Главные вкладки

    Логоритмика на музыкальных занятиях в детском саду.
    учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Орлова Надежда Александровна

    Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

    Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержку речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Логоритмика на музыкальных занятиях в детском саду.

    Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

    Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

    Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

    Задачи:

    1. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
    2. формирование правильного дыхания;
    3. развитие способности ориентироваться в пространстве;
    4. выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
    5. развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
    6. формирование навыка релаксации;
    7. развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

    В результате сочетания слова, музыки и движения дети будут более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысится координация движений, они станут собраннее и внимательнее. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры, проговаривание стихов с движением и под музыку улучшат качественный уровень ритмического чувства.

    Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержку речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

     В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и выполняют многие другие функции.

     Не говорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки.

    Логоритмические упражнения должны проводится в каждой группе в целях профилактики нарушений речи у младших дошкольников.

    Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

     Во время занятий желательно, чтобы дети стояли вместе с воспитателем в кругу, или сидели полукругом. 

    Логоритмика имеет оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения). Особое значение уделяется пальчиковым играм или массажу пальцев.

    В результате систематического использования на занятиях элементов логоритмики, реализуются следующие задачи:

    1- уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении звуков.

    2- расширение лексического запаса.

    3- развитие слухового внимания и зрительной памяти.

    4- совершенствование общей и мелкой моторики.

    5- выработка четких координированных движений во взаимосвязью с речью.

    6- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

    Так что такое логоритмика? Это система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

    Систематически вводя элементы  логоритмики в нашу работу мы можем добится в детях уверенности в себе, своих силах.

    Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.

    Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, улучшается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной.

    Логоритмические упражнения ,используемые на музыкальных занятиях:

    Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

    Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

    Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

    Убежали под кусток. (присесть)

    ***

    Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

    И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

    Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

    Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

    Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

    Начинают все играть (изобразить любое движение)

    ***

    Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

    Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

    Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

    Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

    Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

    Она удивилась (развести руки)

    Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

    ***

    Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)

    И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания)

    А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!

    Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)

    ***

    Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

    Покатился по дорожке (бег на месте)

    Подождал меня немножко (остановиться)

    Наклонюсь, возьму его (наклониться)

    И подброшу высоко (имитация движения)

    ***

    Мышка быстренько бежала (бег на месте)

    Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

    Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

    Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)

    ***

    Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

    И листочки собираем (наклоны вперед)

    Собирать их каждый рад

    Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

    ***

    Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

    Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

    Мы танцуем и поем (приседание)

    Очень весело живем (прыжки на месте)

    ***

    Вот мы репку посадили (наклониться)

    И водой ее полили (имитация движения)

    А теперь ее потянем (имитация движения)

    И из репы кашу сварим (имитация еды)

    И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)

    ***

    Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш)

    В бензобак нальем бензин (имитация движения)

    И поедем в магазин («поездить» по комнате)

    ***

    Мы гуляем, мы гуляем в садике садочке. (погулять по комнате)

    Собираем, собираем в садике цветочки (наклоны с продвижением вперед)

    Вот какой у нас букет,

    Лучше в целом мире нет! (потянуться – «показать букет»)

    ***

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Начинаем отдыхать! (потянуться)

    Спинку бодро разогнули,

    Ручки кверху потянули!

    Раз и два, присесть и встать,

    Чтобы отдохнуть опять.

    Раз и два вперед нагнуться,

    Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

    Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

    Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

    ***

    Мы дорожки подметаем (имитация движений)

    Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

    Чтоб гуляя, малыши

    Веселились от души! (подскоки на месте)

    Ох, устали («обтереть пот со лба»)

    Отдохнем (присесть)

    И домой скорей пойдем (шаги на месте)

    ***

    В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

    Наклонюсь к цветам поближе

    Красоту их всю увижу,

    Нежный чудный аромат

    Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

    Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

    Много будет красоты (развести руки)

    ***

    Водичка, водичка,

    (двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка)

    Умой мое личико.

    (ладошками имитировать умывание)

    Чтобы глазки блестели,

    (дотрагиваться до глазок по-очереди)

    Чтобы щечки краснели,

    (тереть щечки)

    Улыбался роток

    (улыбаться, гладить руками ротик)

    И кусался зубок.

    (стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)

    ***

    Как сожму я кулачок,

    (сжать руки в кулачки)

    Да поставлю на бочок.

    (поставить кулачки большими пальцами вверх)

    Разожму ладошку,

    (распрямить кисть)

    Положу на ножку.

    (положить руку на колено ладонью вверх)

    ***

    - Тук-тук-тук.

    (три удара кулаками друг о друга)

    - Да-да-да.

    (три хлопка в ладоши)

    - Можно к вам?

    (три удара кулаками друг о друга)

    - Рад всегда!

    (три хлопка в ладоши)

    ***

    Жили-были зайчики

    (показывать на голове заячьи ушки)

    На лесной опушке.

    (разводить руками перед собой, описывая окружность)

    Жили-были зайчики

    (показывать на голове заячьи ушки)

    В серенькой избушке.

    (сложить руки над головой в форме домика)

    Мыли свои ушки,

    (проводить руками по воображаемым ушкам)

    Мыли свои лапочки.

    (имитировать мытье рук)

    Наряжались зайчики,

    (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

    Одевали тапочки.

    (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

    ***

    Как на горке снег, снег,

    (показывать руками "горку")

    Снег, снег, снег, снег.

    (двигать руками, перебирая пальцами)

    И под горкой снег, снег,

    (показывать руками "под горкой")

    Снег, снег, снег, снег.

    (двигать руками, перебирая пальцами)

    А под снегом спит медведь.

    (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

    Тише, тише, не шуметь!

    (пальчик ко рту, грозить пальчиком)

    ***

    Эта ручка – правая!

    Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

    Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

    Будет сильной правая!

    Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

    Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

    ***

    Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)

    Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)

    Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)

    Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческой личности на музыкальных занятиях в детском саду»

    Мы живем в стремительно меняющемся мире. Человеку приходится справляться с массой творческих задач. Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию ...

    Методические рекомендации для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"

    Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика – это единство музыки, слова и движени...

    Музыкальная творческая игра, как источник развития ребенка на музыкальных занятиях в детском саду.

    Музыка и игра являются частью жизни ребенка. Раннее приобщение к творческой деятельности очень полезно для общего художественного развития и вполне естественно для малышей. Это вполне соответствует их...

    "Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников"

    Музыкальное занятие-это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников....

    "Оркестр с использованием нетрадиционных музыкальных инструментов на музыкальных занятиях в детском саду""

    Организация детского оркестра с использованием шумовых (нетрадиционных) музыкальных инструментов в детском    саду....