часто стирают или заштриховывают только что нарисованное. А себя изображают слишком маленькими.

 

► Аутичные дети рисуют не торопясь, тщательно прорисовывают детали. Даже когда рисунок готов, они продолжают заштриховывать его. Тематика, чаще всего, однообразна. Ребенок рисует то, что уже умеет изображать.

 

Поощряйте желание ребёнка рисовать, ведь у этого простого занятия много важных функций. На раннем этапе рисование развивает координацию и моторику, способствует познанию формы, воспитывает в ребенке усидчивость. Позже – развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию зрительных, пространственных и двигательных функций. И, как вы уже убедились, детский рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка.

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительное творчество дошкольников с точки зрения психологии МБДОУ №44 «Золушка» педагог-психолог: Гвардеева Т.Н.

Слайд 2

Этапы развития изобразительного мастерства Доизобразительный период (в возрасте с 1,5 до 3 лет) Изобразительный период (после 3 летнего возраста) I этап - рисунки с примитивной выразительностью II этап – процесс создания детьми изображения III этап – анализ результатов

Слайд 3

Эмоции и творчество Учёные выделяют активные (стенические) переживания , которые повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу и энергию, и пассивные (астенические) переживания , влияющие на человека обратным образом. Стенические переживания связаны с положительными эмоциями, астенические – с отрицательными. Необходимо организовать изобразительную деятельность ребят так, чтобы положительные эмоции и чувства окрашивали весь процесс творчества. С этой целью, кроме всем известных приёмов и методов обучения, следует шире использовать игровые методы и приёмы. Целесообразно включать в процесс занятий сюрпризные моменты, поисковые ситуации, а также использовать нестандартные приёмы создания изображения. В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними.

Слайд 4

Важнейшие условия для развития творчества 1. Развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта. Педагогу следует учить детей сравнивать предметы, обращать их внимание на сходство и различие предметов, учить уподоблять одни предметы другим по сходству; объединять их, например, по признаку формы. Если сопоставить предметы по форме с геометрическими эталонами, их условно можно разделить на 3 блока: 1) предметы, состоящие из разнообразных линий и их сочетаний: дорожки, забор, лесенка, кусты, деревья и др.; 2) предметы круглой и овальной формы: фрукты, овощи, цветы, животные и др.; 3) предметы прямолинейной формы: лесенка, забор, дом, и др. Исходя из тех знаний и представлений, которые они получают в процессе обучения, дети должны самостоятельно определять формообразующее движение («Как можно нарисовать это?»).

Слайд 5

2. Развитие мышления. Для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и образного мышления. 4. Развитие воображения. Воображение развивается на основе комбинирования воспринятых образов в новые, не существующие в действительности или имеющие новый смысл. Накоплению представлений и развитию воображения должна способствовать вся воспитательно-образовательная работа, весь жизненный опыт ребёнка. Воображение не развивается само собой, его необходимо развивать, и делать это можно разными средствами: с помощью игр-упражнений типа «На что похоже?», прибегая к устному народному творчеству (потешки, загадки, пословицы и поговорки, сказки) и к художественно-творческой деятельности, в том числе изобразительной. 3. Развитие памяти. В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим.

Слайд 7

Отношение детей к цвету Для детей 2-3-летнего возраста характерно относительно нейтральное отношение к краске любого цвета. В этот период ребёнок, по сути дела, исследует возможности цвета, цветовые возможности красок. Что изображается цветом – не имеет значения: и забор, и мама, и лошадь могут быть одного цвета – синими, красными, какими угодно. На следующей ступени, в 3-4 года, возникает эстетический мотив при выборе цвета: ребёнок пользуется любым поводом, чтобы раскрасить рисунок как можно красивее. Всё «красивое» дети изображают яркими красками, а «некрасивое» - тёмными. Позднее ребёнок использует краски, полагаясь на полученный сенсорный опыт, т.е. использует природный цвет объекта.

Слайд 8

О чём говорит цвет рисунка? Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия. Красный говорит о быстрой возбудимости. Синий – о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах. Зеленый – показывает, что он ищет покой. Коричневый означает, что он ощущает физический дискомфорт. Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций. Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций. Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.

Слайд 9

Характер по рисунку ► Гиперактивные дети все рисуют в движении, даже статичные детали как бы «пляшут» на листе бумаги. Рисунок не симметричный, в нем трудно провести хотя бы одну прямую линию. ► Персонажи агрессивных детей имеют большие зачерненные, заштрихованные руки и большой открытый рот. Рисунки изобилуют множеством острых углов, цвета их темные или очень яркие. ► На рисунках тревожных детей много затемненных участков или же, наоборот, эти рисунки почти прозрачны. Эти дети часто стирают или заштриховывают только что нарисованное. А себя изображают слишком маленькими.

