Развитие речемыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Шульгина Наталья Владимировна
От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе. Что необходимо знать родителям, чтобы вовремя увидеть проблемы ребенка, которые могут в дальнейшем стать преградой на пути к успешному обучению и адаптации к новым социальным условиям? В какой помощи со стороны родителей нуждается ребенок, какое содействие со стороны бабушек и дедушек ждет он, вступая на трудный путь учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rechemyslitelnye_protsessy.docx454.1 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе. Что необходимо знать родителям, чтобы вовремя увидеть проблемы ребенка, которые могут в дальнейшем стать преградой на пути к успешному обучению и адаптации к новым социальным условиям? В какой помощи со стороны родителей нуждается ребенок, какое содействие со стороны бабушек и дедушек ждет он, вступая на трудный путь учения.
      Медленно читающий, долго думающий, трудно запоминающий ребенок не может сосредоточиться на задании, выслушать его полностью, вдуматься в его смысл: что требуется выполнить и как это сделать? Если родители дадут такому ребенку задание: «Саша, возьми левой рукой чашку, которая стоит на второй полке в буфете, и налей в нее чай», то сразу обнаружится, что малыш удерживает в памяти, может ли он услышать и понять такую инструкцию и как он ее выполнит. Нередко дети улавливают только суть («налить чай») или начало задания («...возьми чашку...»), детали же пропускают. А это значит - ребенок невнимателен, не вслушивается, не вдумывается, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач. И это не потому, что он «неспособный», а лишь по той причине, что не успевает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть в детали инструкции. Он не может слитно читать, читает буквы, слоги, потом проговаривает слово и лишь после этого в состоянии понять прочитанное. Или читает про себя, соединяя буквы в слоги, а слоги в слова, и только затем произносит их вслух. У таких детей существуют разные варианты прочтения слов. Итог один - они читают медленнее других, что создает основу для ряда проблем в последующем обучении.
      Такого ребенка отличает неспособность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. У него не развивается способность классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. Часто у детей отмечается и недостаточное развитие моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, нарушение статического равновесия. Эти особенности приводят его к раздражительности, срывам в поведении, к росту его зависимости от других, к потребности в помощи.

       Предлагаю занятия с детьми четырех-шестилетнего возраста, направленную на подготовку их к обучению в школе.
      Каждое занятие рассчитано примерно на 30 минут. Родители, бабушки могут смело за них браться, так как занятия разработаны именно для них и проводить их с детьми будет интересно и нетрудно.
      Каждое упражнение, не продолжительное по времени (2-5 минут), привлекательно по содержанию, разнообразно по видам деятельности и очень полезно для ребенка.
    

      От вас, уважаемые родители, потребуется лишь пригласить ребенка поиграть! Не надо ему говорить, что вы собираетесь с ним заниматься. Это отпугнет его от вас. Вы будете с ним играть, отмечая в особой тетрадочке (ребенок должен видеть свои успехи, а они у него будут обязательно) дату занятия и результаты выполнения каждого упражнения.
      Проводить занятия можно через день, но главное, чтобы вы не бросали их. Только при постоянных упражнениях (пусть даже через два дня) гарантируется достижение успеха через 1-1,5 месяца. Вы заметите, что ребенок стал наблюдательнее, внимательнее.
      Где и как проводить занятия? Где угодно и когда угодно: на прогулке, в транспорте, по дороге в гости, когда ребенок скучает в метро, электричке; в очереди в магазине (предлагаются отдельные упражнения), к врачу; когда готовите еду, гладите белье, убираете квартиру. Конечно, хорошо бы просто сесть или прилечь на диван и поиграть с ребенком. Объясните ребенку, что это игра, а не занятие. Хорошо, если в игру включаются и друзья, пришедшие в гости.
          За работу - и желаем успеха! В результативности ваших занятий с ребенком мы не сомневаемся.


Задания по развитию психических функций и речи

Игры на развитие внимания и памяти, пространственных представлений

Игра 1. Положите один на другой 7-8 предметов. Предложите ребенку назвать их снизу вверх и сверху вниз. Рассмотрев предметы (20-30 с), ребенок должен отвернуться и назвать их в той же последовательности, указывая расположение одних предметов по отношению к другим: карандаш на книге, книга под карандашом.

Игра 2. После предыдущей игры, больше не предъявляя эти предметы, предложите ребенку назвать, какого они цвета, из чего сделаны, как используются (для чего нужны).
      
Инструкция ребенку: «Запомни и повтори считалочку»:

В процессе запоминания считалочки ребенку поможет рисунок, обозначение количества гусей спичками, пуговицами, пересчет пальцами.

Три гуся летят над нами,
Три других - над облаками,
Два спустились за ручей,
Сколько было всех гусей?

Упражнение на развитие слухового восприятия, дифференциацию звуков в слогах

Инструкция ребенку: «Повторяй за мной».
Ребенок повторяет за вами прямые и обратные слоги, которые вы четко произносите, меняя интонацию по следующей схеме:
ПО произносите с восклицательной интонацией, затем повтор ребенка;
ОП произносите с вопросительной интонацией, затем повтор ребенка.

Упражнение на развитие зрительного восприятия, графомоторики

Инструкция ребенку: «Назови (или запиши) буквы, которые ты видишь».

Инструкция ребенку: «Дорисуй недостающие части букв».

Упражнение на развитие техники чтения, памяти

Инструкция ребенку: «Прочитай слоги слитно и повтори получившиеся сочетания слогов».

Упражнение на развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

Инструкция ребенку: «Я буду называть слово по звукам. Слово будет обозначать предмет, который ты должен найти на картинке или показать его в комнате (на улице)».

л-и-с-а = лиса
к-а-ш-а = каша
м-ы-ш-к-а = мышка
а-и-с-т = аист

И наоборот, ребенок произносит слово по звукам, а вы отгадываете: «А теперь ты загадай мне какое-нибудь слово».

Упражнение на активизацию словаря

Инструкция ребенку: «Придумай слова на тему „Осень“. Составь рассказ об осени».

Упражнение на развитие слухового внимания

Инструкции ребенку:
      
 «Подними руку, когда услышишь в конце слова звук [a]»:
      курица, волки, медведь, лошадь, корова, лиса, собака, кошка, сороки.
      
 «Определи и скажи, какое место звук [у] занимает в словах»:
      иду - зову - утро - укроп - несу - удочка - узкий - бегу.
      
 «Назови слово, начинающееся на звук [у] (утро, умывальник, уши...), и составь с ним предложение».

Зрительный диктант

Дайте ребенку прочитать один раз слово (предложение), затем закройте его и попросите написать это слово (предложение). После этого попросите ребенка прочитать про себя написанное им слово (предложение), исправить ошибки, если они есть. Затем покажите ребенку следующее слово (предложение) и опять проведите работу в той же последовательности. В заключение вы проверяете диктант из 4-5 слов (предложений), записываете количество ошибок и ставите отметку, но только в том случае, если она положительная.
      Например: Это кот. Красная роза. Белый снег. Дети идут.
      Не забывайте после каждого занятия отметить успехи ребенка, похвалить его.

Упражнение на развитие словаря и грамматического строя речи

Инструкция ребенку: «Я буду задавать тебе вопросы, а ты - отвечать на них».

Дерево, куст

- что делают?

Лимон, яблоко

- какие?

Овощи, фрукты

- что делают?

Мед, сахар

- какие?

Дождь, снег

- что делают?

Лает, бегает

- кто?

Корова, лошадь

- что делают?

Сидит, рисует

- кто?

Ковер, скатерть

- что делают?

Спит, лакает

- кто?

Яблоко, груша

- какие?

Моросит, льет

- что?

Чай, вода

- какие?

Кружится, падает

- что?

Лиса, заяц

- какие?

Светит, греет

- что?

Шуба, одеяло

- какие?

Сочное, сладкое

- что?

Лед, снег

- какие?

Желтый, кислый

- что?

Трава, крокодил

- какие?

Большая, грузовая

- что?

Упражнения на развитие слухового восприятия, техники речи

Инструкции ребенку:
      
 «Запомни и повтори»:
      Водовоз вез воду из-под водопровода.
      На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
      (Чистоговорки надо говорить быстро, четко и правильно!

Объясните ребенку происхождение слова «чистоговорки».)
      
 «Повтори цепочку слогов»:

ка-га-ха
са-ма-на-ра
ту-па-ку-ла-ву

ам-ос-ут
ор-ащ-ищ
им-ит-ир

Упражнение на развитие внимания, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

Разложите перед ребенком 7-8 картинок.
      
