Презентация "Развитие коммуникативной функции"
презентация по логопедии по теме

Булычева Елена Сергеевна

В презентации раскрывается понятие термина "общение", рассказывается о развитии общения в онтогенезе, даются описания типов и качеств общения, раскрывается понятие "коммуникативная функция речи". Может использоваться для сопровождения лекций, докладов, самостоятельного обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ часть1 Презентацию подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории НДОУ «Детский сад №30 ОАО «РЖД» Булычева Елена Сергеевна

Слайд 2

«Чтобы полноценно общаться, – пишет А. А. Леонтьев, – человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет неэффективным».

Слайд 3

ОБЩЕНИЕ-СИНОНИМ ТЕРМИНА КОММУНИКАЦИЯ Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом: Предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение.

Слайд 4

Действие общения — это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия. Задачи общения — это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой. Средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения. Продукты общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего тот «общий результат», о котором мы упоминали в определении общения, но также и взаимоотношения, избирательные привязанности, и, главное, образ самого себя и других людей — участников общения

Слайд 5

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ Организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата). Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие… с целью налаживания отношений). Познание людьми друг друга.

Слайд 6

МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ Деловые. Цель общения: потребительская. Взрослый – сотрудник в практической деятельности. Познавательные. Цель общения: приобретение знаний. Взрослый – источник знаний. Личностные. Цель: удовлетворение личностных потребностей. Взрослый – носитель морали и права. Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: потребность во впечатлениях, 2) потребность в активной деятельности 3) потребность в признании и поддержке.

Слайд 7

КАКОВЫ МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ? ? ? ?

Слайд 8

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ экспрессивно мимические (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации); предметно действенные (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения ; приближения, удаления, вручения предметов, протягивания взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы вызывающие протест, желание уклониться от контактов со взрослыми или стремление приблизиться к нему, быть взятым на руки) ; речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Слайд 9

ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА форма общения: ситуативно-личностная; ситуативно-деловая (1-3 года); содержание потребности в общении: доброжелательное внимание взрослого; потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве (1-3 года); ведущий мотив общения: личностный - взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка; деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания и эксперт по оценке умений и знаний (1-3 года); значение данной формы общения в общем развитии ребенка: неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием; развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью (1-3 года);

Слайд 10

ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА форма общения: внеситуативно-познавательная (до 4-5 лет); внеситуативно-личностная (5-6 лет). содержание потребности в общении: потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет); потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет). ведущий мотив общения: Познавательный взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет); Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет). значение данной формы общения в общем развитии ребенка: первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления; приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).

Слайд 11

ТИПЫ ОБЩЕНИЯ экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства - внимание, интерес и т.п. предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью; речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

Слайд 12

ТИП ОБЩЕНИЯ….?

Слайд 13

ТИП ОБЩЕНИЯ…?

Слайд 14

ТИП ОБЩЕНИЯ…?

Слайд 15

. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина включают в способность к общению следующие качества : желание вступать в контакт с окружающими (« Я хочу!»); умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Слайд 16

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА В современных исследованиях достаточно интересно представлены базисные положения коммуникации: коммуникативные качества, коммуникативные умения, коммуникативная функция речи и т. д. Б. Н. Головин рассматривает коммуникативные качества в разных соотношениях: в соотношении «речь – язык»: правильность, чистота, богатство; в соотношении «речь – мышление»: точность и логичность; в соотношении «речь – сознание»: выразительность, образность, уместность, действенность; в соотношении «речь – действительность»: точность и логичность; в соотношении «речь – ее адресат»: доступность, действительность; в соотношении «речь – условия общения»: уместность.

Слайд 17

Л. К. Граудина и Е. Н. Ширяев выделяют коммуникативные качества успешного общения: потребность в общении или коммуникативная заинтересованность; настроенность на мир собеседника, близость мировосприятия говорящего и слушающего; умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел говорящего; способность говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события; внешние обстоятельства: присутствие посторонних, канал общения, настроение, эмоциональный настрой.

