Исследовательская работа "Сказки как средство развития воображения"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Для того, чтобы ребенок был успешным в школе, нужно, чтобы его воображение было достаточно развитым. Ребенку тяжело представить окружающий мир "на слух", необходимо видеть или представить то, о чем говорит учитель. В своей работе я попыталась развить детское воображение через различные формы работы со сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voobrazhenie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказки как средство развития воображения

 у детей дошкольного возраста».

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время очень мало детей имеют богатое воображение, а возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка дошкольного возраста. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. Воображение особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте. И если в этот период его специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Сказки способствуют развитию воображения, ведь слушая их ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор, а если не уделять должного внимания чтению сказок, то уровень воображения будет недостаточно развит, и в будущем не сможет успешно протекать учебная работа школьника.

Цель исследования - выявить влияние сказки на развитие воображения в дошкольном возрасте и составить «сказочный» комплекс, способствующий развитию воображения.

Цель достигалась при помощи решения задач:

Теоретические:

- проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;

- описать особенности психического развития ребенка дошкольного возраста;

Практические:

- провести экспериментальное исследование;

- подобрать диагностическую программу исследования;

- разработать план работы с детьми по развитию воображения;

- составить методические рекомендации для родителей и воспитателей.

Нами была сформулирована гипотеза исследования: если в практической работе с детьми чаще использовать сказки как средство развития воображения, то его уровень будет значительно выше, так как сказки являются особым жанром художественной литературы, в котором ребенок может мысленно попасть в воображаемую ситуацию.

Данная проблема изучалась разными исследователями, среди которых О.М. Дьяченко, Л.С. Выготский, П. Я Гальперин. Под «воображением» понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение у ребенка дошкольного возраста необходимо развивать, ведь оно имеет важное значение для подготовки ребенка к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Развивать воображение необходимо для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.

Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений.

Под термином «сказка» как сами сказочники и их слушатели, так и исследователи фольклора понимают чрезвычайно разнообразный по содержанию материал. Сказки – это образное изображение жизненных реалий.

Восприятие сказки, по мнению психологов, способствует познанию ребенком объективной действительности, оказывает влияние на развитие его познавательных процессов, в первую очередь - на его воображение. Приобщаясь к сказке, ребенок приобретает новый вид внутренней психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основы всей последующей творческой деятельности.

В экспериментальной части мы пытались на практике найти подтверждение или опровергнуть заявленную гипотезу.

На первом, констатирующем эксперименте нами были определены диагностические методы, позволяющие выявить у испытуемых уровень развития воображения.

Это позволило нам разработать и осуществить работу по развитию воображения на формирующем этапе эксперимента. Здесь мы проводили работу, используя специальные занятия по сочинению групповой сказки «Твори, выдумывай, пробуй!», специальные занятия по рисованию и аппликации, работу по драматизации, чтение сказок вне занятий:

- Рисование: «Сказочный персонаж». Детям зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей и предлагается представить и изобразить их.

-   Известная сказка с изменением конца. Экспериментатор вместе с детьми придумывает новый конец для известной сказки.

          -      Работа по драматизации: «Теремок» русская народная сказка.

Контрольный этап предполагал выявление динамики в развитии воображения у испытуемых экспериментальной группы. На этом этапе с помощью тех же методов были выявлены изменения уровня развития воображения.

Мы обнаружили динамику развития, что говорит об эффективности проделанной нами работы. Контрольный этап эксперимента позволил сформулировать некоторые выводы и рекомендации.

В заключении были обобщены теоретические положения и полученные результаты экспериментальной работы, что позволило сделать вывод о том, гипотеза подтвердилась: высокий уровень развития воображения вырос на 33%, и средним результатом по группе стал высокий уровень воображения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство развития воображение детей

Дидактическая игра, как средство развития воображение детейОгромное значение для развития фантазии имеет игра, основной вид  деятельности дошкольников. Именно в игре ребёнок делает первые ша...

Обмен опытом " Использование пальчикового театра как средства развития воображения, мелкой моторики руки у детей и связной речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО "

ФГОС  ДО отводит   игре  важную  роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромн...

«Сказка как средство развития воображения старших дошкольников»

Статья на тему: "Сказка как средство развития воображения старших дошкольников"...

Статья "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация: в статье раскрыто значение сюжетно-ролевых игр для развития воображения ребенка, приведены обоснования необходимости использования данного вида игры в работе ДОУ Ключевые слова: сюжетн...

План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...