Инструкция ребенку: «Я буду называть слово по звукам. Слово будет обозначать предмет, который ты должен найти на картинке или показать его в комнате (на улице)».

д-о-с-к-а
      п-е-н-а-л
      у-р-о-к
      м-е-л
      к-а-р-а-н-д-а-ш

А теперь пусть ребенок возьмет картинку, и сам назовет слово по отдельным звукам. Затем поиграйте с ним так же, но уже без опоры на картинки.

Упражнение на развитие логического мышления

Инструкция ребенку: «Подумай и продолжи ряд» (до конца строчки):

Упражнение на развитие слогового анализа и синтеза слов

Инструкция ребенку: «Отгадай, какое слово к какой схеме относится, соедини слово с соответствующей схемой стрелками».

Упражнение на развитие слогового анализа и синтеза

Инструкция ребенку: «Прочитай (или послушай) слова и подбери к ним пару - слово с таким же первым звуком».

Мама - мак
Кот - куст
Мила -
Рама -
Дать -
Рот -
Римма -

Пара -
Сыт -
Перо -
Путь -
Рита -
Соль -
Зима –

Слуховой диктант

Инструкция ребенку: «Будь очень внимателен. Сейчас ты запишешь несколько слов (или предложений, это зависит от уровня готовности ребенка), и все они будут написаны тобой без ошибок. Писать ты будешь по волшебной системе, как в сказке. Я произнесу слово (предложение) только один раз, затем ты его повторишь, а потом запишешь». Если письмом ребенок пока не владеет, можно предложение печатать печатными буквами или складывать из разрезной азбуки.

Маша шла по улице.
Летел шар.
Деревья весело качались.

Упражнение на развитие навыков чтения и внимания

Инструкция ребенку: «Сейчас мы с тобой по очереди будем читать сказку (рассказ). Начну читать я, а ты внимательно слушай и следи за текстом».
      Перед чтением сказки (рассказа) сядьте рядом с ребенком так, чтобы он мог следить за вашим чтением. Вы начинаете выразительно читать текст сказки (рассказа), останавливаясь перед каким-то словом, которое должен прочитать ребенок. После того как ребенок сделает это, чтение продолжаете опять вы. Постепенно увеличивайте количество остановок (включений в чтение ребенка). Если ребенок обладает достаточным уровнем развития навыков чтения, то читайте по цепочке следующим образом: сначала вы прочитываете 2-3 предложения, затем ребенок - следующие 1-2 предложения. И так далее.

Волшебная история «Камень и цветок».

На дороге рос красивый Цветок. По соседству с ним лежал Камень.
      - Ну вот, еще один! - проворчал Камень, увидев Цветок. - Все вы цветы одинаковые, оживаете на несколько дней и снова умираете.
      Цветок лишь промолчал в ответ, подставляя свои хрупкие лепестки каплям весеннего дождя.
      По дороге шел усталый задумчивый Путник. Споткнувшись о Камень, он упал. Цветок приблизился к губам упавшего, и тот почувствовал прохладу прошедшего дождя.
      Набравшись сил, Путник встал с земли. Столкнув Камень в пыльную канаву, он пошел дальше.
      - Не горюй! - крикнул Цветок вслед Камню. - Запомни: не обязательно жить вечно, чтобы быть нужным кому-то.

Игры на развитие внимания и памяти

Игра 1.

Инструкция ребенку: «Расставь буквы в соответствии с цифрами, т. е. напиши рядом с каждой цифрой ту букву, которая стоит в образце».
      Вы даете образец:

3

2

8

8

4

2

5

1

8

7

2

6

3

3

Количество цифр в рядах необходимо постепенно увеличивать до 10-15, a количество рядов - до 6-7.

Игра 2.

Покажите ребенку 6-7 цветных карандашей (20 сек), убрав их, предложите ему перечислить карандаши в предъявленной ранее последовательности.

Игра 3.

Предложите ребенку, посмотрев вокруг 15-20 секунд, найти предметы одного цвета (одной формы), назвать их. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей (в данном случае выигрывает тот из детей, кто назовет последний предмет).