Слайд 10

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников. Поощряйте желание ребёнка рисовать, ведь у этого простого занятия много важных функций. На раннем этапе рисование развивает координацию и моторику, способствует познанию формы, воспитывает в ребенке усидчивость. Позже – развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию зрительных, пространственных и двигательных функций. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Изобразительное творчество дошкольников с точки зрения психологии.

Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности.

   В творческой деятельности ребёнка выделяют этапы развития изобразительного мастерства, каждый из которых требует специфических методов и приёмов руководства со стороны взрослого.

      Доизобразительный период – это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5 – 2 лет, длится вплоть до 3 – 3,5 года. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули – это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка закруглённые линии, проведённые с одинаково слабым нажимом.

   В 3 – 3,5 года ребёнок переходит к следующему периоду – изобразительному. 

   Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью. Его началом условно можно считать момент, когда у ребёнка вначале возникает «замысел» нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребёнком или предложена взрослым (конкретное же решение должен принимать только малыш). Чем младше ребёнок, тем более ситуативный и неустойчивый характер носит его замысел. Сначала ему хочется нарисовать одно, затем в поле зрения попадает иной объект, который представляется более интересным. С другой стороны, называя предмет будущего изображения, малыш, обладающий ещё небольшим опытом деятельности, далеко не всегда может соотнести задуманное со своими возможностями. Осознав своё неумение, он отказывается от первоначальной задумки. Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает замысел.

   Второй этап – процесс создания детьми изображения. На этом этапе (6-7 лет) детские рисунки становятся ещё более схематичными. Ребёнок различает движение, эмоции и мимику. Даже если тему называет воспитатель, это не лишает ребёнка возможности творить, а только помогает направить его воображение. На этом этапе ребёнок должен овладеть способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки, аппликации.

   Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданных детьми работ должны осуществляться при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности.

   Познавая мир природы, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребёнок совершенствуется как личность. При этом, не обладая в полной мере возможностью передать впечатления словами, в рисунке он может полнее и  ярче выразить свои мысли и чувства, эмоции и ощущения. В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними.  Учёные выделяют активные (стенические) переживания, которые повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу и энергию, и пассивные (астенические) переживания, влияющие на человека обратным образом. Стенические переживания связаны с положительными эмоциями, астенические – с отрицательными. Необходимо организовать изобразительную деятельность ребят так, чтобы положительные эмоции и чувства окрашивали весь процесс творчества. С этой целью, кроме всем известных приёмов и методов обучения, следует шире использовать игровые методы и приёмы. Целесообразно включать в процесс занятий сюрпризные моменты, поисковые ситуации, а также использовать нестандартные приёмы создания изображения.

   Для успешного осуществления творчества в рисовании, лепке, аппликации необходимо овладение обобщёнными приёмами создания изображения, которые позволяют воплощать любое задуманное содержание. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребёнка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта. Процесс восприятия должен включать анализ – выделение свойств предметов: их форму, величину, строение, качества и т.д. Педагогу следует учить детей сравнивать предметы, обращать их внимание на сходство и различие предметов, учить уподоблять одни предметы другим по сходству; объединять их, например, по признаку формы. Если сопоставить предметы по форме с геометрическими эталонами, их условно можно разделить на 3 блока: 1) предметы, состоящие из разнообразных линий и их сочетаний: дорожки, забор, лесенка, кусты, деревья и др.; 2) предметы круглой и овальной формы: фрукты, овощи, цветы, животные и др.; 3) предметы прямолинейной формы: лесенка, забор, дом, и др. Если ребёнок не получил соответствующие знаний, умений, навыков, это сковывает его самостоятельность. Очень важно, чтобы ребёнок овладел изобразительными формообразующими движениями, которые позволили бы ему передавать форму разнообразных предметов в рисунке (движениями руки, в результате которых передаётся форма предмета). Повторяя одно и то же движение карандашом, ручкой, кисточкой при изображении разных предметов, ребёнок постепенно приобретает соответствующий опыт и понимает его обобщённое значение. Исходя из тех знаний и представлений, которые они получают в процессе обучения, дети должны самостоятельно определять формообразующее движение («Как можно нарисовать это?»).

Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения.

В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим.

Для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и образного мышления, с другой стороны изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления. С образным мышлением тесно связано воображение.

