Выступление из опыта работы "Проектная деятельность в художественно -эстетическом развитии детей с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Шестакова Ольга Федоровна

Изучается эффект комплексного воздействия на дошкольника разных специалистов с применением элементов сказкотерапии

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.Н. Пахмутова, музыкальный руководитель,

С.А. Александрова, воспитатель,

 О.Ф. Шестакова, учитель-дефектолог,

МДОУ «Детский сад №19 «Светлячок»

г.Волжска Республики Марий Эл

Проектная деятельность в художественно-эстетическом развитии детей с ОВЗ

В дошкольном образовательном учреждении метод проектов является актуальным и эффективным способом решения задачи коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

             В нашей группе 21 человек по списку, из них 7 детей с особыми образовательными потребностями, а 14 детей – нормально развивающиеся.

              Мы считаем, что метод проекта обогащает речь дошкольника, его внутренний мир, развивает психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. А также развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

               Был разработан и реализован долгосрочный проект «На истоках сказки», так как сказка –доступный литературный жанр и она позволяет решить весь комплекс проблем воспитанников.

                 Цель нашей проектной деятельности: создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ.

В проектной деятельности мы использовали дифференцированный подход к детям, учитывали уровень индивидуального развития, личностные особенности, уровень сформированности знаний, умений, навыков.

                 

   Данный проект позволил решить такие задачи:

  1. Обеспечить эмоционально-психологическое благополучие и здоровье детей в условиях комбинированной группы ДОУ.
  2.  Развить у детей память, внимание, воображение, коммуникативные навыки.
  3. Совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь.
  4. Сформировать творческие способности, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (музыка, живопись, литература).

         Проект состоял из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

         Подготовительный этап включал в себя подбор и изучение методической и художественной литературы, составление конспектов занятий и развлечений, создание наглядного материала: альбомы «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой».

           Основной этап включал выполнение творческих работ детьми, создание вместе с детьми и родителями дидактических игр, проведение с детьми подгрупповых и индивидуальных занятий. Также были проведены консультации для родителей: «Развитие творческих способностей детей», «Искусство как средство художественно - нравственного воспитания детей», «Сказкотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми»; мастер-класс «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии детей».  

В рамках проекта были проведены занятия («Мой любимый герой» (ОО «Художественно-эстетическое развитие»), «В гости к бабушке Маланьюшке» (ОО «Познавательное развитие»), «Сказка в музыке» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» - «Музыка»). Итогом был спектакль «Муха-Цокотуха» по К.И.Чуковскому.  

            На заключительном этапе были подведены итоги.

Продуктами проектной деятельности стали: конспекты занятий «Сказка в музыке», «В гости к бабушке Маланьюшке», сценарий спектакля «Муха-Цокотуха», дидактические игры «Собери картинку», «Из какой сказки герой», «Домино», альбом загадок, фотографий, создание альбомов с лучшими рисунками детей. В группе обогатились: «Центр художественного творчества», «Музыкально-театральный центр», «Речевой центр». Была организована выставка самодельных книг, созданных воспитанниками и их семьями.

            Технология проектирования дала возможность дошкольникам и их родителям стать активными участниками воспитательного процесса. Совместный сбор материалов, создание работ, костюмов и декораций - раскрыли творческие способности детей. У детей появилось осознанное отношение к себе и потребность в творчестве.

          Родители с желанием и интересом участвовали в жизни группы, ДОУ, активно взаимодействовали с ребёнком и с педагогами через проектную деятельность.

          Применение метода проекта позволило обогатить знания детей, расширить словарный запас, развить творческие и коммуникативные способности воспитанников. Самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе.

Мы планируем продолжить работу в данном направлении и реализовать в следующем году новый проект.

Литература:

1. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность, - М.; Просвещение, 2004.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.

3. Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» -  –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

4.Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - «Академия развития», 1998.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2005.

6. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография / Мн.: НИО, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста».

Сообщение из опыта работы  Сообщение из опыта работына тему: «Художественно-эстетическое развитиедетей младшего дошкольного возраста»....

Презентация опыта работы по теме "Художественно – эстетическое развитие детей с нарушением зрения дошкольного возраста "

Особенности организации художественно-эстетической деятельности детей с нарушением зрения Дети, страдающие амблиопией и косоглазием испытывают ряд трудностей прежде всего в зрительном восприятии ...

Выступление на заседании РМО для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС»

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Основной принцип работы "Учение через увлечение" .Первоначально необходим...

Выступление «Модель сопровождения образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

Обеспечение необходимых условий для реализации художественно-эстетического развития детей при условии реального введения ФГОС ДО....