"Островок внимания"
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему

Римма Марсовна Ноздрина

Дошкольное детство – первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Активное развитие познавательных способностей в этом возрасте является важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которое выступает основой формирования его умственного развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ostrovok_bezopasnosti.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация. 

Ребенок в течение своей жизни получает информацию о мире благодаря работе пяти органов чувств. Кроме того, зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и вкусовые образы используются им и для обработки поступающей информации. Три основных входных канала (зрение, слух и кинестетические чувства) формируют три основные системы восприятия, с помощью которых можно получить учебную информацию: визуальную (зрительную), аудиальную (слуховую) и кинестетическую (моторную). Обоняние и вкус редко используются в образовательном процессе, и мы эти информационные каналы относим также к кинестетической системе восприятия.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Активное развитие познавательных способностей в этом возрасте является важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которое выступает основой формирования его умственного развития. 
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовке к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. 
«Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие познавательной сферы. Основными компонентами познавательной сферы являются познавательные процессы и способности – динамические компоненты, а так же познавательные интересы и познавательная активность, которые выступают в качестве мотивационного компонента познавательной сферы ребёнка.
На каждом возрастном этапе у дошкольника развиваются определённые познавательные способности. Так, и у детей  среднего и старшего дошкольного возраста должны быть развиты следующие познавательные способности:
- способность к наблюдательности;
- способность к зрительному и слуховому восприятию;
- способность к творческому воображению; 
- способность к произвольному, самостоятельному порождению какой-либо идеи и воссозданию воображаемого плана её реализации;
- способность к произвольному и словесно-логическому запоминанию;
- способность к распределению и устойчивости внимания;
- способность к наглядно-схематическому мышлению и организации деятельности;
- способность классифицировать, обобщать, устанавливать логические связи;
- способность ориентироваться в пространстве.
Способствовать  развитию этих способностей  у детей с ограниченными возможностями поможет программа
«Островок внимания».Необходимым условием эффективности программы является активное участие детей на занятиях, их заинтересованность. 
В соответствии с этими требованиями были разработаны сюжетные игры-занятия, в содержании которых использовались различные развивающие игры и упражнения.

 Цель данной программы
- реализация коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, направленных на развитие познавательной сферы дошкольников .
Задачи программы
- учить строить логические цепочки, различать общее и частное, целое и части, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи;
- формировать способность к наблюдательности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- формировать способность к творческому воображению; 
- способствовать развитию произвольной и словесно-логической памяти;
- формировать способность к распределению и устойчивости внимания;
- развивать наглядно-схематическое мышление и способность к организации деятельности;
- воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность.

Предполагаемый результат реализации программы: 
- умение строить логические цепочки, различать , устанавливать закономерности и    причинно-следственные связи;
- умение ориентироваться в пространстве;
- формировать способности к наблюдательности;
- развивать устойчивое  зрительное и слуховое восприятие;
- формировать способность к творческому воображению; 
-  развивать произвольную и словесно-логическую  память;
- воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность;
- воспитывать у детей умение отвечать распространёнными предложениями и выслушивать ответы товарищей.

Особенности реализации программ.

Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется  с учётом возрастных особенностей и психофизического состояния  детей среднего  и старшего  возраста с ограниченными возможностями.

Длительность занятий: индивидуальные -20 минут, групповые -30 минут.

Перспективный план  реализации программы

по коррекции и  развития познавательной сферы детей среднего и старшего возраста  «Островок внимания»

Тема занятия

Цель занятия

1.

«Игра – соревнование»

Развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной, произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.

2.

«Помоги Незнайке»

Развитие зрительного восприятия, внимания (способности к распределению внимания, устойчивости внимания), ловкости и умения сравнивать.

3.

«Школа»

 Развитие словесно-логической памяти, слухового и зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, устойчивость внимания). 

4.

«Остров внимания»

Развитие словесно-логической и произвольной памяти, слухового и зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, устойчивость внимания), умения ориентироваться в пространстве.