Упражнение на развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие речи

Инструкция ребенку: «Составь слово из звуков, которые я произнесу, и придумай с этим словом предложение».
      Вы произносите слова отдельными звуками, четко их артикулируя:
      
 м-а-ш-и-н-а
      (Например: Веселая машина летела с холма. Грустная машина ползла по дороге.)
      
 д-и-в-а-н
      (Например: Протертый диван жалобно скрипел. Новенький диван приглашал полежать.)

Упражнение на развитие логического мышления

Инструкция ребенку: «Какая картинка в каждом ряду лишняя (не подходит)? Объясни почему».

Занятия по развитию речи и мышления:

 думаем и говорим, называем и объясняем

Советы родителям, педагогам, логопедам

   Начинайте работать с ребенком с того времени года, которое за окном. Внимательно прочитайте вопросы к каждой картинке. Не спешите переходить от одного текста к другому и от картинки к картинке: ребенок должен точно и быстро отвечать на разнообразные вопросы и выполнять разные задания.
      Заранее подберите необходимый материал для занятий.
      Старайтесь максимально использовать иллюстративный материал для развития разных видов познавательной деятельности ребенка.
      Следите, чтобы ребенок говорил четко, громко, правильно. Постоянно обращайте его внимание на окружающий мир, природу, погоду, старайтесь, чтобы ребенок больше говорил по содержанию картинки.
      Расширяйте кругозор ребенка: чаще задавайте вопросы и непременно отвечайте на все его вопросы.
      Не торопите ребенка с ответом: дайте ему подумать, помогите наводящими вопросами, постарайтесь предупредить возможную ошибку.
      Для удобства пользования содержание каждого занятия условно разделено на 5 разделов: лексический, грамматический, логико-грамматический, фонетический, дополнительный материал по теме (стихотворения, чистоговорки, загадки). Каждый раздел может быть дополнен вашими аналогичными вопросами и заданиями.

Зимний пейзаж

I

      1) Беседа по теме:
      
 Какое это время года? Почему ты так думаешь?
      
 Какое время года будет после зимы? А какое было перед зимой?
      
 Что изменилось в природе по сравнению с осенью, летом?
      2) Назови зимние месяцы, зимний праздник.
      3) Закончи предложение: Зимой холодно, а летом ... . Зимой пасмурно, а летом ... . Зимой снег землю покрывает, а весной он ... .
      4) Подбери слова, подходящие по смыслу: белая ..., зеленая ..., трескучий ..., искрист

ый ... .
      5) Объясни, почему так говорят: «Мороз невелик, а стоять не велит».

II

      1) Составь предложение со словом «зима».
      2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: реки, около, сугробы, намело.
      3) Ответь на вопросы:
      
 Зимой много чего?
      
 На что падает снег?
      
 Чем покрыта земля?
      
 Что на реке под снегом?
      
 Горка изо льда, она какая?
      4) Вставь пропущенные слова:
      Снег лежит ... деревьях. Снежинки кружатся ... лесом. На реке лед ... снегом.
      5) Объясни, от каких двух слов образовано слово «снегопад», «бурелом».

III

      1) Исправь ошибку: Снег покрыт землей.
      2) Выбери правильное предложение: Стало холодно, потому что наступила зима. Наступила зима, потому что стало холодно.
      3) Закончи предложение: Река покрылась льдом, потому что она ... .

IV

      1) Назови первый звук в словах «сугроб», «стужа»? -  [с].
      2) Дай характеристику звука [с]. - Согласный, глухой, твердый.
      3) Назови парный согласный. - [з].
      4) Сравни, в чем различие звуков [с] - [з]? - [с] - глухой, а [з] звонкий.
      5) Подбери слова на звук [з]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
      6) Послушай и скажи, какие слова получатся (произносите слова по звукам): с-т-у-ж-а,  з-и-м-а.

V

      1) Выучи:

      Декабрь год кончает,
      А зиму начинает.           

      В зимний холод -
      Всякий молод.

      2) Отгадай:  
  
      Снег на полях, лед на водах,
      Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой.)

      Бел, а не сахар,
      Нет ног, а идет. (Снег.)

Литература:  Развитие речемыслительных способностей детей.

О. А. Ишимова, Е. Д. Худенко, С. Н. Шаховская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Конспект открытой образовательной деятельности по развитию когнитивных процессов для детей старшего дошкольного возраста

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый«этаж» за...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...