Как использовать инициативное поведение с аутичными детьми для развития коммуникативных функций
статья по коррекционной педагогике на тему

Не секрет, что коммуникация является наиважнейшим компонентом любой деятельности. У детей с РАС, особенно с интеллектуальными нарушениями, очень    часто речь отсутствует как таковая вообще. Для развития этого навыка можно использовать инициативу ребенка к общению в быту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл initsiativnoe_povedenie_i_kommunikatsiya.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ  ИНИЦИАТИВНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ.

        Не секрет, что коммуникация является наиважнейшим компонентом любой деятельности. У детей с РАС, особенно с интеллектуальными нарушениями, очень    часто речь отсутствует как таковая вообще. Для развития этого навыка можно использовать инициативу ребенка к общению в быту.

Дети с аутизмом испытывают серьёзные трудности при необходимости проявлять инициативное поведение. Метод «случайного обучения» позволяет обучать ребёнка «правильно» проявлять коммуникативную инициативу или улучшить, усложнить то проявление инициативного поведения, которое уже есть у ребёнка на настоящий момент. В повседневных ситуациях и во время освоения учебных заданий «случайное обучение» позволит качественно усилить любое инициативное обращение ребёнка: если ребёнок может говорить, но не пользуется речью для просьб, если речевое обращение тихое, невнятное, односложное и т.д.

Шаг первый. Понаблюдайте за ребёнком в течение дня и отметьте, в каких ситуациях он проявляет инициативное поведение и как его реализует. Например, вместо «хочу пить» - тянет за руку маму на кухню или сам берёт со стола стакан/пачку сока; вместо «не хочу воды, хочу сок» - отталкивает от себя стакан с водой и начинает плакать. Составьте список подобных ситуаций и предметов/действий, которые вызывают у ребёнка интерес и «толкают» его на проявление инициативы доступным ему способом.

Шаг второй. Если ребёнок очень редко проявляет инициативу – подготовьте окружающую среду, обогатив её привлекательными для ребёнка предметами. Чтобы не спровоцировать ребёнка на проявление нежелательного поведения, уберите на время обеда сладости, перед сном на глаза ребёнку не должны попадаться диски с мультиками или играми и т.п. Предметы, которыми может заинтересоваться ребёнок, расположите так, чтобы он их мог увидеть, но не смог взять без вашей помощи.

Шаг третий. Сформулируйте и запишите, какой вид должна иметь улучшенная инициатива ребёнка. Например, если сам берёт сок, то будем обучать произносить «сок». Если умеет просить «Сок!», то будем обучать «Я хочу сок» или « Дай сок». Усложнение обращения, которому мы будем обучать, зависит и от конкретной ситуации, в которой происходит обучение: «Не хочу яблочный сок, дай мне апельсиновый!», « Я хочу сам налить сок!» и т. п.

Ожидаемый результат: ребёнок самостоятельно использует выученное, улучшенное словесное обращение в ситуациях, когда необходимо проявить инициативу.

Для обучения выбирайте ситуации, когда ребёнок действительно заинтересован предметом либо действием и стремится его получить. Или настроен избежать какого-либо действия, отказаться от предмета: « Не хочу кашу!», «Отпусти меня!»

Итак,

ПЕРВЫЙ ЭТАП

· В подходящий момент расположите значимые для ребёнка предметы в его поле зрения, но вне самостоятельного доступа

· Находитесь рядом, ненавязчиво наблюдайте. Если ребёнок проявляет инициативное проведение крайне редко, то можно воспользоваться «коммуникативным соблазном». Возьмите значимый, интересный для ребёнка предмет в руки, начните сами с увлечением играть с игрушкой, есть лакомство, переливать воду, включать-выключать мультик

ВТОРОЙ ЭТАП

· Дождитесь, когда ребёнок заинтересуется предметом и проявит инициативу привычным способом (бросит взгляд, потянет вашу руку к предмету, попытается достать сам, подойдет к вам поближе и начнёт следить за вашими действиями…). Не «подталкивайте» ребёнка, не уговаривайте посмотреть как интересно, попробовать как вкусно, какой весёлый мультик, какая красивая картинка. Главное – это самостоятельное проявление инициативы доступным для ребёнка способом!

ТРЕТИЙ ЭТАП

· Как только ребёнок проявил инициативу привычным, доступным способом, немедленно подскажите – произнесите улучшенное, усложнённое обращение. Используйте максимально эффективную подсказку: чётко и достаточно громко артикулируйте слова для детей с произносительными проблемами; покажите картинку или написанную просьбу ребёнку, который испытывает трудности при непосредственном обращении. Многим детям помогает инициативно обратиться к нам, если мы держим желаемый предмет в руках.

· Если ребёнок не повторяет – окажите усиленную помощь. Не злоупотребляйте терпением ребёнка: если он не справляется даже с подсказками, после 2-3 попыток отдайте желаемый предмет и похвалите за старание.

· Не огорчайтесь, что ребёнок не освоил новый навык. Вы поддержали его инициативное поведение. Попробуйте обучение с другими мотивационными стимулами, в другой ситуации.

· Если ребёнок демонстрирует неприемлемое поведение, быстро уберите предмет. Получение желаемого после проблемного поведения усилит в будущем проявления именно проблемного поведения, а не правильного инициативного

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП

· Как только ребёнок проявил усложнённое инициативное обращение – сразу же предоставьте ему желаемый предмет/ желаемое действие. Получение мотивационного стимула после проявления усложнённой инициативы усиливает проявление самостоятельной инициативы в будущем.

· При последующем проявлении инициативы уменьшайте интенсивность подсказок до проявления полностью самостоятельного инициативного поведения

Учитель-дефектолог Тихонова К.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие коммуникативной функции"

В презентации раскрывается понятие термина "общение", рассказывается о развитии общения в онтогенезе, даются описания типов и качеств общения, раскрывается понятие "коммуникативная функция речи". Може...

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР

Представленный материал - обобщение опыта работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с недостатками речи в специально-организованной игровой деятельности. К текстовому матери...

Технология «Образ и мысль» как средство развития коммуникативной функции речи

В статье  раскрывается важность формирования коммуникативной функции речи у детей с ОНР на основе технологии "Образ и мысль" в контексте социализации дошкольника на пороге школы. Использование ал...

Круглый стол «Практические рекомендации по организации различных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью»

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, реализовывать  творческие способности детей дошколь...

Развитие коммуникативной функции речи детей в коллективной деятельности (в играх-инсценировках)

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. У детей дома ребенка с речевой патологи...

"Развитие коммуникативной функции речи детей с ОВЗ через познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)" презентация для педагогов

Практически каждую деятельность ребенка сопровождает речь, совершенствуя её и обогащаясь сама.Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста проявляется в возможности посредством речи решат...