Современные технологии речевого развития младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС
презентация по коррекционной педагогике по теме

Таран Ирина Витальевна

Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу которые бы отвечали требованиям ФГОС и учитывали особенности психического развития современного  школьника в целом и детей с ОВЗ в частности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ovz.pdf697.75 КБ
Файл ovz_2.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Современные технологии речевого развития младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС

 

                               

В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

В сложной структуре нарушения письма у младших школьников преобладает дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В современной научной литературе подчеркивается, что проблема отклонений в развитии речи у детей имеет много граней, относящихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, психолингвистике, логопедии. Сложившая же традиция – рассматривать речевые расстройства детей только как прерогативу логопедии «не способствует продвижению вперед в создании образовательных и коррекционных программ детей с первичным недоразвитием речи» Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу которые бы отвечали требованиям ФГОС и учитывали особенности психического развития современного  школьника в целом и детей с ОВЗ в частности.

Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития дошкольного образования является применение новых образовательных технологий. Сегодня существует множество методов, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Особенность уроков ТРИЗ состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные, образные и практические компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки. Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

       Учебный материал имеет системную блочно-тематическую структуру.

        Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов позволяет представить курс ТРИЗ в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - Синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Эта технология универсальна.

Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Примеры составления синквейна

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

Для составления каждой строки детям предлагались слова (начало синквейна) и знаки-опоры:

- Кто? Что?

- Какой? Какая? Какое?

- Что делает? Что может делать? Что с ним делать?

- Личное отношение автора к предмету или явлению.

- Обобщение.

 

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна основывается на той части программы, которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Ученики овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарного запаса, работая с предложением.

          Могут быть использованы такие варианты работы как:

- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Использование дидактического синквейна на занятиях или уроках позволяет педагогу гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Для ребенка очень важно овладеть логически связной речью и богатым словарным запасом. Для этого существует множество способов: беседы, составление рассказа по картинкам, восстановление деформированного текста, обучение младших школьников рассуждению и доказательству посредством загадок.

   Особенности  содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания.

    Таким образом, загадка - это не просто развлечение и игра, но  и упражнение в рассуждении и доказательстве, то есть важное средство обучения и развития.

    Уметь доказывать - это умение правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

     Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования, речевых оборотов, грамматических структур, своей композиции. Так как смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы, то для речи-доказательства имеется своя структура, определяющая порядок аргументов:  во-первых, во- вторых… и т.д. В рассуждении часто приходится пользоваться сложными предложениями, с помощью которых выражаются логические связи загадки: если-то, раз- значит, потому что.., так как.., так что.., поэтому. Рассуждение  заканчивается выводом, который строится с использованием принятых для этого случая лексических средств: следовательно, значит, таким  образом  и др.

     Обычно школьники с нарушениями речи этими конструкциями не пользуются, но тем не менее необходимо создавать условия для тренировки.

     Поэтому, чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

      У детей формируется интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов.

      Загадки  повторяются  по несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и полнее выделяли признаки.

    При анализе загадки подбираются вопросы, помогающие обратить внимание школьников на признаки и связи между ними.

     Целесообразнее  давать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощью последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки.

     Чтобы менялись содержание и способы доказательства, даются  разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например:

     Прилетели галки в поле

     И уселись на снегу…

     Стану я учиться в школе-

     Разобраться  в них смогу! (Буквы, бумага).

               Тридцать три сестрички

               Ростом невелички.

               Если знаешь их секрет,

               То   на все найдешь ответ.  (Буквы).

     Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.

     Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения сложных предложений.

     В зависимости от цели, которая ставится перед ребенком, он пользуется различными речевыми средствами, отбирает нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

     Но  не надо забывать, что загадки и стихи, предлагаемые в качестве образцов, должны каждый раз не только соответствовать поставленной речевой задаче, но и быть интересными по содержанию, богатыми выразительными средствами языка, простыми по композиции.

     

Очень часто используемым приемом для развития речи является  составление рассказа по картинкам, что формирует правильную связную речь и способствует  развитию интереса к сочинительству. Например, тот, у кого рассказ получится длиннее и интереснее, победил.

     

Использование на уроках разнообразных и интересных методов и приемов  предполагает повышение эффективности и качества обучения учащихся. Одним из таких приемов является восстановление деформированного текста. Например:

 Прочитайте описание времен года. Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года.

На каждом уроке, прежде чем приступить к чтению , ученики должны выполнить упражнения для разминки:

  1. Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и, э. сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, а затем в сочетаниях: ау, АО, оие, эа, ауо,  уоиэ  и т.д.
  2. Сочетание гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би; ва, во, ву, вы, ви.
  3. «Наращивание» согласных:

рба, рбо, рбу, рбы…

срба, србо, србу, србы…

     Чтобы дети правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, им даются определенные ориентиры, составляются  памятки, правила, которые оформляются  их в виде плаката или газеты. Например: памятка «Учись читать правильно»

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках письма и развития речи  во внеурочное время к учебному предмету является игра, которая способствует созданию у школьников положительно эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал.

 У обучающихся с ОВЗ в развитии нарушается формирование всех сторон речи: её фонетическая сторона, лексика, грамматический строй, что позволяет говорить о системном нарушении речи. Игры на уроках  письма и развития речи дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность.

 Учебная игра – педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение материала. Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные. На уроках письма и развития речи  в  виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока». Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е». Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.

   Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.

    Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в результате игр тренируют работу анализаторов, развивают инициативность, сообразительность, воображение, мышление, речь, воспитывают чувство товарищества.

     Таким образом, можно сделать вывод, что в организации работы по  речевому развитию младших школьников с ОВЗ учителю необходимо использовать самые разнообразные способы (и именно в игровой форме). Это дает положительный результат. Практические результаты следующие:

    1. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья повысится интерес, мотивация к урокам развития речи.

    2. Научатся рассуждать, используя информацию.

    3. Улучшится воображение, мышление.

    4. Повысится качества речи, такие, как: содержательность, логичность, богатство речи, умение отвечать на вопросы, стиль речи.

    5. Научатся действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

"Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования".

В ФГОС дошкольного образования "Речевое развитие" выделено как основная образовательная область. речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности. В связи с эт...

презентация к семинару "Современные технологии речевого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Материал содержит полезную информацию для воспитателей об организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО...

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

Доклад выступления на педсовете: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат ...