Коррекционная работа учителя дефектолога.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Боброва Александра Владимировна

Учитель-дефектолог работает с детьми дошкольного возраста, имеющие патологию задержку психического развития (ЗПР), умственная отсталость, аутисты, с. Дауна, с детьми имеющие  нарушение слуха (сурдопедагог), с нарушением зрения (тифлопедагог). Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с детьми в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionaya_rabota_uchitelya_defektologa.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно – педагогический процесс учителя дефектолога

Учитель-дефектолог работает с детьми дошкольного возраста, имеющие патологию задержку психического развития (ЗПР), умственная отсталость, аутисты, с. Дауна, с детьми имеющие  нарушение слуха (сурдопедагог), с нарушением зрения (тифлопедагог).

Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с детьми в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Учителю-дефектологу важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Также в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе. Именно на такой вариант обучения ориентирован наш детский сад.

С детьми педагог работает индивидуально и в подгрупповой форме. Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.

При поступлении детей в группу учитель-дефектолог проводит диагностическое обследование каждого ребенка на протяжении трех этапов:

- 1-ый этап (сентябрь): выявление особенностей психического развития (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности). Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков; собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются условия воспитания в семье.

Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, разработать индивидуальные планы.  Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.

Я выделяю 4 направления коррекционной работы:

- Развитие элементарных математических представлений ;

- Ознакомление с окружающим миром;

- Сенсомоторное развитие.

- Мыслительная деятельность (развитие высших психических функций)

Направления  коррекционной - работы учителя-дефектолога

Ознакомление с окружающим миром.

Основная задача познавательного развития детей с ОВЗ– формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, представления.

Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенка знакомят с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

Развитие элементарных математических представлений.

В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач. Математическое развитие является мощным инструментом:

- для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);

- для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);

- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);

- подготовки к школьному обучению.

Формирование математических представлений у детей с ОВЗ осуществляется с учетом генетического хода развития этих представлений на основе поэтапного формирования умственных действий. При отборе содержания и методов обучения математике учитываются возрастные особенности и особенности психического развития детей. На каждом возрастном этапе с детьми проводится работа по следующим направлениям:

- величина

- форма

- цвет

- количество и счет

- ориентировка в пространстве

- ориентировка во времени.

Занятия по сенсомоторному развитию

Мыслительная деятельность (развитие высших психических функций)

Проводятся учителем-дефектологом в средней группе. Основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и упражнения по сенсорному воспитанию.

На занятиях решаются задачи по развитию ручной умелости, отрабатываются согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.

Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию направлены на развитие:

- зрительного восприятия (восприятие, формы, восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия);

- слухового восприятия (развитие неречевого и речевого слуха).

Помимо фронтальных подгрупповых занятий учитель-дефектолог ежедневно проводит индивидуальную работу с детьми. По результатам анализа диагностического обследования детей педагог составляет план индивидуальной коррекционно-развивающей работы на предстоящий учебный год.

В своей работе, в том числе и на индивидуальных занятиях, учитель-дефектолог старается отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи.

- 2-ой этап (две недели января): выявление особенностей динамики развития. В программу могут вноситься коррективы.

- 3-ий этап (две недели мая): определяется динамика и результаты работы за год, а также составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов осуществляется перевод ребенка в дальнейшую возрастную группу или выпуск в школу. Взаимосвязь с узкими специалистами.

Необходимо также отметить, что учитель-дефектолог работает в тесном контакте с воспитателями, психологом, музыкальным работником, физкультурным руководителем, медицинской сестрой и родителями.

На своих занятиях учитель-дефектолог использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:

- посредством специально отобранных методов и приемов развивает основные виды памяти и внимания, уровни восприятия и мышления, воображение;

- стимулирует развитие учебной мотивации и познавательной активности;

- совершенствует двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков;

- производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;

- закрепляет основные понятия по ранее изученным темам;

- отрабатывает с ребенком основной материал по темам, пропущенные им по причине болезни или иным семейным обстоятельствам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду

В схеме показан объём коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.

В статье освещаются изменения в соответствии с государственными стандартами в дошкольном образовании. Даются примеры создания условий и индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями...

Коррекционная работа учителя – дефектолога. Консультация для родителей

В нашем дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 1460 проходит комплексная работа по лечению зрения и подготовке детей к школе.   Учителя-дефектологи совместно с врачом-офтальмологом и воспитателям...

Содержание коррекционной работы учителя-дефектолога в ДОУ

Чтобы создать специальные условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении, учитель-дефектолог, опираясь на результаты входной диагностики, составляет карту трудностей, возникающих у реб...

Пример подробного планирования коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в средней группе на ноябрь

Пример подробного планирования коррекционной работы на месяц.  Включает в себя разделы ФЭМП, развитие речи, конструирование, сенсорное развитие, окружающий мир, сказка. Темы занятий расписаны на ...