Развитие коммуникативной функции речи детей в коллективной деятельности (в играх-инсценировках)
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа) на тему

Рябенкова Валентина Тихоновна

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. У детей дома ребенка с речевой патологией (ОНР, задержка речевого развития, алалия) снижена речевая активность, что приводит к снижению коммуникативной активности. Эта тема актуальна для детей, воспитывающихся в доме ребенка, так как социальная коммуникация является важным моментом в процессе их адаптации в социальной среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnoy_funktsii_rechi.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной функции речи
детей в коллективной деятельности
( в играх-инсценировках )

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. У детей дома ребенка с речевой патологией

(ОНР, задержка речевого развития, алалия) снижена речевая активность, что приводит к снижению коммуникативной активности. Эта тема актуальна для детей, воспитывающихся в доме ребенка, так как социальная коммуникация является важным моментом в процессе их адаптации в социальной среде. Дети ( 3,6 – 4 лет ) дома ребенка не могут строить общение в соответствии с ситуацией, формулировать свои желания, намерения, мысли, последовательно их излагать, они испытывают трудности в оречевлении действий, событий. У них не сформировано умение слушать взрослого, не перебивая; в состоянии возбуждения не могут разговаривать спокойно; не могут дожидаться ответа детей.

Систематизировав эти данные, я пришла к выводу о необходимости формирования коммуникативных умений у детей посредством игровых технологий. В работе с детьми я стала использовать игры-инсценировки, как средство, способствующее активизации эмоционально-волевых умений, формированию навыков взаимодействия детей со взрослым и со сверстниками, развитию психических процессов, активизации речевой деятельности детей, формированию черт незакомплексованной личности, а самое главное – формирование коммуникативного поведения.

Использование игр-инсценировок – прием ,который предполагает участие детей и педагога. Работа проводится в два этапа.

 1. Подготовительный этап:

  • усвоение детьми программного материала по лексической теме;
  • разработка логопедом сюжета инсценировки в рамках данной лексической темы;
  • изготовление дидактического и наглядного  материала;
  • подготовка детей к созданию выразительного образа действующих героев.

   2 Этап:

  • непосредственное  участие детей и педагога в обыгрывании игрового сюжета.

Был составлен перспективный план игровых сюжетов на год. В цикл «Сказочные герои» вошли 3 игровых сюжета: «На грядке», «Спор животных», «Чей домик?».

Использование игр-инсценировок – прием ,который предполагает участие детей и педагога. Работа проводится в два этапа.

 1. Подготовительный этап:

  • усвоение детьми программного материала по лексической теме;
  • разработка логопедом сюжета инсценировки в рамках данной лексической темы;
  • изготовление дидактического и наглядного  материала;
  • подготовка детей к созданию выразительного образа действующих героев.

   2 Этап:

  • непосредственное  участие детей и педагога в обыгрывании игрового сюжета.

Был составлен перспективный план игровых сюжетов на год. В цикл «Сказочные герои» вошли 3 игровых сюжета: «На грядке», «Спор животных», «Чей домик?».

"На грядке"

Оборудование: грядка с овощами, шапочки животных.

Участники: ведущий, коза, зайка, курица, собака.

Вед. Наступила осень, все овощи убрали, только капуста, морковка и репка растут еще на грядке. Идет на огород коза и как выпучит глаза:

Коза : Капусты здесь растет не счесть, хочу кочан сейчас же съесть!

Вед. Из леса зайка прискакал и морковку увидал:

Зайка: Морковка здесь на удивленье, зайчишкам будет угощенье!

Вед. Идет на грядку курица, репкою любуется:

Курица: Ах, какая репка! Вкусна и крепка!

Вед. Вдруг собачка прибежала, да как залает, животные и разбежались. Молодец, Жучка, спасла наш урожай!

"Чей домик?"

Оборудование: Дерево с гнездом, шапочки животных.

Участники: Ведущий, медведь, зайка, белка, лиса.

Вед. Вышел из леса медведь, стал на дерево смотреть:

Медведь: Чей там домик на верху? Домик чей? Я не пойму. Это видно домик белки, сейчас ее я позову.

Белка: Нет, не мой. Мой дом- дупло, в нем и сухо, и тепло. Это видно домик зайки, с ним играю в догонялки!

Зайка: Нет, не мой! Мой под кустом, я не сижу на месте днем. Лиса и волк - мои враги, услышу хруст - сигнал беги! Это видно дом лисы.

Лиса: Нет, не мой! Там под деревом есть горка, в горке выкапана норка. В этой норке я живу! Это видно домик птички!

Вед. Не только лиса хитрая, но и умная! Догадалась, что это домик птички! У птицы есть два крыла- высоко гнездо свила.

"Спор животных"

Оборудование: шапочки животных.

Участники: Ведущий, корова, собака, лошадка, хозяин.

Вед. Заспорили животные между собой, кого хозяин больше всех любит. Меня сказала корова.

Корова: Я с хозяином дружу! Молоко ему даю. Молоко все в доме ждут, даже кошка с Жучкой пьют.

Вед. Нет, меня - сказала лошадка.

Лошадка: Я с хозяином дружу, грузы разные вожу. Без меня он жить не может, кто еще ему поможет!

Вед. Нет меня, сказала собака.

Собака: Я с хозяином дружу, дом его я сторожу. На чужих я громко лаю, никого в дом не пускаю!

Хозяин : Не спорьте! Я всех вас люблю! Каждый хорош на своем месте!

 Составила:                                                                           логопед Рябенкова В. Т.

г. Смоленск

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие коммуникативной функции"

В презентации раскрывается понятие термина "общение", рассказывается о развитии общения в онтогенезе, даются описания типов и качеств общения, раскрывается понятие "коммуникативная функция речи". Може...

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР

Представленный материал - обобщение опыта работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с недостатками речи в специально-организованной игровой деятельности. К текстовому матери...

Технология «Образ и мысль» как средство развития коммуникативной функции речи

В статье  раскрывается важность формирования коммуникативной функции речи у детей с ОНР на основе технологии "Образ и мысль" в контексте социализации дошкольника на пороге школы. Использование ал...

Как использовать инициативное поведение с аутичными детьми для развития коммуникативных функций

Не секрет, что коммуникация является наиважнейшим компонентом любой деятельности. У детей с РАС, особенно с интеллектуальными нарушениями, очень    часто речь отсутствует как таковая во...

Круглый стол «Практические рекомендации по организации различных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью»

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, реализовывать  творческие способности детей дошколь...

"Развитие коммуникативной функции речи детей с ОВЗ через познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)" презентация для педагогов

Практически каждую деятельность ребенка сопровождает речь, совершенствуя её и обогащаясь сама.Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста проявляется в возможности посредством речи решат...