Воображение развивается на основе комбинирования воспринятых образов в новые, не существующие в действительности или имеющие новый смысл. Накоплению представлений и развитию воображения должна способствовать вся воспитательно-образовательная работа, весь жизненный опыт ребёнка. Воображение не развивается само собой, его необходимо развивать, и делать это можно разными средствами: с помощью игр-упражнений типа «На что похоже?», прибегая к устному народному творчеству (потешки, загадки, пословицы и поговорки, сказки) и к художественно-творческой деятельности, в том числе изобразительной.

   Техника рисования, лепки, аппликации включает в себя умение создавать изображения, используя разные изобразительные материалы: карандаши, фломастеры, краски, цветные карандаши, сангину, угольные палочки, пастель, глину, пластилин и т.д. Всеми навыками и умениями дети овладевают постепенно, под руководством взрослого.

 Одним их средств выразительности, общих в рисовании и аппликации, является цвет. На определённом этапе развития рисования у ребёнка появляется потребность пользоваться цветом. Вначале, когда изображение предметов только появляется, отношение детей к цвету если не безразличное, то ограничено интересом к самой краске. Что изображается цветом – не имеет значения: и забор, и мама, и лошадь могут быть одного цвета – синими, красными, какими угодно.

   В этот период ребёнок, по сути дела, исследует возможности цвета, цветовые возможности красок. Цвет пока автономен. Так, для детей 2-3-летнего возраста характерно относительно нейтральное отношение к краске любого цвета.

   На следующей ступени, в 3-4 года, возникает эстетический мотив при выборе цвета: ребёнок пользуется любым поводом, чтобы раскрасить рисунок как можно красивее. Всё «красивое» дети изображают яркими красками, а «некрасивое» - тёмными.

   Ребёнок эмоционально воспринимает цвета и часто раскрашивает понравившийся предмет любимым цветом, который может быть тому и не свойственен. При этом не только цвет, но и тщательность прорисовки будут выражать само отношение ребёнка к содержанию рисунка.

   Позднее ребёнок использует краски, полагаясь на полученный сенсорный опыт, т.е. использует природный цвет объекта.

Использование цвета и отражение отношения к своему произведению с помощью цвета исследовали многие педагоги и психологи:

Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия.

Красный говорит о быстрой возбудимости.

Синий – о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах.

Зеленый – показывает, что он ищет покой.

Коричневый означает, что он ощущает физический дискомфорт.

Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций.

Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций.

   Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в  палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.

Интересно, что по рисунку можно сказать и о характере ребёнка:

► Гиперактивные дети все рисуют в движении, даже статичные детали как бы «пляшут» на листе бумаги. Рисунок не симметричный, в нем трудно провести хотя бы одну прямую линию.

► Персонажи агрессивных детей имеют большие зачерненные, заштрихованные руки и большой открытый рот. Рисунки изобилуют множеством острых углов, цвета их темные или очень яркие.

► На рисунках тревожных детей много затемненных участков или же, наоборот, эти рисунки почти прозрачны. Эти дети часто стирают или заштриховывают только что нарисованное. А себя изображают слишком маленькими.

► Аутичные дети рисуют не торопясь, тщательно прорисовывают детали. Даже когда рисунок готов, они продолжают заштриховывать его. Тематика, чаще всего, однообразна. Ребенок рисует то, что уже умеет изображать.

Поощряйте желание ребёнка рисовать, ведь у этого простого занятия много важных функций. На раннем этапе рисование развивает координацию и моторику, способствует познанию формы, воспитывает в ребенке усидчивость. Позже – развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию зрительных, пространственных и двигательных функций. И, как вы уже убедились, детский рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка.

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения

Известно, как трудно входят  в новую среду дети с отклонениями в развитии. В дошкольном детском учреждении для них создаются определенный комфорт, они равны между собой, у них одни и те же ...

О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольника ( с точки зрения логопеда)

 Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.   Развитие речи включает в себя умение четко произносить звуки и различать и...

"Инициативная личность дошкольника с точки зрения психологов"

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для созда...

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ ДЕТЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Психологи говорят: посмотри на человека, на его вредные привычки, и составь о нем правильное мнение....

"7 советов о питании маленького ребенка с точки зрения психологии"

7 советов родителям о питании маленького ребёнка с точки зрения психологии и интуитивного питания....

Дошкольник с точки зрения ФГОС

Изменения, происходящие в нашей стране и в мире,  все больше ориентируют людей, занимающихся  такой социально значимой деятельностью как образование на создание  такой системы, где созд...

Родина-мать: что такое патриотизм с точки зрения психологии

О любви к Родине, как и о любви вообще, нужно писать поэтам. Иначе, что ни скажи, все выглядит или сухо, или слишком пафосно. Но мы все же попробуем — и разберем с экспертами, что такое здо...