Развитие пространственных представлений в жизни детей и зачем они нужны.
статья по коррекционной педагогике на тему

Писарева Татьяна Николаевна

Материал представлен для педагогов, специалистов и родителей. Рассматривается становление пространственных представлений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvennye_predstavleniya.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие пространственных представлений у детей и зачем они нужны?

На сегодняшний день многие  специалисты и родители отмечают, что дети при поступлении в школу имеют различные трудности, таких как: путаница где право  и лево, зеркальное написание букв, слитное написание слов, несоблюдение правил переноса и прочее. Вспомните себя в детстве, и наверняка, многие из вас вспомнят, что маленькие оплошности приносили неприятности.  Одной из таких причин, появления таких трудностей, является недостаточная сформированность пространственных представлений.

Пространственные представления- это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений являются одним из наиболее сложных форм психического отражения. Однако именно они являются механизмами адаптации для существования  в мире.

Сложнейший механизм развития пространственных представлений начинается еще в самом раннем детстве и формируется постепенно.

Базовой и самой ранней системой ориентации в пространстве является схема тела.  Освоение пространственных характеристик среды осуществляется на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном и заданном пространстве.

Поэтому на начальном этапе развития пространственных представлений важно использовать упражнения, направленные на развитие представлений о схеме собственного тела, создавая тем самым предпосылки для сложных систем ориентации в пространстве.

Между тремя и четырьмя годами у ребенка формируется  представление о правом и левом. Завершается процесс формирования  правой и левой сторон собственного тела к 6 годам.

И при условии не сформированности  этой ориентации возникает расстройство письменной речи.

С появлением речи, становится возможным вербально обозначать пространственные отношения и понимания слов «дальше», сверху, снизу, затем по мере расширения идет понимание слов «влево», вправо, вперед, назад и таким образом пространственные представления расширяются и углубляются.

Затем ребенок осваивает пространственные  представления в схематичном пространстве, например на листе.

Последний этап развития пространственных представлений называется квази- пространство, которое понимается как некая упорядоченность в системах знаков и символах, время года, дни недели, время, понимание лексико- грамматических конструкций.

Пример: мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?

Квазипространственные отношения помогают понимать смысл художественных текстов. К примеру, есть дети, которые не любят читать авторские произведения, но при этом с удовольствием читают энциклопедии.

Эти уровни развития пространственных представлений надстраиваются друг над другом и тесно связаны между собой.

Одним интересным фактом является то, что у детей очень развито тактильно-пространственное восприятие. Поэтому, для освоения и полного восприятия ребенком информации очень важно прикоснуться к предмету и ощупать его.

Таким образом, можно сказать, что несформированность пространственных представлений неизбежно приводит к нарушению познавательных операций и наглядных мыслительных операций.

Для развития пространственных представлений, а так же для развития всех психических процессов у детей, существует множество игр и занятий такие как:

-зарядка (утренняя, после сна), различные физкультурные упражнения, плавание, езда на велосипеде, самокате и тд.

-занятия связанные с тактильными ощущениями (ощупывание предметов, оригами, лепка, аппликации, конструкторы, завязывание узлов, пазлы, мозаика)

- подвижные игры, прятки, казаки разбойники, дартс, фрисби, батуты, классики, игры с мячом, бадминтон, твистер и тд.

- специальные игры на пространстве листа

-специальные игры на ориентации тела в пространстве (робот, скульптор, зеркало, море волнуется, театр теней, лабиринты, настольные игры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие пространственных представлений у детей ОНР

творческое выступление на фестивале Педагогического мастерства...

Развитие пространственных представлений у детей ЗПР

Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно, пространственные представления являются базисом, над ко...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"

Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...