Неговорящий ребенок. Этапы работы
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

неговорящий ребенок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл negovoryashchiy_rebenok._nachalnye_etapy_raboty.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Начальный этап коррекционной работы с неговорящими детьми.

Любые занятия по развитию речи у неговорящих детей начинаются с воспитания понимания обращенной к ним речи, с развития неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления и т.д.

Особое значение мы придаем:

1)      развитию слухового внимания и памяти (ребенка учат различать звучание музыкальных игрушек и других предметов, определять последовательность их звучания и местоположение звучащего предмета в пространстве);

2)      развитию зрительного внимания и памяти (необходимо, чтобы ребенок научился находить и показывать пальцем игрушку, картинку, соотносить их со словами-названиями, удерживать в памяти ряд предметных образов (игрушки, предметы, картинки));

3)      развитию пространственных представлений (сначала по подражанию логопеду, а затем по речевой инструкции ребенка учат располагать картинки в пространстве, складывать разрезные картинки);

4)      воспитанию у ребенка подражательности: подражательная моторика, сначала общая, затем ручная и артикуляторная (по В.К.Орфинской);

5)      научению длительному управляемому ротовому неречевому выдоху с помощью упражнений: дутье на вату, пушинку, в бутылочку, в трубочку и т.д.

Наряду с развитием импрессивной речи осуществляется обучение активной речи на материале звукоподражаний с опорой на соответствующие игрушки и картинки.

Методика использования звукоподражаний предусматривает определенную последовательность.

В начале работы логопед предъявляет ребенку пять знакомых изображений животных, «крики» которых можно обозначить фонетически простыми звуками-эквивалентами или звукосочетаниями: «му» - корова, «пи» - мышка, «у» - волк, «и» - зайка, «га» - гусь и т.д. Логопед держит картинку рядом со своим ртом для того, чтобы ребенок одновременно мог видеть и изображение животного, и движения артикуляторных органов логопеда, произносящего соответствующие изображению звукокомплексы.

В процессе предъявления всех картинок одни дети пытаются повторять сразу за логопедом, другие только шевелят губами, а часть детей просто следят за его действиями. Если ребенок не делает никаких попыток к повторению, можно разложить картинки перед ним и попросить: «Дай му», «Дай пи»; чтобы сформировать условную связь звучания и изображения, необходимо назвать животное.

Естественно, при повторении ребенок испытывает трудности артикулирования отдельных звуков, и в этих случаях рекомендуются соответствующие традиционные артикуляторные упражнения. Например, если при имитации во волка (у-у-у) ребенок не может вытянуть губы вперед, его следует учить дуть в трубочки, обнимая их губами, при этом диаметр предлагаемых трубочек постепенно уменьшается; если ребенок не в состоянии сомкнуть губы при подражании пищанию мышки (пи), рекомендуются упражнения «пузырек» (надуть щеки и резко «разорвать» смычку губ), «воздушный поцелуй», либо простое механическое сжимание губ пальцами.

В последующие занятия постепенно увеличивается количество предъявляемых картинок с изображениями животных, рекомендуются необходимые артикуляторные упражнения. Подобным образом подготавливается артикуляторная база для правильного произношения, и ребенку становится доступной артикуляция практически всех звуков по подражанию.

Многие звукоподражания по своему составу напоминают лепетную речь – обязательный этап нормального становления речи ребенка. Однако у большинства детей с алалией лепет отсутствовал или был ограничен. Поэтому с помощью этого способа удается развить фонетическую сторону речи. Принятые в русском языке звукоподражания включают в себя практически все звуки русского языка. Нами используется обычно около 30 звукоподражаний, обозначающих «крики» животных, а также около 100 слов-звукоподражаний различного характера, типа «шлеп», «бух», «ту-ту». Заучивая «крики» по подражанию за логопедом, дети неспецифическими методами овладевают правильным звукопроизношением.

В работу со звукоподражаниями постепенно вводится фраза с употреблением названия кричащего животного: «Корова – му», «Собака – ав» и т.д.

На дальнейших этапах фраза увеличивается до трех слов: «Корова мычит «му»», «Собака лает «ав»» и т.д.

Предлагаемая нами методика использования звукоподражаний при одновременном развитии всех психических функций ребенка и его импрессивной речи в большинстве случаев способствует появлению активной речи. Для закрепления звукоподражаний родителям рекомендуется петь народные песенки, потешки, прибаутки, колыбельные, в которых содержатся слова наиболее близкие, понятные, доступные ребенку.

Реальная наглядность каждого звукокомплекса раскрывает очень знакомое и понятное для ребенка лексическое значение.