5.

«Сундук с сокровищами»

Развитие произвольной памяти, зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, распределение и устойчивость внимания), умения ориентироваться в пространстве.

6.

«Кто быстрей»

Развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольное внимание, распределение и устойчивость внимания).

7.

 «В гостях у Буратино» 

Развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольность и устойчивость внимания).

8.

«Лесная школа»

Развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (устойчивость зрительного внимания.

9.

«Веселые фигуры»

Развитие зрительного восприятия и внимания, координации слухового и двигательного анализаторов, умения рассуждать, сравнивать, соотносить форму с образцом, делать элементарные умозаключения; укрепление мышц кистей, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу, представлению, словесной инструкции.

10.

«Небылицы»

Развитие умения находить нужную фигуру по вербальной инструкции, классифицировать предметы по заданным признакам, работать вместе по визуальному образцу; развитие внимания и наглядно-образного мышления, аудиального восприятия( звуковое восприятие), координации движений, слуховой и моторной памяти.

11.

«Веселые задачки»

Развитие умения схематически изображать предметы с помощью палочек, формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основной признак предмета, развитие произвольного внимания и аудиального восприятия, кратковременной и долговременной слуховой памяти, совершенствование графомоторных навыков.

12.

«Мы разведчики»

Развитие умения читать инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями, в единый образ фигуры, которую нужно найти; развитие логического мышления, координации движений, памяти (аудиальной, кратковременной и долговременной слуховой) зрительного восприятия, внимания, связной речи.

13.

«Игры с зайчиком»

Развитие произвольного внимания, логической и слухоречевой памяти, мелкой моторики руки, сенсомоторной координации; формирование умения классифицировать понятия, развитие словесно-логического мышления и связной речи; формирование у детей умения договариваться, помогать друг другу во время игры.

14.

«В гостях у зайки»

Развитие комбинаторного и словесно-логического мышления, зрительного восприятия и произвольного внимания, сенсомоторной координации движений, аудиальной и моторной памяти, мелкой моторики рук.

15.

«Поможем волку»

Развитие аудиального восприятия, произвольного внимания, творческого воображения, логического и творческого мышления, координации движений, аудиальной и моторной памяти, зрительно-пространственной ориентации, мелкой моторики; формирование умения понимать инструкцию, удерживать её в памяти и искать фигуры в соответствии с ней.

16.

«Поможем Буратино»

Развитие зрительно-пространственной ориентации, наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, координации движений, аудиальной и моторной памяти; формирование умение концентрировать и распределять внимание, анализировать, синтезировать и комбинировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Островок здоровья" проект

Цель; формирование осознаного отношения к своему здоровью....

Родительский клуб "Островок здоровья и безопасности" старшая группа

Родительский клуб"Островок здоровья и безопасности"старшая группа Цели:привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу, пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ,...

Сценарий осеннего музыкально-спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Веселый островок эмоций и движений»

Музыкально-спортивный праздник проводится в первом квартале в сотрудничестве со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, психологом, инструктором по физической культуре....

Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

Семинар-практикум "Внимание! Внимание! Внимание!"

В рамках психолого-педагогического проекта"РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ" на тему "Общение без проблем" мы с коллегой провели семинар для педагогов и родителей " Внимание! Внимание! Внимание!" На этом семинаре пе...

Важность родительского внимания в воспитании ребёнка! Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять внимание", на самом деле гораздо глубже, чем вы можете себе это пред

Как важно быть внимательным родителем для своего ребенка? Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять вним...

"Островок памяти воинам - землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны и неизвестному солдату" в рамках всероссийской акции "Зелёный островок эколят в память о воинах, погибших во время ВОВ"

Важное значение в нашем современном мире имеет расширение и сохранение знаний молодого поколения о Великой Отечественной войне. Отсюда возникает необходимость  создания условий для духовно &ndash...