Слайд 18

НАЗОВИТЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ОБЩЕНИЯ

Слайд 19

ЯЗЫК И РЕЧЬ Речь – форма общения, опосредованная языком и сложившаяся исторически в процессе материальной и преобразующей деятельности людей. Язык – система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык – это продукт общественно-исторического развития (вырабатывается обществом). Каждый язык имеет: свой лексический состав, (значение слов), грамматику (форма слов), фонетический состав (звуки). Основное предназначение языка – закрепление за каждым словом определенного значения (любое значение, понятие – это всегда обобщение предметов).

Слайд 20

ВИДЫ РЕЧИ: Внешняя Устная: монологическая, диалогическая Письменная; Кинетическая (жесты). Эгоцентрическая (вслух и для себя) Внутренняя внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование Аффективная (короткие восклицания)

Слайд 21

ФОРМА РЕЧИ Речь может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Каждое слово в речи вводится в определенный контекст. Кроме содержания в речи выражается и наше эмоциональное отношен к тому, что мы говорим (эмоционально-выразительная сторона). Речь имеет и смысловой подтекст, отражающий цель (мотив).

Слайд 22

ФУНКЦИИ РЕЧИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Под психологическими функциями речи понимают функции, которые речь человека выполняет в регуляции психики и поведения. Её функции: коммуникационная, интеллектуальная, регуляционная, психодиагностическая психотерапевтическая.

Слайд 23

ФУНКЦИИ РЕЧИ (ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Коммуникативная - контактная (организация взаимодействия между людьми); воздействия или влияния (эмоционально-оценочная); обобщения (любое слово уже обобщает являясь понятием); обозначения (в слове фиксируется значение предметов или явлений); контроля (контроль организации собственной деятельности); сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо); информационная (передача информации).

Слайд 24

ФУНКЦИИ РЕЧИ Коммуникативная функция состоит в том, что с помощью слов и их сочетаний человек сообщает людям что-то о явлениях действительности и о себе самом, а также воспринимает через речь сообщения других людей. Сигнификативная функция состоит в том, что речь обозначает реальные предметы, их свойства, действия, связи. Функция выражения проявляется в том, что говорящий, сообщая что-либо другим людям, выражает посредством интонаций голоса - убыстрения и замедления речи и других эмоциональных средств — свое отношение к сообщению.

Слайд 25

Функции речи (обобщение) Познавательная функция речи тесно связана с возможностью общения ребенка с окружающими, т. е. коммуникативная и познавательная стороны речи формируются в тесном единстве. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее усваивать. Благодаря речи формируются представления, развивается вербальная память, создаются условия для появления логического мышления. Регулирующая функция речи складывается у нормального ребенка уже на ранних этапах его развития. Однако, лишь к четырем-пяти годам слово взрослого становится истинным регулятором деятельности и поведения детей. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной интеллектуальной деятельности. Коммуникативная функция речи.

Слайд 26

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ С. А. Рубинштейн в коммуникативной функции выделяет несколько самостоятельных функций: информационная; функция регулирования отношений; функция выражения отношений, подчеркивая тесную и неразрывную связь всех функций речи.

Слайд 27

М.А.Поваляева выделяет три уровня развития коммуникативных умений и навыков детей: высокий, средний и низкий Высокий - ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета, ведёт диалогическое общение, умеет договориться. Средний – ребёнок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще, по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, не всегда умеет договориться и вести диалог. Низкий – ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеет вести диалог и договориться со сверстниками.

Слайд 28

Охарактеризуйте уровни коммуникативных умений ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ часть2 Презентацию подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории НДОУ «Детский сад №30 ОАО «РЖД» Булычева Елена Сергеевна

Слайд 2

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ФОРМА Диалог Состоит из реплик, из цепи речевых реакций - в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов - в виде беседы 2-ух и более участников. ОПОРА: общность восприятия ситуации, знаний Монолог Целенаправленная передача информации. СВОЙСТВА: произвольность, развёрнутость, логическая последовательность изложения, ориентация на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (жесты, мимика, интонация)

Слайд 3

ДИАЛОГ (ФОРМУЛИРОВКА) Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естест­венная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

Слайд 4

ДИАЛОГ может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обусловливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги - непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакций других людей. Ситуативный диалог может быть понятен только двум общающимся. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.

Слайд 5

КАКОВЫ формы ДИАЛОГА?

Слайд 6

Умение вести диалог М. Г. Маркова выделила признаки коммуникативных умений. Способность к ведению диалога : умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания; умение находить противоречия и слабые места в рассуждениях партнера и подвергать их обсуждению; умение воплощать собственную мысль в форму логически стройного обобщающего суждения, доступного для восприятия окружающих.

Слайд 7

Умение ориентироваться в коммуникативном пространстве : умение создавать свой образ на основе согласования собственных и чужих представлений о себе; умение видеть «образ партнера» по коммуникации; умение адекватно воспринимать сущность конкретного взаимодействия; умение моделировать акт межличностного взаимодействия; умение находить тему и планировать ход предстоящего общения; умение проектировать адекватные средства общения и реализовывать их; умение избегать конфликтов в общении и умение снимать напряжение после них.

Слайд 8

МОНОЛОГ

Слайд 9

МОНОЛОГ Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны: - последовательность, логичность, смысловая завершённость и доказательность, которые обеспечивают связность мысли; - грамматически правильное оформление; - выразительность голосовых средств.

Слайд 10

ВИДЫ И ФУНКЦИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ Виды: повествование (рассказ, сообщение), описание рассуждение Функции: - информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний); - воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия); - эмоционально-оценочная.

Слайд 11

ВИДЫ МОНОЛОГА…?

Слайд 12

СТРУКТУРА СООБЩЕНИЯ Высказывание: введение основная часть заключение Рассуждение: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) выводы. 1 2 3

Слайд 13

КРИТЕРИИ СВЯЗНОСТИ УСТНОГО СООБЩЕНИЯ ПО Т.А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения законченность выражения мысли говорящего Факторы связности сообщения: последовательное раскрытие темы в следующих друг за другом фрагментах текста, взаимосвязь тематических элементов внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста

Слайд 14

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ Формирование речевых монологических умений: пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему), составить рассказ; логически последовательно раскрыть заданную тему; обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации

Слайд 15

КАКОВЫ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ?

Слайд 16

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ Письменная речь - графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Слайд 17

СВОЙСТВА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Основная функция письменной речи - фиксация устной речи Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации. Письменная речь использует книжный язык Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения

Слайд 18

НАЗОВИТЕ СВОЙСТВА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Слайд 19

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ Это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание(«Я и так знаю»). Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Особенности: фрагментарность (свёрнутость), отрывочность, ситуативность, предикативность

Слайд 20

КАК ПОНЯТЬ ФОРМУЛИРОВКУ «СВЁРНУТОСТЬ» РЕЧИ, ПРЕДИКАТИВНОСТЬ?

Слайд 21

ПОРОЖДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Слайд 22

ПОСТРОЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ О КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ

Слайд 23

Библиография Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. — М., 1970. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей»М- 1999 г с 224 Арушанова А.А. Коммуникативное развитие: проблемы перспективы // Дошк. восп. - 1999 - № 2. Выготский Л.С. Мышление и речь// собр. Соч .- М.: Педагогика 1982. –Т.2.- с. 502 Жинкин Н.И. Механизмы речи .М., 1958. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. Учебное пособие. - Иваново, 1983. - 78 с. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. —M.. 1983. Лурия А.Р. Язык и сознание /под ред. Е.Д. Хомской .- М: изд-во МГУ, 1979.- с.320 Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М:Педагогика , 1974.- С 239 Сорокина Т.M. O некоторых индивидуально-возрастных особенностях общения детей раннего возраста//Вопросы обучения и воспитания. Горький, 1978. С. 142—154.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

Консультация «Формирование коммуникативных функций детей с нарушениями речи через различные виды игр»

Формирование коммуникативных функций является важным условием нормального психического развития ребенка, а также одной из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни....

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР

Представленный материал - обобщение опыта работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с недостатками речи в специально-организованной игровой деятельности. К текстовому матери...

Работа по теме: «Коммуникативная функция речи. Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста».

Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста». Практический материал (фрагменты занятий, игры и упражнения). Обследование ребёнка по катего...

«Формирование коммуникативной функции речи у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи».

Многочисленные исследования Б.М. Гришпун, Г.В. Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с фонетико- фонематическим недо...

"Коммуникативная функция речи и её развитие у дошкольников".

Значение коммуникативной функции речи в развитии ребёнка; закономерности развития данной функции и типы общения в дошкольном возрасте....