Некоторые слова русского языка образовались от звукоподражаний (ж-ж-ж – жужжать – жук – жужелица, ку-ку – кукушка). Следовательно, звукоподражания дают представления и об этимологии слов.

Эти звуковые комплексы служат и для понимания переносных значений слов и выражений, таких как не каркай, лаяться, куковать и др. Поэтому овладение ими способствует дальнейшему обогащению импрессивного словаря.

Полисемантизм употребления слова-звукоподражания позволяет одним и тем же звукокомплексом, например «хрю», обозначить и свинью, и поросенка, и «свинья идет», и грязнулю, и хрюкание – все, что связано с образом свиньи, т.е. звукоподражание может заменять не только существительные, но и глаголы, прилагательные, междометия. Такое расширение значений позволяет ребенку усложнять синтаксические связи и строить фразы типа «Мяу топ», «Ава па», «Би-би ку-ку», «Она делает чик», «Оля села и би-би».

При этом до минимума сокращаются такие нарушения слоговой структуры, как опускание, перестановка звуков, слогов; слова (фразы) максимально приближаются к понятному звучанию.

Как только у ребенка сформировалась минимальная фонетическая база, следует вводить в дидактические игры типа лото, домино и др. простые, строго заданные фразы: «У меня утка», «Дай…», «Это…», «Я взял…», «Я ставлю…» и т.п., которые он уже способен повторить вслед за логопедом.

Методика использования звукоподражаний в начале работы с неговорящими детьми позволяет достичь следующих результатов:

1.      Создание более естественной мотивации для овладения ребенком экспрессивной речью. Использование звукоподражаний играет психотерапевтическую роль: используя звукоподражания, ребенок получает одобрение, похвалу со стороны взрослых, у него исчезает негативизм, появляется уверенность в своих силах и желание говорить.

2.      Развитие способности к подражанию речи, действиям взрослых.

3.      Создание основы для построения фразы, овладения грамматическими средствами и для расширения словаря.

4.      Воспитание правильного звукопроизношения.

5.      Помощь в обучении детей чтению.

«Как научить ребёнка говорить?»

Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.

Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.

Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

2. Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»

Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

3. Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».

Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного  потока слов.

Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

 5. Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и  старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к  литературе.

Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

6. Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.

Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей.

Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.

Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.

Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи.

Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

9. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает,  пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезнапальчиковая гимнастика!

10. Исключите любые чрезмерные требования!

Разве это не должно быть очевидным?

Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.

Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

Литература:

     

  1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду.-М.:ТЦ «Сфера», 2003.- 88с.
  2.  . Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы// Особый ребёнок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. –М.: Центр лечебной педагогики,1999. –Вып.2 -44–52с.
  3.    . Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.- М.: Просвещение, 1987.
  4. Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М.: Айрис-пресс,2004.-48с.
  5.  Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком.- М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ,1997.- 88с.
  6.  6Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М, 1977
  7.  Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр игровых упражнений. — М.: Книголюб, 2008.-128с
  8.   Нестерюк Т. В. Психосоматическая гимнастика. — М.: Книголюб,2006.-24с.
  9. Полякова М. А. Как правильно учить ребёнка говорить /стимулирование развития речи детей, предупреждение и коррекция речевых нарушений, постановка речи у неговорящих детей. М.:ЛОГО ЭЙДОС, 2014
  10. Сударикова С. А. Организация учебного процесса с использованием новых информационных технологий обучения./ Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 2008 года.

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

“Детский сад комбинированного типа с группами для детей с нарушениями речи”№41.

Консультация для родителей:

«Неговорящий ребенок.

Начальные этапы работы»

Учитель-логопед

Ефремова Т.М.

высшая категория

        

Нижнекамск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для неговорящего ребенка

Методика логопедической работы при алалии и задержке речевого развитияПри алалии в основе логопедической работы находится формирование языковой системы ребенка. Сначала необходимо создать услови...

задача в работе логопеда с неговорящим ребенком

Основная задача в самом начале коррекционной работы — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи....

Ребенок с ОВЗ в общеразвивающем детском саду. Этапы работы

В статье рассматривается инклюзивное образование в дошкольных учреждениях. Современные реалии....

Коррекционная работа с неговорящим ребенком при артикуляционной диспраксии

Рассмотрим основные этапы формирования речи при АД...

Методическая разработка " Дневник взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса по работе с неговорящим ребенком"

Методическая разработка " Дневник взаимодействия  учителя-логопеда со  всеми участниками образовательного процесса по работе с неговорящим ребенком".  Основная цель «Дне...

Альбом для работы с неговорящим ребенком

Наш альбом предназначен для занятий с детьми от 2-х лет, которым трудно начать разговаривать. На каждой странице имеется подробная инструкция. Вопросы и задания читаем с выражением, выделяя голосом зв...