Эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие как два направления единого коррекционного процесса
статья по коррекционной педагогике на тему

Орлова Наталья Анатольевна

Статья для специалистов, в которой рассматривается эмоционально-личностное и интеллектуальное  развитие как единый коррекционный процесс, реализация которого происходит при участии детей, педагогов, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие как два направления единого коррекционного процесса

        Современная наука рассматривает феномен  высших психических функций   в контексте интеллектуального, эмоционального и волевого развития человека. Некоторые авторы, в частности Белопольская Н.И., в своих работах отмечает, что зона ближайшего психического развития ребенка включает две составляющих: когнитивную и эмоционально-смысловую. Л.С. Выготский отмечал в своих работах единство аффекта и интеллекта: с одной стороны, любая мысль продиктована потребностью ее высказать, мотивом, с другой стороны, она содержит определенное отношение человека к чему-либо. В настоящее время идею единства аффективных и интеллектуальных процессов отражает термин "эмоциональный интеллект", который определяется как способность к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению своими эмоциями. Таким образом, развитие и коррекция познавательных процессов становится возможной лишь при определенном уровне личностного развития ребенка. Однако, проблема диагностики и коррекции эмоциональных, личностных особенностей дошкольников с ЗПР обычно оказывается второстепенной задачей при изучении других характеристик указанной категории детей. В то же время исследователи отмечают значимые различия эмоциональных реакций детей с ЗПР и детей с нормальным уровнем развития. Э.Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. М.Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. В.В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. Е.С. Слепович — проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними. Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:

  •  недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;
  •  имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;
  •  в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
  •  многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени.

Таким образом, необходима реализация системы кроррекционно-развивающей работы, направленной на формирование эмоционально-личностной сферы.

        Становление самосознания, эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер ребенка не идет обособленно, проблемы в развитии одной из этих сфер вызывают сложности в других. К примеру, ребенок, интеллектуальное развитие которого соответствует возрастной норме, может иметь трудности усвоения школьной программы.  Причиной неуспеваемости в данном случае может являться эмоциональная  незрелость, преобладание игровых мотивов над учебными, низкая степень произвольности высших психических функций. Все вышеперечисленные особенности характерны для большинства детей с ЗПР. Таким образом, эмоционально-личностное и интеллектуальное  развитие является единым коррекционным процессом, реализация которого происходит при участии детей, педагогов, родителей и специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм.

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в про...

Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста

Проблема трудновоспитываемости и труднообучаемости очень актуальнв в настоящее время. Большое количество научных публикаций различных специалистов посвящено именно проблеме трудных деталей или, как их...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства ...

"Интеллектуальное развитие дошкольников" По направлению работы воспитателя Тульской Натальи Викторовны "Мои первые книжки"

Формирование у детей интеллектуального развития через с  потребность  общения с книгой....

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.«Создание условий для интенсивного интеллектуального развития детей средствами внедрение в образовательный процесс группы игр В. Воскобовича

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавател...