Перспективное планирование работы во 2-ой младшей группе для детей с нарушением зрения по теме "Познай себя"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Бурченкова Наталья Александровна

Опытно-экспериментальная деятельность детей по познанию самого себя  с целью формирования у детей начальных представлений о человеке, частях его тела, об органах чувств как источниках получения дополнительной информации об окружающем, оознанном использовании их в процессе познания окружающей  действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx42.3 КБ

Предварительный просмотр:

    В соответствии  Конвенцией о правах ребенка государство признает, «что неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечат его достоинство, , способствуют уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» (Конвенция о правах ребенка, стр.23).

Поэтому необходимо совершенствовать коррекционную помощь детям в преодолении их недостатков в психофизическом развитии, возникающих как следствие ограниченных возможностей здоровья.

    Задачи нашего учреждения направлены на коррекцию имеющихся у детей отклонений в развитии и компенсацию зрительной недостаточности.

    Благодаря зрению человек получает огромное количество информации об окружающем мире. О цвете, форме, величине предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними человек узнает, прежде всего, с помощью зрения. Деятельность зрительного анализатора очень важна для ориентировки человека в пространстве, развитии его двигательной сферы, усвоения социального опыта. Зрительное, ли, как говорят, визуальное восприятие играет существенную роль в познании человеком мира, в формировании различных видов его деятельности, в установлении контактов с другими людьми.

    Дети, страдающие нарушением зрения, имеют особенности в психическом, личностном и физическом развитии.

Специалисты выделяют следующие особенности развития таких детей.

  1. Снижение уровня развития зрительного восприятия (его неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность).
  2. Задержка процесса координации движений.
  3. Затруднение оценки пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния).
  4. Снижение предметно-практического опыта, отсутствие за словом конкретных представлений.
  5. Неспособность многих детей общаться в диалоге из-за неумения слушать собеседника, слабо развитая монологическая речь.
  6. Индивидуальные особенности работоспособности (утомляемости), скорости усвоения информации.
  7. Мышление (анализ, синтез) может быть затруднено из-за нарушения полноты, целостности, точности и объема зрительного восприятия окружающей действительности; наглядно-действенное мышление преобладает над наглядно-образным.
  8. Особенности эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в расторможенности или наоборот – заторможенности действий.

Поэтому возникает необходимость развития познавательной активности и исследовательского поведения у детей с нарушением зрения в коррекционно-направленном образовательном процессе.

    Зрительный дефект негативно влияет на формирование познавательных процессов, обеспечивающих детям адекватное отражение мира. И несмотря на то, что неполноценное зрение не дает детям точной и полной информации, они все же предпочитают зрительную ориентацию и недостаточно используют сохранные анализаторы. В силу этого их сенсорный опыт беднее, чем опыт нормально видящих детей. Поэтому, слабовидящих дошкольников необходимо  знакомить с собственным телом, его возможностями (ходить, стоять, двигаться и т.д.), с органами чувств  как «орудиями», при помощи которых можно обонять, осязать, слышать, видеть и пробовать. Необходимо научить таких детей отделять себя от своих перцептивных действий для осознанного управления ими при познании признаков и свойств предметов окружающей действительности, помочь понять особенности своего зрительного восприятия и необходимости его коррекции и компенсации.

    Успешное развитие ребенка с нарушением зрения зависит от созданных условий, от того, как используются и совершенствуются его врожденные задатки, как преодолеваются последствия имеющегося у него дефекта, как активно развиваются его компенсаторные процессы. Успешность адаптации ребенка с нарушением зрения во многом будет определяться уровнем его осознания своих зрительных возможностей и умением пользоваться сохранными анализаторами.

    «Познай себя – и ты познаешь мир», так утверждают древние философы. Малыши познают этот мир доступными им способами – с помощью анализаторов и манипулирования с объектами и предметами. Стараясь сохранить наиболее яркие впечатления, открытия и опираясь на первый опыт детей, мы стараемся побуджать их к самостоятельному исследованию себя.

    Первые впечатления о себе у детей возникают после 2 лет и являются представлениями о своем теле, внешности, половозрастной идентификации (Н.Н.Авдеева, А.Валлон, Р.Заззо, В.С.Мухина и др.). в работе с детьми, имеющими нарушение зрения, нельзя рассчитывать лишь на спонтанное накопление знаний о самом себе. Необходимо целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее сознание ребенком необходимости компенсации нарушенных зрительных функций, получение представлений о собственных возможностях восприятия окружающего мира и ориентировки в нем. В основу работы положены наблюдения, самонаблюдения, простейшие опыты и эксперименты, исследовательская деятельность в форме запечатления деятельности взрослого, работы с помощью взрослого, оказание помощи взрослому, работы рядом со взрослым и под явным контролем взрослых (А.А.Иванова).

    Поэтому были поставлены цель и задачи экспериментальной деятельности детей по познанию самого себя.

    Цель – формировать у детей начальные представления о человеке, частях его тела, об органах чувств как источниках получения дополнительной информации об окружающем, осознанном их использовании в процессе познания действительности.

    Задачи

  1. Дать детям элементарные представления о том, что все люди разные, не похожи друг на друга.
  2. Учить различать и называть части лица, различать эмоциональные состояния человека.
  3. Дать представление о пространственном расположении частей тела.
  4. Познакомить с органами чувств и их назначением.
  5. Формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка.
  6. Развивать умение  осознавать свою половую принадлежность.
  7. Развивать познавательный интерес, навыки экспериментальной деятельности.
  8. Воспитывать внимательное отношение к своему организму.

Экспериментирование помогает малышам больше узнать о себе, своем теле, возможностях своего организма, накопить богатый чувственный опыт, что позволяет избегать вербализации данных знаний.

    Экспериментальная деятельность проводилась в разных образовательных областях, всегда непринужденно, через игру, с использованием любимых сказочных героев, сюрпризов, развлечений и только в условиях добровольности ребенка.

    Большую помощь оказывали родители, активно принимая участие в организации экспериментов, закрепляя полученные знания и навыки дома, помогали пополнять уголок экспериментирования новыми материалами.

   ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ на год

 

Сентябрь

     Тема «Мы – разные»

     Цель – формировать  элементарные знания о том, что все люди разные, не похожи друг на друга.

      Задачи.  Воспитывать интерес к собственной внешности и внешности окружающих. Учить видеть признаки сходства, различия разных людей и выражать их в речи. Познакомить с понятием «отражение». Учить внимательно рассматривать своё отражение в зеркале, сравнивать с лицом другого человека. Измерять свой рост.

     Экспериментальная деятельность детей

  1. Предложить детям рассмотреть себя в зеркало, запомнить цвет глаз, волос. Рассмотреть лицо другого ребенка, воспитателя, сравнить со своим лицом.
  2. Измерить свой рост с помощью ростомера, поставить метку. Сравнить свой рост с ростом других детей, воспитателя.
  3. Померяться ростом друг с другом, с воспитателем.
  4. Взять листок бумаги, фломастер. Обвести (с помощью воспитателя) ступню ноги, сравнить с рисунками других детей, воспитателя.
  5. Выбрав двух-трех детей, попробовать определить, чем они отличаются и чем похожи.
  6. Слепить толстого и тонкого человечков (палочка, сверху шарик-головка).

     Формы и методы работы с детьми в разных образовательных областях

  1. Беседа «Мы люди, но мы все разные».
  2. Рассматривание предметных картинок, изображающих людей разного возраста, пола, комплекции.
  3. Изготовление совместно с детьми панно «Мы все такие разные».
  4. Игровые упражнения «Гном, человек, великан», «Сравни и назови».
  5. Чтение стихотворений из комплектов пальчиковой гимнастики: «Высокие, низкие…», «Моя семья», «Кто живет в моей квартире».

Работа с родителями

  1. Родителям вместе с детьми подобрать вырезки из журналов с фотографиями людей разного телосложения для панно «Мы все такие разные».
  2. Выставка рисунков, выполненных родителями совместно с детьми – «Вот и вся моя семья».

Элементы предметно-развивающей среды

Предметные картинки, панно «Мы все такие разные», пособия для экспериментирования (ростомер, фломастеры, пластилин),зеркала.

Октябрь

Тема «Наше лицо»

 Цель формировать у детей  представления о лице, как источнике информации о человеке.

  Задачи. Определять назначение носа, рта, глаз. Учить  правильно называть цвет глаз.

Различать эмоциональные состояния человека по схематическим изображениям, определять настроение, самочувствие, «читать» выражение лица, суметь повторить его перед зеркалом.

Экспериментальная деятельность детей

  1. Предложить детям закрыть рот и пальцами зажать нос. Ответить на вопрос: почему открыли рот и убрали руки от носа?
  2. Закрыть рот и сказать своё имя, попить воды, съесть яблоко.
  3. Взять в руки книгу, закрыть глаза. Открыть книгу и рассказать, что нарисовано.
  4. Взять зеркало, маркер. Нарисовать свой портрет на зеркале.
  5. Посмотреть на свое отражение в зеркале. Улыбнуться, рассердиться, удивиться, испугаться. Рассказать как изменяется лицо. Что происходит с губами, когда улыбаешься? С бровями – когда хмуришься?
  6. Предложить починить игрушки – подобрать все части по размеру согласно образцу, в виде контура. При выборе головы выяснить, чем отличаются лица игрушек ( разным настроением), как дети догадались об этом (по линии рта, бровей и пр.).

     Формы и методы работы с детьми в разных образовательных областях

  1. Беседы «Наше лицо», «Когда бывает грустно и весело?»
  2. Дидактические игры и упражнения «Водолазы», «Покажи правильно», «Что чем пахнет», «Где звенит колокольчик?», «Какое животное кричит?», «Сделай то, что я скажу» (потрогай носик, надуй щечки и т.д.), «Стенка, стенка».
  3. Игры с зеркалом.
  4. Дыхательная гимнастика «Вдох-выдох»
  5. Этюды на различные эмоциональные состояния и позы человека.
  6. Игра «Маятник эмоций».
  7. Чтение: С.Прокофьева «Румяные щечки», С.Капутикян «Ротик», Е.Бондаренко «Уши и язык», Ю.Прокопович «Зачем носик малышам», Н.Павлова «Настроение».
  8. Изготовление совместно с детьми панно «Эти разные, разные лица»
  9. Рисование «Веселый и грустный клоуны»
  10. Работа с карточками для дорисовывания «Я и моя семья».

Работа с родителями

  1. Подобрать изображения (вырезки из журналов) лиц людей для создания панно «Эти разные, разные лица».
  2. Дома при чтении сказок предложить детям подумать, какие черты характера у героев, как это связано с их внешним обликом.

Элементы предметно-развивающей среды

     Энциклопедия «Учимся понимать друг друга», панно «Эти разные, разные лица», пиктограммы, трафареты «Лицо», карточки для дорисовывания.

Ноябрь

     Тема «Я узнаю себя»

     Цель – формировать первичные представления о теле человека.

     Задачи. Учить детей различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом. Дать представление о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу и т.д.). Способствовать получению опыта познания возможностей своего тела (стоять прямо, двигаться и т.д.).Определять экспериментальным путем назначение некоторых частей своего тела

     Экспериментальная деятельность детей

  1. Предложить детям найти в «чудесном мешочке» на ощупь человечка (кукла-пупсик), объяснить свой выбор.
  2. Встать на руки и попытаться пройти по группе.
  3. Убрать руки за спину и взять со стола игрушку.
  4. Разуться, взять пальцами ног карандаш и попытаться нарисовать кружок.
  5. Без помощи пальцев взять ложку.
  6. Попробовать походить по комнате без ног.
  7. Встать на голову, выяснить, легко ли стоять на голове. А на ногах?
  8. Не поворачивая туловища, посмотреть, что находится справа, слева, за спиной.
  9. Обследовать своё тело (через музыкальную игру «Где же, где же наши ручки…»).

     Формы и методы работы с детьми в разных образовательных областях

  1. Беседа «Чем похожи и чем отличаются ребенок и деревянный человечек»
  2. Дидактические игры и упражнения «Покажи, где у тебя голова (ноги, животик и т.д.), «Покажи, где у куклы голова (спинка, ноги и т.д.), «Ты моя частичка», «Фигура человека», «Найди на ощупь ( с закрытыми глазами) названную часть тела у соседа», «Обведи и назови».
  3. Игра-шутка «Моё тело».
  4. Игра с микрофоном.
  5. Прослушивание песенки «Знай свое тело»
  6. «Конструирование тела» - выкладывание фигуры человека по контуру.
  7. Работа с карточками для дорисовывания.
  8. Чтение : М.Пожарова «Наша зарядка», Е.Карганова «Наши помощники», Ф.Троицкий «У детсада», потешка «Уж я косу заплету…».

Работа с родителями

Консультация-практикум «Игры и упражнения, помогающие детям различать и правильно называть части своего тела».

Элементы предметно-развивающей среды

     «Чудесный мешочек», карточки для дорисовывания частей тела, контур тела человека.

Декабрь

     Тема «Наши ручки и ножки»

     Цель – формировать представления о том, что руки и ноги важные части человеческого тела.

     Задачи. Учить находить сходство и различие в значении рук и ног человека, отличать их у животных и человека. Развивать координацию и точность движений, умение четко выполнять команды, развивать моторику пальцев, кистей рук, ступней ног. Воспитывать бережное отношение к своему организму.

     Экспериментальная деятельность детей

  1. Предложить детям взять книгу, попробовать перевернуть её страницы без помощи рук, затем с руками.
  2. Перебрать крупу без участия рук, затем с руками.
  3. Взять карандаш в правую руку и нарисовать солнышко. То же сделать левой рукой.
  4. Выяснить, как с помощью рук можно разговаривать. Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»
  5. Походить, попрыгать сначала на ногах, затем на руках. Сделать вывод – как удобнее.
  6. Разделить детей на две команды. Одна команда бросает мяч руками, другая ловит ногами, затем команды меняются.
  7. «Удержи карандаш». Дать карандаш в руки каждому ребенку и тут же забрать его обратно. Затем предложить детям разуться и взять карандаш ногами. Как удобнее?
  8. Предложить поймать мяч руками, затем ногами. Бросить мяч об пол руками, попробовать бросить ногами.
  9. Соединить за спиной пальцы рук в «замок», попробовать собрать мячи в корзину  без помощи рук.
  10. Понаблюдать как ходит кошка. Встать на четвереньки (как кошка) и дойти (добежать) до метки. Затем то же сделать ногами. Сделать вывод – почему кошке удобнее ходить на четырех лапах, а человеку на двух ногах.

     Формы и методы работы с детьми в разных образовательных областях

  1. Беседа «Есть ли руки и ноги у животных»
  2. Дидактические игры и упражнения «Поиграем с пальчиками. Куда спрятались пальчики? Пошлем кукле воздушный поцелуй (и т.д.)», «Нарисуем портрет рук», «Измерялки», «Повтори за мной», «Наши ножки», «Что умеют наши ручки», «Замри».
  3. Подвижные игры «Пляшут наши детки», «Мы ногами топ-топ», «Лови меня», «По ровненькой дорожке».
  4. Игры-танцы Мы похлопаем», «Если нравится тебе».
  5. Самомассаж «Сороконожки»
  6. Пальчиковые гимнастики.
  7. Мероприятия по профилактике плоскостопия.
  8. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
  9. Точечный массаж «Греем ручки», «Моем руки».
  10. «Рисование» руками и ногами.
  11. Чтение потешки «Пальчик-мальчик», «Ножки, ножки, где вы были?»; Е.Пермяк «Для чего нужны руки», Н.Павлова «Чьи башмачки?», итальянская народная сказка «Ленивая Бручолина», Е.Ильина «топ-топ», Н.саконская «Где мой пальчик?2, Л.Квитко «Бабушкины руки», А.Барто «Барабан».
  12. Рисование: обвести ладошку, на каждом пальчике нарисовать колечко.

Работа с родителями

  1. Консультация «Пальчиковая гимнастика», «Гимнастика для ног».
  2. Памятка «Развиваем руки, используя нестандартное оборудование.

Элементы предметно-развивающей среды

     Макет руки с набором разноцветных колец, массажные дорожки, нестандартное оборудование (мячи, прищепки, зубные щетки, палочки, платочки, шестигранные карандаши и т.д.), карточки-схемы.

Январь

     Тема «Мои помощники»

     Цель – познакомить детей с органами чувств и их назначением

     Задачи.  Показать назначение органов чувств.  Учить узнавать предметы (лимон, яблоко, бубен и др.) с помощью разных органов чувств. Побуждать использовать сохранные анализаторы в условиях нарушенного зрения. Формировать бережное, заботливое отношение к своим органам чувств.

      Экспериментальная деятельность детей

  1. Дать ребенку две коробочки с дырочками, чтобы уловить запах. Предложить их понюхать и определить, что внутри.
  2. Взять зеркало, закрыть глаза и сказать, что видно. Открыть глаза и сказать, что видно теперь.
  3. Закрыть глаза и назвать предмет, который воспитатель держит в руках, открыть глаза и назвать предмет.
  4. Налить воду в прозрачную емкость, попробовать ее на вкус язычком. На блюдце насыпать сахар, попробовать его язычком. Положить сахар в воду, растворить, затем попробовать воду. Сравнить вкус воды с сахаром и без него. Затем в эту же воду добавить лимон, размешать его и попробовать. Как изменился вкус?
  5. Взять мешочек с бирюльками и, ощупывая их руками, назвать каждый предмет.
  6. Зажать уши пальчиками и повторить звук, который услышали.
  7. Закрыть глаза и послушать, какие звуки слышно..
  8. При помощи рук определить температуру воды а двух сосудах (холодная, горячая).
  9. Определить, какие игрушки спрятаны в ящике с песком, - сначала только глазами, затем ушами и, наконец, руками. С помощью воспитателя сделать вывод.

 Формы и методы работы с детьми в разных образовательных областях

  1. Рассказ воспитателя «Мои помощники».
  2. Беседа «Зачем нужен нос».
  3. Дидактические игры и упражнения «Наши ушки слышат. Где играет музыка, там мы будем петь и танцевать», «Мы чувствуем запах еды – это кухня», «Посылка от обезьянки», «Иди в ту сторону, откуда позвали», «Иди на звук погремушки», «Узнай игрушку на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай на вкус», «Повтори, что услышал», «Громко-тихо», «Что вредно, что полезно», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
  4. Самомассаж ушей.
  5. Лепки овощей, фруктов, которые попробовали на вкус.
  6. Чтение: Ю.Прокопович «Зачем носик малышам», Э.Мошковская «Мой замечательный нос», Е.Пермяк «Про нос и про язык», В.Бондаренко «Язык и уши», В.Бианки «Глаза и уши», «Чей нос лучше».

Работа с родителями

  1. Практикум по обучению родителей методике тактильно-осязательного обследования.
  2. Памятки «Игры на кухне», «Игры в ванне».

Элементы предметно-развивающей среды

Схемы охраны органов чувств, бирюльки в мешочке, шумовые шишки, вкусовые баночки.

Февраль

     Тема «Мои помощники -  глаза»

     Цель – формировать представления детей о значении органов зрения.

     Задачи.  Подводить к осознанию значения глаз и своих зрительных возможностей. Воспитывать внимательное отношение к своему организму, интерес к наблюдению и экспериментированию. Учить правильному обращению с очками и хранению их.

     Экспериментальная деятельность детей

  1. Положить на стол геометрические фигуры. Предложить детям закрыть глаза и назвать их форму, цвет, размер. Затем с открытыми глазами выполнить задание. Сделать вывод.
  2. Закрыть глаза, осторожно своими пальчиками потрогать их. Определить, какую форму имеет глаз.
  3. Закрыть глаза, рассказать, что видишь вокруг.
  4. Взять куклу-голыша, в пипетку набрать воды, вылить воду из пипетки над глазом куклы. Вода попадает в глаза, так как у куклы нет бровей. То же проделать над глазом человека. Помочь детям сделать вывод о том, для чего нужны брови.
  5. Закрыть глаза, пройти в игровой уголок и взять красную машину.
  6. Попробовать с закрытыми глазами нарисовать неваляшку.
  7. Проверить зрение по таблице.
  8. Нарисовать домик с открытыми глазами, затем с закрытыми. Какой получился красивее?
  9. Пройти между столами с открытыми глазами, затем с закрытыми. Когда легче?
  10. Сесть спиной к окну, рассмотреть книжку. Затем повернуться лицом к окну и продолжить рассматривать книжку. Как лучше?

     Формы и методы работы с детьми в разных образовательных областях

  1. Беседа «Для чего нужны брови и ресницы», «Мои очки».
  2. Разгадывание загадок о глазах, разучивание одной из них.
  3. Дидактические игры и упражнения: «Слепые фотографы», «Вредно – полезно», «Почему у нас два глаза», «Близко – далеко», «Светло – темно», «Передай мяч другу, следи за мячом глазами», «Мигалочки», «Смотрелки», «Хорошо, плохо для глаз»
  4. Гимнастика для глаз.
  5. Работа со схемой ухода за очками.
  6. Пальминг.
  7. Подвижная игра «Жмурки»
  8. Чтение: Н.Орлова «Ребятишкам про глаза», А.Барто «Очки».
  9. Чтение пословиц.
  10. Дорисовывание глаз, бровей, ресниц на портретах людей.
  11. Экскурсия в ортоптический блок.

Работа с родителями

  1. Консультация «Рекомендации для детей с нарушением зрения в зависимости от вида глазной патологии».
  2. Памятка «Упражнения для восстановления зрения и снятия зрительной усталости».

Элементы предметно-развивающей среды

       Схема ухода за очками, индивидуальные зеркальца, картинки для дорисовывания, таблица для проверки зрения, картинки «Хорошо, плохо для глаз», схемы зрительных траекторий по В.Ф.Базарному, лазерные указки.

Март

     Тема «Я расту»

     Цель – формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка.

     Задачи.  Познакомить детей с тем, что все люди «рождаются», сообщить сведения о прошлом (не умел ходить, говорить и т.д.), о прошедших с ними изменениях. Проследить динамику роста развития ребенка от рождения до школы.

      Экспериментальная деятельность детей

  1. Предложить детям ползком добраться до метки, затем это же расстояние пройти ногами. Как передвигаться быстрее?
  2. Присесть на корточки, уменьшив таким образом свой рост, посмотреть вокруг, рассказать, что видишь. Встать на ноги, рассказать, что видишь теперь. Затем встать на большой стул, осмотреться. С помощью воспитателя сделать вывод.
  3. Взять бутылочку сока с соской и стакан сока. Попить сок из бутылочки, затем из стакана. Сделать вывод.
  4. Выбрать игрушки для грудничка и для себя из числа выложенных на ковре предметов (погремушка, зубное кольцо, пирамидка, машинка, кукла, конструктор и т.д.) попробовать объяснить свой выбор.
  5. На столе разложена одежда: распашонка, ползунки, шорты, юбочка и т.п.. предложить детям надеть ползунки. Почему они не подошли? Попросить подобрать одежду по размеру.

     Формы и методы работы с детьми в разных образовательных областях

  1. Рассказ воспитателя «Вот какие мы большие»
  2. Рассматривание картинок, изображающих детей разного дошкольного возраста.
  3. Дидактические игры и упражнения: «Кому что нужно?», «Уложим малыша спать», «Покормим малютку», «Что сначала, что потом?».
  4. Экскурсия в ясельную и подготовительную группы детского сада для  общения с детьми ( с последующим сравнением возрастов).
  5. Рассматривание фотографий детей, членов их семьи в динамике роста.
  6. Работа с динамическими таблицами.
  7. Чтение: З.Александрова «Катя в яслях», А.Барто «Я расту», Р.Сев «Я сам», Л.Толстой «Петя ползал и встал на ножки».
  8. Рисование «палочек роста»
  9. Конструирование лесенки из кубиков «Я расту»

Работа с родителями

Сделать подборку фотографий ребенка и членов семьи по годам.

Элементы предметно-развивающей среды

      Динамические таблицы роста, подборка фотографий, предметы для экспериментирования, картинки.

Апрель

     Тема «Мальчики и девочки»

     Цель – формировать первичные гендерные представления.

     Задачи.  Познакомить детей с внешними признаками полов. Учить подбирать изображения мальчика и девочки по размеру, как на образце в виде контура. Формировать умение определять физическую силу, ловкость, гибкость, меткость мальчиков и девочек.

 Экспериментальная деятельность детей

  1. Измерить длину волос у мальчиков и девочек.
  2. Попробовать заплести косичку мальчику, девочке.
  3. На столе разложены детская одежда, суики, детская косметика, часы, расческа, инструменты, игрушки и т.д. Предложить мальчикам и девочкам отобрать для себя вещи.

     Формы и методы работы с детьми в разных образовательных областях

  1. Беседа «Мы разные – мальчики и девочки».
  2. Словесная игра «А ты кто такой», «Наши мена».
  3. Дидактические  игры и упражнения «Собери кукол на прогулку», «Волшебный цветок», «Кто я в семье?», «Ушки на макушке», «Кто что носит?», «Наши прически».
  4. Физические игры и упражнения.
  5. Чтение потешек «Спи Ванюшка…»,»Андрей-воробей», «Наша Маша маленька…», «Катя, Катя маленька…»; А.Барто «Любочка», «Вовка – добрая душа»: С.Маршак «О мальчиках и девочках»; русская народная сказка «сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  6. Элементарное моделирование ситуаций «Я и моя семья».
  7. Занятия с куклами (одеть, накормить, уложить), с машинками.
  8. Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Мы – шоферы», «Моя семья».

Работа с родителями

  1. Составление информационных листов и памяток о полоролевом воспитании мальчиков и девочек.
  2. Анкетирование с целью выявления особенностей воспитания мальчиков и девочек.

Элементы предметно-развивающей среды

Карточки-символы, выражающие доброту, честность, силу и т.д.; схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского полов; журналы «Детская мода», «Прически для детей», фланелеграф с набором плоскостных фигур мальчиков и девочек.

Май

     Тема «Я - человек»

     Цель – закреплять первоначальные представления о человеке.

     Задачи.  Закреплять умения ориентироваться в схеме тела человека, различать и называть части тела, определять роль отдельных органов. Закреплять умение ориентироваться с помощью символов в схеме собственного тела, тела кукол, других детей. Формировать  представления о своей половой принадлежности. Воспитывать интерес к своему организму.

    Экспериментальная деятельность детей

  1. Разложить на ковре плоскостные изображения людей и зверей, а также их контурные и силуэтные изображения. Предложить детям соединить все изображения, проговаривая: это мальчик – человек, это лиса – животное.
  2. Пройти с закрытыми глазами.
  3. Послушать, зажав уши.
  4. Дотянуться до игрушки, стоящей на некотором расстоянии, не подходя к ней.
  5. Попрыгать, побегать, не сгибая колени.
  6. Взять предмет рукой с зажатыми в кулак пальцами.
  7. Дети встают в круг, в центре которого стоит кукла. Дать задание: показать части своего тела, куклы, друг друга; выполнять движения, предложенные воспитателем. Дети выполняют, кукла – нет. Почему?
  8. Выполнить пальчиковую гимнастику руками. Затем ногами. Как удобнее?

 Формы и методы работы с детьми в разных образовательных областях

  1. Беседа «Сравним куклу с девочкой»
  2. Дидактические игры и упражнения «В нашем маленьком домишке», «Человек – человеку», «Человек и животные», «Собери, не ошибись», «Кто ты?»
  3. Рассказывание стихотворений при помощи рук.
  4. Аппликация «Разные человечки»
  5. Чтение стихотворений: «Быть у каждого должна…», «Совушка-головушка», «Четыре помощника…», «Живут пальчики – веселые мальчики».
  6. Прослушивание песенок «Знай свое тело», «Почемучка»

Работа с родителями

Сообщение о результатах экспериментальной деятельности «Познай себя» на собрании по итогам работы за год.

Элементы предметно-развивающей среды

Схема «Тело человека», символы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Перспективный план работы по формированию представлений о ЗОЖ у детей с нарушением зрения группы №1 (возраст 6 -8 лет) на 2020-2021 учебный год

Перспективный план работы по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста(6 - 8 лет)...